Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Следует рассматривать в контексте проблемы свободы воли и
Свободного выбора. Если мы допустим, что внимания не существует, Нам ничего не останется, кроме как признать, что все, на Что мы обращаем внимание, диктуется и навязывается либо внешней Средой, либо строением и функционированием нашего организма. Следующим шагом вынужденно будет допущение того, что Таково все наше поведение2: мы не вольны выбирать, что делать и О чем думать в каждый момент времени. Отказ от понятия внимания эквивалентен отказу от признания Свободной воли, что для У.Джемса как философа неприемлемо. Более того, он рассматривает выбор объекта внимания, сопровождаемый усилием, как частный случай одного из типов ≪ волевой решимости ≫ , пятый по счету в предложенной им классифи- Арсеньев В. К. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала. —М., 1983. —С. 211. Подобное допущение сделали в начале XX в. ортодоксальные бихевиори- Сты —см.: Общая психология: в 7 т. / под ред. Б. С. Братуся. —Т. 1. —М., 2005. 80 кации феноменов воли. Но и само ≪ усилие внимания составляет существенную черту волевого акта ≫ [26, 376]: за любым произ вольным Действием стоит, во-первых, сосредоточение внимания на ^ем-то исходно непривлекательном, а во-вторых, отвлечение От того, чем нам, возможно, хотелось бы заняться. Итак, с позиции философа внимание как отдельный процесс Несомненно существует, но научными методами, по мнению У.Джемса, это недоказуемо, поскольку сам вопрос о свободе воли ≪ на почве чисто психологической неразрешим ≫ [206, 382]. Гештальтпсихология: внимание Как эго-объектная сила Особым образом активность познающего субъекта нашла отражение во взглядах на внимание, сформированных в рамках гештальтпсихологии [40; 42]. В этом научном направлении, которое Сложилось в Германии в начале XX в., познание предстает как образование целостных структур опыта, несводимых к составляющим Их элементам, но, напротив, первичных по отношению к Этим элементам (нем. Gestalt —форма, образ). Гештальтпсихология Возникла на волне критики взглядов тех представителей классической Психологии сознания, которые сводили его, наподобие Э. Титченера, К сумме отдельных простых впечатлений. Пытаясь осмыслить психологические закономерности, гештальт- Психологи оперируют физическими понятиями: именно физика вышла на передний план в науке в то время, когда складывалась Эта школа. Целостные структуры феноменального опыта, начиная От перцептивного образа и заканчивая решением творческой задачи, Прямо связаны со структурой всей совокупности внешних Воздействий (так называемого поля) и с направленностью действующих в нем сил. Например, в восприятии это силы, которые, с Одной стороны, связывают части образа в единое целое, а с другой —сдерживают объединение всех составляющих поля в нерас- Члененный образ. В результате динамического взаимодействия этих Сил возникает феноменальный образ, в котором они приходят в Состояние относительного равновесия. Когда мы смотрим на изображение, представленное на рис. 2.9, ≪ связывающие ≫ (центростремительные) силы одерживают победу над ≪ сдерживающими ≫ (центробежными). В результате возникает иллюзия, носящая Имя итальянского психолога Гаэтано Канизы (1913—1993): мы воспринимаем Треугольник, которого в действительности нет, и образ Его невозможно сложить из ощущений, вызываемых отдельными Частями изображения. Вопрос в том, остается ли в динамическом противоборстве этих сил место для ≪ третьей силы ≫ — внимания. 81 Рис. 2.9. Иллюзия Канизы: В соответствии с законами Перцептивной организации, Описанными в гештальт- Психологии, наблюдатель Воспринимает несуществующий Треугольник ^ ^ ^ Ь Предтечей гештальтпсихологии вг ^^^В мания можно было бы счесть профёс- сора Копенгагенского университета Э. Рубина [68]. Припомним, что) он Весьма категорично настаивал на том, Что внимания не существует, а следовательно, |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы