Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возникновение морали (теологическая, натуралистическая, антропологическая и социально-историческая трактовки).
1) Теологическая (религиозная) Источником морали есть Бог. Мораль воспринимается как форма сознания, санкционированная Богом. Следовательно, и сама мораль носит характер абсолютных, вечных, неизменных истин. Основы данной теории излагаются в Священных книгах религий мира, в трудах религиозных философов. Поскольку авторитет Бога священен и непререкаем, моральные заповеди его столь же сакральны, абсолютны и не требуют обоснования. Эти заповеди ассоциируются с именами Моисея, Иисуса Христа, Будды и Мухаммеда. Следование им, соблюдение их приближает человека к нравственному идеалу. 2) Натуралистическая (биологизаторская) Мораль как простое продолжение, усложнение групповых чувств животных, обеспечивающих выживание вида в борьбе за существование. Мораль в человека заложена от природы и, более того, она есть один из существенных элементов, сближающих человека и окружающий его природный мир. На формирование натуралистической теории повлияли учения Ч. Дарвина и З. Фрейда. Согласно теории эволюции биологических видов Дарвина следует, что нравственные чувства человека произошли от примитивных нравственных чувств высших животных. По Фрейду, все поведение человека предопределяется областью его бессознательного, т.е. скрытой частью его психики. Нереализованная сексуальная энергия либо подавляется, либо трансформируется («сублимируется») в энергию социального творчества: науку, искусство, политику, право, религию, мораль. 3) Антропологическая Мораль и нравственность возникают из «природы человека» как естественного существа, его потребностей интересов, «неизменной» биолого-психологической сущности индивида («Человек есть мера всех вещей»). Мораль как неотъемлемое качество человека. Мораль связана с ощущением удовольствия или неудовольствия. 4) Социально-историческая Возникновение морали по времени совпадает с формированием родоплеменных отношений. Мораль формируется в процессе социального общения и усвоения культурного наследия общества. Формируется мораль стихийно, в процессе совместного труда, требовавшего общих коллективных усилий в условиях родового общества. Ее возникновение связано с основными общественными потребностями: - во-первых, в регулировании отношения членов первобытного коллектива к труду; - во-вторых, в регулировании семейно-брачных отношений; - в-третьих, в укреплении социального единства рода. Следует отметить наличие у первобытных племен этических требований, носящих как обязательный, так и желательный характер. Обязательными являлись нормы, направленные на поддержание родового быта. В процессе коллективного труда появились такие первые нравственные требования как: - обязательность труда для каждого; - дисциплина и распорядок труда; - равное распределение продуктов труда; - взаимная помощь и т.д. В семейно-брачных отношениях формируются нормы, регулирующие отношения между полами (запрет инцеста, браки внутри рода запрещены), между родителями и детьми, между старшими и младшими. Эти нормы закрепляются в виде обычаев, традиций, ритуалов. По мере развития общественной жизни, все более и более должно было выступать понятие о справедливости во взаимных отношениях. Совместный труд, общественная жизнь определили характерный для родового общества первобытный коллективизм, для которого свойственны: - беспредельная преданность и верность своему роду и племени; - самопожертвование в пользу общих интересов; - привязанность к сородичам; - взаимопомощь, сострадание. В родовом быте человек научился сначала следовать основному правилу всякой общественности, получившему название «золотого правила нравственности» (не делать другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе), и сдерживать тех, кто не хотел подчиняться этому правилу. Затем в нем развилась способность отождествлять свою личную жизнь с жизнью своего рода. Во имя рода его представители проявляли трудолюбие, выдержку, храбрость, презрение к смерти. В совместном труде рождалось и закалялось чувство долга, справедливости, чувство собственного достоинства. Нормы, правила, обычаи были едиными жизненными законами, передавались из поколения в поколение и соблюдались в силу общественного мнения. Их роль в жизни общества определялась тем, что они непосредственно сплачивали коллектив, регулировали поведение людей, выступали каналами передачи общественно-значимого опыта отдельному человеку. Следует иметь ввиду, что коллективизм первобытного человека, как и мораль в целом носит ограниченный характер. Этот коллективизм был законом только внутри племени. «Все, что было вне племени - было вне закона». В родовом строе правило «каждый за всех» не распространяется дальше своего рода. Таким образом, в жизни человека с самых древних времен вырабатывались два рода отношений: внутри своего рода и с соседними ними родами, что создавало почву для столкновений и войн. Хотя уже и на этом этапе делались попытки упорядочить взаимные соседские отношения. Входя в хижину, обязательно нужно было оставить свое оружие при входе, и даже в случае войны двух родов обязательно соблюдались некоторые конкретные правила. Низкий уровень развития производства и человека, крайне суровые условия жизни и бессилие человека перед стихийными силами природы порождали суеверие и крайне жестокие обычаи и нормы: кровную месть, каннибализм, убийство стариков и слабых детей. Появившиеся и развивающиеся религиозные верования предостерегают от нарушения установившихся норм, угрожая мщением предков и разных духов, устанавливая священные обряды, выражающие поклонение силам природы. Наиболее важные для существования человеческого общества нормы («не убей», «не укради» и т.п.) ставятся под охрану сверхъестественных сил, придавая морали религиозную форму. Нравственное и религиозное в человеке настолько тесно переплелись исторически, что отделить одно от другого чрезвычайно сложно, а нередко - и невозможно. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы