Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Феномен «рубежа» в истории
“Время, вышедшее из колеи”, - эти шекспировские слова могут быть очень точным эпиграфом к осмыслению культуры рубежа эпох. Западная культура конца XIX - начала XX века (от 1860-х до 1920-х годов) представляет собой особый тип эпохи. Ее обособленность подтверждает такой факт, что на протяжении XX века этот период суммарно расценивался то как разрушение основ, то как великое обновление. В оценке философско-религиозных мыслителей кризис христианского гуманизма в конце XIX века привел к кризису всего постренессанского индивидуализма. Но в то же время девальвация ценностей буржуазного XIX века по-своему вернула человечество к вечным ценностям. Конец XIX века породил ощущение хрупкости и фальшивости традиционных для второй половины XIX века форм культуры и быта на фоне относительной стабильности буржуазной жизни (эпоха “третьей республики” во Франции, позднее викторианство и эдвардианство в Великобритании, консалидация немецкого государства при кайзере Вильгельме II, начало экономического подъема в США после испано-американской войны 1898-1899) и прогрессивной веры в будущее. Мировое неблагополучие жестоко подтвердила Первая мировая война. Война повлияла на изменение культурной обстановки, в результате чего бывшие “проклятые поэты” и участники “Салона отверженных” выдвинулись на авансцену, сформировали языковую среду, стали главным ориентиром в том, как писать художественные произведения. За обозначенный период на смену века пара приходит век электричества. Свершаются открытия, которые предопределили мировое развитие на весь последующий век: начинается самолетостроение, изобретены радио и кинематограф, динамит(1867), динамомашина (1867), завершено строительство Суэцкого канала (1869), открытие Периодической системы элементов (1869. Но в это же время народы воевали между собой (Испано-Американская, Русско-Японская, Балканские войны), европейское общество было потрясено делом Дрейфуса. В 1894 году офицера французского генштаба Дрейфуса арестовали по ложному обвинению в шпионаже в пользу Германии и приговорили к пожизненной каторге. Национальность обвиняемого (он был евреем) способствовала всплеску антисемитизма. Но были и те (например, Э. Золя), кто требовал пересмотра дела и вынесения оправдательного приговора. Дело получило столь широкий общественный резонанс, что действительно состоялся пересмотр дела, и Дрейфус был оправдан. Таким образом, рубеж веков действительно оказался для Европы кризисной эпохой. Выявить через творчество глубинный кризис европейской цивилизации и искать пути по его преодолению - такова основная задача искусства рубежа веков. Эта двойственная задача привела к тому, что эту культуру можно оценить и революционной и реакционной, и оригинальной и вторичной, она испытывает, по словам А.Бергсона, “творческий порыв и синдром глубинной неудовлетворенности”. Литература рубежа веков. Феномен декаданса При изучении Европейской литературы этого периода необходимо учитывать несинхронное развитие культурного процесса. Например, к моменту появления натурализма в Германии и Австро-Венгрии в 1890-х годах натурализм во Франции в одних своих формах уже исчерпан, а в других (импрессионистических) ассимилирован символизмом. Несинхронный характер культурологического сдвига позволяет увидеть многообразие литературной эпохи там, где предпочитают видеть доминирующее влияние одной из национальных литератур, главным образом, французской. Например, каждый более поздний натурализм вбирает в себя традиции в других национальных вариантах, а потому представляет собой более сложное явление. В этот период идет освоение главного достижения XIX века - обоснования субъективности, индивидуального начала в творчестве. Оно появилось благодаря немецким романтикам на рубеже 18-19 веков, и на протяжении XIX века методом отрицаний и утверждений распространилось на всю европейскую литературу. Индивидуальное начало на рубеже веков начинает восприниматься как антитеза философии “компактного большинства” (слова Г. Ибсена), буржуазного сознания, которое характеризуется пошлостью, шаблонностью представлений о религии, любви, прекрасном, склонностью к определенного рода литературе -так называемому “чтиву”, к бульварным газетам, - к штампам разговорного языка. Для эстетики творчества рубежа веков характерны такие явления, как конфликт культуры и цивилизации, кризис познания, закат Европы. Важнейшим культурологическим понятием эпохи стало представление о декадансе (фр. Decadence - упадок) - условное суммарное обозначение западной и русской культуры рубежа XIX - XX веков, переоценки европейских ценностей. В этом смысле декаданс - не буквальное обозначение упадка, а символ переходности, парадоксальности культуры, разрывающейся между прошлым (“конец”) и будущим (“начало”). Становление идеи декаданса восходит к предромантическому переживанию конфликта между культурой и цивилизацией( Ж.-Ж. Руссо, Ф, Шиллер). Свое обоснование декаданс получает в работах французского критика Д. Низара. В работе “Этюды о нравах. Критика латинских поэтов декаданса” (1834) он связал поэзию позднего эллинизма с творчеством романтиков. В статье “Виктор Гюго в 1836 г.” Низар относит к чертам декаданса чрезмерную описательность, забвение разума ради воображения, а самого Гюго с классицистических позиций именует “шарлатаном”. Для Т. Готье декаданс -признак “искусства для искусства”. Упразднения всего естественного в творчестве ради искусственного. Таков, по его мнению, Бодлер: “Этот стиль “декаданса” - последнее слово языка, которому дано все выразить и которое доходит до крайности преувеличения”. В интерпретации Э. Золя и братьев Гонкур декаданс - “болезнь прогресса, вся наша эпоха”, а также “личное зрение”. После того как П. Верлен в стихотворении “Томление” (1873, опубл. в 1883) увидел своего лирического героя современником декаданса (“Я римский мир периода упадка” - пер. Б. Пастернака), а Ж.-К. Гюисманс в романе “Наоборот” (1884) вывел в лице дез Эссента тип декадентской личности и представил подробный список предтеч и современников “конца века” (писателей, живописцев, композиторов), представление о декадансе во Франции полностью сформировалось. Это был протест против всепоглощающей буржуазности. Художник должен ценить свою индивидуальность. Основные постулаты декаданса -“искусство для искусства” и “Чистая поэзия”. За ними стояли, во-первых, намерение автора ставить и решать прежде всего свои собственные задачи, во-вторых, главенство формы над содержанием. В 1886 году начал выходить парижский журнал “Декадент”. По мере того, как настроение “конца века” распространялось, возникла необходимость дифференциации декаданса. Под влиянием произведений и фактов биографии Ш. Бодлера, П. Вердена, А. Рембо (во Франции), О. Уайлда (в Великобритании), Г. Д' Аннунцио (в Италии) сложилось представление о том, что в 1898 г. итальянский критик В. Пика назвал “Декадентизмом”. Оно обозначало своеобразную богемную моду на “проклятость”, “аморализм”, “эстетство”, “дендизм”. Литературные эмблемы этой моды - демон, сфинкс, “роковая женщина”, Прометей, Эдип, Тристан, Нерон, Юлиан Отступник, Чезаре Борджиа, Э. По. Подобные эмблемы перекликались как с музыкой Р. Вагнера, так и с полотнами О. Редона, Г. Климта, М. Врубеля, графикой К. Сомова и М. Добужинского, операми Р. Штрауса. Также в творчестве ряда писателей и культурологов неоднократно звучит мыль о кризисе западной культуры. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы