Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Возлюбленные о Христе братья и сестры, Исполнить волю Христа о единстве во Имя Божие всех чад Его Церкви, воссоединившись в своих молитвах и делах и соблюдая сказанное в данном обращении отказом от всех нововведений, вносящих разделение в Русской Православной Церкви, для устранения пагубного раздора и всестороннего возрождения единой Поместной Церкви. АМИНЬ.
Неделя 1-я Великого поста, Торжество православия 12 (25) февраля 2018 года
Примечания. [1] Наиболее распространенное название Поместной Православной Церкви в Российской Империи. Названия «Русская Православная Церковь» и «Православная Российская Церковь» употреблены в настоящем обращении как равнозначные.
[2] «Церковные Ведомости» № 20 от 18.05.1913 г. С. 277-286.
[3] РГИА. Ф. 796. Оп. 199. V отд. I ст. Д. 80. Ч. I . Л. 306-307 об.
[4] Варлаам Калабрийский (в миру Бернардо Массари, ок. 1290-1348) – отпавший от православия монах и философ, скончавшийся в сане епископа Римско-католической церкви.
[5] Святитель Григорий Палама. Трактаты. Краснодар. 2007. С. 46.
[6] Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Β'. Σελ. 340. Цитируется по: Протопресвитер Иоанн Мейендорф, Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997. С. 289.
[7] Святитель Григорий Палама. Трактаты. Краснодар. 2007. С. 19.
[8] Игумен Модест. Святитель Григорий Палама. СПб., 1879. С. 149.
[9] Преподобнаго отца нашего Максима Исповедника, Толкование на молитву: «Отче наш». И его же Слово постническое по вопросу и ответу. М., 1853. С. 15.
[10] Святитель Григорий Нисский. Догматические сочинения. Т. 1. Краснодар, 2006. С. 205.
[11] Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге (извлечение из дневника). Изд. 2-е, Т. 2. СПб., 1893. С. 296.
[12] Деяния Вселенских Соборов. Том 4. СПб.: «Воскресение», 2008. С. 637-638.
[13] Творения Святых отцев в русском переводе Т. 41. М.Д.А., 1863. С. 488.
[14] Жития святых на русском языке. Книга 1 (сентябрь). М., 1902. С. 306.
[15] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Изд. 3-е. Т. 2. СПб., 1905. С. 193.
[16] Святитель Григорий Нисский. Догматические сочинения. Т. 2. Краснодар, 2006. С. 253.
[17] Преподобный Симеон, Новый Богослов. Ч. 2., Изд. 2-е. М., 1890. С. 108.
[18] Святитель Иоанн Златоуст. Т. 11. Кн. 1. СПб., 1905. С. 435-436. Для уяснения учения Церкви об Имени Божием полезно привести полностью толкование Златоуста на стих 17 главы 3 послания Апостола Павла к Колоссянам: «"И все, – говорит, – что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца" [Кол. 3, 17]. Если мы будем так поступать, то там, где призывается Христос, не найдется ничего мерзкого, ничего нечистого. Ешь ли, пьешь ли, женишься ли, отправляешься ли в путь, – все делай во имя Божье, т. е. призывая Бога на помощь. Берись за дело, прежде всего помолившись Богу. Хочешь ли что произнести? Поставь это наперед. Потому-то и мы в своих письмах впереди поставляем имя Господа. Где имя Господа, там все благополучно. Если имена консулов скрепляют грамоты, то тем более – имя Христово. Или же то разумеет Павел, что все говорите и делайте по-божески; не вводите ангелов. Ешь? Благодари Бога, с решимостью то же делать и после. Спишь? Благодари Бога, с решимостью то же делать и после. Идешь на площадь? То же делай. (Пусть не будет) ничего мирского, ничего житейского; все совершай во имя Господне, и все у тебя будет благоуспешно. Что ни запечатлеешь именем Божьим, все выйдет счастливо. Если оно изгоняет демонов, устраняет болезни, то тем более облегчает совершение дел. И что значит – "Что вы делаете, словом или делом"? Этим указывает или на допускающего, или на делающего что-либо подобное. Послушай, как Авраам во имя Божье посылал раба. Давид во имя Божье умертвил Голиафа. Дивно и велико имя Его. Потом опять Иаков, посылая детей, говорит: "Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека" [Быт. 43, 14]. Кто делает это, тот помощником имеет Бога, без Которого не дерзал ничего делать. Таким образом, чествуемый призыванием (Бог) воздает обратно честь дарованием успеха в делах. Призывай Сына, благодари Отца; призывая Сына, ты призываешь и Отца, а благодаря Отца, благодаришь и Сына. Будем учиться исполнять это не одними словами, но и делами. Этому имени нет ничего равного; оно всегда дивно: "Имя твое, – говорится, – как разлитое миро" [Песн. 1, 2]. И кто произнес его, тот вдруг исполнился благоухания. "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" [1 Кор. 12, 3]. Вот как столь много совершается этим именем! Если слово: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа" [Мф. 28, 19] ты произнес с верой, то ты все совершил. Смотри, сколько ты сделал: ты воссоздал человека, и произвел все прочее, в таинстве крещения. Таким же образом это страшное имя владычествует и над болезнями. Потому, завидуя нам в чести, дьявол ввел неподобающее ангелам. Таковы демонские напевы. Но будет ли то ангел, или архангел, или херувим, – не терпи этого; ведь и эти силы не примут тебя, но отвергнут, когда увидят, что Владыка бесчестится. Я почтил тебя, говорит, и сказал: призывай Меня. А ты бесчестишь Его? Если бы ты пел этот напев с верою, то прогонял бы и болезни, и демонов. А если бы и не прогнал болезни, то не по бессилию [имени сего], а вследствие того, что (болезнь) полезна. По величию твоему, говорит, и хвала твоя. Этим именем обращена вселенная, разрушено тиранство, попран диавол, отверзлись небеса. Но что я говорю – небеса? Этим именем возрождены мы, и если не оставляем его, то просияваем. Оно рождает и мучеников, и исповедников. Его должны мы держать, как великий дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его, благодатью и человеколюбием (Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь)».
[19] Большой Катехизис. Изд. 2-е. М., 1878. Л. 258.
[20] Блаженный Феофилакт Болгарский. Благовестник. Кн. 2. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. С. 448.
[21] Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. С. 232.
[22] Святитель Иоанн Златоуст. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. С. 309.
[23] Святаго отца нашего Амвросия епископа Медиоланского две книги о покаянии. М., 1884. С. 16.
[24] Собрание церковных поучений для простого народа священника Новодеревенской Благовещенской церкви Константина Стратилатова (удостоенное премии Святейшего Синода). Ч. 1. СПб., 1872. С. 140-141.
[25] Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Моя жизнь во Христе... С. 309.
[26] Например, в Определениях от 27.08.1913 г., 14-18.02.1914 г., 10.05.1914 г. №№ 7644, 1471, 4136.
[27] Утверженная грамота составлена в двух подлинных рукописных экземплярах. Каждый экземпляр Утверженной грамоты украшен узорными заглавиями из твореного золота и утвержден подписями и печатями архиереев, начиная с Высокопреосвященного Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского. Общее число подписей, которыми утвердили каждый из экземпляров Утвержденной грамоты участники Всероссийского Земского церковно-государственного собора, соответственно, 235 и 238. Все 10 печатей архиереев были изготовлены из воска с разным оттенком и привешены в конце Утверженной грамоты на шелковых шнурах разного цвета: три митрополичьи печати из красного воска – на красных шнурах, четыре архиепископских печати из темного воска с синим отливом – на лазоревых шнурах, и три епископских печати из темного воска с коричневатым отливом – на коричневых шнурах. Шнуры печатей митрополитов подшиты к грамоте в виде буквы «м», архиепископов – в виде буквы «а», а епископов – в виде буквы «е». Оба экземпляра Утверженной грамоты сохранились до настоящего времени. Первый ее экземпляр, несравненно лучшей сохранности, в 1627-1723 годах хранился в алтаре главного соборного храма Православной Российской Церкви – Успенского собора Московского Кремля, а затем еще более 100 лет хранился в Московской Синодальной ризнице. Сейчас этот экземпляр хранится в Российской Государственной Библиотеке, в ее Научно-исследовательском отделе рукописей в фонде № 928 «Коллекция документов XVI – XVII в. из Древлехранилища Московского Кремля», и числится в описи фонда за № 3 под названием «Утвержденная соборная грамота об избрании на царство Михаила Федоровича Романова» (прежний номер при хранении этого экземпляра грамоты в бывшем Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел: Государственное Древлехранилище, Отд. III . P . I . № 4). На этом экземпляре грамоты из митрополичьих печатей полностью сохранилась последняя (митрополита Ионы), от печатей митрополитов Ефрема и Кирилла остались лишь фрагменты. Архиепископские печати сохранились хорошо – надломлена лишь первая и выщерблена нижняя часть у четвертой. Из епископских печатей первая сохранилась полностью, у второй утрачена левая верхняя часть, от третьей остался лишь шнур. Второй экземпляр Утверженной грамоты сохранился намного хуже, так как пострадал при пожаре, который был в Посольском приказе 3 мая 1626 года. Вследствие пожара, верх этого экземпляра грамоты подтлел и разодрался, а внизу последнего листа писанные чернилами слова испарились от тепла, а все печати архиереев растопились (остались одни шнуры). Впоследствии этот экземпляр хранился в Оружейной Палате (№ 9714 по печатной описи конца XIX века), а сейчас хранится в собрании рукописей Государственного историко-культурного музея «Московский Кремль». На интернет-сайте этого музея имеется виртуальная выставка, посвященная венчанию на царство Государя Михаила Федоровича Романова, где размещены цветные фотографии второго экземпляра Утверженной грамоты 1613 года [ http://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.venchaniya-na-tsarstvo-v-moskovskom-kremle/venchanie-na-tsarstvo-mikhaila-fedorovicha/ ], хранящегося в этом музее. Последнее типографское издание Утверженной грамоты 1613 года было сделано в начале прошлого века в книге: «Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова / С предисловием С.А. Белокурова. 2-е изд. М.: Императорское общество истории и древностей Российских при Московском Университете, 1906». Эту книгу можно прочесть на интернет-сайте Президентской библиотеки [ http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=77238 ] или на интернет-странице: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B0_1613_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.djvu .
[28] Марина Мнишек (1588 – 24 декабря 1614) – польская дворянка и политическая авантюристка в Смутное время в России, являвшаяся женой Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.
[29] Утверженная грамота об избрании… 2-е изд. М., 1906. С. 71-74.
[30] РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 74. Машинопись. Подлинник. (Все выписки из архивных документов, сделанные в разделах 2. и 3. настоящего обращения, цитированы по изданию: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) / Сост., автор предисловия и комментариев М.А. Бабкин. Изд. 2-е. М.: Индрик, 2008. С. 632.)
[31] Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году… С. 39.
[32] Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году... С. 39-41.
[33] «Церковные Ведомости». 1917. Вкладыш к № 9-15. С. 1.
[34] Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М. Е. Губонин. – М.: Изд-во "Православного Свято-Тихоновского Богословского Института", 1994. С. 510-512.
[35] «Несть бо власть аще не от Бога» буквально переводится — «Не есть власть, если не от Бога».
[36] Преподобный Исидор Пелусиот. Письма. Том 2. Репр. изд-е. М.: «Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского», 2001. С. 9.
[37] РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 19. Машинопись. Подлинник.
[38] РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 16. Машинопись. Подлинник.
[39] РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2833. Л. 70-73об. Машинопись. Подлинник.
[40] Последование в Неделю православия. Петроград, 1915. С. 30-31.
[41] ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 625. Л. 5-5об. Машинопись. Заверенная копия.
[42] Игумен Андроник Трубачев. Канонизация святых в Русской Православной Церкви: https://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi
[43] Переведено по изданию: Photius, Bibliothèque, t. IV: “Codices 223-229”. Texte établi et trauit par Réné Henry. Paris, 1965, p. 113:
[44] Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 1. М., 2003. С. 165-167.
[45] Святитель Андрей, архиепископ Кесарийский. Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Минск, 2005. С. 119.
[46] В синодальных Типиконах, изданных до февральского бунта, обращение великого индиктона расписано с 1409 по 1940 год. В 1941 году начался новый великий индиктон (15-й от Сотворения мира), все переходящие праздники в котором можно вычислить по синодальному Типикону. Для этого следует от нужного года отнять 1941 и прибавить полученное число к 1409. Рассчитанное таким образом число будет соответствовать году, который нужно искать в таблице обращения индиктона синодального Типикона.
[47] Преподобный Савва Освященный (439-532) – создатель Иерусалимского богослужебного устава, используемого ныне в Православной Церкви.
[48] Типикон. М., 1906. Л. 1.
[49] Преподобный Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Гимн 1.
[50] Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Том второй: Стихотворения. Письма. Завещание. – М.: Сибирская Благозвонница, 2007. С. 93.
[51] Последование в Неделю православия. Петроград, 1915. С. 28.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы