Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Родоначальник американского реализма Марк Твен и его творчество
Настоящее имя Марк Твена – Сэмюэль Клеменс (1835—1910). Свой псевдоним он позаимствовал из профессионального жаргна лоцманов Миссисипи, на котором mark twain означает «отметка два» – то есть, уровень воды, безопасный для прохождения судна, уровень, при котором корабль не сядет на мель. Он родился в деревушке Флорида в штате Миссури, но право детство его и юность прошли в городке Ганнибале на Миссисипи, который был запечатлен в образе города Сент-Питерсберга в книгах о Томе Сойере и Геке Финне. Клеменсы перебрались в этот город, когда будущему писателю еще не исполнилось и четырех лет. Биография Марка Твена непосредственно связана с бурной эпохой в истории Америки, которая пришлась на вторую половину XIX века. В юности он работал лоцманом на пароходах, курсировавших по Миссисипи, и наблюдал воочию те самые пресловутые контрасты, которые составляли основу американской жизни накануне Гражданской войны: его родной Ганнибал относился к зоне узаконенного рабовладения, хотя начинавшийся на другом берегу штат Иллинойс был уже свободным. Твен прослужил в войсках конфедератов (южан) ровно месяц, а затем вместе с братом двинулся на Запад, в Неваду, где кипела «серебряная лихорадка», пришедшая на смену калифорнийской «золотой». Особого успеха здесь н не добился и вместо кирки принялся за перо в качестве журналиста и очеркиста: в 1862 г. в газете «Территориел энтерпрайз» (Виржиния-Сити) появляются первые юморески и очерки, подписанные псевдонимом Марк Твен. Они попались на глаза известному юмористу Артемусу Уорду, побывавшему в тот год в Неваде, и он предрек Марку Твену большое будущее. Два года спустя уже в Сан-Франциско его вторично «открыл» Брет Гарт. Первый сборник новелл Твена «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был издан в 1867 г., первая большая книга — «Простаки за границей» — в 1869 г. Твен отлично вписался в эпоху активного промышленного роста и бешенных денег нашел ей подходящую метафору – «позолоченный век». Пик его творческой активности пришелся на рубеж 1870–1880-х годов. В это время провинциальный очеркист становится всемирно известным писателем, художественным символом Америки (так его впоследствии воспримут Гамсун и Горький). С середины 1880-х годов в творчестве Твена все больше сатирических нот. Удары судьбы делают его все более мрачным. В 1890-е годы он пишет произведения, вошедшие в золотой фонд социальной сатиры. Неподражаемый юморист становится злобным сатириком и «разъяренным радикалом». Он даже доходит до мизантропии, заявляя, что человек «больше не представляется мне существом, достойным уважения». Такое мировосприятие выражено им в трактате «Что такое человек», напечатанном анонимно в 1906 г., и в «Таинственном незнакомце», полностью изданном лишь в 1968 г. В целом творчество Марк Твена можно разделить на несколько периодов: 1. Ранний (1867 – 1876): период «местного колорита». На этом этапе написано большинство юмористических рассказов и новелл. Сборник «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1867), сборник путевых очерков, написанный по итогам путешествия в Европу «Простаки за границей» (1869), книга «Закалённые» (1871), роман «Позолоченный век» (1873), написанный в соавторстве с Ч. Д. Уорнером, сборник рассказов «Старые и новые очерки» (1875), книга очерков «Старые времена на Миссисипи» (1875). Здесь еще сильно ощущается эстетика «местного колорита» и устная повествовательная традиция «небылиц». 2. Средний (1876 – 1892): «эпический» период. К этому времени Марк Твен начинает тяготеть к эпическим обобщениям. На этом этапе написаны два больших цикла, в которых прослеживается определенная эволюция. Первый – это цикл о Миссисипи, в который входят роман «Приключения Тома Сойера» (1876), автобиографическая книга «Жизнь на Миссисипи» (1883) и роман «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Второй – цикл «исторических» романов, действие в которых перенесено в прошлое, но обнаруживает сатирические параллели к настоящему. Это «Принц и нищий» (1881), «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889), «Личные воспоминания о Жанне д’Арк съера Луи де Конта, ее пажа и секретаря» (1896). 3. Поздний (1892–1910): «сатирический». На этом этапе сатира доминирует над эпичностью и выражается в серии памфлетов и новелл, саркастически высмеивающих современность. Это «Американский претендент» (1892), «Простофиля Вильсон» (1894), рассказы 1900-х гг. рассказов 90-х годов «Банковский билет в 1 000 000 фунтов стерлингов», «Человек, который совратил Гедлиберг», памфлеты «Человеку, ходящему во тьме», «Монолог царя Леопольда» и др. Центральное место в творчестве вена занимает роман «Приключения Гекльберри Финна», из которого, по словам Эрнеста Хемингуэя, вышла вся американская литература. Этот роман является третьей частью трилогии о Миссисипи, которая должна была стать светлой данью его детству и юности на великой реке. Эту задачу Твен попытался реализовать в «Приключениях Тома Сойера», во многом автобиографических. Это наиболее светлая книга Твена, не случайно она прочно «прописалась» в круге детского и юношеского чтения. Однако уже в ней дают себя знать сатирические мотивы, которые в «Геке Финне» воплотятся в панорамной эпической картине американской жизни. Описанный Твеном захолустный городок Сент-Питерсберг, списанный с родного Ганнибала, поражает не только простосердечностью, безыскусностью, демократизмом порядков и нравов, но еще и мелкотравчатостью интересов и устремлений его обитателей. Сцены в воскресной школе и тоскливые назидания тети Полли или вдовы Дуглас, портрет маленького, но уже законченного лицемера Сида, иронически описанный убогий мирок «приличных семей» — все это органично для повествования Твена, в котором переплетаются романтика и юмор, лиричность и сарказм. И тем не менее преобладает оптимистический колорит. Еще не поколебалась вера Твена в органичную «естественность» бытия как залог счастья. Мир героев не омрачен противоречиями и жестокостями и, столкнувшись с настоящим убийством, которое должно было бы резко нарушить стихию игры, полностью поглотившую Тома и Гека, они не хотят и не могут осознать преступление индейца Джо как знак каких-то темных, разрушительных сил в привычной им действительности. Твен пародировал нравоучительные детские повести с их неживыми персонажами и ходульными прописными истинами. Однако в идейной эволюции Твена пока еще не произошло существенных сдвигов. Исходным пунктом всего образа мира все так же остается руссоистская мысль о неиспорченном сердце, а в ключевом эпизоде книги, когда герои находят свой клад, сказывается типично американское истолкование этого просветительского тезиса: жизнь в согласии с природой, этика «простака», действующего так, как ему подсказывает естественное побуждение души, обязательно будут увенчаны практическим успехом, который означает завоевание богатства. Мир, показанный в «Приключениях Гекльберри Финна», значительно сложнее. Действие начинается в городишке Санкт-Петербург на Миссисипи. Гека, сына бродяги-пьяницы, только что усыновленного почтенным семейством, грозится убить напившийся до белой горячки отец. Опасаясь за свою жизнь, Гек убегает, инсценировав свою смерть. К нему присоединяется еще один отверженный, раб Джим, чья хозяйка, мисс Уотсон, собирается продать его вниз по реке в более суровое рабство на самом Юге. Гек и Джим плывут на плоту вниз по величественной Миссисипи до тех пор, пока пароход не топит их плот, они разлучаются, но позже вновь соединяются. На берегу с ними происходит много комических и опасных приключений, в которых отражаются многообразие, щедрость, а иногда и жестокая абсурдность общества. В конце концов оказывается, что мисс Уотсон уже освободила Джима, а почтенная семья берет на себя заботу о дикаре-мальчишке Геке. Однако Гек начинает тяготиться цивилизованным обществом и планирует удрать на Индейскую территорию. Конец преподносит читателю обратную версию классического американского мифа об успехе: открытая дорога ведет в девственную природу, подальше от морально развращающего влияния " цивилизации". Другие литературные примеры этой мысли содержатся в романах Джеймса Фенимора Купера, гимнах открытой дороге Уолта Уитмена, в " Медведе" Уильяма Фолкнера и " На дороге" Джека Керуака. В центре этой книги — образ Миссисипи. Великая река в повествовании Твена воплощает мотив вольности, естественности и бесконечной многоликости бытия, резко не согласующийся со вторым важнейшим мотивом книги, который создан конкретным изображением действительности речных городков — мира, где торжествуют утилитарность помыслов, расистские предрассудки, убожество быта и нравственное оскудение. В структуре повествования Миссисипи выполняет ту же связующую роль, которую несет мотив дороги в «Дон Кихоте», «Томе Джонсе», «Мертвых душах» и других великих произведениях реалистического искусства. Гек и беглый раб Джим, плывущие на плоту по Миссисипи, становятся свидетелями и участниками множества больших и мелких событий, в своей совокупности создающих подлинно исчерпывающий панорамный образ Америки. Тем самым роман одновременно тяготеет и к роману большой дороги, и в то же время к жанру исповеди подростка, в котором написаны «Детские годы Багрова внука» Аксакова, «Подросток» Достоевского», «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого, будет написан роман «Над пропастью во ржи» Селинджера. Совершенно новое значение приобретают в книге о Геке Финне и все те мотивы и коллизии, которые возникли уже в «Приключениях Тома Сойера». Гек — «простак» первой части трилогии — выступает теперь как носитель лучших черт народного сознания, которое для самого Твена отныне становится подлинной мерой всех ценностей и всех противоречий жизни, вытесняя руссоистские концепции, в условиях Америки 80-х годов оказывающиеся только анахронизмом. Будничные приметы действительности, которые в «Томе Сойере» при всем мастерстве Твена оставались все-таки лишь необязательным фоном основной коллизии, теперь служат целям обобщения огромного материала наблюдений и размышлений над судьбами народа, над объективной противоречивостью всего социального опыта страны, провозгласившей самые демократические идеалы тогдашней эпохи, но очутившейся в плену расизма и своекорыстия. Антитеза естественности и цивилизованности, столь важная для «Тома Сойера», в «Геке Финне» становится конфликтом человечности с буржуазными нормами жизни. Книга о Геке явилась первым произведением американской литературы, где этот центральный конфликт действительности осмыслен как объективное противоречие всей общественной истории США, глубоко затронувшее сущность национального характера. Это было важнейшим творческим завоеванием Твена. Подросток и беглый раб на плоту, который несет через всю Америку ее могучая река, — символ торжества истинной человечности, способной преодолеть любые предрассудки и с честью выйти из любого испытания жестокой повседневностью американской жизни. «Эпос о Миссисипи» завершается мажорной нотой, однако такой финал не снимает остроты тех противоречий общества, истории и самого человека, которые были обнаружены и воплощены Твеном в его центральном произведении. Характерной темой Твена и основой большей части его юмора является неустойчивая связь между реальностью и иллюзией. Великолепная и в то же время коварная, вечно меняющаяся река также занимает главное место в его образном пейзаже. Вспоминая свое ученичество в качестве молодого лоцмана парохода, Твен пишет в " Жизни на Миссисипи": " Я взялся за работу и стал изучать очертания реки; но из всех ускользающих, неуловимых явлений, которые я когда-либо пытался уловить и закрепить в памяти, река была самым неуловимым". " Гекльберри Финн" вдохновил писателей на бесчисленное множество интерпретаций. Совершенно очевидно, что этот роман есть история смерти, возрождения и посвящения. Беглый раб Джим становится для Гека вроде отца, а решая спасти Джима, Гек морально вырастает из тесных рамок своего рабовладельческого общества. Именно приключения Джима посвящают Гека в сложности человеческой природы и дают ему моральную смелость. В романе находит яркое выражение твеновский идеал гармоничного сообщества: "... самое главное, когда плывешь на плоту, — это чтобы все были довольны, не ссорились и не злились друг на друга". Подобно кораблю " Пекод" у Мелвилла, плот тонет, а вместе с ним и это особое сообщество. Чистый, простой мир плота в конце концов одолевает прогресс в виде парохода, но остается мифический образ реки, огромной и меняющейся, как сама жизнь. В дальнейшем это противоречие между «американской мечтой» и действительностью приобретет наиболее яркое выражение в «исторических» романах Марк Твена. Впервые к историческому сюжету Твен обратился в «Принце и нищем» (1882). Из всех произведений писателя этот роман наиболее близок просветительской традиции, сказавшейся даже на художественном построении «Принца и нищего» как философской притчи, в которой важнейшую роль играет метафора маскарада. Эдуард Тюдор и безродный Том Кенти — типичные твеновские «простаки», которым от природы присуще стремление к добру, справедливости и разумности. Одно и то же сердце бьется и под лохмотьями лондонского бродяги, и под расшитой золотом бархатной курткой английского монарха. А вместе с тем оба они поочередно оказываются пленниками сословной касты, уродующей их прекрасную человеческую сущность: отношения господства и отверженности не могут быть примирены с естественными отношениями равенства всех людей. Рассказывая о средневековой Англии, Твен, в сущности, подвергает осуждению самый принцип классового разделения общества, противопоставив ему просветительскую доктрину единого человечества. Здравый смысл одерживает победу над абсурдными условностями и жестокостью кастовой, иерархической организации социального бытия. В «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889) исчезает этот просветительский оптимизм и ясно ощутимы искания, которые приведут к мизантропическим настроениям Твена в последние годы его жизни. В романе обыгрываются мотивы артуровских легенд, позаимствованные у Томаса Мэлори; замыслом Твена было сопоставление своей эпохи со временем темного средневековья. Заставив героя, механика из Коннектикута, чудодейственно перенестись в артуровскую Англию, писатель намеревался еще раз показать преимущества американской демократии, чьим воплощением должен служить Янки, перед скованной феодальными порядками Европой. Но тема «Простаков за границей» на этот раз предстала в ином освещении. Янки становится истинным хозяином артуровского королевства, однако это происходит не оттого, что герой Твена представительствует от более высокой формы цивилизации, а прежде всего по другой причине — перед нами человек из народа, такой же носитель истинно демократических качеств и особенностей американской нации, каким был Гек Финн. Поэтому он не просто переустраивает порядок вещей в королевстве, руководствуясь простыми и здравыми требованиями разумности и весело расправляясь с разного рода мертворожденными догмами, которые встают препятствием на пути живой жизни. Он не может не взбунтоваться против самой системы закабаления и эксплуатации, отвергая господствующие в артуровском государстве социальные отношения, которые как две капли воды похожи на привычные герою Твена отношения в его родной стране. Еще Хоуэлс отметил объективное сходство артуровской Англии, как она нарисована Твеном, и современной Америки. И здесь важнейший идейный узел «Янки из Коннектикута». Век «прогресса» оказывается еще более жестоким и антигуманным, чем мрачные столетия феодализма, и Янки тяготит мысль о возвращении в свою собственную эпоху, где ему, рабочему, никогда не будет отведена роль хозяина собственной судьбы и судеб страны. Буржуазная цивилизация не выдерживает проверки историей: претензии XIX в. беспочвенны, когда дело идет о счастье, которое должен был обеспечить всем и каждому «прогресс». Действительность твеновской Америки жестока, духовный мир ее людей ограничен и ущербен. Янки выступает как воплощение лучших сторон национального характера, а вместе с тем и ему присущи сухой практицизм и вульгарно понятое стремление к успеху, глубоко укоренившееся в сознании широких масс американцев. Его деятельность в артуровской Англии не только разрушает феодальные установления, но и возводит на их место отношения конкурентной борьбы, вытесняющей понятие о человеческой общности. Таким образом, мы видим, что Марк Твен прохдит в своей эволюции путь от юмористических зарисовок Америки, отражающих его поиск идеала в жизни фронтира, в цельных народных характерах, через эпическую картину Америки, где постепенно обнаруживается несоответствие американской мечты и действительности, к жестокому разочарованию в идеале и суровой сатире. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы