Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шива собрал по капле воды из всех святых мест и создал озеро, известное как Бинду-саровара.



 

После убийства двух демонов, Критти и Васы, Бхуванешвари в форме девушкипастушки, от жажды впала в сонливость. Чтобы утолить жажду Бхуванешвари, Махадева пронзил гору наконечником своего трезубца и сделал водоём, который известен как Шанкара-вапи, или водоём господа Шивы. И всё же, Бхуванешвари пожелала напится воды из освящённого водоёма. Тогда Шамбху послал своего Быка принести воду из всех священных мест и позвал Брахму освятить водоём проведением жертвоприношения. Все приглашённые Быком полубоги во главе с Брахмой, собрались в этом месте и предложили свои поклоны Бхуванешваре. Затем Бык принёс воду из Мандакини и других небесных источников; он принёс воду из Праяги, Пушкари, Ганги, Гангадвари, Наимиши, Прабхасы, Питри-тиртхи, Ганга-сагара-сангамы, Пайошни, Випаши, Шатадры, Кавери, Гомати, Кришны, Ямуны, Сарасвати, Гандаки, Ршикульи, Маханади и других земных источников; он принёс воду из молочного океана и других источников, вплоть до Паталы. Когда Бхуванешвара увидела все олицетворённые тиртхи, собравшиеся в этом месте, он поднял трезубец и пронзив им гору сказал, " В этом месте я решил создать озеро. Пусть все присутствующие предложат по капле своей воды этому озеру". Когда тиртхи исполнили указание Шамбху, Господь Джанардана и полубоги, возглавляемые Брахмой, совершили в озере омовение. Бхуванешвара со своими последователями тоже с радостью окунулись в эти воды. Бхуванешвара сказал: " Отныне здесь будут два чистых водоёма, Шанкара-Вапи и Бинду-саровара. Тот, кто совершит омовение в Шанкара-Вапи, обретёт качества, которыми обладаю я, а омывшись в водах Бинду-саровара, он достигнет моей обители".

После этого лучший из вайшнавов, Шамбху, предложил свои поклоны Джанардане и сказал: " О, Пурушоттама, будь милостив, поселись здесь вместе с Анантой, на восточном берегу этого озера, в форме двух Божеств, и как мои повелители, защитите эту обитель". С тех пор Господь Ананта Васудева благословил дорогого Шанкару, отдав ему остатки Своей трапезы и поселился на восточном берегу Бинду-саровары, как повелитель Шамбху и защитники этой обители. Таким образом, там поклоняются Бхуванешваре Шамбху, с предложениями остатков еды Шри Шри Ананты-Васудевы.

В Сварнадри-маходайе сказано, что озеро Бинду-саровара, также известно как Маникарни, и в нём духовная сила всех тиртх. Если человек получит даршан Шри Ананты Васудевы после омовения в Маникарни, высшей из всех тиртх, он безусловно отправится на Вайкунтхалоку. Подношения, предложенные брахманам и вайшнавам в этом месте, приносят плоды в сто раз превосходящие плоды от посещения других святых мест, а предложение предкам прасада Шри Ананты Васудевы, доставляет им огромное удовольствие. Омовение в озере Бинду-саровара, приравнивается к благу, полученному от омовений во всех святых местах. Даршан Шри Ананты Васудевы после совершения омовения, приносит не имеющие себе равных плоды.

Праздники посвящённые Шри Шри Ананте-Васудеве, Чандана-ятра Шри Шри Мадана-мохана и праздник с играми на лодках – все собраны в водах Бинду-саровары.

Древний храм Шри Ананты Васудевы как и прежде находится на восточном берегу Бинду-саровары. Этот храм прекрасно украшен. Божество Шри Ананты Васудевы Вишну было установлено в этом грандиозном храме, украшенном чудесными образцами изобразительного искусства и архитектуры, Шри Бхавадевой Бхаттой, жителем Сиддхала-грамы. Царём из династии Саварна были отданы в дар сведущим брахманам много деревень.

Сиддхала-грама – лучшая из них. Тут приняли рождение три великие души – Махадева, Бхавадева (первый) и Аттахаса. Из них, особо прославился и стал знаменитым Бхавадева. Он получил в дар от царя Гауды село Хастини. У него было восемь сыновей во главе с Ратхангой. Сыном Ратханги стал Атьянга, сыном Атьянги стал Будха, а сыном Будхи – Адидева, который стал премьер-министром царя Гауды. Сын Адидевы Говардхана женился на девушке из семьи Бандьягхатья. Из её лона родился Бхавадева второй. Этот Бхавадева был весьма сведущим в тантре, математике, астрологии и Аюрведе. Книги по астрологии, логике и мимамсе, написанные им, стали известными в среде учёных. Бхавадева был советником царя Харивармадевы, благодаря чему он и его сын долгое время наслаждались царским правлением. Этот Бхавадева Бхатта в различных местах Радха-деши построил много водохранилищ, которые к нашему времени почти все высохли. Именно он воздвиг храм и установил там Божество Шри Ананты Васудевы Вишну, и поддерживал чистоту Бинду-саровары, проводя дноочистительные работы. Ему присвоен титул Бала-валлаабха-бхуджана. Эти сведения о династии Бхавадевы Батты высечены на каменной плите в храме Шри Ананты Васудевы. Поэт по имени Шри Вачаспати, дорогой друг Бхавадевы, описал все события в стихах. Этот камень с надписью хранился в храме до середины девятнадцатого века. После, полковник Кито Сахеба перенёс текст с этого камня, описывающем Мегхешвару, на стену храма Шри Ананты Васудевы. Размеры этой надписи – два локтя и два дюйма в длину и один локоть, один дюйм в ширину (локоть приблизительно равен полутора дюймам). Надпись на камне состоит из двадцати пяти строк, а каждая буква – высотой около половины дюйма.

В шестой и седьмой главах Сварнадри-маходайи, Махадева говорит: " О, Брахма, ты вместе с другими полубогами должен прийти в лес Экамрака и провести поклонение древней линге с различными трансцендентными атрибутами. Завершив поклонение вы должны с верой почтить остатки своих предложений".

Выслушав указание Махадевы, Брахма спросил, " О Махешвара, мы не знаем, насколько ты славен. Мудрецы говорят, что остатки предложения линге не заслуживают почтения. Так как же мы можем принять эти остатки? "

Вьяса сказал: " Несмотря на то, что остатки предложения линге принимать не следует, Шри Бхуванешвара – не линга, а вечный Верховный Брахман. Предписания, которые запрещают почитать остатки подношений Шиве, не применимы к Бхуванешваре. Полубоги почтили прасад Бхуванешвары, чтобы преодолеть материальный океан. Продукты питания, предлагаемые Бхуванешваре, следует принимать с пониманием того, что они трансцендентны. Прасад Бхуванешвары могут принимать все без исключений, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры и неприкасаемые, а противники этого – неизбежно проследуют в ад. Получив прасад Бхуванешвары, следует немедленно его почтить. Прасад Бхуванешвары никогда не оскверняется, даже от прикосновения нечистых живых существ. Надо раздавать и предлагать этот прасад полубогам, предкам и брахманам. Благо от распространения прасада Бхуванешвары не уступает плодам, обретаемым от посещения Курукшетры во время солнечного или лунного затмения. Независимо от того, остатки сухие, чёрствые или они долго были в пути, почитание прасада Бхуванешвары избавляет от всех скверных привычек.

Почитая прасад Бхуванешвары человек обретает плод, равный благу, получаемому от созерцания, поклонения, медитации или от слушания повествований о славе Вишну. Даже питаясь одним нектаром, можно родиться снова, но больше не придётся принимать рождение тому, кто почтит прасад Бхуванешвары. От одного вида прасада Бхуванешвары исполнятся все желания зрящего; лишь поднеся его к голове, человек уничтожает все свои греховные реакции; лишь почитая его, человек избавляется от последствий приёма нерастительной пищи; один запах такого прасада уничтожает грехи, совершённые мысленно; один взгляд на него открывает духовное видение; намазывание им очищает всё тело; почтительное вкушение такого прасада даёт плод, достигаемый от соблюдения экадаши без воды; прославляя его с глубоким почтением, человек обретёт преданное служение Вишну".

Мудрецы продолжали вопрошать, а Вьяса рассказывать: " В Брахманда пуране Брахма говорит Нараде, " Что говорить о людях, если даже полубоги, возглавляемые Брахмой, принимают формы людей, чтобы получить прасад Бхуванешвары. Для приёма прасада Бхуванешвары нет никаких правил или ограничений по времени. Если человек примет прасад Бхуванешвары, которого коснулся самый ужасный из грешников, он обязательно достигнет обители Вишну. Тот, кто осуждает прасад Бхуванешвары и сравнивает его с обычными остатками предложений Шива-линге, непременно отправится в ад. Гаури, величайшая из вайшнави, готовит предложение Бхуванешваре, а вечный Верховный Брахман принимает предложенное. Поэтому не может быть и речи о осквернении контактом с нечистыми живыми существами. Необходимо знать, что эти остатки полностью трансцендентны. Если остатков еды Шри Ананты Васудевы и маха-маха-прасада Шри Бхуванешвары коснётся язык собаки, или они будут принесены из места хранения, где находились вместе с продуктами нерастительного происхождения, их следует принимать даже самым возвышенным из брахманов. Употребляя в пищу эти остатки, предложенные трансцендентной линге, человек найдёт прибежище у Господа Вишну, а это редкая удача, о которой мечтают такие личности как Брахма и Индра. Те, кто оскорбляют преданных, вкушающих этот маха-прасад, будут жить в аду, пока солнце и луна сияют в небе. Независимо от того, совершил человек омовение или нет, просто почитая маха-прасад Бхуванешвары, он очищается внешне и внутренне. Своими тысячами уст даже Анантадева не в состоянии описать славу этого маха-маха-прасада – остатков трапезы Шри Ананты Васудевы. Можно порадовать Бхуванешвару просто слушая о славе этого прасада, и если Бхуванешвара будет удовлетворён, довольным останется и Говинда".

Каждый день, совершив поклонение и сделав предложение Шри Шри Ананте Васудеве, Шри Бхуванешвара сам принимает поклонение и подношения. Эта система попрежнему действует в Бхуванешваре. Помимо этого, он учит преданному служению Вишну людей всего мира, учредив правила отказа от материальных наслаждений ради удовлетворения Кришны и собственным примером показывает как им следовать. Он сам не ездит на колеснице, и не прогуливается во время фестиваля Чандана-ятра, и не катается на празднике лодок, но предлагает эти средства передвижения и другие благостные атрибуты поклонения своим вечным повелителям, Шри Ананте-Васудеве и Шри Шри Мадана-мохану. Всякий раз, когда упоминается, что Шри Бхуванешвара передвигается на летательном аппарате или на колеснице, следует понимать, что целью всех таких перемещений является желание удовлетворить Шри Мадана-мохана и Шри Ананту-Васудеву.

Панды (священники) из Бхуванешвары называют Шри Мадана-мохана – пратинидхи или " представителем" Бхуванешвары. В этом контексте слово " представитель" не означает подчинённый, в обычном понимании, как в отношениях между царём и его служащим. Исходя из положения шакти-таттвы, Шри Бхуванешвара лично не принимает какие-либо подношения ради собственного удовольствия, а предлагает их своему единственному Господу, в высшей степени независимому Шри Мадана-мохану, который является источником всех энергий и собственником всех объектов наслаждений. Другими словами, так как он не является независимым наслаждающимся, и вместо этого делает всё ради удовлетворения своего Господа, Господь относится к нему, как к Своему " представителю". Вместо того, чтобы принимать поклонение себе, Бхуванешвара принимает поклонение от имени своего Господа, Шри Мадана-мохана и Шри Ананты-Васудевы. Даже если он когда-либо и принимал служение себе, то делал это как слуга Шри Маданамохана или Шри Ананты-Васудевы. Он не независим, и не принимает какого-либо служения для собственного удовольствия.

Божество Шри Мадана-мохана, пребывающее в Шри-Бхуванешваре имеет не двурукую, а четырёхрукую форму. Верхняя левая рука Мадана-мохана изображает лань, в верхней правой руке – топор, Его нижняя левая рука изображает жест бесстрашия, а нижняя правая рука изображает благословение. Шри Мадана-мохану, Шри Говинде, пятиглавому Махадеве, виджая-мурти Шри Ананты-Васудевы, четырёхрукой форме Харихара мурти, и Шри-Шалаграме поклоняются в храме к югу от изначального храма Бхуванешвары.

Комитет ответственных попечителей, поддерживающих служение в храме Шри Бхуванешвары представляют: Шриюкта Приянатха Чаттопадхьяйа, адвокат из Каттаки, Шриюкта Гангадхара Чаудхури, землевладелец из округа Пури и Шриюкта Гопала Прахарараджа, тоже адвокат из Каттаки. Комитет в этом составе нанял управляющего по имени Шриюкта Лачман Рамануджа даса. Управляющий контролирует доходы и расходы, и обеспечивает различное служение и поддержание храма Бхуванешвары с помощью следующих четырёх старших пандов: Джаганнатхи Махапатры, Нараяны Макадамы, Дамодары Сантары и Садайа Махапатры.

У ворот льва в храме Шри Джаганнатхи, ради блага падших душ, не входящих в систему варнашрамы, установлено мурти патита-паваны. У ворот льва в храме Бхуванешвары тоже есть мурти патита-паваны. У ворот льва находится рынок, известный как Ананда-базар. Как и в Пури, на Ананда-базаре тоже продают прасад. Прасад Джаганнатхи не оскверняется при контакте с грешными живыми существами. За воротами льва находится колонна, Гаруда-стамбха, на вершине которой скульптуры Быка и Гаруды. У входа в храм, как и в храме Джаганнатхи, также установлено Божество Нрисимхадевы. Это четырёхрукое божество Нрисимхи изображает умиротворённое настроение. В правой верхней руке Божество держит чакру, в верхней левой руке – раковину, а в двух нижних руках Нрисимхадева держит Веды. Шри Лакшмидеви сидит у Него на коленях. Южнее старого храма расположена кухня. Существует распоряжение, что лучи солнца и луны не должны проникать туда. Еду здесь готовят брахманы панды из трехсот шестидесяти семей. Божество Шри Бхуванешвары главного храма представляет собой совместную форму Шри Хари и Хары. Панды всем дают возможность увидеть это Божество Шри Бхуванешвары, окрашенное в черный и белый цвета. Божество Шри Бхуванешвары имеет форму чакры с изображениями Ганги, Ямуны, Сарасвати и десяти воплощений, начиная с Матсьи и Курмы.

Прекрасно художественно оформленный храм Бхуванешвары завораживает простых людей, которые приходят на даршан. Глядя на мастерство и искусность архитектурных решений храма Бхуванешвары, храма Шри Ананты-Васудевы, и многих других храмов в местности Бхуванешвара, можно прочувствовать, на сколько высоко развитым было индийское искусство того времени. Высота храма Бхуванешвары – сто шестьдесят пять футов. Этот храм построен на огромной каменной плите, и расположен в трёхстах ярдах к югу от Бинду-саровары. Размеры храма – пятьсот двадцать четыре фута в длину и сто шестьдесят пять футов в ширину. Отдельно от основного здания, к северу от храма есть внешний зал в двадцать восемь футов. Главный зал – двести тридцать пять футов в длину. Толщина стен храма – семь футов и пять дюймов. С каждой из четырёх сторон храма находятся большие ворота. Восточные ворота самые большие из четырёх и называются Симха-двара, или ворота Льва. По обе стороны от входа установлены два больших льва. Внутренний двор имеет длину двадцать футов, и обнесён стеной из каменных плит, высотой в четыре фута. Эта нерушимая каменная стена была построена для защиты храма от нападения извне. Божество Шри Нрисимхадевы расположено у одной из сторон этой стены. На западном внутреннем дворе расположились многочисленные маленькие храмы Шивы. Среди этих храмов есть один, высотой в двадцать футов. Этот маленький храм древнее главного храма. Его алтарь расположен на пять футов ниже уровня пола главного храма. Говорят, что Шива-лингам установленный здесь – самый древний. Даже после того, как было закончено строительство главного храма, старый лингам остался в малом храме. В одном из углов западного двора есть храм Бхуванешвари. С одной стороны от ворот Симха-двара, есть массивная каменная платформа, которую можно увидеть зайдя внутрь двора. На ней храм Гопалини – Сати в образе девушки-пастушки. Хотя уровень пола храма Гопалини ниже уровня главного храма, он находится на одном уровне с храмом лингама Шивы. К западу от храма Гопалини есть шесть каменных ступенек. Над этими ступенями и ниже кухни Бхуванешвары стоит божество Вришабхи, быка Шивы.

Бхога-мандапа, или место где делают подношения, находится прямо перед храмом Бхуванешвары. Дальше находится натья-мандира (место проведения спектаклей, танцев и киртана), за натья-мандирой расположилась джагамохана (площадка прямо перед центральным алтарём), ещё дальше находится главный храм, и примыкает к нему гарбха-гриха – место где находится божество. Из заключений Раджи Раджендралала Митры следует, что бхога-мандапа была построена во время правления Камалы Кесари, которое длилось с 792

г. н.э. по 811

г. н.э. Другие археологи утверждают, что это место предложений, за двадцать четыре года своего правления, построил царь из династии Ганги – Нарасимхадева, который возвёл храм Солнца в Конарке. Изучив надпись на дверях натья-мандиры, можно узнать, что Махараджа Капилендрадева, который завоевал Карнатаку, организовал сбор пожертвований для покупки обширного участка земли, для служения Бхуванешваре. По мнению большинства археологов, натья-мандира была построена за много лет до правления Капилендрадевы. Раджа Раджендралала Митра склоняется к мнению, что эту натья-мандиру построила царевна Шалиникешари между 1099

и 1104

годами н.э., но многие археологи с ним не согласны. Справа от входа в комнату божества есть надпись, которая гласит, что Нарасимхадеви построила Храм Солнца в Конарке и эти ворота. Конечно же, Натья-мандира и вход в храм Бхуванешвары, это славная работа доблестных царей династии Ганги. Поскольку в надписи упоминается имя дочери царя, многие склонны думать, что строительство – дело рук дочери царя из династии Ганги. Некоторые полагают, что дочь этого царя была упомянута в календаре Мадала-панджи, как царевна Шалиникешари.

Мастерство, художественное исполнение и архитектура джагамохана – просто потрясают. Крыша джагамохана, как и крыша зала для предложений, по форме напоминает остроконечную вершину. Эта крыша поддерживается четырьмя гигантскими, в тридцать футов высотой, каменными столбами. Слева от его южного входа есть прямоугольная, прекрасно архитектурно украшенная комната, но строители этой комнаты по каким-то причинам не смогли завершить работу. В этой комнате несколько бронзовых божеств. Это виджайа-мурти Бхуванешвары. Их вывозят из храма во время фестивалей. Высота храма Бхуванешвары от земли до каласы – сто шестьдесят футов, но так как уровень пола комнаты божеств на два фута ниже уровня нового фундамента, то соответственно и восточный двор тоже ниже общего уровня на два-три фута. Так, в прежнее время, высота до вершины должна была достигать ста шестидесяти пяти футов.

Помимо храма Шри Лингама Бхуванешвары и храма Шри Ананты-Васудевы, есть много других храмов, расположенных по всей округе. Как уже было сказано, высота храма Бхуванешвары – 160

футов от уровня земли до пика. Высота храма Ананты Васудевы – 60

футов, храма Рамешвары – 78

футов, высота Йамешвары составляет 67

футов, Хаджарани – 63

фута, высота Бхагавати составляет 54

фута, Шаридеула – 53

фута, Нагешвары – 52

фута, Сиддхешвары – 47

футов, Капилешвары – 64

фута, Кедарешвары – 46

футов, Парашурамешвары – 38

футов, Муктешвары – 35

футов и Копари – 35

футов в высоту.

Многие думают, что храм Бхуванешвары древнее храма в Джаганнатха Пури и что художественное оформление храма в Пури, это имитация архитектуры храма в Бхуванешваре.

Раджа Раджендралала Митра сказал, что царь Йаяти Кешари пришёл из Магадхи, выгнал яванов, и восстановил индуизм, уничтожив буддийскую веру. Продолжительность правления Йаяти Кешари – с 474

по 526

годы нашей эры. Строительство храма Бхуванешвары и джагамоханы началось в конце правления Йаяти Кешари, но завершить строительные работы он не смог. Хотя его потомок Сурья Кешари правил царством в течение длительного времени, он не попытался завершить строительство храма. Его наследник, Ананта Кешари, возобновил строительство храма. В конце концов, строительство храма Бхуванешвары было завершено во время правления Лалатенду Кешари в 588

году эпохи Шакабда (666

год н.э.). По поводу этого события, Раджа Раджендралала Митра процитировал следующий стих:

 

gajastesum ite jate sakabde kirti vasasah prasadam akarod raja lalatendus ca kesari

 

И всё же, не все археологи согласились с утверждением Махашайи Митры. Они говорят что надпись найденная на камне, похожа на рукописный стих, описывающий строительство храма Джаганнатхи и не имеет документальных исторических подтверждений. К тому же, они утверждают, что в своём описании Раджа Раджендралала Митра, цитируя календарь Мадала-панджи Джаганнатхи, пытался как представитель панд, знающих исторические факты, доказать, что это святое место более древнее, чем на самом деле. Точная дата строительства храма Бхуванешвары и джагомахана находится на камне с высеченной надписью, которая повествует о начале строительства. Знаменитый Анангабхима, который является строителем храма Шри Пурушоттама, также упомянут в этой надписи на камне, как строитель храма Бхуванешвары. На этом камне описаны тридцать четыре года жизни Ананги-бхимы. В надписи на камне в Чатешваре и в царских записях на медной пластине Нарасимхадевы второго, упомянуты два имени, Ананга-бхима и Анийанка-бхима. Ананга-бхима Первый, был четвёртым сыном Кауда Ганги. Он правил царством в течение десяти лет. Он завоевал Ориссу и построил храм Шри Пурушоттамы. Второй Ананга-Бхима был внуком первого Ананги-Бхимы и сыном Раджараджи. Он царствовал тридцать четыре года, вплоть до 1253

года нашей эры. Поскольку надпись на каменной плите в храме Бхуванешвары упоминает тридцать четыре года правления, связанные с Анийанка-бхимой, сыном Раджараджи, некоторые археологи считают фактическим строителем храма Бхуванешвары второго Анийанка-бхиму или Ананга-бхиму. Этот второй Анийанка-бхима построил много больших храмов в Каттаке и других местах – в Пури и Ганджаме.

Мы уже затрагивали тему храма Ананты Васудевы, расположенного на восточном берегу Бинду-саровары перед средней гхатой. Высота этого храма – сто тридцать один фут, а длина – сто семнадцать футов. Главный зал – девяносто шесть футов в длину и двадцать пять футов в ширину. К главному зданию храма примыкает джагамохана, за которой расположена натья-мандира, и ещё дальше – бхога-мандапа. От основания до вершины храма, каласы – шестьдесят футов. Внутри натья-мандиры установлено божество Гаруды, выполненное из чёрного камня. Божество Ананты Васудевы Вишну находится в главном храме. Храм Ананты Васудевы является самым древним храмом в Бхуванешваре. Этот факт общепринят даже среди археологов. Никто из паломников не начинает поклонение Шри Васудеве, предварительно не приняв даршан Ананты Васудевы Вишну, Господа всех. Эта практика поклонения соблюдается в Бхуванешваре по сей день. Мы уже знаем из стихов поэта Вачаспати Мишры, написанных на каменной плите, прикреплённой к стене храма Ананты Васудевы, что Бхавадева Бхатта построил храм Ананты Васудевы и благоустроил озеро Бинду-саровара, которое расположено перед храмом. Вачаспати Мишра написал книгу Ньяйа-шучи-нибандха в 898

году эпохи Шакабда (976

год н.э.). Не следует считать его современником и другом Бхавадевы Бхатты. Поэтому некоторые археологи приходят к выводу, что храм Шри Ананты-Васудевы был построен в десятом веке.

Бинду-саровара имеет тринадцать сотен футов в длину, семь сотен футов в ширину и шестнадцать футов в глубину. Четыре берега озера саровары покрыты каменными плитами. На середине Бинду-саровары есть остров, построенный из камня. Площадь острова – сто на сто футов. В северо-восточном углу острова есть маленький храм. На фестивале Снана-ятра, в честь Божества Ананты Васудевы, Божество привозят в этот храм. Здесь Божество купают в струях воды, брызжущих из окружающих этот храм фонтанов. Во время Снана-ятры, во время сезона дождей, Бинду-саровара становится пристанищем больших крокодилов.

Западные историки, такие как Старлинг, Хантер и Каннингем, а также такие археологи Индии, как Раджа Раджендралала Митра, описывают Бхуванешвару, как центр буддизма. Тем не менее, другие археологи Индии приводят аргументы и доказательства, такие как надписи на каменных плитах, найденных в различных храмах Бхуванешвары и описания древних пуран, таких как Махабхарата, и на основании этого утверждают, что это место не может быть центром буддистской культуры. Доказательства присутствия тут буддизма, найденные в Кхандагири и Удаягири, относятся к более поздней эпохе, и не имеют отношения к временам Будды. Рекламная история о том, что пещера Слона – это буддистская пещера, давно и уверено опровергнута, а сама идея принадлежит джайнистам и основывается на том, что в этой пещере была найдена каменная плита с надписью, прославляющей царя Ориссы Кхарбела Бхупати, который был последователем религии джайн. Но нет никаких доказательств или свидетельств точной даты того, когда джайнист Кхарбел обосновался в столице Бхуванешвары. В 114

главе Вана-парвы Махабхараты сказано, что в районе Калинги, в месте слияния – Ганга-сагаре, есть священная река Вайтарани, а Йаджапура где Брахма совершил жертвоприношение, находится на берегу этой реки. Далее, находится область Сваямбху-Вана, а затем, уже ближе к океану – Махаведи, известная как Пурушоттама-кшетра. После этого начинается подножие горы Махендра, которая находится в округе Ганджама, и это место известно как обитель Парашурамы. Вышеупомянутое имя Сваямбху относится к Шамбху или Махадеве. Это заключение приводится в древнем комментарии к Махабхарате, известном как Дургатартха-пракашини. Очень долгое время Сваямбху-вана была местом пребывания отшельников и отречённых. В Сканда Пуране, Уткала-кханде сказано:

 

ittham etat pura ksetram mahadevena nirmitam

tatra saksad uma-kantah sthapitah paramesthina yad etac chambhavarh ksetram tamaso nasanam param

 

" Это святое место в давние времена было создано Махадевой. Тут Брахма собственноручно установил божество супруга Парвати. С тех пор это место прославилось как любимое место Шамбху, уничтожающее невежество. Это место имеет и другое название – Экамрака-вана или Экамрака-кшетра".

В другом месте Уткала-кханды Сканда Пураны, сказано:

 

sa vartate nilagirir yojane 'tra trtiyake idam tv ekamraka-vanam ksetram gauri-pater vidhuh catur deha sthito 'ham vai yatra nilamani-mayah tasyottarasyam vikhyatam vanam ekamrakahvayam

 

Экамрака-канана, которая так дорога супругу Парвати, расположена в двух йоджанах к северу от Нилачалы – в стране Орисса. Эта Экамрака-кшетра является Сваямбхуваной, описанной в Вана-парве Махабхараты, и многие вдумчивые люди пришли к выводу, что это место намного древнее эпохи Будды.

Описание Шри Бхуванешвары-девы приводится в Капила-самхите. Давным-давно в Каши, Господь Вишвешвара (Шива) попросил деварши Нараду покинуть Каши, потому что этот город будет вскоре духовно уничтожен приносящими беспокойство атеистами, погрязшими в мирских знаниях. Там будут разрушены все религиозные принципы и каждый станет неверующим. Кроме того, население Каши постепенно увеличится, и там не будет возможности соблюдать аскезы. Хотя Махадева приложил много усилий, кропотливо создавая Каши для удовольствия Парвати, она больше не сможет оставаться там изза беспокойств, созданных атеистами. Где же найти то место, где можно было бы спокойно сосредоточиться и поклоняться вечной Верховной Личности Бога? Услышав эти слова Шамбху, лучший из вайшнавов, деварши Нарада сказал, что есть славная гора Нилачала, расположенная на берегу солёного океана. К северу от этой горы находится благоприятный лес Экамрака-канана. Васудева, Господь Лакшми, вместе с Анантой живёт как отшельник в этом священном лесу. Это самое сакральное место. Услышав ответ Нарады, Махадева оставил Каши и вместе с Парвати отправился в Экамрака-вану. Когда Махадева пришёл в священный лес, он сказал Шри Хари, " Я пришёл, чтобы найти у Тебя приют. Пожалуйста, дай мне место, чтобы быть рядом с Твоими лотосными стопами". Выслушав просьбу Шамбху, лучшего из вайшнав, Шри Васудева ответил: " О Шамбху, Я с удовольствием позволю тебе остаться, но обещай Мне, что никогда не вернёшься в Каши". Тогда Шанкара ответил, " Как я могу навсегда оставить Каши? Мои возлюбленные Джахнави

(Ганга) и Маникарника, средоточие всех святых мест, остались там". Васудева сказал: " О Шамбху, здесь предо Мной находится Маникарника, которая ещё известна как Папанашини. Река Ганга-Ямуна, которая исходит из Моих лотосных стоп, несёт свои воды к юговостоку от Меня. Тут много других священных тиртх". Тогда Шанкара ответил: " Я обещаю, что не оставлю Твои лотосные стопы и никуда не уйду, даже в Варанаси". После этих слов, Шамбху остался к югу от Вишну в форме Линги. Этот тёмно-синий лингам светится как кристалл, и известен как Трибхуванешвара, или Бхуванешвара.

Панча-кроша Бхуванешвара парикрама выполняется в месяц Картика. Процессия двигается из Варахадеви, проходит через Дхавалагири, Кхандагири, Удаягири, вокруг железнодорожной станции Бхуванешвара, и в конечном итоге возвращается в храм Варахадеви.

Бхуванешвара находится в 272

милях от Ховры, станции железной дороги Бенгалия – Нагпур. Храм Бхуванешвары находится в двух милях от одноимённой станции. Дорога эта очень хорошая и с обеих сторон её украшают горные деревья, такие как кунчила и нукс вомика. Самый распространённый транспорт, это повозка запряжённая волами, хотя можно ехать и на автобусе, или легковом автомобиле. В Бхуванешваре есть две дхармашалы. На берегу Бинду-саровары, некто Калькутта Марвари, по прозвищу Хазаримала, построил новую большую дхармашалу. Другую дхармашалу соорудил некий Райа Бахадур Харговинда Вишвешваралала. Паломники могут остановиться в этих дхармашалах на несколько дней. Там есть благотворительная больница, телеграф и почтовое отделение. Каждый понедельник и четверг работает открытый рынок, на котором можно приобрести прасад Джаганнатхи, Шри Ананты Васудевы и Бхуванешвары.

 

 

Стих 309

 

'siva-priya sarovara' jani sri-caitanya

snana kari' visese karila ati dhanya

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь