Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Разногласие в исповедании Имени Божия



Почин разделениям в Православной Российской Церкви документально положен посланием Святейшего Правительствующего Синода «Всечестным братиям во иночестве подвизающимся» [2], опубликованным 18 мая 1913 года на основании синодального Определения № 4183 от 16-17 мая 1913 года [3]. Это послание составил член Святейшего Синода – архиепископ Сергий (Страгородский) (впоследствии митрополит и патриарх). В указанном послании, содержащим множество противоречий, Синод проповедует анафематствованную Православной Церковью варлаамитскую ересь, а также вводит новое богохульное учение об Имени Божием. Это учение Синод объявил «верой православной, верой отеческой и апостольской», несмотря на то, что оно противоречит Священному Писанию, святым отцам и, естественно, не имеет утверждения ни одним из Поместных соборов Православной Церкви.

Ересь Варлаама Калабрийского [4] состояла в том, что он объявил, что энергия Божия, то есть действие (благодать) Бога, якобы не есть Бог. Эта ересь содержится в следующем поучении синодального послания: «Св. Григорий [Палама] учил прилагать название "Божество" не только к существу Божию, но и к Его "энергии" или энергиям, т. е. Божественным свойствам: премудрости, благости, всеведению, всемогуществу и проч., которыми Бог открывает Себя вовне, и, таким образом, учил употреблять слово "Божество" несколько в более широком смысле, чем обыкновенно. В этом многоразличном употреблении слова и состоит все сходство учения св. Григория с новым учением, по существу же между ними различие полное. Прежде всего, святитель нигде не называет энергий "Богом", а учит называть их "Божеством" (не Фeoc, а Феотис). Различие же между этими названиями легко видеть из такого примера. Говорится: "Христос на Фаворе явил Свое Божество", но никто не скажет: "Христос на Фаворе явил Своего Бога": это была бы или бессмыслица или хула. Слово "Бог" указывает на Личность; "Божество" же на свойство, качество, на природу. Таким образом, если и признать Имя Божие Его энергией, то и тогда можно назвать его только Божеством, а не Богом, тем более не "Богом Самим"».

Но в творениях святителя Григория Паламы содержится учение, явно противоположное проповеданному в послании. Святитель Григорий, в отличие от членов Синода, учит наоборот, что энергии Божии есть Бог и даже «Сам Бог»:

– «Ведь имя "Бог" (θεός) есть имя энергии, [производимое] от "бежать" (θέείν) и "окружать все заботой" или от "палить" (αϊθείν), что означает "жечь", или от "созерцать (θεάσθαι) все"» [5];

– «Каждая [божественная] сила или каждая энергия есть Сам Бог (εκάστη δύναμνς ή ενέργεια αυτός εστίν ο Θεός)» [6];

– «Таким образом Божии выступления и энергии, осуществления, оживотворения, умудрения и тому подобное, суть нетварные промыслы (πρόνοιαι) и благости Бога, и они суть Сам Бог» [7].

Поэтому, рассмотрев пример, приведенный Синодом в послании, правильней будет сказать: «Христос на Фаворе явил Себя Богом». Однако впавшие в варлаамитство члены Синода этого не видели. И всякий, кто принимает учение будто бы энергии Божии не есть Сам Бог, что проповедано Синодом, тот подпадает под отлучение от Церкви, провозглашенное Константинопольским Поместным собором 1351 года: «Тем, которые мудрствуют и говорят, что имя Бог выражает только существо Божественное и не исповедуют по Богодухновенному и церковному мудрованию святых, что именем Бог обозначаются равным образом и Божественные действия [то есть энергии Божии], – анафема» [8].

Новое же богохульное учение об Имени Божием, введенное Синодом в послании, обнаруживается при рассмотрении вопроса как понимали Имя Божие Божьи Пророки, Христовы Апостолы и отцы Церкви. В Священном Писании, а также в творениях отцов Церкви и православных богословов Имя Божие понимают в двух значениях.

В своем главном богословском значении словосочетание «Имя Божие» означает То же Самое, что и слово «Бог». Так, слова Священного Писания о пребывании Имени Божия в храме – «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на месте о немже рекл еси: будет Имя Мое тамо на услышание молитвы» (3 Цар. 8, 29), означают пребывание в храме никого иного, как Самого Бога. То же понимается и в Псалтири: «Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша Имя Твое» (Пс. 73, 18); и у Пророка Исайи: «Се, Имя Господне идет временем многим, горящая ярость Его: со славою слово устен Его, слово гнева полно, и гнев ярости яко огнь пояст» (Ис. 30, 27). Также в молитве святителя Амвросия Медиоланского для пресвитеров, готовящихся к служению святой литургии: «Просим, Владыко, щедроты Твоя, да Лицем светлым на достояние Твое, имени Твоему святому служения ожидающе, воззрети благоволиши, и да ни единаго же молитва, ни единаго прошение отриновенно будет». Здесь, Имени Твоему святому служение есть служение Самому Богу, а отнюдь не служение определенной последовательности слогов, которой человек именует Бога. И преподобный Максим Исповедник в толковании на молитву Господню учит о понимании Имени Бога как Бога: «Имя бо Бога и Отца, существенне и ипостасне пребывающе, есть единородный Сын» [9]. А единородный Сын Божий (Вторая Ипостась Пресвятой Троицы) есть не тварь, но истинный Бог.

В другом богословском значении под именем Божиим понимают тварное человеческое слово, которым человек именует Бога, когда произносит, пишет или мысленно воспроизводит его. Так, когда святитель Григорий Нисский пишет что «Божество получает имя чрез человека» [10], он рассуждает о человеческих словах-именах, коими человек именует Бога. И отец Иоанн Кронштадтский так учит о имени Божием в значении человеческого слова: «По нашей телесности Господь привязывает, так сказать, Свое присутствие и Себя Самого к вещественности, к какому-нибудь видимому знамению: например (…) к имени Своему, состоящему из членораздельных звуков…» [11]. Основываясь на этом учении необходимо сразу уяснить что, говоря о всяком слове-имени, которым человек именует Бога, следует помнить, что слово это, хоть и тварное (вещественное), но отнюдь не простое, так как Господь ради нашего спасения Сам привязывает к нему Свое присутствие благодатью Своей.

Итак, оба значения Имени Божия имеют место в православном богословии. При этом понимание Имени Божия как Самого Бога имеет всецерковное соборное утверждение. Святые отцы VII Вселенского собора в самом конце книги Деяний Вселенских соборов знаменательно разместили завершающее поучение, озаглавленное: «Как следует понимать, что имени Божия нельзя ни смешивать, ни обобщать ни с чем, и как должно смотреть на всякое пророческое изречение, порицающее идолов». В этом поучении сказано о «служении Богу живому и истинному, имя Которого не имеет ничего общего с тварями», а также утверждено учение Православной Церкви, что «Бог находится вне всякой сотворенной твари и потому имя Его не имеет ничего общего ни с чем» [12]. То есть по учению святых отцов Имя Божие не имеет ничего общего ни с какой тварью – ни со звуками и буквами, ни с тварными человеческими мыслями, и не подлежит ни смешиванию, ни обобщению ни с какими символами и, вообще, ни с чем. А такой сверхсущественностью и нетварностью обладает никто иной, как только Сам Бог, или, как говорят Пророки и святые отцы – Имя Божие.

Тем не менее, Синод Российской Церкви в завершение послания от 18 мая 1913 года в трех пунктах изложил свое особое учение об Имени Божием и, подменяя собой Церковь, приказал «выразить подчинение голосу Церкви», то есть себе. На практике это подчинение заключалось в подписании иноками по приходам и монастырям послания Синода. А тех, которые откажутся согласиться с синодальным учением об Имени Божием, Синод в послании определил «немедленно устранив от священнослужения тех из таковых, которые имеют посвящение, всех упорствующих, по увещании, предать установленному церковному суду, который, при дальнейшем их упорстве и нераскаянности, лишит их сана и монашества…» Богохульная суть трех пунктов учения Синода об Имени Божием заключается в следующем.

В пункте 1. Синод утверждал что «в богословствовании же, как и на деле, Имя Божие есть ТОЛЬКО имя, а не Сам Бог и не Его свойства, название предмета, а не сам предмет, и потому не может быть признано или называемо ни Богом (что было бы бессмысленно и богохульно), ни Божеством, потому что оно не есть и энергия Божия». Этим, вразрез со Священным Писанием и учением святых отцов, Синод богохульно постановил понимать Имя Божие ТОЛЬКО как тварь (то есть как слово-имя, которым человек именует Бога), отметая пророческое, апостольское и святоотеческое понимание Имени Божия как Самого Бога.

Но так как Имя Божие в главном богословском значении есть Бог, то пункт 1. учения Синода равнозначен утверждению что Бог «есть ТОЛЬКО имя, (…) название предмета, а не сам предмет». Если следовать пункту 1., исключая из богословия понимание Имени Божия как Самого Бога, непременно придешь к богохульству. Например, каждый, кто крещен по повелению Христа, данному Апостолам: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28, 19-20), в соответствии с п. 1. вероучения Синода крещен ТОЛЬКО в тварь – в звуки имени Отца и Сына и Святаго Духа, то есть в «название предмета», но отнюдь не в Самого Бога – Святую Троицу. А первое и главнейшее прошение молитвы Господней – «Отче наш, иже еси на небесех, да святится Имя Твое» (Мф. 6, 9) означает в соответствии с п. 1. синодального послания, что Сам Христос якобы учит нас, христиан, молиться и желать прославления и освящения ТОЛЬКО твари – слов, которыми мы именуем Бога, но отнюдь не Самого Бога, превращая тем христиан в идолослужителей.

Подобных примеров из Священного Писания Священного Предания можно привести множество, и все они доказывают, что утвержденное Синодом богохульное учение что «Имя Божие есть ТОЛЬКО имя, а не Сам Бог» входит в непреодолимое противоречие с самыми основами православной веры. Ибо если признать вероучение, проповеданное Синодом в послании правильным, то получается, что полнота веры во Имя Христово, есть вера ТОЛЬКО в тварь – в звуки и буквы имени Христова и мысли человека о Христе. Но святитель Григорий Нисский учит: «Если же кто Имя Сына [Божия] придает [то есть причисляет] твари, то да будет он причислен к идолослужителям» [13]. Тем самым святитель Григорий исключает Имя Сына Божия из разряда тварей, потому что Имя Сына Божия есть Бог.

Таким образом, послание Святейшего Синода, опубликованное 18 мая 1913 года, сводит всю православную христианскую веру к ИДОЛОСЛУЖЕНИЮ. И таковое крайнее богохульство исключается лишь в единственном случае, когда вместо учения, проповеданного в п. 1. синодального послания, что якобы «Имя Божие есть ТОЛЬКО имя, а не Сам Бог», используется православное вероучение, которое предусматривает понимание Имени Божия как Самого Бога, «Имя Которого не имеет ничего общего с тварями», как исповедуют Пророки и Апостолы в Священном Писании, и соборно учит вся Православная Церковь в заключении Деяний Вселенских соборов.

Оставшиеся пункты 2. и 3. вероучения Синода так же ложны, богохульны и противоречат Священному Писанию и отцам Церкви.

Бог Своей Божественной благодатью имеет связь с каждым Своим именем, которым человек именует Его. Но пунктом 2. своего учения об Имени Божием члены Синода выдвинули противоположный кощунственный тезис о якобы безблагодатности этих имен, в том числе божественного и спасительного имени Иисус Христова. Так, в п. 2. Синод учит: «Имя Божие, когда произносится в молитве с верою, может творить и чудеса, но не само собою, не вследствие некой навсегда как бы заключенной в нём или к нему прикрепленной Божественной силы, которая бы действовала уже механически, – а так, что Господь, видя веру нашу (Мф. 9, 2) и в силу Своего неложного обещания, посылает Свою благодать и ею совершает чудо». И в остальном тексте послания от 18 мая 1913 года Синод неоднократно проповедует то же богопротивное учение, например, отрицая что «Имя Иисус всесильно творить чудеса вследствие присутствия в нем Божества», а также отрицая что «молитва Иисусова (…) спасительна потому, что самое Имя Иисус спасительно, – в нем, как и в прочих именах Божиих, нераздельно присутствует Бог».

Но в житии святого мученика Порфирия (память 15 (28) сентября) повествуется: «Однажды праздновался день рождения императора Юлиана Отступника. Порфирий, как лицедей, должен был в театре насмеяться и надругаться над христианами. В ту минуту, как он с сею целью погрузился в воду и воскликнул: "Крещается Порфирий во имя Отца и Сына и Святого Духа", – он внезапно уверовал в истинного Бога и, выйдя из воды, начал открыто исповедовать Христа. За сие он был предан на страдания и усечен мечом» [14]. Итак, благодатное воздействие на святого Порфирия произошло в ту минуту, когда он еще не веровал во Христа, но произнес имя Отца и Сына и Святого Духа. Вода, в которую он погрузился в театре, конечно же не имела церковного освящения, отчего никакого благодатного действия оказать не могла. Посему действовала только благодать произнесенного святым Порфирием всесильного имени Бога Троицы. Это свидетельство, доказывает ложность тезиса Синода, будто бы произносимое имя Божие не может подействовать без веры произносящих его.

Лжеучение Синода о том, что «Имя Божие (…) может творить и чудеса (...) не вследствие некой навсегда как бы заключенной в нём или к нему прикрепленной Божественной силы» входит в противоречие с учением епископа Игнатия (Брянчанинова): «Имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу» [15]. И отец Иоанн Кронштадтский, как уже упомянуто, учит: «По нашей телесности Господь привязывает, так сказать, Свое присутствие и Себя Самого к вещественности, к какому-нибудь видимому знамению: например (…) к имени Своему, состоящему из членораздельных звуков». Это свидетельствует о том, что ради нашего спасения Господь Сам привязывает Свое присутствие и Себя Самого (благодатью Своей) к Своим именам. А где присутствует Бог, там неотделимо и сила, то есть благодать, Его. Именно эта Божественная сила совершает чудеса при произнесении имени Божия верующими в Господа.

Все известные имена Божии открыты человеку Богом, как то свидетельствует Священное Писание, в котором эти Божественные имена запечатлены, освящая собой Писание и делая его Священным. А святитель Григорий Нисский учит: «Итак, богоносные святые вдохновляются силою Духа, и всякое Писание потому называется богодухновенным, что оно есть учение Божественного вдохновения. Если снять телесный покров слова, то остающееся есть Господь, Жизнь и Дух, по учению великого Павла и по Евангельскому слову. Потому что Павел сказал, что обратившийся от буквы к духу принимает уже не убивающее рабство, а Господа, Который есть животворящий Дух [сравн.: 2 Кор. 3, 6-17], а высокое Евангелие говорит: "глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот есть" (Ин. 6, 63), как обнаженные от телесного покрова» [16]. Посему, если снять телесный покров слова с какого-либо (богооткровенного) имени Бога, то остающееся есть Господь, Жизнь и Дух, по учению великого Павла и по Евангельскому слову, как учит святитель Григорий Нисский. То есть остающееся есть Господь Бог, а именно, – чудодейственная, спасающая и освящающая благодать Святаго Духа (по-гречески – энергия Божия), присутствие которой в богооткровенных Божественных именах впавший в варлаамитство Синод богохульно отрицал, противореча Евангелию, Апостолам и отцам Церкви.

Эта Божественная благодать есть богооткровенная Истина Божия, Истина о Боге, которую человек отображает при помощи звуков и букв какого-либо имени Божия. Она нетварна, действенна, не зависит ни от чего, и есть Бог, ибо, как учит Священное Писание: «Господь Бог есть Истина; Он есть Бог живой и Царь вечный» (Иер. 10, 10), и как учит преподобный Симеон Новый Богослов: «Истина Божия есть паче ума и слова человеческого, Бог непреложный, сый и живый» [17]. Посему Бог есть извечная непреложная Истина, Которую человек отображает именем Бог. И имя это (как и любое имя Божие) преисполнено этой Истиной, – Божественной благодатью, которая обличает неправду, исцеляет болезни, очищает душу, возводя ее к Небесному Отцу и творя Божьих людей святыми.

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Дивно и велико имя Его. (…) ЭТОМУ ИМЕНИ НЕТ НИЧЕГО РАВНОГО; ОНО ВСЕГДА ДИВНО: "Имя твое, – говорится, – как разлитое миро" (Песн. 1, 2). И кто произнес его, тот вдруг исполнился благоухания. "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12, 3)» [18]. Приводя такую последовательность рассуждений и изречений Священного Писания, великий вселенский учитель и святитель свидетельствует о том, что человек, произносящий какое-либо имя Божие, тут же подвергается действию благоухания, которое есть ни что иное, как всесильная благодать Святого Духа Божия, источаемая всяким именем Божиим, особенно именем Господа Иисуса Христа. А если бы благодати Святого Духа (силы Божией) в именах Божиих не было, что богохульно проповедовал Синод в п. 2., то при их произнесении человек этой бы благодати не приобщался, не имел возможности умного богопознания, не возгорался любовью к Богу, не соединялся душою с Ним и не мог бы стать наследником Его Небесного Царства.

Вследствие такой связи Бога с Его именами, зачастую в Священном Писании и в творениях отцов Церкви там, где повествуется об Имени Божием, затруднительно разграничить говорится ли здесь об Имени Божием в значении Самого Бога, либо сказано о каком-либо имени Божием в значении слова, которым человек именует Бога. В некоторых случаях такое разграничение осуществить даже невозможно. Так, в словах Христа «И будете ненавидими всеми Имене Моего ради» (Мк. 13, 13) отнюдь невозможно разграничить будем мы, поклоняющиеся Ему, ненавидимы всеми за Самого Христа, либо будем ненавидимы за самое имя Христос, которым мы именуемся как христиане и которое произносим в молитвах, величая своего Господа.

ОТДЕЛИТЬ же от Бога, то есть лишить благодати Божией, те святые имена, коими человек именует Бога, человеку НЕВОЗМОЖНО вовсе. Ибо ту божественную связь, которую ради спасения человека установил Сам нетварный Бог со Своими именами, тварный человек не в силах прервать или упразднить, – ни на деле, ни мысленно. Как учит Большой Катехизис, «преславными и различными имены нарещися может Бог, их же никто же от Него отлучити не может» [19]. Синод же пунктом 2. своего учения богохульно поставил себя выше Бога, возомнив себя способным отделить от Бога Его имена, с которыми Бог Сам Себя связывает благодатью Своей, засвидетельствовав эту связь великими дивными чудесами (которые совершают люди Именем Божиим) и Своим Божественным словом. Ибо Священное Писание свидетельствует об имени Иисус Христовом: «несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о Немже подобает спастися нам» (Деян. 4, 12). А спастись пустым безблагодатным именем, какое проповедовал Синод в п. 2., невозможно. Уча в послании что Имя Божие (в том числе имя Иисус Христово) есть якобы обычное человеческое имя, само по себе чуждое Божественной силы, члены Синода, вопреки их собственному желанию, оказались не далеко от распинателей Христа, ибо как учит блаженный Феофилакт Болгарский: «Имя Иисус братья богоубийц принимают за имя человека» [20].

Уяснив неотделимость от Бога всех Его имен и возвращаясь к рассмотрению п. 1. синодального учения об Имени Божием, становится ясным, что утверждение «Имя Божие есть ТОЛЬКО имя, а не Сам Бог и не Его свойства, название предмета, а не сам предмет» богохульно еще и потому, что каждое слово-имя, которым человек именует Бога, отнюдь не есть ТОЛЬКО имя. Но есть имя, которое НЕРАЗРЫВНО соединено Господом Богом с Самим Собой Его Божественной благодатью.

Итак, похулив в п. 1. святейшее Имя Божие определением Его ТОЛЬКО к разряду тварей; богохульно оторвав в п. 2. Бога (то есть благодать Божию) от всех богооткровенных Его имен и провозгласив всякое имя Божие обычным словом человеческим, чуждым Божественной силы, Синоду неизбежно оставалось завершить свою хулу на Имя Божие объявлением, что якобы чуждое Божественной силы Имя Божие к совершению святых таинств в Церкви (как само по себе безсильное) не имеет никакого отношения. Это Синод и провозгласил заключительным пунктом 3. своего учения об Имени Божием: «Святые таинства совершаются не по вере совершающего, не по вере приемлющего, но и не в силу произнесения или изображения Имени Божия; а по молитве и вере Св. Церкви, от лица которой они совершаются, и в силу данного ей Господом обетования». То есть по учению Синода святые таинства будто бы совершаются «не в силу произнесения или изображения Имени Божия».

Однако ни одно таинство Церкви без призывания Имени Божия совершено быть не может, каковое обстоятельство само по себе опровергает лжедогмат Синода, изложенный в п. 3. Так, преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» учит, что таинство святой евхаристии совершается неизменно через призывание Имени Божия, а именно – Святаго Духа: «...Хлеб предложения и вино, и вода, через призывание и пришествие Святого Духа, преестественно изменяются в Тело Христово и Кровь» [21]. И святитель Иоанн Златоуст учит: «"Свято и страшно имя Его" [Пс. 110, 9], т.е. вполне достойно удивления, изумления. Если же таково имя Его, то не тем ли более существо Его? А как имя Его "свято и страшно"? Его страшатся бесы, боятся болезни; этим именем апостолы исправили всю вселенную; его употребив вместо оружия, Давид поразил иноплеменника; им совершено множество великих дел; ИМ МЫ СОВЕРШАЕМ СВЯЩЕННЫЕ ТАИНСТВА» [22]. И святитель Амвросий Медиоланский, порицая лжеучение еретика Новациана, учит: «Но говоришь ты, в крещении-де благодать таинственная действует. В покаянии же что? Не тоже ли Божие имя действует?» [23]. Всё это доказывает несостоятельность и богохульство лжедогмата, изложенного в послании Синода в пункте 3.

В «Собрании церковных поучений», удостоенном премии Святейшего Правительствующего Синода и изданном за 40 лет до возникновения спора об Имени Божием, в поучении «О первом прошении молитвы Господней» следующим образом изложена суть православного вероучения об Имени Божием: «Да святится Имя Твое! Да, братие, святить Имя Божие – это есть самая первая обязанность человека. К этому побуждает нас, как самое Имя, так и та сила, которая заключается в нем. Самое имя – имя Божие, есть не другое что, как Сам Бог. Что есть Бог, то есть и имя Его, что есть Имя Божие, то есть – Он Сам. Аз Господь Бог, говорит Он, сие есть Имя Мое. Следовательно мы, славя и почитая Имя Божие, славим и почитаем Самого Бога. Сила же Имени Божия так велика и спасительна для человека, что он может по силе Имени сделать все. Может даже отражеть сильнейших и опаснейших врагов своих – демонов; Именем Моим бесы ижденут, Сказал Сам Спаситель. Вот какова сила Имени Божия! После сего не святить имя Божие, не есть ли дело худое и богопротивное, и человек, который не славит его, не есть ли Богоотступник, сын противника диавола и наследник огня геенского?» [24] В этом церковном поучении собрано всё самое главное, что необходимо знать каждому православному об Имени Божием. Главное же: «Самое имя – имя Божие, ЕСТЬ НЕ ДРУГОЕ ЧТО, как Сам Бог», действующий во спасение человека. Отец Иоанн Кронштадтский учит точно так же: «Имя Божие есть Сам Бог» [25].

Сопоставление приведенного церковного поучения с положениями синодального послания от 18 мая 1913 года показывает совершенное противоречие нового учения Синода учению Православной Церкви об Имени Божием. Провозгласив Имя Божие ТОЛЬКО тварью и самим по себе бессильным безблагодатным словом, Синод отказался от священия Имени Божия, ввергнувшись в Его хуление.

Такое имяборческое богохульство с попустительства великих и малых чад Православной Российской Церкви стало официальным «церковным» вероучением. Но разве не сделались так богоотступниками, сынами противника диавола и наследниками огня геенского члены того Синода вместе с теми сведущими людьми, которые их поддержали либо устранились, предав злому поруганию Имя Божие? И разве официальное провозглашение такого богохульства могло не навлечь великого гнева Божия на Русскую Церковь и на всю Землю Русскую?

Тем не менее, малой частью чад Русской Православной Церкви указанные вероучительные положения Синода сразу же были признаны богохульными и еретическими. А безапелляционное безосновательное объявление Синодом своего богохульного учения в качестве вероучения Православной Церкви и стало началом церковного разделения. Тогда множество русских иноков, подвизающихся на Святой горе Афон, правомерно отказалось принять и подписать указанное синодальное послание. За это с 3 по 17 июля 1913 года 813 иноков при помощи царских солдат на двух военных пароходах были насильственно вывезены со Святой горы в Россию, где были подвергнуты надругательству. Впоследствии с Афона самостоятельно выехало еще около 800 иноков, которые не могли иметь молитвенного общения с принявшими и подписавшими синодальное послание об Имени Божием.

К великой беде послание Синода от 18 мая 1913 года не отменено и является действующим «церковным» актом почти во всех русских юрисдикциях, в том числе в самых многочисленных по количеству прихожан. Именно на это послание сделаны ссылки в последующих имяборческих синодальных Определениях [26] и в прочих имяборческих постановлениях русских юрисдикций. А новое еретическое учение об Имени Божием, проповеданное в указанном послании, является официальным вероучением этих юрисдикций. Вследствие этого, члены большинства русских юрисдикций, сами того не ведая, соучаствуют в имяборческом богохульстве и варлаамитстве. Для прекращения хулы на Имя Божие и устранения разделения православные должны признать указанное послание Синода не действующим и отвергнуть его.

Мы отмежевываемся от хулы на святейшее Имя Господне, продолжаемой теми, кто принимает (и не отвергает) имяборческое варлаамитское послание Синода. И произносим отлучение, провозглашенное Константинопольским Поместным собором 1351 года еретикам-варлаамитам: «Тем, которые мудрствуют и говорят, что имя Бог выражает только существо Божественное и не исповедуют по Богодухновенному и церковному мудрованию святых, что именем Бог обозначаются равным образом и Божественные действия, – анафема».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь