Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Конкретно-исторические условия изменения морали.
Мораль – это историческое явление. На всей протяженности существования общества мораль изменялась, выдвигая новые и отвергая старые и не соответствующие изменившимся условиям нравственные требования. Родоплеменная мораль формировалась на простых эмоциональных и чувственных образах. Она носила преимущественно конкретный характер и не имела абстрактных понятий. Нравственность строилась на преклонении перед культом физической силы, авторитетом старейшин. В более поздние периоды начинают складываться понятия и нормы. Огромное значение при воспитании молодого поколения придавалось подражанию. Лучшие традиции и опыт племени передавался, таким образом, молодому поколению. Моральный опыт, накопленный в племени, передавался через мифы, сказания и песни. Они обучали нормам поведения, восхваляли качества, значимые для племени и порицали те, с которыми боролось общество. Система прав и обязанностей в племени закреплялась через систему табу. Все члены родоплеменного общества были равноправны и имели равные доли при распределении результатов труда. Моральные категории распространялись только на представителей конкретного рода и племени. Чужие для племени люди не попадали под родовую систему ценностей. Моральной оценке удостаивались также явления природы. Добро и зло не выделяется конкретно для людей, а рассматривается только в общем контексте природы. «Добрый зверь» позволил убить себя на охоте, накормил членов рода. Моральные критерии родоплеменного общества были сориентированы на внешний мир. Человек рассматривался только как часть коллектива, самосознание и самооценка еще не получили развития. Люди не умели отличать поступок человека от его мотивов, наказание следовало, даже если плохой поступок был совершен неумышленно. Первобытное общество регулировало поведение людей через ритуалы, табу, устные сказания и праздники. Человек не рассматривался как отдельная личность, а только член родового коллектива. История родоплеменного общества закончилась с появлением имущественного неравенства и социального расслоения общества. Появился класс господ, наделенных в обществе властью и богатством и класс угнетенных рабов, задачей которых было обеспечивать нужды и потребности этих господ. Возникло рабовладельческое общество. В этом обществе стала зарождаться новая мораль, которая оправдывала наличие неравенства и зависимого положения рабов. У этой морали было два направления: мораль господ и мораль рабов. Господствующей в обществе, конечно, являлась мораль правящего класса. Мораль в рабовладельческом обществе опиралась на два главных тезиса – рабство послано богами, оно справедливо и незыблемо, а также, что раб относится к категории вещей, говорящего орудия для работы и утех. Раба можно было купить, обменять, убить, жизнь его не представляла особой ценности. Рабам богами было предписано заниматься тяжелым физическим трудом, это считалось их уделом и наказанием, господам было запрещено физически трудиться, чтобы избежать проклятия богов. Высшими нравственными добродетелями считались мужество, стойкость, любовь к своему городу, воинская доблесть. Мораль оправдывала ведение войн, мародерство, жестокость к врагам, честолюбие и властолюбие. Мораль рабов так и не сложилась в единую систему взглядов. Рабов, как правило, брали из людей других народов, захваченных в войнах, они говорили на разных языках, относились к разным верам, занимались разными видами работ. Единственное, что их объединяло – это ненависть к своим угнетателям. Наряду, с господствующей моралью, оправдывающей рабство, возникали течения, протестующие против него. Начинает формироваться мораль ценности каждой человеческой личности, ее уникальности и неповторимости. Вначале господам предписывается держать своих рабов в сытости и добром здравии, а затем появились течения, заставляющие господ на равных разговаривать с рабами, устраивать их жизнь, сообразуясь с трудолюбием. Трудолюбивому и покладистому рабу настоятельно требовалось найти достойную жену и обеспечить их жизнь. Рабовладельческая эпоха была очень противоречивой. Наряду с господствующей моралью, прославляющей в человеке господина, властолюбца, заботящегося исключительно об удовлетворении своих потребностей и потребностей своего города, было много философов, ученых, художников, поэтов, поднимавших в своих произведениях тему добра и зла. Прекрасными для человека они считали добродетели добра, любви и справедливости, к отвратительным порокам относили обман, жестокость, разврат, злословие, жажду наживы. Такие темы поднимали Аристофан, Тацит, Плутарх, Сенека. Нравственной свободой они считали достижение нравственного совершенства. Феодальное общество складывалось из замкнутых групп, во главе, которых стоял покровитель – патер, а все остальные находились в его зависимости. Главной была зависимость крепостных от своего феодала. Зависимыми были также члены разных орденов, рыцари, вассалы, цеховые мастера. Мораль феодального общества была полной противоположностью морали античного общества. Ее акцент сменился с личности, как носителя нравственности в сторону внешних факторов, не зависящих от воли человека. Эта мораль оправдывала духовное угнетение людей, зависимых от воли господина. Мораль оправдывала божественное происхождение «высших» и «низших» людей. Справедливость приписывала «высшим» обладание властью и богатством. Большое значение имело в то время статусное положение в обществе. Господствующее место занимала религиозная мораль, которая закрепляла определенные нормы, традиции и ритуалы, по которым предписывалось жить обществу. Религиозные догмы защищало государство системой законов. Богатство являлось статусной принадлежностью, данностью от Бога. Им могли обладать лишь высшие слои общества. Для остальных стремление к материальным ценностям рассматривалось, как жадность, которая была по церковным нормам смертельным грехом. В феодальном обществе из категорий нравственности более всего ценилось послушание патеру, от которого человек был в зависимости. Кроме этого к добродетелям относили сословную честь и верность. Сословные нравственные традиции закреплялись в рыцарских кодексах, цеховых уставах, кодексах членов ордена. Высоко ценились среди всех сословий воинская доблесть, храбрость, благородство, слава. Члены сословий должны были заботиться о своем окружении, оказывать помощь другим членам сословия при необходимости, печься о сословной чести. Сословная нравственность строилась на таких качествах, как гостеприимство, щедрость, взаимопомощь. Особо почитаемой добродетелью среди всех сословий была набожность. Нравственность считалась плодом Святого Духа, которую необходимо было заслужить ритуалами поклонения Богу. Физический труд считался прерогативой низших сословий и был презираем феодалами и другими людьми, которые были наделены богатством и властью. Мораль и нравственные категории феодального общества строились на обосновании их принадлежности Богу. Он формирует добродетели человека, исходя из положения, которое тот занимает в обществе и усилий, которые тратит человек для поклонения покровителю и исполнения божественных ритуалов. С развитием капиталистических отношений феодальные сословные моральные принципы сменил буржуазный индивидуализм. Это было более прогрессивно по сравнению с зависимостью от феодального покровителя и необходимостью заботы о существовании своего сословия. Индивидуализм предоставил человеку больше свободы для личностного развития и самосовершенствования. Индивидуализм был чертой раннего буржуазного общества, в период первоначального накопления капитала. Главенствующая идея буржуазного общества – личный материальный успех, развитие частного предпринимательства, как главного мотива деятельности человека. Этим принципам была подчинена мораль. Приобретение материальных благ, их приумножение, стремление к власти и престижу становятся главными требованиями буржуазной морали. Эта мораль буржуазного общества оправдывает наличие имущественного неравенства и провозглашает стяжательство, расчетливость и честолюбие как норму отношений между людьми. Нормой считались также черствость и равнодушие к людям, не входящим в сферу интересов для бизнеса. В достижении поставленных целей особый акцент делался на честолюбие и тщеславие человека. Мораль была циничной и оправдывала ведение захватнических войн, притеснение людей в колониальных территориях, использование грязных политических технологий. Любое социальное недовольство буржуазное государство подавляло системой соответствующих законов. Мораль оправдывала все возможные средства на пути достижения личных целей. В обществе царила ложь, прикрытая высшими ценностями. Формально признавались права и возможности каждой личности на пути к материальному успеху. Мораль внушала наличие равенства между людьми в достижении частного успеха. В тоже время мораль буржуазного общества позволяла личности проявлять свою активность, ценились знания, умения и навыки, приводящие к успеху. Человек ставил себе цели и задачи, которые старался претворить в жизнь. Добиться успеха можно было только при взаимодействии с другими людьми, что способствовало укреплению общественных связей. Отношения между людьми строились на вещественных мотивах. С развитием капиталистических отношений индивидуализм уступает место монополистическим корпоративным отношениям. Мораль ориентирует человека заботиться о корпоративных интересах, вменяет ему бережное отношение к ресурсам корпорации, преданности ее интересам и высокий уровень трудолюбия и ответственности. Наличие материальных благ поощряет людей искать удовольствия. Общественная мораль, хоть и порицает, но все же допускает наличие в обществе проституции, игорного бизнеса, жестоких развлечений. В противовес морали одобряющей материальный успех и средства его достижения появляется нигилистическая мораль осуждающая карьеризм, вещизм, приспособленчество и утрату нравственных ориентиров. Особой по своему содержанию является мораль при тоталитаризме. Основными признаками тоталитарного общества является непомерно высокая роль государства во всех сферах общественной жизни — оно устанавливает жесткий контроль в экономике, политике, культуре. Базой существования такого государства есть особая идеология, которая опирается на разработанные догмы. Идеология тоталитаризма внушает человеку мысль о господстве в его жизни интересов государства. В обществе действует установка – на первом месте интересы государства, а личное остается на потом. Государственные ценности преобладают над личными, именно такой порядок, по мнению идеологов тоталитаризма, приводит к согласию всех членов общества и делает их успешными и счастливыми. Для тоталитаризма характерно наличие сразу двух моралей. Одна мораль – внешняя, показушная, для парадов и трибунных речей. Она провозглашает наличие в обществе нравственных ценностей, к каковым относятся патриотизм, взаимопомощь, развитое чувство долга и ответственности, равноправие и справедливость. Вторая мораль – внутренняя, существующая на уровне сознания каждой личности. Так как для тоталитаризма свойственно наличие государственной бюрократической верхушки, имеющей доступ к национальным богатствам, то для такой морали свойственно оправдание существующего порядка. Приоритетными нравственными категориями становятся лицемерие, лесть, культ начальника, корыстолюбие и властолюбие. Для бюрократической верхушки оправдывается вещизм и стяжательство, между тем, как другим членам общества внушается отвращение к личному материальному благополучию. Тоталитаризм разрушает идею о наличии частной собственности. Под запретом находится индивидуальная предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение собственных материальных интересов. Человек не имеет доступа к результатам своего труда и их распределению. У людей пропадает стимул для дальнейшего роста и личностного развития. Они становятся апатичными, безынициативными, обладающими психологией иждивенчества. Тоталитаризм сводит личность человека к положению «массы» в государственном маховике. Личность теряет собственную ценность и неповторимость. Номенклатурный слой общества приобретает над личностью неограниченную власть. Ему дается право решать человеческие судьбы, вплоть до лишения человека жизни, притянув к этому процессу общественную мораль, действуя с одобрения общества. В итоге в обществе начинает главенствовать страх, у людей теряется чувство собственного достоинства, развивается желание выслужиться, чтобы не постичь участи быть раздавленными номенклатурой. Тоталитаризм контролирует все сферы общества, в том числе и нравственные устои. Для него свойственно подавление любых демократических взглядов и ценностей. Демократичное общество провозглашает личность, как главную ценность во имя которой должны работать все государственные институты. Главный принцип демократического государства – принцип гуманизма, который предусматривает расцвет личности, обеспечение ее правами и свободами, высокие нравственные принципы по которым строится жизнь общества. Основная базовая ценность демократии – свобода личности. Основные права, которые гарантирует человеку демократичное общество: право на жизнь, свободу и личную собственность. Право на жизнь – это базисное право каждого человека, предусматривающее невмешательство государства в частную жизнь человека, если она проходит в соответствии с нормами, установленных в обществе законов. Свобода – ценность, которая не навязывает человеку конкретного поведения или вида деятельности, а предоставляет ему широкие возможности для выбора. Частная собственность, как право, гарантирует каждому человеку равные стартовые права в достижении материального благополучия путем индивидуальной деятельности, но не отменяет наличие социального неравенства. Хотя демократические государства ежегодно принимают законы, защищающие социально-экономические условия жизни своих граждан. Второй базовой ценностью демократии является принцип равенства людей. Все люди независимо от расы, национальности, вероисповедания, системы личностных ценностей признаются равными в возможности вести сознательную жизнь. Все они имеют неотъемлемое право на достойную жизнь, развитие своих способностей и возможности достичь счастья. Демократичная мораль в обществе допускает наличие у людей разных талантов и способностей. Своей задачей она ставит создание надлежащих условий для их расцвета. Общество считает преступным и недопустимым лишать человека способности к самореализации. Кроме того развитие талантов и способностей одной личности развивает в целом все общество. Обеспечивая человеком правами и свободами, демократичное общество требует взамен от личности высокий уровень ответственность. Ответственности профессиональной, политической, личной ответственности перед другими членами общества. Таким образом, демократия объединила в себе здоровый индивидуализм каждого человека и коллективную ответственность за развитие общества и государства. Современная мораль является единой и всемировой, хотя она и учитывает некоторые национальные особенности стран и распространенные религиозные доктрины. Развитие морали и этики происходит в нескольких направлениях. Современная мораль во многом публична. Мировая глобализация привела к возникновению проблем, связанных с отношениями между собой крупных территорий, стран и больших групп людей – наций, народов, между гражданами государства и властью. Отдельные люди начинают выполнять публичные функции и встают в особое положение к остальным гражданам. Появилось много категорий граждан, к которым предъявляются особые требования. Это находит выражение в появлении корпоративных и профессиональных кодексов и закрепления определенных норм и правил поведения. Это касается также экономических регионов и городов. В силу этого мораль перестает базироваться на универсальных нравственных принципах. Мораль в обществе из теоретических обоснований переходит в сферу практической деятельности. Создаются комитеты и комиссии по этике, апелляционные комитеты. Отдельным лицам дано право выносить нравственные суждения. Они по форме являются администраторами и осуществляют контакт с различными звеньями: школой, государственными предприятиями, бизнес структурами. Мораль стала прогнозировать будущее развитие событий, чего ранее не делала или не могла делать из-за отсутствия возможности производить анализ ситуации, предвидеть кризисы развития в экономической, демографической и экологической областях. Мораль и нравственность практически вышли из сферы религиозного влияния и развиваются, как светские направления науки. В связи с этим по-новому оценивается смысл жизни человека. Его больше заботят проблемы материального, чем духовного характера. Новая мораль порождает новое отношение к таким нравственным ценностям, как патриотизм, мужество, героизм. Изменение моральных принципов произошло в связи с усилением всеобщей глобализации. Иммиграционные процессы настолько сильны, что для людей перестала иметь значение общепринятая мораль в рамках одной страны. Вопрос защиты своего Отечества перестал быть ценностной добродетелью, так как рождение человека на данной территории могло быть случайным. Традиционные моральные ценности, такие как смирение, непротивление злу насилием, необходимости отвечать добром на зло в современном мире практически нивелированы. Общество поддерживает развитие в людях эгоизма, себялюбия, достижения личных целей любыми средствами. Мораль утрачивает свое воспитательное значение для формирования личности и перемещается в сферу корпоративных отношений. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы