Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отношение к Соборному Уложению 1613 года и сергианство
Так же в русских юрисдикциях различно отношение к Соборному Уложению, принятому Освященным собором 1613 года Русской Православной Церкви. Этот Освященный собор входил в состав Всероссийского Земского церковно-государственного собора, на котором состоялось избрание на Престол Государства Российского Государя Михаила Федоровича Романова и его царских детей-потомков. Освященный собор 1613 года утвердил это избрание указанным Соборным Уложением, которое оформлено в виде Утверженной грамоты [27]. Соборным Уложением 1613 года определено «иного государя, мимо государя царя и великого князя Михайла Федоровича, всеа Русии самодержца, и их царских детей, которых им, великим государем, вперед [то есть в будущем] Бог даст, из ыных государств, и из Московских иноземцов и родов, и Маринки [28] с сыном, не искати и не хотети. (…) Да будет вперед крепко и неподвижно и стоятелно во веки, как в сей утверженной грамоте написано. (...) Да будет твердо и неразрушимо в предъидущая лета в роды и роды и не прейдет ни едина черта, или [й]ота едина от написанных в ней ничесоже» [29]. То есть данным Соборным Уложением всем чадам Русской Православной Церкви без ограничения срока действия определено не впадать в измену Царю Михаилу Федоровичу Романову и его детям-потомкам в пользу иностранных и каких-нибудь иных государей-правителей («ис каких людей ни буди», как написано в Утверженной грамоте). Таким образом, Соборным Уложением 1613 года определена верность чад нашей Поместной Церкви как институту православной монархии, имеющему Божественное происхождение, так и определенному роду избранников на Престол. Вплоть до настоящего времени Соборное Уложение 1613 года не было ни отменено, ни пересмотрено ни одним Освященным (Поместным) собором, и является действующим соборным Постановлением Русской Православной Церкви. Именно отказ от исполнения Соборного Уложения 1613 года людьми из всех сословий русского общества (включая тех членов рода Романовых, которые поддержали свержение монархии в России) сделал возможным торжество богоборческого антимонархического февральского бунта 1917 года. Однако невозможно представить его осуществление без участия революционно настроенных членов Святейшего Правительствующего Синода зимней сессии 1916/1917 гг. В марте-апреле 1917 года они выпустили ряд синодальных Определений, непосредственно направленных на свержение монархии в России. К примеру, на основании Определения № 1280 от 9 марта 1917 г. «Об обращении к чадам Православной Церкви с посланием» [30] они выпустили послание, в котором преподносили февральский бунт под видом блага, подталкивая всероссийскую паству к безоговорочному подчинению новой революционной власти в нарушение Соборного Уложения 1613 года. В частности, в этом послании содержится такой призыв Синода к православным: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Возлюбленные чада Святой Православной Церкви! (...) Ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, (…) доверьтесь Временному Правительству, (…) чтобы (…) повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость…» Определением № 1893 от 29 марта 1917 года «О содействии со стороны духовного ведомства успешному распространению "Займа Свободы 1917 года"» [31], Синод определил российскому духовенству прочитать во всех православных храмах Российской Империи два своих поучения. В первом поучении Синод оклеветал царскую власть помазанников Божиих, называя ее властью «негодных людей», лживо приписывая ей преступления, и тем оправдывая богоборческое свержение монархии в России. В этом поучении Синод определял власть избираемых Богом помазанников Божиих как «зло», а власть революционных правителей, избранных народом, преподносил как соответствующую «правде Божией». И еще прежде созыва Учредительного Собрания внушал всероссийской пастве, что оно де «установит новую форму правления» (вместо богоустановленной власти помазанников Божиих). Чтобы показать суть совершённой тогда великой измены нужно привести следующие выдержки из этого поучения Синода: «...При старой власти не готовилось снарядов, выдавались планы немцам, предавались русские люди. Нельзя перечислить всех тех бедствий, которые претерпела Россия из-за этих негодных людей. И вот народ восстал за правду, за Россию, свергнул старую власть, которую Бог через народ покарал за все ее тяжкие и великие грехи. Теперь народ хочет сам устроить свою жизнь так, чтобы всем жилось хорошо, легко, по правде Божией. Учредительное Собрание, которое изберет весь народ, установит новую форму правления, при которой будут решены все важные задачи, устранено все то зло, которое еще осталось у нас от старого строя. (…) Не будет у нас больше неправды, насилия, обманна и продажности, но сам народ решит все по полной справедливости. Дай Бог, чтобы скорее настало это благословенное, долгожданное и желанное счастливое время. (...) Теперь немцы хорошо понимают, что Россия при новом строе для них враг гораздо более страшный, чем это было раньше, когда старое правительство продавало им Россию. Поэтому они напрягают все свои силы к тому, чтобы победить нас, чтобы вернуть к нам все старое, может быть мечтают о том, чтобы какой-нибудь немецкий принц стал русским царем. (…) Новое Временное Правительство, которое стоит теперь у власти, избрал сам народ, тот самый народ, который завоевал себе свободу и свергнул поработителей этой свободы. Поэтому народное правительство употребит те деньги, которое на время одолжит ему народ, действительно на закрепление свободы (…). Поступим же, дорогие братья, как повелевает нам долг граждан свободной России (...), поможем отечеству в трудное время, чтобы земля и воля, к которой так стремится каждый крестьянин, была действительно получена им, чтобы жила и крепла Россия свободная и великая, чтобы не рассыпались прахом все эти наши задушевные пожелания. Да поможет нам Бог» [32]. Это (и второе) поучение Синода рекомендовалось вывешивать на дверях храмов [33]. Не удивительно, что после такой измены и лжи, проповеданной с амвонов русских православных храмов, благословенное, долгожданное и желанное счастливое время для проповедовавших так и не настало, а все их самые задушевные пожелания, чего они и боялись, Бог рассыпал прахом, пролив на них великий гнев Свой. Своими революционными Определениями, посланиями и поучениями члены Синода преследовали целью десакрализацию и свержение в России царской власти помазанников Божиих вразрез с Соборным Уложением 1613 года. А также преобразование верховной власти таким образом, чтобы правители уже не были избираемы и поставляемы Самим Богом, но были избираемы людьми. Указанные и другие революционные Определения собственноручно подписывали следующие члены Синода: Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий (Первенствующий член (Председатель) Святейшего Синода); Макарий (Парвицкий-Невский), митрополит Московский и Коломенский; Сергий (Страгородский), архиепископ Финляндский и Выборгский; Тихон (Беллавин), архиепископ Литовский и Виленский; Арсений (Стадницкий), архиепископ Новгородский и Старорусский; Михаил (Ермаков), архиепископ Гродненский и Брестский; Иоаким (Левицкий), архиепископ Нижегородский и Арзамасский; Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский; Георгий (Шавельский), протопресвитер военного и морского духовенства; Александр (Дернов), протопресвитер придворного духовенства. Некоторые синодальные иерархи, а именно первенствующий член Синода митрополит Владимир (Богоявленский) и архиепископ Сергий (Страгородский), участвовали как в выпуске синодального послания от 18 мая 1913 года, которым провозглашалась хула на Имя Господне, так и в выпуске синодальных Определений марта-апреля 1917 года, направленных на свержение монархии в России. Причем митр. Владимир (Богоявленский), как первенствующий член Синода, подписывал имяборческие и антимонархические синодальные Определения первым. Весьма показательно, что ни Святейший Синод, ни подведомственное ему русское духовенство, после ареста 8 марта 1917 года отрекшегося Государя Николая Александровича и его Августейшей семьи, произведенного по решению Временного Правительства, на волне завоеванной ими свободы не предприняли возможных действий для освобождения из заточения помазанника Божия, вследствие чего и стал возможен его расстрел вместе с семьей в июле 1918 года. Итогом отказа от исполнения Соборного Уложения 1613 стало сергианство, оформленное Посланием (Декларацией) митрополита Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода от 16 (29) июля 1927 года. В этой Декларации, породившей следующий этап церковного разделения, революционные иерархи продолжали попирать Соборное Уложение 1613 года, внушая всероссийской пастве: «Выразим всенародно нашу благодарность и Советскому Правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения (…). Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской Власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его (...). Забывали люди, что случайности для христианина нет, и что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. Таким людям, не желающим понять "знамений времени", и может казаться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже с монархией, не порывая с православием. Такое настроение известных церковных кругов, выражавшееся, конечно, и в словах и в делах и навлекавшее подозрение Советской Власти, тормозило и усилия Святейшего Патриарха [Тихона (Беллавина)] установить мирные отношения Церкви с Советским Правительством. Недаром ведь Апостол внушает нам, что "тихо и безмятежно жить" по своему благочестию мы можем, лишь повинуясь законной власти (1 Тим. 2, 2), или должны уйти из общества. (...) Теперь, когда наша Патриархия, исполняя волю почившего Патриарха, решительно и бесповоротно становится на путь лояльности, людям указанного настроения придется или переломить себя (...); или, если переломить себя они сразу не смогут, по крайней мере, не мешать нам, устранившись временно от дела» [34]. И под личиной благовидных выражений революционные архиереи во главе с митр. Сергием (Страгородским) провозгласили в своей Декларации радости безбожной революционной власти – своими радостями, а неудачи – своими неудачами. Однако главный сергианский лжедогмат «ваши радости – наши радости» разбивается о слова Господа нашего Иисуса Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11, 23). Разбивается этот лжедогмат и об учение Апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 14-18). С сергианской точки зрения любую утвердившуюся власть, в том числе откровенно богоборческую, чада Православной Церкви должны принимать как свою законную власть, считая ее радости – своими радостями, а неудачи – своими неудачами. Но святые отцы учат противоположному. Преподобный Исидор Пелусиот в своих «Письмах» дает толкование слов Священного Писания «Всяка душа властем придержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога [35], сущия же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют» (Рим. 13, 1-2). Преподобный учит: «Мы вправе сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей захватил сию власть беззаконно, то не утверждаем, что он поставлен Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать всё свое лукавство, как Фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил Иудеев» [36]. Поэтому тогда, 90 лет назад, видя явную ложь сергианства, множество архиереев, иереев, монашествующих и мирян, несмотря ни на что, отказались принять неправославные богопротивные положения Декларации митр. Сергия (Страгородского), пострадав, либо уйдя в катакомбы. И вплоть до сего дня члены русских юрисдикций разделены различным отношением к сергианству. Посему, во избежание новых разделений церковное объединение православных должно включать отвержение сергианства, как явления противного Христу и Его истине. Православные русские люди должны принять во внимание что Бог вследствие ведомых Ему причин попустил клятвопреступникам свергнуть детей-потомков Государя Михаила Федоровича Романова с Престола Государства Российского, не послав им Свою всесильную помощь свыше для борьбы с крамолой. Кроме того, все известные потомки Государя Михаила Федоровича Романова в настоящее время не отрицают господствующее имяборческое варлаамитское лжеучение. Они не выступают против экуменизма. И все они нарушают Соборное Уложение Освященного собора 1613 года, обретя себе иных государей-правителей «ис каких людей ни буди» «мимо государя царя и великого князя Михайла Федоровича, всеа Русии самодержца, и их царских детей, которых им, великим государем, вперед Бог даст». Эти обстоятельства могут указывать на то, что воля Божия о них могла измениться. Может оказаться и так, что они удалены с Престола навсегда, ибо всеведущий Бог не являл свидетельств, что сами дети-потомки Государя Михаила Федоровича Романова, останутся верными Ему (и православию) до конца мира. Но иная воля Божия о Престоле Государства Российского (если она существует) пока не явлена. Это могло бы совершиться на Всероссийском Земском церковно-государственном соборе, подобном собору 1613 года. Но до тех пор, пока Господь не явил нам никакой иной Своей воли, верные чада Русской Православной Церкви обязаны исполнять Соборное Уложение Освященного Собора 1613 года, а именно: «иного государя, мимо государя царя и великого князя Михайла Федоровича, всеа Русии самодержца, и их царских детей, которых им, великим государем, вперед Бог даст, (...) не искати и не хотети». И во избежание новых разделений объединяющиеся православные должны свидетельствовать о признании Соборного Уложения Освященного Собора 1613 года не отмененным, не пересмотренным и действующим в Русской Православной Церкви. Сложившиеся условия таковы, что исполнение (ненарушение) Соборного Уложения 1613 года неизменным пребыванием в русском подданстве детям-потомкам Царя Михаила Федоровича Романова, либо же пребыванием в правовом статусе бесподданства (чтобы не впадать в какую-либо измену детям-потомкам Царя Михаила Федоровича Романова в виду их отсутствия на Престоле Государства Российского), ныне сопряжено с великими трудностями. Эти трудности в силу тех или иных причин многие в настоящее время понести не могут, а путь исполнения (ненарушения) Соборного Уложения 1613 года, доступный каждому, пока не найден. Но Священное Писание свидетельствует о Боге: «Зане Ты еси, Боже, Бог кающихся, и на мне явиши всю благость Твою: яко недостойна суща спасеши мя по мнозей милости Твоей» (2 Пар. Молитва Манассии, царя иудейского, [к]). Посему чада Русской Православной Церкви должны покаянно просить Бога указать им тот путь, которым можно решить вопрос исполнения Соборного Уложения Освященного собора 1613 года. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы