Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сплошным «геноцидом азербайджанского народа».
Последние двести лет действительно представляются одной сплошной эрой «геноцида азербайджанского народа», причем непонятно, о каком народе идет речь, если (как писал Сталин) азербайджанская социалистическая нация – детище революции и политики партии по национальному вопросу? Если под «азербайджанцами» понимается тюрко-татарское население Ирана и Армении, исповедующее шиизм, – это одно, и совсем другое - если это народонаселение современной республики. «Геноцид азербайджанского народа», согласно указу Гейдара Алиева, начинается с подписанных еще в начале XIX в. Гюлистанского и Туркманчайского Русско-персидских договоров и продолжается до сих пор. Обращаем внимание на неограниченную хронологию в ограниченном тексте указа главы Азербайджанской Республики «О геноциде азербайджанцев»: «Геноцид, неоднократно осуществленный против азербайджанского народа и не получивший в течение длительного времени должной политико-правовой оценки, является одной из <...> нераскрытых страниц истории. <...> С подписанных в 1813 и 1828 гг. Гюлистанского и Туркманчайского договоров началось расчленение азербайджанского народа, передел наших исторических земель. Продолжением национальной трагедии разделенного азербайджанского народа стала оккупация его земель. В результате реализации этой политики в кратчайшие сроки было осуществлено массовое переселение армян на азербайджанские земли.
Неотъемлемой частью оккупации азербайджанских территорий стала политика геноцида. Несмотря на то что размещенное на землях Иреванского, Нахчыванского и Карабахского ханств армянское население составляло, по сравнению с проживающими там азербайджанцами, меньшинство, однако оно под опекой своих покровителей добилось создания такой административно-территориальной единицы, как так называемая “Армянская область” <...> Воодушевленные иллюзиями создания “великой Армении”, армянские захватчики, не скрывая при этом своих намерений, в 1905-1907гг. провели ряд широкомасштабных кровавых акций против азербайджанцев. Зверства армян, начавшиеся в Баку, охватили весь Азербайджан, а также азербайджанские села на территории нынешней Армении <...> Используя в собственных целях обстановку после Первой мировой войны, февральского и октябрьского переворотов 1917г. в России, армяне стали добиваться реализации своих планов под знаменем большевизма. Бакинская коммуна под лозунгом борьбы с контрреволюционными элементами с марта 1918г. приступила к осуществлению преступного плана, преследующего цель ликвидации азербайджанцев всей Бакинской губернии <...> Воспользовавшись советизацией Закавказья, армяне в своих гнусных целях в 1920г. объявили Зангезур и ряд земель Азербайджана территорией Армянской ССР. Впоследствии для дальнейшего расширения политики депортации азербайджанцев с этих территорий стали использоваться новые средства <...> С этой целью они добились принятия специального постановления Совета министров СССР от 23 декабря 1947г. “О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Арм. ССР в Кура-Араксинскую низменность Аз. ССР” и достигли реализации на государственном уровне в 1948-1953гг. массовой депортации азербайджанцев с наших исторических земель. Начиная с 50-х годов армянские националисты с помощью своих покровителей начали оголтелую кампанию духовной агрессии против азербайджанского народа <..> В республике не была дана правильная политическая оценка и изгнанию на начальном этапе возникшего с 1988г. так называемого нагорно-карабахского конфликта ста тысяч азербайджанцев со своих исторических земель <...> Именно результатом этого стало введение войск в Баку в январе 1990г. в целях подавления все усиливающегося народного движения. Сотни азербайджанцев были убиты и ранены, получили увечья, подверглись физическому давлению... В феврале 1992г. армяне учинили невиданную расправу над населением города Ходжалы. Эта кровавая трагедия, вошедшая в нашу историю как Ходжалинский геноцид, завершилась истреблением тысяч азербайджанцев, их пленением, город был стерт с лица земли»[85]. Таким образом, «совокупный азербайджанский геноцид» слагается, по официальной версии, из множества «азербайджанских геноцидов»: например, 20 января отмечается в этой республике как День всенародной скорби (о данной дате мы поговорим в третьей главе), 26 февраля – День памяти жертв Ходжалы. Показательно, что большинство политически значимых дней азербайджанского календаря непосредственно связано со сферой либо армяно-азербайджанских, либо русско-азербайджанских и ирано-азербайджанских отношений, иными словами, они базируются на выстроенном образе внешнего врага.
20 января – День всенародной скорби, 26 февраля – День памяти жертв Ходжалы, 31 марта – День геноцида азербайджанцев, 15 июня – День национального спасения, 17 ноября – День национального возрождения, 31 декабря – День солидарности азербайджанцев всего мира.
Это примечательное обстоятельство – иллюстрация азербайджанских поисков национальной идентичности посредством поддерживания и внедрения в общественное сознание образа внешнего врага. Именно такие календарные дни, аккуратно распределенные по всем четырем временам года, формируют среду обитания целого народа, ориентируют его представителей на агрессивное мировосприятие, манипулируют массовым мнением и направляют это массовое мнение по заданному курсу. По поводу официального алиевского указа Виктор Шнирельман пишет: «Русско-иранские договоры 1813 и 1828гг. объявлялись началом “расчленения азербайджанского народа, переделом наших исторических земель”; речь идет о периоде, когда восточнокавказские тюрки сами еще и не думали о том, чтобы становиться “азербайджанским народом” и даже не знали этого термина»[86]. Исследовательница проблем Ближнего Востока Ш.Хантер считает, что искаженное понимание азербайджанцами характера этнических исторических и культурных связей между Ираном и Азербайджаном связано и с наследием советской историографии, носителем которой является и нынешнее поколение титульной нации этой республики. К таким историческим мифам она относит «представление о существовании якобы в древности единого азербайджанского государства», включавшего большую часть территории нынешнего северного Ирана, которое оказалось разделено на две части в результате некого российско-иранского сговора[87]. Обозначенный Алиевым идеологический курс постоянно обогащается очередным вливанием «фактурного материала», и миссию отца продолжает нынешний президент. Он также безостановочно говорит об азербайджанской принадлежности Еревана, находит какие-то свежие «следы изуверств армян», подписывает такие же документы: к примеру, 30 октября 2009г. – специальное распоряжение о создании в городе Куба «Мемориального комплекса геноцида». В документе, в частности, отмечается: «В начале прошлого века в результате политики массовых этнических чисток и агрессии, осуществляемой армяно-дашнакскими формированиями на азербайджанских территориях, в Баку, Губе, Карабахе, Шамахе, Кюрдамире, Сальяне, Лянкяране и других регионах были уничтожены десятки тысяч невинных азербайджанцев, против нашего народа учинен один из самых трагических актов геноцида ХХ века»[88]. В марте 2010г. заместитель директора Института истории Академии наук Азербайджана Джаби Байрамов озвучил очередную «громкую сенсацию»: «Геноцид, начатый 24 марта 1918г. под руководством Степана Шаумяна в отношении азербайджанцев, продолжался несколько дней. Тогда на территории Азербайджана было убито до 700 тысяч человек»[89]. Едва ли имеет смысл продолжать этот бессовестный список. Нельзя в такой степени глумиться над историей, над своим же народом, в конце концов, нельзя превращать «геноцид» в универсальное средство воспитания больных поколений, в механизм манипуляции сознанием. Заинтересованное в скорейшей рязрядке региональной напряженности международное сообщество, если, конечно, оно искренно в своих благородных анонсах, обязано заставить политическую элиту этой республики отказаться даже не столько от воинствующей риторики (в сформированной ими атмосфере это невозможно, армянский народ преподносится как «исчадие ада»), сколько от надругательств над историей. Иначе весь Кавказский регион превратится в один сплошной «Черный календарь».
II
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы