Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема мнимого нравственного долга



Исполнение мнимого долга имеет целью иллюзорное благо, у которого нет сколько-нибудь реальной основы. Множество людей живет в ими же придуманном мире. Чаще всего этому способствуют общественные условия, с самых ранних детских лет формирующие определенный тип человека.

Причина, по которой люди следуют требованиям мнимого долга, чаще всего лежит в сфере идеологии. Искаженные представления, убеждения, чувства и готовность следовать им, во что бы то ни стало – в значительной степени результат соответствующего воспитания.

В наибольшей степени мнимый нравственный долг характеризуют реалии тоталитарного строя, заинтересованного в том, чтобы контролировать не только поступки, но также и мысли, чувства, духовный мир человека в целом. Государство оказывается заинтересовано в формировании у населения определенного типа установок, в свою очередь у значительной части людей с течением времени атрофируется желание брать на себя ответственность, принимать решение. Люди уже попросту нуждаются в том, чтобы кто-то принимал за них решение; у них отсутствует как потребность, так способность к осуществлению нравственного выбора.

Совесть и стыд.

Совесть — это понятие нравственного сознания, предполагающее способность человека критически оценивать свои намерения, мысли, желания, поступки, осознавать и переживать свое несоответствие морально должному.

Живущий по совести — это, прежде всего тот, кто спрашивает с себя по мерке самого высокого уровня. Эталоном здесь выступают вечные ценности морали, которые не могут быть подвергнуты сомнению ни при каких условиях. Так, требование быть человечным исходит из морального равенства людей и необходимости оценки другого как подобного себе. В силу этого оказывается невозможным смотреть на другого человека как на средство достижения своих целей.   О нравственном человеке можно сказать, что он совестлив, и, наоборот, когда мы оцениваем какого-либо человека как бессовестного, то речь идет об откровенном игнорировании им общепринятых требований морали, а также о его неспособности контролировать и нести нравственную ответственность за свои поступки. Природа совести проявляется в характере ее регулятивного воздействия на поведение людей.

Боязливая совесть

Ее наличие говорит о том, что человек несвободен, он все делает с оглядкой, сообразуя любое свое действие с мнением начальника, окружающих людей, инструкцией и т.д. Наличие боязливой совести есть верный признак духовного рабства, личной ограниченности в выборе линии поведения. На практике, в повседневной жизни такой человек стремится избежать любой ответственности, перекладывая ее на плечи других людей. Причина этого может корениться как в субъективном начале (психологический склад личности), так и в факторе семейного или религиозного воспитания, непосредственной социальной среде, господствующем типе отношений между людьми. Наиболее тяжелые в социальном плане последствия влечет ситуация, при которой носителем боязливой совести оказывается лицо, облаченное большими полномочиями.

Фарисейская совесть

Сам термин фарисеи взят из Нового Завета. Поведение фарисея может быть определено как ханжеское лицемерие. С одной стороны, это практика придания заведомо безнравственным поступкам псевдоморального возвышенного смысла. Например, в годы культа личности поощрялись всеобщая подозрительность и доносительство. С другой стороны, люди такого типа выставляют себя поборниками благонравия, требуя от окружающих формального соблюдения требований, уже утративших свое нравственное значение.

Здоровая совесть

Позволяет личности увидеть, усвоить, переработать прошедшие проверку временем ценности высокой морали. Благодаря этому формируется способность и потребность ответственного поведения, в основании которого лежит свободный выбор индивида.

Функции совести:

1) Законодательная функция (авторитет совести)

Проявляется в установлении нравственным сознанием личности абсолютных моральных запретов. В повседневной жизни эти ограничения обычно соблюдаются людьми автоматически, однако в кризисной ситуации человек обращается к голосу совести. Именно ее авторитет лежит в основании известного принципа «Не могу иначе!». Правильное воспитание совести и, соответственно, доверие, которое испытывает к ней личность, — залог моральности ее отдельных поступков и жизни индивида в целом.

2) Судебная функция (достоинство совести)

Обеспечивается способностью человека подвергать свои действия нравственному сомнению, анализировать их с точки зрения соответствия элементарным началам человечности. Сиюминутные выгоды и практические соображения для человека, обладающего нравственным самосознанием, оказываются несравнимо менее ценными приобретениями, чем его принципы и убеждения. Даже по прошествии десятилетий личность может переживать сильнейшие укоры совести в том, что она совершила либо, наоборот, не совершила того, что было предписано ей нравственным долгом.

3) Исполнительная функция (свобода совести)

Связана с реализацией права каждого человека свободно осуществлять выбор тех или иных нравственных ценностей. Обстоятельства могут в одних случаях способствовать, в других — препятствовать этому, однако прямой зависимости между социальными условиями и внутренней свободой личности нет. Можно быть рабом по натуре в самой свободной стране и оставаться духовно независимым даже в неволе. Речь идет, во-первых, о наличии у человека готовности исповедовать определенные взгляды и руководствоваться ими; во-вторых, о том, что потребность в свободе должна воспитываться, формироваться на протяжении всего жизненного пути. Индивид не только устанавливает себе внутренние границы (законодательная функция), судит себя в случае их нарушения (судебная функция), но таким же образом действует в соответствии со своими принципами (исполнительная функция).

4) Предупредительная функция

Связана с доведением до сознания индивида сигнала о моральной недозволенности определенных поступков. Степень ее действенности определяется тем, удается или нет блокировать негативные проявления. В случае с боязливой совестью можно говорить о чрезмерности действия этой функции, тогда как больную совесть ничто не может сдержать от нарушения моральных установлений. Очевидно, что в обоих случаях не может быть достигнута главная цель — использование внутренних механизмов нравственного регулирования. Предупредительная функция совести позволяет человеку быть моральным и добродетельным, прежде всего в собственных глазах, блокируя нежелательные проявления. Это возможно, если в человеке есть определенная основа, заложенная правильным воспитанием, гармоничным сочетанием нравственных чувств и убеждений. Результат этого проявляется в наличии у индивида здоровой совести.

5) Ретроспективная функция

Находит выражение в укорах и угрызениях совести по поводу уже совершенного, ее проявления, как правило, скрыты от глаз окружающих. Существуют различные оценки значения данной функции. Классическая трактовка исходит из того, что ее наличие есть показатель нравственной зрелости личности, способной руководствоваться показаниями своего самосознания.

Стыд – это чувство, выражающее осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия принятым в данной среде нормам или предполагаемым ожиданиям.

Действие стыда проявляется в недовольстве собой, самоосуждении или самообвинении. Испытывать стыд человек может не только по поводу собственных действий, но и действий или поведения близких ему людей. Стыд обусловлен ценностными ориентациями человека, и в зависимости от их характера различные люди обладают различными порогами стыда и степенями стыдливости. Способность стыдиться явно отличает человека от животных и выделяет его из животного мира.

Стыд наполняется нравственным содержанием по мере того, как человек начинает стыдиться тех своих действий, помыслов и поступков, которые принижают и оскорбляют его личное достоинство, противоречат нравственным установкам, принципам, убеждениям. Чувство стыда может принимать коллективный характер, если определенное сообщество людей испытывает его одновременно по одному и тому же поводу. Чувство стыда начинает действовать только на определенном уровне развития индивидуального самосознания. Ребенок, например, до определенного возраста вообще ничего не стыдится. Взрослый человек испытывает чувство стыда по самым различным, подчас внеморальным поводам. Люди могут стыдиться своего происхождения, своих родителей, своей бедности, своего внешнего вида, невоспитанности, необразованности и т.п. В определенных ситуациях стыд преодолевается. Это говорит о том, что в формировании стыда социальные факторы играют немаловажную роль, хотя и не единственную.

Особенности стыда :

· он всецело ориентирован на мнение и оценку окружающих; сила действия стыда находится в зависимости от степени огласки совершенного индивидом, широты аудитории, достоянием которой стали сведения о его неблаговидном поведении;

· исключительную роль при этом играет мнение тех, кто оценивает поступки человека — глубина испытываемого стыда будет тем заметней, чем более значимы, авторитетны для него эти лица;

· чувство стыда возникает даже в связи со случайными непреднамеренными действиями индивида и их последствиями; здесь на передний план выходят внешняя форма, сам факт нарушения нравственных норм, правил поведения, тогда как подлинные причины и мотивы происшедшего не имеют столь существенного значения;

· как более простая форма регуляции, ориентированная на мнение других людей, стыд оказывается действеннее на ранних стадиях, в условиях господства традиционного уклада жизни, а также в детские годы; исторически его значение уменьшается с появлением человека, способного к самосознанию и самооценке, в современном обществе — по мере социального и нравственного взросления человека.

Человек постоянно находится среди других людей и естественным образом реагирует на оценки ими его поступков. Индивид составляет единое целое с традиционным коллективом, от которого он не может дистанцироваться даже в воображении. Здесь действует коллективное нравственное сознание, субъектом которого выступает род, община. Как часть этого родового коллектива человек может действовать лишь определенным образом, и по - этому мнение членов общины (родовой, соседской или же религиозной) имеет для него главенствующее значение. Впрочем, ничто не мешает ему обмануть общественное мнение, изобразив публично глубокое сожаление и раскаяние по поводу содеянного. Подобное невозможно в случае с совестью: она либо есть, либо ее нет.

Человек может испытывать ложный стыд. Он связан, прежде всего, с тем, что человек может чувствовать свое несоответствие самым разным требованиям, в том числе и требованиям заведомо аморальным, но признанным в качестве положительных в той или иной субкультуре. Так, например, в подростковых коллективах нередко процветает культ силы, жестокости, показного цинизма, и тот, кто оказывается не в состоянии ударить другого, поиздеваться над ним или обмануть его, сам подвергается издевательству и осмеянию. Он испытывает в этом случае ложный стыд – стыд за свою мягкость и отсутствие агрессии, т.е. ценности переворачиваются: человек стыдится того в себе, к чему должен, согласно общечеловеческой морали, относиться позитивно.

Стыд и совесть довольно близки. В стыде отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд — даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика совести иная. Совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. Совесть - субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 1270; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь