Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Р.Г. Игнатьев и загадки Табынского края



 

Среди работ историка-краеведа XIX в. Руфа Гавриловича Игнатьева (1818–1886) немало публикаций посвящено Табынскому краю (совр. Гафурийский район РБ), по истории которого он нашёл ряд уникальных материалов[362]. Особое значение имеют опубликованные им документы XVII в., напрямую касающиеся истории т. н. Вознесенского монастыря, одного из наиболее загадочных объектов на территории Южного Урала. Несмотря на наличие отдельных ошибок и неточностей в публикациях Игнатьева, они впервые представили местному историко-краеведческому сообществу тексты вполне реальных и достоверных документов, в первую очередь грамоту царя Алексея Михайловича монахам Вознесенской пустыни от 20 июля 1658 г.

Наибольшее количество вопросов при изучении грамоты вызывает локализация земель, отведённых для Вознесенского монастыря, которые располагались вверх по течению некой таинственной речки Коренной. Во время своих визитов в Табынский край Игнатьев безуспешно пытался выяснить, что это за речка и где она находилась. В начале XX в. Н.Н. Модестов легко разрешил проблему, назвав Коренной речку Усолку – «которая и поднесь именуется Коренною и Усолкою».[363] Всё это создало путаницу в названиях, которая дожила до сего дня – правда, в основном не среди местного населения, которое продолжает считать речку Усолку Усолкой и никакого понятия не имеет о речке Коренной. Тем более странно иногда слышать из уст некоторых приезжих людей утверждение, что Усолка на самом деле – речка Коренная, и давно бы пора ей вернуть «исконное» название.

Кроме того, никак не удавалось соотнести описание земель Вознесенского монастыря с отводом, произведённым 1 октября 1597 г. монастырскому строителю Евфимию по речкам Чесноковке и Усолке для Пречистенского монастыря[364]; долгое время считалось, что Вознесенский и Пречистенский – это разные названия одной и той же обители. Не совпадали и размеры отведённых территорий – сорок «тридцатых» десятин, т. е. около 45 га – для Вознесенского монастыря, и пятьдесят четвертей «а в дву потому ж», т. е. более 80 га (не считая сенокосных угодий) – для Пречистенского[365]. Ранее высказанная идея, что в этой местности существовали одновременно два монастыря, выглядела слишком маловероятной[366], так как именно с Вознесенским монастырём теснейшим образом связан культ Табынской чудотворной иконы, именно от названия этой иконы («Пречистая Богородица Казанская», Табынская икона – копия Казанской) и в связи, как думалось, с её явлением, монастырь получил своё второе название – Пречистенский («Явление иконы Пречистые Богородицы Казанские»). Сейчас можно предположить, что своё название Пречистенский монастырь получил именно от Казанской, в то время более известной, а не Табынской, иконы.

Существующие противоречия, казалось, логично можно было разрешить, предположив, что монастырские земли находились несколько северо-западнее, километрах в десяти от ныне существующих соляных ключей, в окрестностях горы Воскресенской. При этом возникал вопрос о качестве прочтения Р.Г. Игнатьевым текста грамоты 1648 г., он мог ошибочно прочитать название речки «Соляная», которая действительно в той местности есть, как «Коренная». В таком случае получалось, что владения Вознесенского монастыря располагались вверх по Соляной до увала, по другую сторону которого находится долина речки Чесноковки, в которой документально зафиксирован земельный отвод для монастыря, правда, названному в документе Пречистенским. Казалось, удалось совместить воедино два отвода монастырских земель[367], но сомнения оставались.

Однако, точность прочтения Р.Г. Игнатьевым старинного манускрипта неожиданно подтвердил местный житель Х. Юлмухаметов, любитель истории высказал мысль, что название «Коренная» похоже на башкирское слово «караны», что означает «холодная». И сразу же вспомнилось, что такое название встречалось в числе многочисленных речек и ручьёв, упоминавшихся в описании земель в долине Усолки, которое производил в конце XVII в. уфимский дворянин Ф.Д. Гладышев[368]. Причём в документе было употреблено название именно в форме «Караны», максимально близкое к башкирскому слову.

Находится эта речка, точнее ручей, совсем рядом с ныне существующими соляными ключами, являясь правым притоком Усолки, впадая в неё чуть выше по течению. Между прочим, окрестные жители называют данный ручей «Студёный ключ», что по сути является буквальным переводом его башкирского названия. По левому берегу ручья раскинулась обширная поляна, на которой ныне располагается Красноусольский детский санаторий. К северу поляна сужается, огибая правой стороной лесистый увал. В самой узкой северной части поляны ныне находится лагерь «Дубки». Особенно интересно, что по правому берегу Караны, близ её устья, на вершине высокого обрыва находятся следы небольшого старинного поселения. Здесь ныне располагаются садовые участки жителей Красноусольского детского санатория. На их поверхности встречаются фрагменты старорусской керамики, что позволяет датировать поселение концом XVI – XVII вв. Что это было за поселение – неизвестно, но явно не Соловарный городок, о котором достоверно известно, что он находился на противоположном, левом берегу р. Усолки. Сначала казалось, что здесь лежало поселение работников солепромышленника Андрея Жегулева, но в свете последних данных наиболее вероятным представляется, что это и был Вознесенский монастырь.

Отсюда следует вывод – в этой местности было два православных монастыря, существовавших практически одновременно. На это указывает не столько различие их названий, сколько несовпадение их земельных отводов. Сейчас, когда достоверность опубликованной Р.Г. Игнатьевым грамоты очевидна, можно утверждать, что действительно с конца XVI в. к северо-востоку от соляных ключей существовал Вознесенский монастырь и находились его земельные владения, а к западу от них простирались владения Пречистенского монастыря.

Но что могло привлечь православное духовенство в эту неспокойную и практически неосвоенную местность? Ответ очевиден – соляные источники и возможность добычи соли. Соль в то время была исключительно ценным продуктом, а её добыча и продажа были чрезвычайно выгодны, особенно православным монастырям, освобождённым от податей при торговле солью. Именно монастыри в XVI–XVII вв. становятся владельцами многих соляных промыслов России. А угодья Вознесенского и Пречистенского монастырей вплотную подходили к соляным источникам, что позволяет предположить их интерес именно к природным ресурсам. Более дешёвая монастырская соль была необходима населению, служилым людям недавно построенной Уфы, что предполагает поддержку городских властей. Но пока достоверных данных, которые могли бы подтвердить наличие соляного промысла в Пречистенском и Вознесенском монастырях, не имеется.

«Открытие» речки Коренной / холодной затрагивает и другой аспект исторических исследований – отношение к работам предшественников, краеведов XIX в. Именно из трудов исследователей-любителей формировалась провинциальная российская историография, в последние десятилетия возвращающаяся из забвения[369]. Горячие любители местной старины, не обучавшиеся на историко-филологических факультетах, чиновники и журналисты, военные и священники разных религий, учителя и просто собиратели древностей стояли у истоков современной исторической науки Башкирии, Южного Урала. Отношение к ним со стороны профессиональной науки иногда было пренебрежительно-снисходительным, как, к примеру, нередко и к современным краеведам. Их работы – скромные газетные статьи, публикации в плохо отпечатанных и очень редких сборниках, в большинстве случаев без научно-справочного аппарата и грамотного оформления издаваемых документов, действительно смотрятся непрезентабельно. Но историки-краеведы XIX в. были либо сами современниками многих исторических событий, либо встречались с очевидцами. Тот же Р.Г. Игнатьев непосредственно разговаривал с людьми, жившими во время пугачёвского бунта. Многие мелкие, но важные для нынешних историков детали современники воспринимали как нечто очевидное. При источниковедческом анализе необходимы не только критика источников и литературы, но и доверие к далёким предшественникам.

 



Ю.Н. Сергеев


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь