Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эпоха защиты Моде-шаньюйа от посягательств чужих народов, История гуннов, аваров и хазар в Европе



Т А Р И Х

Т О М IV и Том V

Эпоха защиты Моде-шаньюйа от посягательств чужих народов, История гуннов, аваров и хазар в Европе

Уфа-2017

УДК 94

ББК 63.3(2Рос.Баш)

З 59

Зианбердин И.Б.

З 59 Тарих. Том IV. Эпоха защиты Моде-вана от посягательств чужих народов. Том V. История гуннов-аваров-хазар в Европе – Уфа: - …с.

 

В настоящем томе книги «Тарих» рассказывается история созданного Моде (Мэте) первого гуннского государства. Рассматриваются башкирские документы с 206 года до Р.Х. по 350 год после Р.Х.

 

УДК 94

ББК63.3(2Рос.Баш)

© Зианбердин И.Б., 2018

 

Иршат Зианбердин.

 

Т А Р И Х

Т О М IV

Эпоха защиты Моде-шаньюйа от посягательств чужих народов

Уфа-2017

УДК 94

ББК 63.3(2Рос.Баш)

З 59

Зианбердин И.Б.

З 59 Тарих. Том IV. Эпоха защиты Моде-вана от посягательств чужих народов. – Уфа: - …с.

 

В настоящем томе книги «Тарих» рассказывается история созданного Моде (Мэте) первого гуннского государства. Рассматриваются башкирские документы с 206 года до Р.Х. по 350 год после Р.Х.

 

УДК 94

ББК63.3(2Рос.Баш)

© Зианбердин И.Б., 2017

 

Т А Р И Х

Т О М V

История гуннов, аваров и хазар в Европе

Уфа-2017

УДК 94

ББК 63.3(2Рос.Баш)

З 59

Зианбердин И.Б.

З 59 Тарих. Том IV. Эпоха защиты Моде-вана от посягательств чужих народов. – Уфа: - …с.

 

В настоящем томе книги «Тарих» рассказывается история созданного Моде (Мэте) первого гуннского государства. Рассматриваются башкирские документы с 206 года до Р.Х. по 350 год после Р.Х.

 

УДК 94

ББК63.3(2Рос.Баш)

© Зианбердин И.Б., 2017

 

Введение к V тому книги


Классическая историческая наука, по каким то, понятым только ее представителям канонам, прошлое европейских государств и народов связывает только с историей Рима и Византии.
Вполне возможно, что, многое из историй, которые я начинаю повествовать, внимательному читателю покажется компиляцией работ других исследователей, и он разочарованный этой мыслью может и перелистает данную страницу газеты. Знаю, прочитав несколько других страниц, или через несколько дней, он снова вернется к началу моего повествования, так как червь любознательности, присущее каждому образованному человеку, заставит его задуматься – «Интересно, все-таки, что же тут написано ранее неизвестного».
Признавая тот факт, что историю рассматриваемого времени нельзя рассказать без изучения средневековых историков и других исследователей истории Европы, в то же время я спешу заверить читателя о том, что в основном, при написании данных публикаций, я использовал собственные книги и собственные публикации на страницах газеты «Истоки» за 2013-2016 годы.

О гуннскости историй и историков Европы.

Историю любых народов, тем более историю гуннской эпохи Европы, нельзя писать без использования историй гуннской империи.
Естественно, возникает вопрос – «А где гуннские источники то?! ».
И вопрос этот постоянно будут задавать с долей некоторой иронии, люди считающиеся себя знатоками римского или англо-саксонского права, или те наши читатели которые знакомые с классической европейской историей.
Ответим на такие вопрос путем краткого изложения родословных двух наиболее известных гуннских историков Иордана и Павла Дьякона.
Скажут – «С чего это вдруг гот и лангобард стали гуннскими историками?! ».
Отвечу аналогией – «Я башкир, но для Европейских народов современности я русский историк. Ибо и моя историческая школа, и среда общения русские. Точно так же и Иордан, и Августин Аврелий, и Павел Дьякон являются гуннскими историками».
1. Иордан пишет – «Хотя я не был писцом, но после обращения стал нотарием».
Из этого высказывания Иордана следует три факта:
а) Иордан был арианским духовным лицом, даже монахом и,
б) Иордан, до перехода из арианства в христианство никейского толка (то есть после «обращения»), был нотарием»,
в) в арианстве у Иордана было другое имя.
В параграфе 266 книги «Гетика» Иордан пишет: - «{266} Candac Scythiam minorem inferioremque Moesiam acceperunt. cuius Candacis Alanoviiamuthis patris mei genitor Paria, id est meus avus, notarius; quousque Candac ipse viveret, fuit, eiusque germanae filio Gunthicis, qui et Baza dicebatur, mag. mil., filio Andages fili Andele de prosapia Amalorum descendente, ego item quamvis agramatus Iordannis ante conversionem meam notarius fui. Rugi vero aliaeque nationes nonnullae Bizzim et Arcadiopolim ut incolerent, petiverunt. Hernac quoque iunior Attilae filius cum suis in extrema minoris Scythiae sedes delegit. Emnetzur et Vltzindur consanguinei eius in Dacia ripense Vto et Hisco Almoque potiti sunt, multique Hunnorum passim proruentes tunc se in Romania dediderunt, e quibus nunc usque Sacromontisi et».



Эти строки, при переводе с латинского языка на русский язык, приблизительно означают следующее: - «{266} аланов со своим вождем по имени Кандак получили Малую Скифию и Нижнюю Мезию. Нотарием этого Кандака Алановийямутиса до самой его смерти был Пария, родитель отца моего, т. е. мой дед. У сына же сестры Кандака, Гунтигиса, которого называли еще База, магистра армии, сына Андагиса (сына Анделы из рода Амалов), нотарием – до своего обращения – был я, Иорданнис, хотя и не обученный грамматике».
Богославы арианской и несторианских церквей у гуннов назывались «гис», т.е. «поп». На башкирском языке это слово сохранилось в виде «хэсис», первоначально имеющее смысл «православный поп», а после создания «новокрещенской конторы» приобретшее значение «хитрый плут».
Далее он продолжает рассказывать:
«Руги же и многие другие племена испросили себе для поселения Биццию и Аркадиополь. Эрнак, младший сын Аттилы, вместе со своими избрал отдаленные места Малой Скифии. Эмнетзур и Ултзиндур, единокровные братья его, завладели Утом, Гиском и Алмом в Прибрежной Дакии. Многие из гуннов, прорываясь то тут, то там, подались тогда в Романию; до сих пор из их числа называют сакромонтизиев и фоссатизиев».
Дочь, битикчи (писца) сына Атиллы Кондака, Парии была замужем за Андалом из рода Амалов, и они родили знаменитого Андагиса, нотария, одного из соавторов Салической правды.
Итак, можно делать вывод: Арианский нотарий Андагис после крещения по никейскому обряду стал носить имя Иордан. Отца же его звали Андал и он является потомком рода Амалов.
2. В отличии от Иордана Павел Дьякон не скрывает свое происхождение и открыто публикует ее в своей работе «История лангобардов».


По его описанию он лангобард и родословное (шэжэрэ) его таково: «Леупехис родил Аригиса, Аригис родил Вернефрита. Сыновья Вернефрита Павел Дьякон и Аригис».
Леупехис стал королем лангобардов после признания его народом верховной власти гуннских каганов. Так как он до этого не носил такой титул, то отсюда вытекает, что этот титул гуннский и по этимологии является композитом «Кор+у(г)л\\Сын по оружию; сын войска».
Иордан пишет об этом титуле – «{289} Когда император Зинон услышал, что Теодорих поставлен королем своего племени, он воспринял это благосклонно и направил к нему пригласительное послание, повелевая явиться в столицу. Там он принял его с подобающим почетом и посадил между знатнейшими придворными. Через некоторое время, чтобы умножить почести, ему оказываемые, он усыновил его по оружию и на государственные средства устроил ему триумф в столице, а также сделал его ординарным консулом, что считается высшим благом и первым в мире украшением».
Это и есть частичное подтверждение того факта, что титул «король» главам европейских народов присуждали не римские императоры, а гуннские каганы. Мы видим, что римский император Зенон последовал примеру гуннского кагана и тоже объявил Теодорикса королем, то есть «сыном по оружию».
Считалось, что родственники по оружию не будут подымать, мечи друг против друга. Кстати, этот закон зафиксирован в виде поговорки и в книге «Дивани лугат ат турки» тоже:

Транскрипция: «Азу клич армаас».
Перевод на русский язык: «Свой меч не сразит».
Само слово «Кор» переводится с тюркских языков (с башкирского языка тож) в значении «войско», а «корбаши» это «главнокомандущий войском».
Мы видим, по опубликованным выше примерам, что как дополнительные аргументы в пользу гуннскости и «Гетики» Иордана, и «Истории лангобардов» Павла Дьякона могут выступить и отдельные титулы, топонимы, этнонимы и отдельные части слов, использованные в перечисленных двух исторических трудах.
Не останавливаясь в подробной истории Европейского документа «Салическая правда» (историю которой обязательно рассмотрим чуть позже) рассмотрим некоторые композиты слов упомянутые в ней.


Вот эти композиты: «Бод+г(и)+ам// Лесной юрт», «Сали+г(и)+ам\\Островной юрт», «Винд+г(и)+ам//Венедский юрт». Корни этих композитов принадлежат словам из языков различных народов гуннского каганата. В частности, «Бод» германизм, со значением «лес», «Сали» угро-финнское слово со значением «остров» и «Винд» название славянского народа.
Часть композитов «-ги» это гуннское (тюркское тож) определительное окончание имен существительных. При присоединении этого окончания к рассмотренным выше корням слов получаем: «Бодги//Лесной», «Салиги//Островной», «Виндги//Венедский».
Слово в конце композитов «ам» чисто гуннское, первоначальные значения которой были «женский детородный орган; утроба».
Слово зафиксировано и в книге «Дивани лугат ат турки» Махмуда Кашгарского и в рунописьных документах исторического Башкортостана времен Первого гуннского каганата созданного Моде-ваном.
Пример из Дивана:


Транскрипция: «Аргач аты ам булур, ажгуу ати иил булур».
Глоссарий на башкирском языке: «Оргасы аттынг (башында) ам булыр, айгыр аттынг башында ил булыр».
Перевод на русский язык: «У кобылицы в думе (только) продолжение рода, у жеребца в думе (только) страна».
Примеры из грамоты Моде-вана:
Рунописьные слова из текста указа Моде-вана, найденного на сырте Накас, у села Санъяп Кугарчинского района зафиксировали это слово только в значениях «утроба (матери)» и «место, дом». Вот транслитерации-транскрипции и переводы отдельных слов памятника.
Транслитерация №1:


Транскрипция: «Амэдэаш».
Перевод на русский язык: «Единоутробный».
Транслитерация №2:


Транскрипция: «Эмнчб».
Перевод на русский язык: «Единоутробные братья; единоутробные родственники».
Транслитерация №3:


Транскрипция: «Кэзнэб».
Перевод на русский язык: «Хранимое место».
Транслитерация №4:


Транскрипция: «Абданч».
Перевод на русский язык: «Место жительства; юрт; страна».
В Европе же это слово «ам» употреблялось только в значении «юрт; волость».
Знаю, знаю дорогой читатель, Вас продолжает точить мысль – «почему это историю гуннов решил вдруг написать представитель башкирского народа? ».
Отвечу так: У Иордана зафиксировано слово (композит) «Ака+цир\\ака+сир».
Первая часть композита «ака» это определение, и переводится в значении «старший; большой». Слово «сир» это синоним слова «кор» с тем же значением «войско». Следовательно, этноним «акацир» переводится в значении «главное войско». На современных тюркских языках этому этнониму соответствует единственный этноним «баш+кор+т» с тем же значением, то есть только название башкирского народа.
Вполне естественно, что я как представитель башкирского народа, в гуннскую эпоху называемых «акацир», имею прирожденное право и исследовать, и описать историю как своих предков, так и историю того государственно-политического образования, в состав которого они когда-то входили.

 





























































Деяния Аттилы

В 422 году гунны вновь атаковали Фракию. Восточно-римский император Феодосий II согласился выплачивать гуннам дань в размере 350 фунтов золота в год. В 433 году вождь гуннов Ругила стал грозить Восточной Римской империи разорвать мирные соглашения из-за беглецов, укрывшихся на территории империи. В ходе переговоров Ругила скончался. До 440 года регентом был Октар сын Баламир-кагана.
В 436 году были покорены бургунды, а Византийская империя стала данником каганата. В 441 году император Феодосий выслал большой флот против вандалов к Сицилии, однако вторжение гуннов на севере заставило его отозвать войска. Римская армия под командованием зятя Бонифация Себастьяна перешла из Испании в Африку, что заставило Гейзериха отозвать своих воинов из Сицилии. Однако он сумел склонить Себастьяна к союзническим отношениям. По новому мирному договору, заключённому в 442 году, империя вынужденно признала расширение владений королевства Гейзериха и его независимость. Гейзерих после убийства императора Валентиниана III посчитал себя свободным от договора с Римом, захватив Мавретанские провинции, Сардинию, Корсику, Балеарские острова вблизи Испании, Сицилию. Вандалы выделились среди других германских наций тем, что стали морским народом. Средиземное море в древнегерманских языках называлось «морем вандалов» (Wendelsе, Wentilseo). В 442 году король вандалов и аланов Гейзерих принял гуннский закон престолонаследия, заботясь о своей династии, Гейзерих приказал утопить жену брата Гундериха, бывшего королём до него, и истребил всех его детей. Власть закреплялась за потомками Гейзериха по мужской линии.
Формировалась правящая прослойка, члены которой вознаграждались за службу королю без учёта старых родовых связей или знатности рода. Недовольство вандальской знати привело к заговору в 442 году, участники которого после пыток были распяты. По словам Проспера Аквитанского - «погибло больше людей, чем если бы вандалы потерпели поражение на войне». После убийства императора Валентиниана III в 455 году его жена Лициния Евдоксия против своей воли стала женой его убийцы, нового императора Петрония Максима. Существует легенда, что она из мести призвала вандалов и аланов во главе с Гейзерихом, который в июне 455 года методично разграбил Рим, оказавшийся без войск, и увёл тысячи пленников. Узурпатор Максим был убит жителями Рима за 3 дня до прибытия вандалов, а Евдоксию с дочерьми Гейзерих увёз в Карфаген с целью породниться с императорской семьёй. Женив своего сына Гунериха на Евдокии, правнучке последнего императора единой Римской империи Феодосия Великого и дочери западного императора Валентиниана III, Гейзерих стал активно вмешиваться во внутренние дела Западной империи на правах родственника императорской семьи. Смуты внутри государства благоприятствовали этому, римские императоры не удерживались на троне более 5 лет. Гейзерих боролся за назначение императором Запада своего родственника Олибрия, женатого на сестре Евдокии Плацидии.
В 440-445 годах соправителями у гуннов были братья Атилла и Болад. Они, в 443 году превратили Византийскую империю из данника в вассалы. В 445 году Атилла убил своего брата Болада и стал единоличным правителем.
Из них Атилла-каган самый знаменитый из правителей в истории, о его деяниях сложены песни и легенды не только у тюрков, но и у германских, славянских, финно-угорских народов. Современные тюркские государства чтят его память. В его честь выпускаются памятные марки и монеты. Ниже дана серебряная монета Казахстана.

Единоличное правление Атиллы-кагана длилось до 453 года. По условиям мирного договора с гуннским каганатом 447 года римляне были принуждены к следующим обязательствам: «…Выдать Уннам переметчиков и шесть тысяч литр золота, в жалованье за прошедшее время; платить ежегодно определенную дань в две тысячи сто литр золота; за каждого Римского военнопленного, бежавшего и перешедшего в свою землю без выкупа, платить двенадцать золотых монет; если принимающие его не будут платить этой цены, то обязаны выдать Уннам беглеца. Римлянам не принимать к себе никого из народов гуннской империи, прибегающего к ним». Сумма задолженности, которую римляне обещали выплатить гуннам «за прошедшее время», равнялась, таким образом, 6000 литр. Напомним, что, согласно договору 344 года, ежегодные выплаты должны были составлять 700 литр золота, и это значит, что гунны требовали с римлян дань за восемь с половиной лет. То есть выплаты прекратились, вероятно, в середине 439 года, когда Аттила находился на западе, участвуя в войнах с готами на стороне западных римлян. Болад, судя по всему, не сумел обеспечить выполнение договора, и Аттила, вернувшись на восток, решил навести порядок с оружием в руках. На это у него ушло восемь с лишним лет, но зато сумма ежегодной дани теперь должна была возрасти втрое. Кроме того, Аттила прирезал к своей державе весьма значимый кусок территории – «Эта земля в длину простиралась по течению Истра от Пеонии до Нов Фракийских, а в ширину на пять дней пути» (см. карту).

Если верить словам Приска, выплата дани гуннам непосильным бременем легла на жителей империи. «Побоями вымогали у них деньги, по назначению чиновников, на которых возложена была царем эта обязанность, так что люди издавна богатые выставляли на продажу уборы жен и свои пожитки. Такое бедствие постигло Римлян после этой войны, что многие из них уморили себя голодом или прекратили жизнь, надев петлю на шею. В короткое время истощена была казна; золото и беглецы отправлены были к Уннам».
Но жалобы римлян вызывают некоторое недоумение. Олимпиодор, описывая жизнь своих сограждан в первой половине V века, сообщает: «Многие римские дома получали от своих владений по сорок кентинариев золотом ежегодно, кроме хлеба, вина и прочих продуктов… Доход же второстепенных домов в Риме равняется пятнадцати или десяти кентинариям». Кентинарий был равен ста литрам, то есть ежегодный доход одного крупного землевладельца в золоте (не считая натуральных продуктов, идущих к столу его домочадцев) составлял 4000 литр. Полутора таких сумм было достаточно, чтобы выплатить дань Аттиле за все истекшие годы. Правда, Олимпиодор писал о жителях Западной империи, но маловероятно, чтобы доходы на западе и на востоке так уж сильно разнились.
Приск, лично участвовавший в переговорах с гуннами, не мог ошибиться, называя размер выплачиваемой дани. Близкие суммы мы встречаем и у Феофана. Вероятно, Аттила не отличался особым корыстолюбием и, что бы там ни говорили римляне, удовлетворялся вполне умеренной данью. Значительно требовательнее он был в том, что касалось выдачи пленных и перебежчиков. Он стоял на том, что владения гуннского вождя никто не имел права покинуть без его личного разрешения. Причем он требовал обратно как римских военнопленных, бежавших от гуннов на родину (впрочем, они могли откупиться золотом), так и своих подданных-эмигрантов. Приск пишет:
«Римляне убивали многих переметчиков, потому что те противились выдаче их Скифам. В числе их было несколько человек из царского рода, которые переехали к Римлянам, отказываясь служить Аттиле. Сверх всего этого Аттила требовал еще, чтоб Асимунтийцы выдали всех бывших у них военнопленных, Римлян или варваров».
Размеры дани, налагаемые своим поданным, тоже были фиксированными. «Кирьи и кирсики», то есть «города и крепости», которые, по всей видимости, были центрами податных округов, платили серебром. Дань изымалась не единовременно. Существование размера дани, которую называли «кирйэ абунэ», европейские кальки этого слова звучат как «гривна» и переводятся на русский язык в значении «предварительные платежи поселений», указывают на это. Причем государство учитывало экономические возможности податных округов и поэтому весы этих гривень различались. Они имели еще одно название «бирка\\марка» со значением «знак», в данном случае «знак уплаты подати».

Размещаем данные о весе одной гривны для разных населенных пунктов

Название населенного пункта Вес гривны (марки)

Шамбата (Шамкирс, или по современному Киев) 163-165 граммов.

Новгород 204 грамма.

Литовская 100-105 грамм.

Польская 210 грамм.

Кельнская 233, 88 граммов.

Пражская 253, 14 граммов.

Венецианская 238, 5 граммов.

Триентская 254, 7 граммов.

Скандинавская 253, 14 граммов.

О соответствия весов гривен и марок именно к рассматриваемому историческому периоду нам неизвестно, так как европейские источники таких данных не публикуют.
К освобождению своих соотечественников из плена Аттила тоже относился очень ревностно. Он отказался утвердить мирный договор и отвести войска до тех пор, пока хоть один гуннский воин оставался в плену. В Асимунте – одном из немногих городов, которые смогли выстоять против гуннского нашествия, – после выдачи пленных и перебежчиков были удержаны два гунна. Жители города отказывались освободить их, потому что гунны во время осады захватили нескольких местных мальчиков-пастухов. Теперь асимунтийцы требовали своих детей назад. Аттила приказал разыскать мальчиков и затянул переговоры о мире до тех пор, пока пленные гунны не получили свободу. Правда, искомые пастухи так и не были найдены, но гунны поклялись, «что у них тех мальчиков не было». Асимунтийцам пришлось удовлетвориться этими заверениями и отпустить пленных. Впрочем, они отплатили гуннам той же монетой. «Асимунтийцы также поклялись, что убежавшие к ним Римляне были ими освобождены. Они в этом поклялись, хотя у них и были некоторые Римляне; но они не считали преступлением божиться ложно, для спасения людей своего племени».
В 446 году Атилла и Аэций подписали договор, по условиям которого к государству Атиллы были присоединены и земли по реке Сава.
Весь 447 год прошел под знаком дипломатических переговоров. Приск пишет: «Вслед за заключением мира, Аттила отправил посланников в Восточную Империю, требуя выдачи переметчиков. Посланники были приняты, осыпаны подарками и отпущены с объявлением, что никаких переметчиков у Римлян не было. Аттила послал опять других посланников. Когда и эти были одарены, то отправлено было третье посольство, а после него и четвертое. Аттила, зная щедрость Римлян, зная, что они оказывали ее из опасения, чтоб не был нарушен мир, – кому из своих любимцев хотел сделать добро, того и отправлял к Римлянам, придумывая к тому разные пустые причины и предлоги. Римляне повиновались всякому его требованию; на всякое с его стороны понуждение смотрели, как на приказ повелителя».
В 448 году дипломатические игры продолжались, и Аттила прислал в Константинополь очередных послов: гунна Эдикона (Эдекона), «отличавшегося великими военными подвигами», и Ореста Римлянина, жителя Паннонии. Аттила снова «жаловался на Римлян за невыдачу беглых» и требовал, чтобы римляне перестали «обрабатывать завоеванную им землю». Кроме того, гуннский вождь хотел перенести место торга между римлянами и гуннами с берегов Истра на юг, в Наисс, «который полагал он границею Скифской и Римской земли, как город им разоренный». И наконец, он предложил, «чтоб для переговоров с ним о делах еще не решенных, отправлены были к нему посланники, люди не простые, но самые значительные из имевших консульское достоинство; что если Римляне боятся прислать их к нему, то он сам перейдет в Сардику для принятия их».
Переговоры зашли в тупик, и, когда гуннские послы собрались в обратный путь, Феодосий решил отправить с ними своих дипломатов, которые должны были «представить Аттиле царское письмо». Феодосий просил Аттилу не нарушать мирного договора «нашествием на Римские области», сообщал «что сверх выданных прежде беглецов посылает к нему семнадцать человек, и уверял, что у Римлян не было других беглых из областей Аттилы». Вопросы обработки спорных земель и переноса ярмарки Феодосий обсуждать не стал и послам этого не поручил. Но он предложил, чтобы Аттила направил в Константинополь своего сановника Онигисия (Онегесия) «для разрешения всех недоразумений». Предложение Аттилы лично встретиться с римскими «посланниками высшего достоинства» Феодосий решительно отверг – он заявил, что у римлян «звание посланника всегда отправлял какой-нибудь воин или вестник» и что Аттиле, опустошившему Сардику, «не было прилично» являться туда для переговоров.
Термин «Посланники, люди не простые, но самые значительные из имевших консульское достоинство» - которых требовал Атилла, для ведения переговоров нуждаются в пояснении. Дело в том, что такими вопросами в последующем и в других тюркских государствах тоже, занимались правители, которым присваивалась официальный титул «Чюбеки-каган». Чюбеки-каганы по своей должности и занимались международными делами и сообщениями. К примеру, такой титул в более поздние времена носили ханы дунайских болгар. Само слово «Чюбеки» тюркское и означает «гонец». На башкирском языке это слово сохранилось в виде «сабкын\\гонец».
Впрочем, Феодосий отнюдь не собирался всерьез учить варвара приличиям – у него на тот момент были относительно Аттилы совершенно другие планы. Посольство, которое он к нему направлял, имело тайное поручение физически уничтожить гуннского вождя. Возможно, именно поэтому Феодосий и не хотел направлять к гуннам высокопоставленных сановников – он не был уверен, что послы благополучно вернутся в Константинополь.
Мысль убить Аттилу руками его приближенного Эдикона возникла у евнуха Хрисафия – влиятельнейшего сановника Феодосия. Будучи в Константинополе, Эдикон в присутствии Хрисафия восхищался богатством города и пышностью императорского двора, и евнух подумал, что гунна можно подкупить. Он намекнул, что Эдикон и сам мог бы «иметь золотом крытый дом, если оставит Скифов и пристанет к Римлянам». Хрисафий выяснил, что Эдикон – «близкий человек к Аттиле и что ему, вместе с другими значительнейшими Скифами, вверяется охранение царя, что каждый из них по очереди в определенные дни держит при нем вооруженный караул». Тогда Хрисафий пригласил Эдикона на приватный обед, на котором кроме хозяина и гостя присутствовал один лишь переводчик Вигила.
«Здесь они подали друг другу руку и поклялись чрез переводчика Вигилу, Хрисафий в том, что он сделает предложение не ко вреду Эдикона, но к большему его счастию, а Эдикон в том, что никому не объявит предложения, которое будет ему сделано, хотя бы оно и не было приведено в исполнение. Тогда евнух сказал Эдикону, что если он по приезде в Скифию убьет Аттилу и воротится к Римлянам, то будет жить в счастии и иметь великое богатство. Эдикон обещался и сказал, что на такое дело нужно денег немного – только пятьдесят литр золота, для раздачи состоящим под начальством его людям, для того, чтобы они вполне содействовали ему в нападении на Аттилу».
Забегая вперед, скажем, что Эдикон оказался верен своему повелителю. Он нарушил данную римлянам клятву и открыл Аттиле замыслы врагов. Пока же Феодосий, который вполне одобрил идею своего царедворца, стал снаряжать очередное посольство. Вместе с людьми Аттилы, Эдиконом и Орестом Римлянином, к гуннам должны были отправиться собственно посол – знатный византиец Максимин – и переводчик Вигила. Максимин (по крайней мере, по уверению Приска) ничего не знал о готовящемся покушении. Что же касается Вигилы, то он имел тайное поручение содействовать замыслу Эдикона. Третьим участником посольства стал ритор и историк Приск Панийский, которому мы и должны быть благодарны за подробнейшее описание этого мероприятия. Эту троицу сопровождало еще несколько римлян – видимо, охранники и слуги. Были с ними и люди, которые ехали в «Скифию» по своим делам, – одного из них Приск упоминает.
Приск оставил записки, в которых рассказал не только о дипломатической части своей миссии, но и о самом путешествии, о встречах с гуннами, об их быте и традициях. Практически все, что мы знаем о личности Аттилы, известно нам из сочинений Приска, который встречался, беседовал и пировал с гуннским вождем. При этом официальная роль самого Приска в составе посольства не вполне понятна – вероятно, он был чем‐ то вроде помощника и секретаря. Сам Приск объясняет свое участие так: «Максимин убедительными просьбами заставил меня ехать вместе с ним». О готовящемся покушении Приск, как и его начальник Максимин, ничего не знал – он выяснил правду, уже находясь в землях Аттилы.
Местонахождение ставки Аттилы остается неизвестным. Из описания маршрута ясно, что она располагалась на левом берегу Дуная, но попытки определить точное место, по словам венгерских археологов Э. Иштванович и В. Кульчар, «практически не продвинулись за последние десятилетия»; предполагается, что она находилась в бассейне реки Тиса, возможно, при устьях рек Кёрёш или Марош. Примерно в этом же районе (немного юж

В 448 году Аттила поставил старшего сына Эллака вождем над племенами акациров.
В 449 году византийским послам Анатолию и Ному удалось добиться от Аттилы обещания вернуть Восточной Римской империи придунайские земли и урегулировать вопрос с выдачей беглецов от гуннов. По словам Прииска, были «прекращены несогласия с Аттилою». В июле 450 года в результате падения с лошади скончался император Феодосий. 25 августа сестра императора Пульхерия возвела на престол Византии нового императора, военачальника Маркиана, который отказался выплачивать прежнюю дань гуннам.
Восточный император объявил, что он не обязан платить назначенной Феодосием дани; что если Аттила будет оставаться в покое, то он пришлет ему дары, но если будет грозить войною, то он выведет силу, которая не уступит его силе.
В то же время обостряются отношения Аттилы с Западной Римской империей, поводом для чего послужило призвание Аттилы Гонорией, сестрой римского императора Валентиниана. Легенда о том, как Гонория обратилась к вождю гуннов с просьбой о помощи, изложена в записях Юста Грата Гонория.
Отсутствие точных сведений древние хронисты заменяли легендами, которые обычно рождались в Константинополе. Так хронист VI века Иоанн Малала сообщил, что Аттила через послов приказал Маркиану и Валентиниану держать для него готовыми их дворцы. В 450 году к Аттиле обратились франки с просьбой разрешить их междоусобицы. Государство гуннов вмешалось, и часть франков стали поданными его государства.

Ранней весной 451 года гунны и другие подвластные Аттиле племена вторглись в Галлию.

Именно в это время и произошло знаменитое Каталаунское сражение.
В 452 году последовал поход гуннов в Италию.
Летом 452 года Аттила вторгся в Италию со стороны Паннонии через широкий равнинный проход в Альпах. Первой под удар попала Аквилея в провинции Венетия, крупнейший в то время город на Адриатическом побережье. Согласно Иордану «после долгой и усиленной осады Аттила почти ничего не смог там сделать; внутри города сопротивлялись ему сильнейшие римские воины, а его собственное войско уже роптало и стремилось уйти». Аттила настоял на продолжении осады, и во время штурма с использованием метательных и осадных машин город пал.

Хотя Иордан заявляет об исчезновении Аквилеи («разоряют все с такой жестокостью, что, как кажется, не оставляют от города никаких следов»). На самом деле вскоре город был восстановлен, но угас естественным образом в следующем веке после нашествия лангобардов, так как большинство жителей предпочли перебраться в новый, гораздо лучше защищенный морем город, получивший название Венеция. То, что Аквилея существовала и после вторжения Атиллы, свидетельствуют монеты, выпущенные в этом городе Атиллой-каганом.

В 458 году епископ Аквилеи обсуждал вопрос с папой Львом о мужчинах, возвратившихся из гуннского плена и заставших своих жен замужем за другими.
Захвачены были и остальные города Венетии, после чего Аттила двинулся на запад северной Италии. Вероятно, командующий римскими войсками Аэций решил организовать оборону по реке По, отказавшись от защиты городов на ее левом, северном, берегу. Точно такая же тактика принесла успех римлянам более 550 лет назад во времена вторжения кимвров, когда в 102 до н. э. были отданы варварам на разорение земли к северу от По, в результате чего удалось выиграть время для переброски сильной армии из Галлии. Подобным образом происходил и поход готов Алариха на север Италии в 401 году, когда готы так же захватили Аквилею и прошли к западным Альпам, но командующий римскими войсками Стилихон не допустил их в Италию южнее По и затем нанес им поражение.
Гунны захватили Медиоланум (совр. Милан) и Тицинум (совр. Павия). В Медиолануме Аттила занял императорский дворец (город был столицей Римской империи в начале V века). По сообщению очевидца тех событий Суды Аттила увидел картину, изображающую римских императоров на троне с мертвыми скифами у их ног. Тогда он приказал разыскать художника и заставил его нарисовать себя на троне, а римских императоров –высыпающими золото из мешков к его ногам.

Секретарь римского папы Проспер записал в своей хронике, что папа Лев в сопровождении знатных римлян Авиена и Тригетия встретился с вождем гуннов и уговорил его уйти за Дунай. По версии Прииска Аттилу кроме папы Льва отговорили идти на Рим советники, опасаясь скорой кончины вождя (что действительно произошло) после захвата столицы мира подобно тому, как умер Аларих после захвата Рима.
Другие источники освещают уход Аттилы по-другому. Из письма к папе Симмаху в 512 году стала известна цель миссии папы Льва к Аттиле. Папа Лев вел переговоры об освобождении римских пленников (возможно, обсуждая размер выкупа), включая язычников. Убедительные причины ухода Аттилы из Италии изложены в хронике современника событий Идация: дополнительные войска, посланные императором Маркианом, под командованием Аэция вырезали их [гуннов] на собственных стоянках. Также, по словам Идация, гунны были истреблены посланной с неба чумой.
Историки расходятся во мнениях о личности Аэция, упомянутого в хронике. В то время как Томпсон полагал его византийским тезкой Флавия Аэция и относил поход за Дунай в глубокие тылы гуннов, Менхен-Хельфен не сомневается в том, что это и был Флавий Аэций, а византийская армия переправилась морем в Италию, где и стала наносить удары. Историки сходятся в одном, что чума среди гуннов явилась гораздо более решающим фактором их ухода из Италии, чем уговоры римского папы.
В 453 году гунны предприняли набег в Галлию.
После возвращения из похода на Италию Аттила вновь стал угрожать Византии, требуя дань, оговоренную с покойным императором Феодосием. Император Маркиан пробует договориться с вождем гуннов, посылает подарки, однако Аттила отказывается от них. По мнению Иордана, угрозы были лишь хитрым прикрытием действительных планов Аттилы: «Поступая таким образом, он, лукавый и хитрый, в одну сторону грозил, в другую – направлял оружие». Аттила совершил стремительный рейд на аланов, поселившихся на Луаре в центре Галлии. Однако король везеготов Торисмунд успел прийти к ним на помощь, и в сражении Аттила если и не был разгромлен, то вынужден был отступить к себе в Паннонию и Дакию. Кроме короткого сообщения Иордана нет других источников по этой последней битве Аттилы.
Смерть Аттилы в 453 году изменила расстановку сил.

 




































Деяния Кондак-кагана

 

В 515 году правление от Йырнак-кагана перешло младшему из сыновей Атиллы Кондак-кагану. Он правил, по нашему мнению, до 542-го года. Иордан пишет о нем так: «Нотарием (писцом) этого Кандака Алановийямутиса до самой его смерти был Пария, родитель отца моего, т. е. мой дед. У сына же сестры Кандака, Гунтигиса, которого называли еще База, магистра армии (главнокомандующего), сына Андагиса (сына Анделы из рода Амалов), нотарием – до своего обращения – был я, Иорданнис, хотя и не обученный грамматике».

Благодаря именно Кондак-кагану, его Битикчи Париа и внуку его (Парии) нотарию Иордану мы и узнаем подробности истории гуннов.

«После того как установился прочный мир готов с римлянами, готы увидели, что им не хватает того, что они получали от императора; в то же время стремились они проявить присущую им отвагу и потому начали грабить соседние племена, [жившие] кругом; прежде всего двинулись они походом против садагиев, владевших внутренней Паннонией. Когда узнал об этом король гуннов Динтцик (Дингизак), сын Аттилы, то он собрал вокруг себя тех немногих, которые пока что оставались все-таки под его властью, а именно ултзинзуров, ангискиров, биттугуров, бардоров; они подошли к Базиане, городу в Паннонии, и, окружив ее валами, начали грабить окрестности. Поняв это, готы там же, где были, приостановили поход, предпринятый против садагиев, и обратились на гуннов; так вытеснили они их, покрыв бесславием, из своих пределов, и с тех пор до сего дня остатки гуннов боятся готского оружия.

Однако уже после того как племя гуннов было, наконец, усмирено готами, Гунумунд, вождь свавов, проходя мимо [и направляясь] грабить Далмацию, захватил бродившие в степях готские стада, потому что Далмация граничит со Свавией и расположена невдалеке от пределов Паннонии, особенно тех мест, где жили тогда готы. Что же дальше? Гунимунд со свавами, опустошив Далмацию, возвращался в свои земли, а Тиудимер, брат Валамера, короля готов, не столько скорбя о потере стад, сколько опасаясь, как бы свавы – если эта нажива прошла бы для них безнаказанно – не перешли к еще большей разнузданности, так [бдительно] следил за их передвижением, что глухой ночью, когда они спали, напал на них у озера Пелсода и, неожиданно завязав бой, настолько их потеснил, что даже взял в плен самого короля Гунимунда, а все войско его – ту часть, которая избежала меча, – подчинил готам. Но так как был он милосерден, то, свершив отмщение, проявил благоволение и, примирившись со свавами, пленника своего усыновил и отпустил вместе с соплеменниками в Свавию. Тот же, забыв об отчей милости, через некоторое время затаил в душе коварный замысел и возбудил скиров, которые находились тогда в Данубии (пойме Дуная) и жили в мире с готами, чтобы они, отколовшись от союза с последними и соединив свое оружие с ним, выступили и напали на готский народ. Готы не ждали тогда ничего плохого, будучи особенно уверены в дружественных соседях. Но внезапно возникает война. Они были вынуждены взяться за оружие и, бросившись в привычный [для них] бой, мстят за свои обиды. В этом бою был убит король их Валамир: чтобы ободрить своих, он скакал перед войском верхом на коне; испугавшись, конь упал и сбросил седока, который тут же был пронзен вражескими копьями.

Готы так сражались, отплачивая мятежникам и за смерть своего короля и за нанесенное им оскорбление, что от племени скиров почти никого, кто бы носил это имя, – да и то с позором, – не осталось; так все они и погибли.

Устрашенные их погибелью, короли свавов Гунимунд и Аларик двинулись походом на готов, опираясь на помощь сарматов, которые подошли к ним как союзники с королями своими Бевкой и Бабаем (Батбай). Они призвали остатки скиров, чтобы те вместе с их старейшинами Эдикой и Гунульфом жестоко сразились, как бы в отмщение за себя; были с ними [со свавами] и гепиды, и немалая подмога от племени ругов, и другие, собранные отовсюду племена; так, набрав огромное множество [людей], они расположились лагерем у реки Болии в Паннониях».

Видимо, Иордан глубоко ненавидел гуннов, поэтому и описал поражения готов как их победы. Впрочем, возможно он прав, ибо после этих событий остготы влились в состав вестготов и оба народа далее в истории упоминаются только как один народ, под именем «готы».

Император Анастасий I лишь в 497 году признал племенное избрание Теодорикса королем, и лишь в 516 году представил Теодориха римскому сенату как человека, которому он вверил власть над Западом, так как, возможно, он боялся укрепления гуннского государства, возглавляемого Кондак каганом.

Интересна этимология титула Кондак-кагана «Алановийямутис», который упоминал Иордан. Это явно испорченная готская калька композита «Алан+(о)вий+ямут+ис». Если первое слово – этноним «алан», то второе слово восходит к тюркскому «бек; бей» со значением «князь; собиратель налогов». Слово же «ямут» – испорченная калька тюркско-хазарского «жмгит» со значением «общество; союз», а «-ис» – определительная часть готского слова. Тогда титул переводится так: «Бек (правитель) союза аланских племен».

Такое толкование данного титула связывает историю аланов и вандалов с историей гуннского государства этого периода.

Для нас представляет определенный интерес имя зятя Кондак-кагана «Гунтигис», которого называли еще «База». Этот самый «База» упоминается под именем «Визогис (Визогаст)» вместе с Аригисом (Арогастом) как соавторы «Салической правды». Аригис же был зятем Париа, писца Кондак-кагана. Биографии двух остальных соавторов данного закона нам пока неизвестны.

В 515–542 годах земли салических франков сначала входили в состав земель короля Хлотаря I, сына короля Хлодвига. Да и сам Хлотарь I упоминается как король, который добавил в эту книгу законов титулы (статьи, разделы) с 78-го по 83-й. Но в тексте есть указание и о том, что и король Хильдеберт, правивший в своих землях в 511-558 годах, тоже внес добавления к 68 уже существовавшим до него титулам, и всего титулов стало 78.

Среди внесших исправления в законы упоминается и король Хлодвиг I, онправил в 481-511 годах. Следовательно, закон этот существовал и при его отце короле Хильдерике I, который правил в 457-481 годах.

Этот Хильдерик был аманатом (почетным заложником) у гуннов до 457 года. Получается, именно Хильдерик и обратился к гуннам в 450 году с предложением быть посредником во франкской междоусобице, и участвовал в Каталаунском сражении на стороне Атиллы. В этом случае «Хильдерик» не имя, а титул «Йылдырым (Йылдырык)\\Молниеносный». Переходы «К»=«Ж»=«Й» в тюркских языках общеизвестны. В качестве примера можно рассмотреть отрывок из труда Абулгази-хана Хивинского «Родословная туркмен».

Транскрипция: «Атини Кибчак куиди. Кдим трг тлинда аичи куш агачни кбчак дирлар аирганидлар. Анинг аучун аул ауглан агач аичнда тугди тиб атни Кбчак куидилар. Бу уктда аики куш агачни Жимчк ди турурлар. Кра хлкнинг тли глмаслигиндин кафни жим аудуинурур шул Кбчак турур Жимчак дитурурлар».

Перевод на русский язык: «Дал ему имя Кибчак (в русских летописях он известен как «Кобяк»). В общепринятом тюркском языке так называли дерево полое внутри. Говорили, что Кибчака так назвали, так как он родился внутри полости такого дерева. В то же время такое дерево называют и Жимчак. Из-за того, что у черного люда язык не привык произносить такое имя, фонему «К(Каф)» заменили на фонему «Ж(Жим)», и вместо «Кибчак» (они) произносили «Жимчак».

Имя франкского короля «Хильдерик» переводится как «Сильный в битве» или «Мощный воитель», что является смысловой калькой тюркского «Йылдырык\\Молниеносный».

Следовательно, «Салическая правда» составлена для франков по указанию Атиллы, и первым франкским «сыном по оружию – королем» является именно Хильдерик, а неизвестные личности, которых называют «Салегаст» и «Видогаст» являются арианскими богословами времен правления Атиллы-кагана. Вполне возможно, что этимологии слов восходят к тюркским композитам «Сири+гис\\Сали+гис» со значением «военный (войсковой) священник, проповедник, богослов» и «(А)бади+гис» со значением «проповедник, богослов поселений». Сейчас сочетание слов «военный богослов» звучит странно, но в те времена военный священник был и проповедником и утверждал всюду свою религию, поэтому приходилось заниматься и проблемами богословия.

Рассматривая историю «Салической правды», мы, конечно, не забываем и ее детище «Русскую правду».

 

Но если сановники Кондак кагана «Аригис» и «Визогис» участвовали наряду с потомками Хильдерика, королями франков, в редактировании закона, то были ли тогда короли франков суверенными правителями своих владений?

На фото 10 – государства наследников Хлодвига I.

Кстати, согласно современным данным ДНА (генетического анализа) и французы, и башкиры имеют в своем составе гаплогруппу Р1б1.

Возможно, ответить на вопросы о генетической связи французов и башкир смогут только две молодые вспомогательные науки – граффитиология и палеогенетика, которые, к нашему с вами сожалению, в РФ практически не развиты.

Кондак утвердил титул сына по оружию – короля, правителя вандалов и аланов Тразамунды. Этот король правил в 496–523 годах. Тразамунд укрепил внешнеполитическое положение королевства династическим браком с Амалафридой, сестрой выдающегося готского короля Теодориха. Его 27-летнее правление характеризуется мягкой политикой к католикам, в прошлое ушли пытки и казни противников государственной религии арианства.

Однако, государство вандалов и аланов в Африке просуществовало только до 534 года. В этот год последний король вандалов и аланов сдался, после чего был отправлен в Константинополь. 2 тыс. пленных вандалов в составе византийских войск были посланы на войну с персами.

Деяния Улуг кагана Обадии.

 

В 738–790 годах Улуг каганом был Обадия ибн Булан.

В Караидельском районе, у села Якупово, на поле хранится хазарописьменная эпитафия 742 года. Это дает основание полагать, что территория современного Башкортостана, возможно, когда-то в состав Хазарской империи.

Текст очень простой: «180 жил\\180 год (хиджры)».

В 755 году Византия отказалась платить дани Чубеки каганам. Чубеки каган – это не титул, а должность хана булгар. Карательный поход Тервел-хана был безрезультатным. В войнах 759–760 годов Чубеки каганы потеряли все свои владения к югу от Карпатского хребта.

В Булгарах найдена уйгурописьменная печатка-перстень Чубеки каганов.

Текст: «Гн л Чбк\\Хан Чюбик» – «Чубеки каган». В 762 году в Чубеки каганате произошел государственный переворот, и новым Чубеки каганом стал Телес-хан из рода Угани. Он в 763 году отправился в поход на Византию, но был разбит.

К власти в 763 году пришел Чюбеки каган Сабин-хан. Был никчемным правителем. В 766 году состоялся курултай и Чюбеки каганом был избран Паган-хан, который правил до 768 года. В 768 году он заключил с Византией перемирие, но византийцы нарушили ее, Паган-хана свергли с престола. В 768-777 годах правил Чюбеки каган Телериг-хан.

 

775 год от рождества Христова или 220 год хиджры. Этим годом в шэжэрэ башкир Бэлэкэй-кудейцев башкирский народ впервые упоминается как этноним «башкурт»!

Транскрипция: «(Бз) 200 икрмнчи ил башкртлр…».

Перевод на русский язык: «Мы, башкиры, в 200 двадцатом году хиджры…».

В Билярском пасехате в 780–850 годах правил Чилка-Ата Второй, сын Чилки-Аты Первого. В 787 году хазары подавили восстание в Готии (область Горного Крыма), посадив его зачинщика, местного епископа Иоанна, в тюрьму. В 788 г. баварскому герцогу Тассилону III удалось заключить с вассалами хазаров аварами союз против франков. Так на очень короткое время Баварское королевство оказалось в составе Авари ганваса. Однако в том же году их войско было разбито, и Бавария входит в состав Франкского государства. Тогда Карл Великий разработал план окончательной расправы с аварами. Это положило начало длительной борьбе между франками и каганатом.

Смутные времена в каганате.

 

После 790 года Улуг каганами последовательно стали: Езикия ибн Обадия, Манассия ибн Езикия, Ханукка ибн Булан, Исаак ибн Ханука, Завулон ибн Исаак, Манассия ибн Завулон, Нисси ибн Завулон и Манахем ибн Нисси, который правил до 880-го года.

Однако, именно с этим смутным временем оказались связанными документальные истории многих народов современной Российской Федерации. В частности, к этому времени относятся некоторые документы башкирского и мордовского народов.

В устном башкирском народном творчестве зафиксирован спор Ярии нисы Сисинния (в преданиях обычно именуется «Бунда бикэ\\Государственная деятельница») с неизвестным ханом, у которого был титул «Абу аль Хаир» Этот титул можно перевести, как «Отец благодати (принесший благоденстие, благодать)».

Многие исследователи связывают титул хана данного предания с казахским Абульхаир-ханом из династии Тукай-Тимуридов.

Если правитель носил титул «Абу аль Хаир», то его сын мог носить титул просто «Аль Хаир\\Благоденствие, благодать», или титул-синоним «Ма нагим\\Такое же благоденствие, такая же благодать». Внук правителя в этом случае должен будет носить титул «Ибн Хаир\\Сын Благоденствия, благодати» или синоним «Ибни Амин\\Сохранивший Благоденствие, благодать».

По родословной хазарских каганов мы знаем, что были каганы, которые носили такие титулы. Это «Манахем\\Ма Нагим» (правил приблизительно в 880–921 гг) и «Виниамин\\Ибни Амин» (время правления предположительно 921–945 гг). Если два титула-синонима не противоречивы, то и Абу аль Хаир хан мог иметь такой же титул-синоним со значением «создавший благоденствие». Действительно, такой хазарский каган существовал. Это «Нисси-каган», его имя переводится в значении «прародитель, создатель», он правил до 880 года.

Газим Шафиков и Нур Зарипов в свое время опубликовали стихотворный спор Абу аль Хаир хана и Ярии нисы Сисинния.

К сожалению, они не поняли смысл слова «ау», которое часто повторяла Ярия ниса Сисинния в своем стихотворном обращении к Абу аль хаир хану. Они приняли это слово только как междометие. Между тем это испорченная калька хазарского слова «Аб=» Ав=»Ау» со значением «отец».

Вот начало этого поэтического препирательства между каганом и просветительницей, в поэтическом переложении на русский язык Шафикова и Зарипова:

«То не я, а люд простой говорит, ау,

Люд простой – не звук пустой – говорит, ау.

Ой, люд простой – не звук пустой – говорит.

Кто среди простых людей не простак, ау,

Тот от имени людей говорит».

Предлагаем читателям газеты собственное поэтическое переложение этого поэтического препирательства между каганом-отцом и дочерью-просветительницей.

Однажды с главами судебных исполнителей (слово «казыйги беки» переводится так) Абу-аль-Хаир Нисси-каган приехал к башкирскому тархану ага Мамабету в гости и говорит ему: «С твоим отцом наши предки всегда жили в согласии. Ты уходи с этих мест, с берегов Яика, с наших водопоев, самому будет удобно, зимой скотину отгонишь зимовать на Ирандеке, у горы Корос (так в древности называлась гора Магнитная, название которой переводится в значении и «петух», и «сталь»). А чужие народы я сумею остановить. Они и сами побегут отсюда, увидев здесь меня самого». Вероятно, берега Яика были пограничной территорией и подвергались враждебным набегам.

Ага Мамабет решил переселиться на Урал. Чтоб объяснить свое решение отдельным бекам, ссылаясь на обычай «знакомства с гостем», пригласил их на трапезу к Абу-аль-Хаир Нисси-кагану. Яриа ниса Сисинния узнала об этом. И пришла, хотя и не была приглашена.

Там беки и каган заявили ей, что она баламутит народ, и начали высказывать ей свои укоризны. Яриа ниса Сисинния сказала в ответ Абу-аль-Хаир Нисси-кагану следующее (примерный перевод):

Не я говорю, а опыт, отец,

Он говорит это, отец,

Истину скажет именно он,

Главное – это опыт народа,

Слово народа неоспоримо.

Правду он защищает, отец,

Я лишь дитя родного народа,

Бог Вас создал,

Но дал ли он опыт?

Все в этом мире мы смертны,

И весь народ не проклянешь.

Т А Р И Х

Т О М IV и Том V

Эпоха защиты Моде-шаньюйа от посягательств чужих народов, История гуннов, аваров и хазар в Европе

Уфа-2017

УДК 94

ББК 63.3(2Рос.Баш)

З 59

Зианбердин И.Б.

З 59 Тарих. Том IV. Эпоха защиты Моде-вана от посягательств чужих народов. Том V. История гуннов-аваров-хазар в Европе – Уфа: - …с.

 

В настоящем томе книги «Тарих» рассказывается история созданного Моде (Мэте) первого гуннского государства. Рассматриваются башкирские документы с 206 года до Р.Х. по 350 год после Р.Х.

 

УДК 94

ББК63.3(2Рос.Баш)

© Зианбердин И.Б., 2018

 

Иршат Зианбердин.

 

Т А Р И Х

Т О М IV


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.15 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь