Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Епископа Диомида и архиепископа МартинаСтр 1 из 8Следующая ⇒
ОБРАЩЕНИЕ Епископа Диомида и архиепископа Мартина Ко всем православным христианам, В Отечестве и рассеянии сущим Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, возлюбленные о Христе братья и сестры! Действуя, дабы святилось Имя Господне; неизменно руководствуясь источниками Божественного откровения — Священным Писанием, каноническими Правилами святых Апостол, святых Вселенских и Поместных соборов и святых отцов, а также соборными постановлениями Русской Православной Церкви; желая сохранить в неприкосновенности догматы, каноны, уставы и обряды Православной Церкви; полагая, что конечным итогом объединения православных русских людей должно стать преодоление раскола, допущенного в нашей Церкви в XVII веке; стремясь к всестороннему возрождению нашей Поместной Церкви и к возрождению православного царства во главе с богоизбранным помазанником Божиим ради спасения и единства православного народа, мы, православные русские архиереи, обращаемся к вам со следующим словом.
Уже целый век русские люди, относящие себя к духовным наследникам и чадам Православной Российской Церкви [1], пребывают в состоянии пагубного разделения. Так, в разных русских церковных юрисдикциях, которые теперь существуют на месте некогда единой Поместной Церкви (далее – «русские юрисдикции»), по-разному, едва ли ни диаметрально противоположно, трактуется свержение в России богоустановленной власти Царей – помазанников Божиих. Различно трактуются исторические события, являющиеся прямыми следствиями антимонархического февральского бунта 1917 года. Используются различные варианты богослужебных чинов и молитвословий. Проводятся канонизации, вносящие разделение среди верующих. Существует ряд иных вопросов, вызывающих разногласия. Все это препятствует русским людям пребывать в молитвенном единстве, а год от года усугубляющийся раздор делает русских людей всё более ослабленными перед лицом углубляющегося в мире всеобщего отступления от Христа. Однако желанием Господа нашего Иисуса Христа является молитвенное единство членов Его Церкви. Именно молитвенного единства ждет Господь от Своих последователей. Такова воля нашего Спасителя, явленная Им перед смертью и Воскресением. Заканчивая тайную вечерю, Христос молился к Богу Отцу о единстве во Имя Божие Апостолов-архиереев и всех чад Своей Церкви: «Отче Святый, соблюди их во Имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы. Егда бех с ними в мире, Аз соблюдал их во Имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание. (…) Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси: и Аз славу, юже дал еси Мне, дах Им: да будут едино, якоже Мы едино есма: Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси и возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси» (Ин. 17, 11-23). Церковное единство, как свидетельствует Христос в Евангелии (Ин. 15, 3-4), должно быть в Нем Самом, в Истине, проповеданной Им. Отчего не будет угодным Богу механическое объединение «всех и вся» без рассуждения как именно веруют желающие молитвенного единства. Посему восстановление утраченного единства должно непременно включать как устранение самих причин допущенного разделения, так и совместное провозглашение единства в вере. Причинами всех церковных разделений являются различные нововведения и канонические отступления. Основные причины допущенного русскими людьми церковного разделения следующие. Экуменизм Под экуменизмом понимают движение за сближение и объединение различных христианских конфессий. Насадители экуменизма учат, что все направления христианства якобы являются «ветвями» одной Церкви Христовой. Но это противоречит православному пониманию Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, основанной Христом и являющейся хранительницей неповрежденного Евангельского Христова учения. В практическом плане итогом экуменической деятельности становится совместная молитва, и даже евхаристическое общение людей, несмотря на различие исповедуемых ими догматов. Но это запрещено православным 45-м Правилом святых Апостолов и 33-м Правилом Лаодикийского собора. При этом сами экуменисты являются причиной разделения в Церкви, неизбежно вынуждая православных удаляться от молитвенного общения с ними на основании Канонов Церкви. Дабы избежать сего впредь, объединяющиеся православные должны свидетельствовать о неприемлемости для них экуменизма и недопустимости молитвенного и евхаристического общения с экуменистами и иными еретиками. Новые канонизации После образования различных русских юрисдикций, в них было произведено немало канонизаций. В итоге, каждая русская юрисдикция ныне имеет свой уникальный список канонизированных лиц, то есть святцы, не совпадающий со святцами других русских юрисдикций. При этом канонизации, произведенные одной русской юрисдикцией, другими русскими юрисдикциями зачастую не признаются. Это обстоятельство является препятствием к молитвенному объединению. В виду отсутствия осознания того, что произошло в Православной Российской Церкви в 1913 и в 1917 годах (и в последующие 100 лет), а также в виду совершения канонизаций без ознакомления с архивными документами, касающимися деятельности канонизированных (что в прежние годы было затруднительно сделать), в русских юрисдикциях в качестве святых были канонизированы лица, которые ответственны за насаждение в Православной Российской Церкви богохульного учения об Имени Божием, а также те лица, которые, впав в клятвопреступление, участвовали в свержении в России царской власти помазанников Божиих, НО НЕ ЯВИЛИ РАСКАЯНИЯ В ЭТИХ ГРЕХАХ. В частности, был канонизирован ряд членов Святейшего Правительствующего Синода, которые участвовали в выпуске синодальных Определений, направленных на утверждение в Церкви богохульного учения об Имени Божием, а также в выпуске синодальных Определений, направленных на свержение в России царской власти помазанников Божиих. И многие люди, которые узнают об этом, не могут почитать этих лиц святыми, боясь оскорбить Бога. Известно, что в различных русских юрисдикциях некоторым канонизациям предшествовали долгие споры, которые не приводили, однако, к единомыслию. Тем не менее, канонизации всё равно проводились. Известны неоднократные случаи, когда несогласие по канонизациям сразу же после их проведения вызывало раскол русских юрисдикций. Но решение церковных вопросов путем духовного принуждения одной из сторон спора чуждо Христову Евангелию. Ибо, на каком основании из Священного Писания и Канонов Церкви одна часть членов юрисдикции (пусть даже более многочисленная) может навязывать свои новоизмышленные представления и свою волю другой части членов юрисдикции, творя насилие над их совестью и верой? В Православной Церкви вероисповедные вопросы, в том числе канонизации, не решаются большинством голосов, так как и большинство, как известно, может впасть в заблуждение. Но православное решение таких вопросов отыскивается богословами по критерию строгого соответствия Священному Писанию и Священному Преданию Православной Церкви. Рассматривая канонизации «для общецерковного почитания», совершенные разделившимися русскими юрисдикциями за прошедшие 100 лет, неизбежно следует вывод, что они не соответствуют многовековой традиции Русской Православной Церкви прославления святых для общецерковного почитания. Согласно этой традиции, все канонизации святых для общецерковного почитания совершаются при общем согласии на Всероссийском Поместном соборе или ином Церковном соборе, собираемом по изволению или при участии православного Царя (а до XVI века – Великого Князя). Однако все новые канонизации лиц «для общецерковного почитания» произведены русскими юрисдикциями частным образом в нарушение указанной традиции. Посему, эти канонизации не имеют оснований для их признания общецерковными в Русской Православной Церкви. Однако и с канонизациями к местному празднованию в сложившихся условиях возникают подобные затруднения. «Местным празднованием равно называется и то, которое совершается только в одном храме (монастыре), и то, которое совершается во всей [отдельной] епархии. Издревле канонизация к местному празднованию в епархиях совершалась местным епископом, с согласия митрополита и Собора епископов митрополии (в соответствии с Ап. 34; Антиох. 9). В некоторых случаях епархиальные архиереи совершают местные канонизации, не взяв благословения высшей церковной власти. Как правило, в таком случае канонизация не отменяется, но проводится повторно так, как положено» [42]. Но сейчас, когда отсутствует признаваемый всеми русскими архиереями первый епископ, требуемый 34-м Правилом святых Апостол (и 9-м Правилом Антиохийского собора), и не собирается Всероссийский Поместный собор, правильное совершение местных канонизаций «так, как положено» тоже невозможно [*прим. – под Всероссийским Поместным собором в настоящем обращении подразумевается Поместный собор Русской Православной Церкви, собранный по изволению или при участии православного русского Царя]. Чтобы преодолеть церковное разделение, причиняемое таковыми канонизациями, желающие молитвенного единства должны уяснить, что в текущих условиях никто не вправе требовать от православных русских людей признания любых канонизаций, совершенных после февральского антимонархического бунта разделившимися русскими юрисдикциями. Каждый имеет возможность в частном порядке (келейно) почитать святыми тех или иных людей, неся за это личную ответственность перед Богом. Но никто не имеет права тем или иным образом навязывать таковое почитание другим членам Поместной Церкви, тем более, при отсутствии соответствующего решения Всероссийского Поместного собора. Тем не менее, уже существует множество храмов, освященных в память канонизированных разделившимися русскими юрисдикциями. Из числа этих храмов есть и такие, которые освящены в честь лиц, которые ответственны за насаждение в Православной Российской Церкви богохульного учения об Имени Божием, а также тех лиц, которые, впав в клятвопреступление, участвовали в свержении в России царской власти помазанников Божиих, или имели иные погрешности в вере, но не явили раскаяния в этих грехах. Если община, существующая при таковом храме, пожелает участвовать в деле церковного объединения, то лучшим было бы единодушное решение всех членов общины об освящении этого храма с благословения епархиального архиерея в честь общечтимого православного святого, или всех святых, или праздника, или иконы Пресвятой Богородицы. Но если окажется, что члены какой-либо церковной общины веруют вполне православно и согласны с тем, что сказано в настоящем обращении, за исключением того, что они не могут отказаться в общественной церковной жизни от почитания тех, кто был канонизирован разделившимися русскими юрисдикциями, то решение этого вопроса должно быть оставлено за епархиальным архиереем. Ради достижения церковного единства епархиальные архиереи, руководствуясь трактатом «Об икономии» святителя Евлогия, патриарха Александрийского (581-608 гг.), могут разрешить оставить до Всероссийского Поместного собора как прежние наименования подобных храмов, так и воздержаться от каких-либо прещений за местное почитание неправильно канонизированных разделившимися русскими юрисдикциями. Указанный трактат дошел до нас в виде подробного пересказа, выполненного святителем Фотием, патриархом Константинопольским в его книге «Мириобиблион» (Кодекс 227) и упомянут преподобным Феодором Студитом в Послании 49 «К Навкратию, сыну». Так, святитель Фотий сообщает: «А третий вид икономии, говорит он [святитель Евлогий], когда зачастую пренебрегается решение об отлучении [от Церкви] некоторых лиц, провозглашенное против них с полным основанием, если при этом, однако, не причиняется никакого ущерба правильно соблюдаемым догматам. По образу этой икономии Феофил [архиепископ Александрийский] имел общение с Геласием [епископом Кесарийским], у которого в священных диптихах [по сути – в святцах] был вписан [еретик-арианин] Евсевий Палестинский, а Кирилл [архиепископ Александрийский] не выходил из общения с Феодором Мопсуестийским, когда тот тоже был анафематствован на Востоке. Поскольку он [святитель Кирилл] видел, что важные для благочестия догматы сохранены неповрежденными. Ибо до тех пор правильное рассуждение допускает икономию, пока не допущено никакое нововведение в вероучительные догматы Церкви» [43]. Последний случай с Феодором Мопсуестийским описывает и преподобный Феодор Студит, свидетельствуя лишь о молитвенном общении святителя Кирилла Александрийского с православными, поминающими в диптихах анафематствованного еретика как святого. Так, преподобный Феодор Студит пишет: «…Почему божественный Кирилл Александрийский соблюдал икономию, позволив не отделяться от тех, которые на Востоке поминали в диптихах еретика Феодора Мопсуетского? Потому, что догматы благочестия у них соблюдались в совершенно неповрежденном и надлежащем виде. Так написано упоминающим об этом святым Евлогием, архиепископом Александрийским, в его слове "Об икономи" (…). Так поступали и святые в икономиях, так и великий Кирилл в настоящем случае. Он немного снисходил к медлительности восточных в рассуждениях и к их склонности не признавать еретиком того, кто на самом деле еретик. Ибо как иначе мог бы он поступить, когда они исповедовали православную веру и этим самым анафематствовали того, кто был ими поминаем? Ибо каждый, православный во всем, своей деятельностью, если не словом, анафематствует всякого еретика. А потом, когда у них пробудился совершенный ум, тогда святой, может быть, во всем был согласен с ними. Разве не то же самое и мы делаем явно? Случается, что некоторые единодушные с нами, отличаются от нас в чем-нибудь таком, от чего не много вреда или отступления от точности. Однако, мы имеем общение с ними, чтобы из-за малого, что спустя немного времени может быть исправлено, нам не потерять всего; это было бы свойственно людям неопытным, а не строителям Тайн Божиих» [44]. И если ошибочное почитание анафематствованных Церковью еретиков в качестве святых в случае безукоризненного соблюдения верующими всех догматов православной веры может по рассуждению епархиального архиерея подлежать икономии, то так же может подлежать икономии и почитание канонизированных за прошедшие 100 лет не «так, как положено», каковое почитание в ряде случаев мы признаем ошибочным. Однако епархиальным архиереям нужно обеспечить отсутствие какого-либо навязывания такового почитания другим членам Церкви. В виду сказанного по вопросу новых канонизаций, для преодоления церковного разделения и достижения молитвенного единства православных русских людей нужно воздержаться в общественной церковной жизни до решения Всероссийского Поместного собора от почитания в лике общецерковных и местночтимых святых тех, кто канонизирован разделившимися русскими юрисдикциями после февральского антимонархического бунта, считая возможность келейного почитания скончавшихся личным делом, сопряженным с несением личной ответственности перед Богом, и признавая за правящими архиереями право применения церковной экономии в данном вопросе. Главное же, ищущие единство Церкви должны признать, что прежде решения Всероссийского Поместного собора нет оснований требовать от чад Русской Православной Церкви признания любых канонизаций, совершенных после февральского антимонархического бунта разделившимися русскими юрисдикциями. Пренебрежение соборностью Прошедшее столетие показало, что пренебрежение мнением архиереев, пресвитеров, монашествующих и мирян, допускаемое высшими органами церковного управления, зачастую приводит к церковным разделениям. Именно так было в 1913 году, когда семь архиереев – членов Синода дерзнули выдать своё богохульное учение об Имени Божием за учение Православной Церкви, чем положили начало разделению. Именно так было с изданием сергианской Декларации 1927 года, так же принятой узкой группой архиереев, но отвергнутой многими другими архиереями, пресвитерами и мирянами. То же мы видим и ныне, когда ряд высокопоставленных служителей культа упорно ведёт экуменическую деятельность, несмотря на то, что с этим категорически не согласны многие архиереи, а также пресвитеры, монашествующие и миряне. Посему во избежание ошибок, а также для предупреждения церковных разделений, решение общецерковных вопросов (которые касаются всех чад Русской Православной Церкви) надлежит впредь производить на церковных Соборах в открытом обсуждении архиереями, пресвитерами, монашествующими и мирянами. Ибо только о совокупном решении архиереев, пресвитеров и мирян Священное Писание свидетельствует: «Изволися бо Святому Духу и нам…» (Деян. 15, 28), как это было на первом в церковной истории Поместном соборе Иерусалимской Церкви, в котором участвовали «Апостолы и пресвитеры и братия» (Деян. 15, 23). Регулярно собираемый церковный Собор должен быть высшим органом управления Русской Православной Церкви на период до созыва Всероссийского Поместного собора. В состав Собора должны входить все объединившиеся епархиальные и викарные архиереи Русской Православной Церкви и, по возможности, пресвитеры и миряне. В случае решения Собором общецерковных вопросов, которые касаются всех чад Русской Православной Церкви, участие в Соборе пресвитеров и мирян должно быть обязательным. На одном из ближайших Соборов надлежит избрать первого епископа, который будет Председателем Собора Русской Православной Церкви. Полномочия Председателя Собора должны соответствовать 34-у Правилу святых Апостол о первом епископе: архиереи Православной Российской Церкви не вправе действовать за пределами своих епархий без согласия Председателя Собора и остальных архиереев, а Председатель Собора не вправе вторгаться в епархиальные дела других архиереев и действовать на общецерковном уровне без согласия остальных архиереев. Порядок поминовения церковной власти за богослужением в соответствии с частью 3. настоящего обращения будет осуществляться по Служебникам, изданным до февральского антимонархического бунта 1917 года. А именно, на богослужении в ектеньях будет поминаться Собор (по-гречески – Синод), а затем правящий епархиальный архиерей. В сложившихся условиях не усматривается вследствие человеческого фактора более легкого пути дальнейшего объединения разделившихся русских юрисдикций, каждая из которых, зачастую, имеет своего первоиерарха. Именно так текущие вопросы, связанные с налаживанием общецерковной жизни Русской Православной Церкви, должны решаться Собором. Решаться на основе Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви при согласии всех архиереев и одобрении принимаемых решений пресвитерами, монашествующими и мирянами. И лишь будущему Всероссийскому Поместному собору, собранному по изволению или при участии православного Царя, надлежит избрать Всероссийского Московского первоиерарха и определить его титул, а также надлежит совершить правильное прославление святых и рассмотреть по существу разделяющие Всероссийскую паству нововведения, от которых ради заповеданного Христом единства ныне надлежит воздержаться. Признаем недопустимыми любые нововведения в Русской Православной Церкви, такие как новые общецерковные и местные канонизации, использование новой пасхалии вместо православной александрийской пасхалии, новоизмышленный чин святости «царь-искупитель» и подобные нововведения, не имеющие одобрения Всероссийским Поместным собором, И Призываем ВАС, Исполнить волю Христа о единстве во Имя Божие всех чад Его Церкви, воссоединившись в своих молитвах и делах и соблюдая сказанное в данном обращении отказом от всех нововведений, вносящих разделение в Русской Православной Церкви, для устранения пагубного раздора и всестороннего возрождения единой Поместной Церкви. АМИНЬ.
Неделя 1-я Великого поста, Торжество православия 12 (25) февраля 2018 года
Примечания. [1] Наиболее распространенное название Поместной Православной Церкви в Российской Империи. Названия «Русская Православная Церковь» и «Православная Российская Церковь» употреблены в настоящем обращении как равнозначные.
[2] «Церковные Ведомости» № 20 от 18.05.1913 г. С. 277-286.
[3] РГИА. Ф. 796. Оп. 199. V отд. I ст. Д. 80. Ч. I . Л. 306-307 об.
[4] Варлаам Калабрийский (в миру Бернардо Массари, ок. 1290-1348) – отпавший от православия монах и философ, скончавшийся в сане епископа Римско-католической церкви.
[5] Святитель Григорий Палама. Трактаты. Краснодар. 2007. С. 46.
[6] Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Β'. Σελ. 340. Цитируется по: Протопресвитер Иоанн Мейендорф, Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997. С. 289.
[7] Святитель Григорий Палама. Трактаты. Краснодар. 2007. С. 19.
[8] Игумен Модест. Святитель Григорий Палама. СПб., 1879. С. 149.
[9] Преподобнаго отца нашего Максима Исповедника, Толкование на молитву: «Отче наш». И его же Слово постническое по вопросу и ответу. М., 1853. С. 15.
[10] Святитель Григорий Нисский. Догматические сочинения. Т. 1. Краснодар, 2006. С. 205.
[11] Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге (извлечение из дневника). Изд. 2-е, Т. 2. СПб., 1893. С. 296.
[12] Деяния Вселенских Соборов. Том 4. СПб.: «Воскресение», 2008. С. 637-638.
[13] Творения Святых отцев в русском переводе Т. 41. М.Д.А., 1863. С. 488.
[14] Жития святых на русском языке. Книга 1 (сентябрь). М., 1902. С. 306.
[15] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Изд. 3-е. Т. 2. СПб., 1905. С. 193.
[16] Святитель Григорий Нисский. Догматические сочинения. Т. 2. Краснодар, 2006. С. 253.
[17] Преподобный Симеон, Новый Богослов. Ч. 2., Изд. 2-е. М., 1890. С. 108.
[18] Святитель Иоанн Златоуст. Т. 11. Кн. 1. СПб., 1905. С. 435-436. Для уяснения учения Церкви об Имени Божием полезно привести полностью толкование Златоуста на стих 17 главы 3 послания Апостола Павла к Колоссянам: «"И все, – говорит, – что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца" [Кол. 3, 17]. Если мы будем так поступать, то там, где призывается Христос, не найдется ничего мерзкого, ничего нечистого. Ешь ли, пьешь ли, женишься ли, отправляешься ли в путь, – все делай во имя Божье, т. е. призывая Бога на помощь. Берись за дело, прежде всего помолившись Богу. Хочешь ли что произнести? Поставь это наперед. Потому-то и мы в своих письмах впереди поставляем имя Господа. Где имя Господа, там все благополучно. Если имена консулов скрепляют грамоты, то тем более – имя Христово. Или же то разумеет Павел, что все говорите и делайте по-божески; не вводите ангелов. Ешь? Благодари Бога, с решимостью то же делать и после. Спишь? Благодари Бога, с решимостью то же делать и после. Идешь на площадь? То же делай. (Пусть не будет) ничего мирского, ничего житейского; все совершай во имя Господне, и все у тебя будет благоуспешно. Что ни запечатлеешь именем Божьим, все выйдет счастливо. Если оно изгоняет демонов, устраняет болезни, то тем более облегчает совершение дел. И что значит – "Что вы делаете, словом или делом"? Этим указывает или на допускающего, или на делающего что-либо подобное. Послушай, как Авраам во имя Божье посылал раба. Давид во имя Божье умертвил Голиафа. Дивно и велико имя Его. Потом опять Иаков, посылая детей, говорит: "Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека" [Быт. 43, 14]. Кто делает это, тот помощником имеет Бога, без Которого не дерзал ничего делать. Таким образом, чествуемый призыванием (Бог) воздает обратно честь дарованием успеха в делах. Призывай Сына, благодари Отца; призывая Сына, ты призываешь и Отца, а благодаря Отца, благодаришь и Сына. Будем учиться исполнять это не одними словами, но и делами. Этому имени нет ничего равного; оно всегда дивно: "Имя твое, – говорится, – как разлитое миро" [Песн. 1, 2]. И кто произнес его, тот вдруг исполнился благоухания. "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" [1 Кор. 12, 3]. Вот как столь много совершается этим именем! Если слово: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа" [Мф. 28, 19] ты произнес с верой, то ты все совершил. Смотри, сколько ты сделал: ты воссоздал человека, и произвел все прочее, в таинстве крещения. Таким же образом это страшное имя владычествует и над болезнями. Потому, завидуя нам в чести, дьявол ввел неподобающее ангелам. Таковы демонские напевы. Но будет ли то ангел, или архангел, или херувим, – не терпи этого; ведь и эти силы не примут тебя, но отвергнут, когда увидят, что Владыка бесчестится. Я почтил тебя, говорит, и сказал: призывай Меня. А ты бесчестишь Его? Если бы ты пел этот напев с верою, то прогонял бы и болезни, и демонов. А если бы и не прогнал болезни, то не по бессилию [имени сего], а вследствие того, что (болезнь) полезна. По величию твоему, говорит, и хвала твоя. Этим именем обращена вселенная, разрушено тиранство, попран диавол, отверзлись небеса. Но что я говорю – небеса? Этим именем возрождены мы, и если не оставляем его, то просияваем. Оно рождает и мучеников, и исповедников. Его должны мы держать, как великий дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его, благодатью и человеколюбием (Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь)».
[19] Большой Катехизис. Изд. 2-е. М., 1878. Л. 258.
[20] Блаженный Феофилакт Болгарский. Благовестник. Кн. 2. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. С. 448.
[21] Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. С. 232.
[22] Святитель Иоанн Златоуст. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. С. 309.
[23] Святаго отца нашего Амвросия епископа Медиоланского две книги о покаянии. М., 1884. С. 16.
[24] Собрание церковных поучений для простого народа священника Новодеревенской Благовещенской церкви Константина Стратилатова (удостоенное премии Святейшего Синода). Ч. 1. СПб., 1872. С. 140-141.
[25] Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Моя жизнь во Христе... С. 309.
[26] Например, в Определениях от 27.08.1913 г., 14-18.02.1914 г., 10.05.1914 г. №№ 7644, 1471, 4136.
[27] Утверженная грамота составлена в двух подлинных рукописных экземплярах. Каждый экземпляр Утверженной грамоты украшен узорными заглавиями из твореного золота и утвержден подписями и печатями архиереев, начиная с Высокопреосвященного Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского. Общее число подписей, которыми утвердили каждый из экземпляров Утвержденной грамоты участники Всероссийского Земского церковно-государственного собора, соответственно, 235 и 238. Все 10 печатей архиереев были изготовлены из воска с разным оттенком и привешены в конце Утверженной грамоты на шелковых шнурах разного цвета: три митрополичьи печати из красного воска – на красных шнурах, четыре архиепископских печати из темного воска с синим отливом – на лазоревых шнурах, и три епископских печати из темного воска с коричневатым отливом – на коричневых шнурах. Шнуры печатей митрополитов подшиты к грамоте в виде буквы «м», архиепископов – в виде буквы «а», а епископов – в виде буквы «е». Оба экземпляра Утверженной грамоты сохранились до настоящего времени. Первый ее экземпляр, несравненно лучшей сохранности, в 1627-1723 годах хранился в алтаре главного соборного храма Православной Российской Церкви – Успенского собора Московского Кремля, а затем еще более 100 лет хранился в Московской Синодальной ризнице. Сейчас этот экземпляр хранится в Российской Государственной Библиотеке, в ее Научно-исследовательском отделе рукописей в фонде № 928 «Коллекция документов XVI – XVII в. из Древлехранилища Московского Кремля», и числится в описи фонда за № 3 под названием «Утвержденная соборная грамота об избрании на царство Михаила Федоровича Романова» (прежний номер при хранении этого экземпляра грамоты в бывшем Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел: Государственное Древлехранилище, Отд. III . P . I . № 4). На этом экземпляре грамоты из митрополичьих печатей полностью сохранилась последняя (митрополита Ионы), от печатей митрополитов Ефрема и Кирилла остались лишь фрагменты. Архиепископские печати сохранились хорошо – надломлена лишь первая и выщерблена нижняя часть у четвертой. Из епископских печатей первая сохранилась полностью, у второй утрачена левая верхняя часть, от третьей остался лишь шнур. Второй экземпляр Утверженной грамоты сохранился намного хуже, так как пострадал при пожаре, который был в Посольском приказе 3 мая 1626 года. Вследствие пожара, верх этого экземпляра грамоты подтлел и разодрался, а внизу последнего листа писанные чернилами слова испарились от тепла, а все печати архиереев растопились (остались одни шнуры). Впоследствии этот экземпляр хранился в Оружейной Палате (№ 9714 по печатной описи конца XIX века), а сейчас хранится в собрании рукописей Государственного историко-культурного музея «Московский Кремль». На интернет-сайте этого музея имеется виртуальная выставка, посвященная венчанию на царство Государя Михаила Федоровича Романова, где размещены цветные фотографии второго экземпляра Утверженной грамоты 1613 года [ http://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.venchaniya-na-tsarstvo-v-moskovskom-kremle/venchanie-na-tsarstvo-mikhaila-fedorovicha/ ], хранящегося в этом музее. Последнее типографское издание Утверженной грамоты 1613 года было сделано в начале прошлого века в книге: «Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова / С предисловием С.А. Белокурова. 2-е изд. М.: Императорское общество истории и древностей Российских при Московском Университете, 1906». Эту книгу можно прочесть на интернет-сайте Президентской библиотеки [ http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=77238 ] или на интернет-странице: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B0_1613_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.djvu .
[28] Марина Мнишек (1588 – 24 декабря 1614) – польская дворянка и политическая авантюристка в Смутное время в России, являвшаяся женой Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.
[29] Утверженная грамота об избрании… 2-е изд. М., 1906. С. 71-74.
[30] РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 74. Машинопись. Подлинник. (Все выписки из архивных документов, сделанные в разделах 2. и 3. настоящего обращения, цитированы по изданию: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) / Сост., автор предисловия и комментариев М.А. Бабкин. Изд. 2-е. М.: Индрик, 2008. С. 632.)
[31] Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году… С. 39.
[32] Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году... С. 39-41.
[33] «Церковные Ведомости». 1917. Вкладыш к № 9-15. С. 1.
[34] Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М. Е. Губонин. – М.: Изд-во "Православного Свято-Тихоновского Богословского Института", 1994. С. 510-512.
[35] «Несть бо власть аще не от Бога» буквально переводится — «Не есть власть, если не от Бога».
[36] Преподобный Исидор Пелусиот. Письма. Том 2. Репр. изд-е. М.: «Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского», 2001. С. 9.
[37] РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 19. Машинопись. Подлинник.
[38] РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 16. Машинопись. Подлинник.
[39] РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2833. Л. 70-73об. Машинопись. Подлинник.
[40] Последование в Неделю православия. Петроград, 1915. С. 30-31.
[41] ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 625. Л. 5-5об. Машинопись. Заверенная копия.
[42] Игумен Андроник Трубачев. Канонизация святых в Русской Православной Церкви: https://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi
[43] Переведено по изданию: Photius, Bibliothèque, t. IV: “Codices 223-229”. Texte établi et trauit par Réné Henry. Paris, 1965, p. 113:
[44] Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 1. М., 2003. С. 165-167.
[45] Святитель Андрей, архиепископ Кесарийский. Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Минск, 2005. С. 119.
[46] В синодальных Типиконах, изданных до февральского бунта, обращение великого индиктона расписано с 1409 по 1940 год. В 1941 году начался новый великий индиктон (15-й от Сотворения мира), все переходящие праздники в котором можно вычислить по синодальному Типикону. Для этого следует от нужного года отнять 1941 и прибавить полученное число к 1409. Рассчитанное таким образом число будет соответствовать году, который нужно искать в таблице обращения индиктона синодального Типикона.
[47] Преподобный Савва Освященный (439-532) – создатель Иерусалимского богослужебного устава, используемого ныне в Православной Церкви.
[48] Типикон. М., 1906. Л. 1.
[49] Преподобный Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Гимн 1.
[50] Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Том второй: Стихотворения. Письма. Завещание. – М.: Сибирская Благозвонница, 2007. С. 93.
[51] Последование в Неделю православия. Петроград, 1915. С. 28.
ОБРАЩЕНИЕ епископа Диомида и архиепископа Мартина |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы