Случай в походе. Горбун и грабители.

- 15 -

Этот случай в походе был где-то в 1965 или 1964 году. Потому что в 1960 году мы ходили на Памир. И там руководил Борис Мацкоевич Бероев. А у меня сестра жены работала директором Дома Пионеров № 2, напротив Часового завода, улица тогда Велосипедная называлась, а сейчас Гагарина. И она руководила там кружком туристов. И потом, в одно прекрасное время, она мне и говорит: «Ген, я собираюсь на Кавказ, но я, как руководитель, боюсь. Давай, пошли с нами». А я к этому времени уже руководил, в 60-м в «пятёрку» ходил. Ну, я и согласился.

Приехали мы в Орджоникидзе, нашёл я Мацкоевича и говорю ему: «Борь, у меня пацаны. Вот как нам с пацанами пройти, чтобы и у моря побывать, и чтобы они посмотрели горы, и ледники, и всё такое». Он и говорит: «Идите до… как же он называется? В общем, там у них есть так называемая сакля. Это дом. И в этой сакле когда-то жил – ну, у нас Пушкин, а у них вот этот мужик, такой писатель их, осетин. Зайдёте к нему, посмотрите. А потом вы зайдёте в такое ущелье, там отходит туда хребет, сюда хребет. И здесь вот так хребет. И там вы никуда уже не заблудитесь. И там селения Квемо-Рока и Земо-Рока.

И вот вы от Квемо-Рока придёте в Земо-Рока и дальше пойдёте на Рокский перевал. Но хочу вас предупредить – на Рокском перевале молодёжь хулиганит. Вот там есть площадки такие, где костёр можно разжечь, палатки поставить. А они утром пораньше, только-только начинает светать, придут туда, походят. Всё, что остаётся не в палатках, они всё это забирают. А утром туристы просыпаются – никого нет и ничего нет. Поэтому вы смотрите, поаккуратнее там ведите себя».

Ночёвка на Рокском перевале

Мы в Квемо-Рока пришли, сходили в эту саклю, подошли к Земо-Рока и пошли на Рокский перевал. А Рокский перевал – это Центральный Кавказский хребет. А сейчас там под Рокским перевалом прорыли тоннель, и там машины ходят, и там даже танки прошли, когда война была. А тогда там этого не было ничего.

Зашли мы на этот перевал. А там площадка хорошая, вокруг деревца какие-то растут. Место избитое, там не один десяток туристов побывал. У меня группа была в основном ребятишки. Была сестра жены Ираида – директор Дома Пионеров, а ребята и девчата все были возраста 9-го класса.

Я показываю – твоя палатка здесь, твоя здесь, твоя здесь. Пять или шесть палаток было. И моя палатка. А тогда было только три вида палаток – «памирка», «гималайка» и «серебрянка», больше не было никаких. И рюкзаки — «абалаковский», был рюкзак «пионерский», был рюкзак «охотничий». И больше не было – нигде ничего не достанешь.

Осетинский триллер

Палатки поставили. А что же, ковриков-то не было, а были надувные матрасы. Я накачал матрас, он у меня как раз половину палатки занял, а в остальное всё продукты, какие были, здесь положил. Борис же мне говорил, что утром приходят и здесь шмон наводят.
        Ну, я лёг спать, и сплю, как заяц, с открытыми глазами, боюсь, и жду, когда придёт кто. И где-то перед утром – я в такой дрёме – слышу: около палатки кто-то прошёл, за оттяжку палатки – бым-м-м – задел. И снова – бым-м-м! И третий раз – бым-м-м!

Ну, думаю, кто же это вокруг палатки ходит. И снова слышу: там и тут – бым-м-м, бым-м-м! Думаю, может, кто проснулся и в туалет пошёл, а темно, на палатку не хочется оправляться, ищет куда подальше.

И я уже почти проснулся, слышу – на второй заход пошёл. Я поднимаюсь, сел, а уже утро — когда приглядишься, что-то видно. А я ходил тогда с ледорубом. Я тогда достал ледоруб, так с этим ледорубом даже по Пензе ходил. По тем временам ледоруб был…

- 16 -

Я этот ледоруб около себя положил. Думаю – вылезти, не вылезти. А утром не хочется вставать. И вдруг я смотрю – у меня бок палатки кто-то протыкает, мне показалось – ножом. Здоровая дыра уже. Я, значит, этот ледоруб прижал к себе, думаю – сейчас сюда рука полезет. Смотрю – лезет. Я разворачиваюсь и со всего маху как стукну – раздается дикий крик, не просто, а какое-то дикое визжание – нечеловеческое, не поймёшь что такое… И ко мне в палатку врывается… свинья!

Борьба с незваным гостем

Оказывается, у них эта долина, она высокая до Рокского перевала, и местные жители туда загоняют телят, загоняют туда овец, загоняют туда свиней, тут перегора-живают, и они там всё лето ходят. Сами по себе – питаются там, рожают. А там горные есть кабаны. Они с этими со свиньями «вась-вась». И получается, он и не кабан, он и не свинья, у него длинное такое рыло получается. Ноги у него длинные, тонкие, и у него вот такие клыки. И это, получается, был не нож, а он подошёл и этим клыком своим палатку и пропорол. И представляешь, я со всего размаху стукнул ему по морде. Он хрюкает, визжит, кричит.

Кабану надо было бы назад, дураку, выдвинуть, а он залетает в палатку. Кинулся туда – сюда, кругом палатка, и он по кругу помчался, мне по ногам бегает, и он три-четыре раза по кругу пробежал, а у него копыта, у меня ноги все порванные, кровь пошла. И я моментально соображаю, что делать. А палатка на клевантах закрывалась. Я поднял ему, кабан – шмыг – и убежал.

Все услышали, проснулись. А я как посмотрел – он у меня на ногах всю кожу копытами ободрал, кровища. Мало того, этот свинокабан ещё нагадил, сволочь такая. Тут продукты лежали, хлеб – он всё истоптал.

Все из палатки выходят. – «Геннадий Григорьевич, что это такое у вас?» - «Да что, кабан приходил в гости, все продукты нам испортил!».

Ну и что, тут солнышко взошло. Мы начали вытряхивать всё, вынимать. Палатку у меня вывернули, посушили.

В общем, такой вот случай в походе произошёл. Такая у меня была встреча с «местными хулиганами».