Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цель освоения дисциплины: знать особенности развития зарубежной литературы 19 века и духовно-нравственную специфику творчества западноевропейских и американских писателей; исследовать художественные тексты выдающихся представителей зарубежной литературы данного периода в контексте решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Задачи:
· применять полученные знания по зарубежной литературе 19 века при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования. Цели и задачи дисциплины определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» - 44.03.01. (квалификация – «бакалавр»). Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части блока 1 «Дисциплины». Дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Античная литература», «История русской литературы 19 в.», «Философия». В процессе изучения дисциплины преподаватель опирается на знания студентовуровня общеобразовательной школы в области зарубежной литературы, на знания, приобретенные при изучении дисциплин «Античная литература», «Зарубежная литература средних веков и Возрождения», «Зарубежная литература 17-18 в.». Знания, полученные в результате освоения данной дисциплины, будут продуктивныпри изучении следующих дисциплин: «История зарубежной литературы 20 в.», «История русской литературы 20 в.», дисциплина по выбору " Художественная концепция личности в русской литературе 19 в.», дисциплина по выбору " Художественная концепция личности в русской литературе 20 в.». Планируемые результаты обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:
Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости
Семестр |
Трудоемкость |
Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам |
СРС |
Форма промежуточной аттестации | ||||||||||||||
ЗЕ | часов | Лекции, часов | Практические занятия, часов | Лабораторные занятия, часов | Иные виды, часов | В период теоретического обучения, часов | В период сессии (контроль), часов | |||||||||||
Очная форма обучения | ||||||||||||||||||
4 | 2 | 72 | 14 | 18 | - | 3 | 13 | 24 | Экзамен | |||||||||
5 | 3 | 108 | 30 | 24 | - | 3 | 27 | 24 | Экзамен | |||||||||
Заочная форма обучения | ||||||||||||||||||
3 | 1 | 36 | 2 | 4 | - | - | 30 | - | - | |||||||||
3 | 2 | 72 | 4 | - | - | 3 | 59 | 6 | Экзамен | |||||||||
4 | 2 | 72 | 4 | 4 | - | 3 | 55 | 6 | Экзамен |
Содержание дисциплины
5.1. Тематический план учебной дисциплины
5.1.1. Тематический план учебной дисциплины по очной форме обучения
Таблица 5.1
№ |
П/п
Разделы курса, темы
Общая трудоемкость,
Часов
Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарс-кого типа),
Часов
Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане
Часов
СРС,
Часов
Текущий
Рубежный контроль
4 семестр
5 семестр
5.1.2. Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения
№ П/п |
Разделы курса, темы |
Общая трудоемкость, Часов | Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарс-кого типа), Часов | Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане Часов |
СРС, Часов |
Текущий Рубежный контроль | ||
лекции | практические | лабораторные | ||||||
3 курс | ||||||||
1. | Тема 1. Общая характеристика западноевропейского романтизма. Значение зарубежной литературы 19 в. в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития Философско-эстетическая основа романтизма. Проблема романтического героя, романтического движения. | 4 | 2 | 2 | - | - | 2 | |
2. | Тема 2. Духовно-нравственные основы немецкого романтизма. Ф.Шеллинг, И.Фихте, Э.Кант, Л.Фейербах, Г.Гегель, Ф.Шлегель. Творчество немецких романтиков различных школ, представители. | 6 | 2 | - | 2 | - | 4 | |
3. | Тема 3. Изучение творчества Э.Т.Гофмана в контексте воспитательного и духовно-нравственного развития в учебной деятельности. | 4 | - | - | - | - | 4 | |
4. | Тема 4. Духовно-нравственные основы английского романтизма. Литературные манифесты английских романтиков. «Озёрная школа» /У.Вордсворт, С.Кольридж, Р.Саути/. | 4 | - | - | - | - | 4 | Тесты |
5. | Тема 5. Гражданственное и воспитательное значение поэзии Д.Байрона. Периодизация творчества. Значение творчества Д.Байрона в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в рамках школьной программы. | 6 | - | - | - | - | 6 | |
6. | Тема 6. Философские и нравственные основы романтического историзма В.Скотта. Нравственная проблематика исторических романов. «Айвенго». | 4 | - | - | - | - | 4 | |
7. | Тема 7. Духовно-эстетические основы французского романтизма (Ж. Де Сталь, Ф.Шатобриан). Национальное своеобразие французского романтизма. Представители. Типология французского романтизма. Теоретико-эстетическая основа французского романтизма (Ж. Де Сталь, Шатобриан). Национальное своеобразие французского романтизма. Представители. Эстетика и художественное мировоззрение В.Гюго. Духовно-нравственное своеобразие, образная структура в романе «Собор Парижской Богоматери». | 8 | 2 | - | 2 | - | 6 | Рефераты |
8. | Промежуточная аттестация | - | - | - | - | - | - | - |
3 курс | ||||||||
1. | Тема 1. Литературные направления 19 в. Критический реализм и реализм. Значение зарубежной литературы 19 в. периода критического реализма в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития. | 7 | 2 | 2 | - | - | 5 | |
2. | Тема 2. Жизнь и творчество П.Мериме. Духовно-нравственная проблематика новеллистики П.Мериме. Эллипсная новелла. Жизнь и творчество Ф.Стендаля. Эстетика Ф.Стендаля. Проблематика романа «Красное и черное». | 8 | - | - | - | - | 8 | |
3. | Тема 3. Общая характеристика творчества Бальзака. Эстетика О.Бальзака в предисловии к «Человеческой комедии». Отражение эстетики О.Бальзака в «Гобсеке» и в «Отце Горио». Образы, характеры и типы. Бальзак и русская литература. | 8 | - | - | - | - | 8 | |
4. | Тема 4. Общая характеристика творчества О.Бальзака. Эстетика О.Бальзака в предисловии к «Человеческой комедии». Нравственная и воспитательная проблематика повести О.Бальзака «Гобсек» и романа «Отец Горио». Образы, характеры и типы. О.Бальзак и русская литература. | 8 | - | - | - | - | 8 | Тесты |
5. | Тема 5. Жизнь и творчество Ш.Бодлера. Проблематика сборника стихов «Цветы зла». Эстетика «соответствий» в творчестве Ш.Бодлера. Проблематика поэзии П.Беранже. | 6 | - | - | - | - | 6 | |
6. | Тема 6. Воспитательная роль английской литературы второй половины 19в. в процессе духовно-нравственного развития английского общества. Критический реализм в Англии. Представители. Духовная и воспитательная направленность творчества Ч.Диккенса. Особенности эстетики и мировоззрения. Христианская эстетика Ч.Диккенса. «Рождественские рассказы». Нравственная проблематика романа «Домби и сын». | 14 | 2 | 2 | - | - | 12 | |
7. | Тема 7. Творчество У.Теккерея. Эстетика и мировоззрение. Нравственная и дидактическая проблематика романа «Ярмарка тщеславия». Духовно-нравственные особенности американской литературы 19 в. Творчество У.Мелвилла, У.Уитмена, Г. Бичер-Стоу. | 12 | - | - | - | - | 12 | Рефераты |
8. | Подготовка к экзамену | 6 | - | - | - | - | - | |
4 курс | ||||||||
1. | Тема 1. Рубеж XIX - XX веков - новый этап в развитии западноевропейской и американской литератур. Значение зарубежной литературы рубежа веков в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся | 6 | 2 | 2 | - | - | 4 | |
2. | Тема 2. Декаданс и модернизм. Философские основы декаданса и модернизма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд). | 4 | - | - | - | - | 4 | |
3. | Тема 3. Литературный процесс на рубеже XIX - XX веков. Характеристика основных литературных направлений (натурализм, символизм, неоромантизм, эстетизм, реализм). Специфика критического реализма на рубеже XIX - XX веков. | 6 | 2 | 2 | - | - | 2 | |
4. | Тема 4. Проблема литературного импрессионизма. Элементы импрессионизма в творчестве П. Верлена. Французские декаденты. | 4 | - | - | - | - | 4 | |
5. | Тема 5. Натурализм в западноевропейской и французской литературе. Философская основа натурализма (Конт, Тэн и др.). Теоретики натурализма | 2 | - | - | - | - | 2 | |
6. | Тема 6. Э.Золя - глава французского натурализма. Изучение творчества Э. Золя в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | 6 | 2 | - | 2 | - | 4 | Тесты |
7. | Тема 7. Ги де Мопассан. «Жизнь» – роман о смене двух культур. Традиции О.Бальзака, Гонкуров и Э.Золя в «Милом друге». Ги деМопассан и русская литература. | 4 | - | - | - | - | 4 | |
8. | Тема 8. Р. Роллан. Р.Роллан и Л.Н. Толстой. Проблема творческой личности в «Героических жизнях» Р.Роллана. «Жан-Кристоф» - «роман - поток». Развитие темы творческой личности в «Кола Брюньоне». | 4 | - | - | - | - | 4 | |
9. | Тема 9. Французский символизм: генезис и эстетика. «Манифест символизма» Ж. Мореаса. Понятие символа. Символизм во французской поэзии (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). | 3 | - | - | - | - | 3 | |
10. | Тема 10. Литература Германии. Натурализм в немецкой литературе. Г. Гауптман. Проблема творческого метода писателя. Нравственно-стетическая проблематика драмы «Потонувший колокол». | 4 | - | - | - | - | 4 | |
11. | Тема 11. Реализм в немецкой литературе (Т. Фонтане, Г. Манн, Т. Манн). Духовно-нравственная проблематика романа Т.Манна «Будденброки». Т. Манн и русская литература. | 6 | - | - | - | - | 6 | |
12. | Тема 12. Экспрессионизм в немецкоязычных литературах. Формирование экспрессионизма в литературе (Г. Тракль, Г. Гейм). | 2 | - | - | - | - | 2 | |
13. | Тема 13. Литература Англии. Критический реализм в английской литературе (Дж. Мередит, С. Батлер, Т. Гарди, Дж. Голсуорси). Б. Шоу. Фабианство Шоу. Эстетические Творчество Д. Голсуорси. Духовно-нравственная проблематика «Саги о Форсайтах». | 6 | - | - | - | - | 6 | |
14. | Тема 14. О. Уайльд - глава английского эстетизма. Периодизация творчества О.Уайльда. «Портрет Дориана Грея». Реалистические тенденции в комедиях О.Уайльда («Идеальный муж», «Как важно быть серьезным»). Поздний О.Уайльд. Неоромантизм в английской литературе. Жанровые предпочтения английских неоромантиков: приключенческий (Дж. Конрад, Г. Хаггард, Р. Киплинг), исторический (Р.Л. Стивенсон), детективный роман (А. Конан-Дойл, Г.К. Честертон). | 8 | 2 | - | 2 | - | 6 | Рефераты |
15. | Подготовка к экзамену | 6 | - | - | - | - | - |
5.2. Виды занятий и их содержание
5.2.1. Тематика и краткое содержание лекционных занятий
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы