Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Джек Лондон – между романтизмом и натурализмом
Начиная с 1880-х гг. в литературе США начинает набирать вес натурализм. Он тесно связан с движением «макрейкеров» – «разгребателей грязи», которые в журналистике и публицистике ставили своей целью дать непредвзятую картину общества и показать его истинное лицо. Ведущей фигурой здесь представляется Стивен Крейн (1871-1900 гг.). Будучи в основном журналистом, который видел жизнь без прикрас в трущобах и на полях сражений, Крейн также писал романы, эссе, стихи и пьесы. Эта литературная форма нашла свое выражение в его коротких рассказах, в частности в " Шлюпке", " Голубом отеле" и " Невеста приходит на желтое небо". " Мэгги, девушка с улицы" (1893 г.) Крейна — один из лучших и, возможно, самых ранних натуралистических американских романов. Это — душераздирающая история бедной чувствительной девушки, которая не находит поддержки у своих невежественных родителей-алкоголиков. Влюбленная и жаждущая убежать от дикостей своего домашнего очага, она позволяет совратить себя молодому человеку, который вскоре ее покидает. Когда ханжествующая мать выгоняет ее, Мэгги становится проституткой, чтобы заработать на пропитание, но вскоре от отчаяния кончает жизнь самоубийством. Приземленная тема Крейна и его объективный, научный стиль, лишенный какого бы то ни было морализаторства, характеризует " Мэгги" как натуралистическое произведение. Однако ведущей фигурой, соединившей весьма причудливо натурализм и неоромантизм, в американской литературе стал современник Крейна Джон Гриффит, известный под псевдонимом Джек Лондон (1876 – 1916). Детство Лондона, сына обедневшего фермера, прошло в нужде. Он рано должен был искать заработок. Некоторое время бродяжничал, плавал матросом по Тихому океану на промысловой шхуне, участвовал в знаменитом походе безработных на Вашингтон (1894), переменил множество профессий и, наконец, зараженный романтикой «золотой лихорадки», отправился на Аляску. Золотоискательство стало темой его первых рассказов, довольно скоро принесших ему широкую известность. Романтика борьбы с природой, энергия человека в борьбе с препятствиями — все это вносит в произведения Лондона элементы, характерные для приключенческого жанра. Сборник очерков «Люди бездны» (1903), рисующий картины жизни бедняков в трущобах Лондона, стал этапом в творческом пути писателя, обратившегося к изображению проблем современной жизни. В 1906 г. он совершает лекционное турне по городам США, выступает с докладами о социализме и революции. Роман «Железная пята» (1907) тематически перекликается с его социалистической публицистикой (статьи «Революция», «Как я стал социалистом») и рядом рассказов: «Мечта Дебса» (1909) и др. Вершиной творчества писателя является роман «Мартин Иден» (1909). Последние годы жизни писателя, уединившегося на своей ферме близ Сан-Франциско, окрашены в грустные тона. Он мучительно ощущает свой творческий и идейный кризис. Он был уже тяжело болен, и написанные в это время романы «Приключение», «Маленькая хозяйка большого дома» уступают по художественному воплощению лучшим произведениям Лондона. Рассказы и повести — рисуют сильного, волевого героя, борющегося с суровой природой. Сборники новелл «Сын волка» (1900), «Бог его отцов» (1901), «Дети мороза» (1902) посвящены жизни и приключениям американских золотоискателей Севера, во многом наивных и грубоватых, но смелых и предприимчивых. В сборниках так называемых морских рассказов — «Когда боги смеются» (1911), «Сказки южных морей» (1911), «Дом гордости» (1912) и др. — борьба с природой переносится из северных лесов и заснеженных пустынь на океанские просторы, острова, в экзотические моря и земли. И в золотоискательских, и в морских рассказах Лондон сталкивает своих героев с индейцами, туземцами, коренными жителями изображаемых им уголков планеты. Романтизируя образы этих героев и в то же время показывая жестокость «покорителей морей», Лондон порой трактует эпизоды колониальной экспансии как в известном смысле продиктованные задачами цивилизаторской миссии «белого человека». Большой свежестью и своеобразием отличается цикл повестей Лондона о животных («Белый Клык», «Зов предков», «Джерри-островитянин» и др.). Белый Клык (White Fang. 1906) — наиболее значительная повесть из произведений Лондона о животных. Она посвящена полуволку-полусобаке по прозвищу Белый Клык, который прошел через множество опасных приключений, пока наконец не нашел покоя и радости в подчинении доброму хозяину. Лондон убедительно раскрывает «психологию» животного и как бы смотрит на окружающее глазами Белого Клыка. Мартин Иден (Martin Eden. 1909) — роман, в котором воспроизведена близкая самому писателю трагедия художника, добившегося успеха и признания, но не получившего от этого творческого удовлетворения. Мартин Иден — человек из народа, матрос, рабочий — считает, что настоящую культуру он может найти только в привилегированном обществе, и стремится туда попасть. Много работая, голодая, преодолевая различные препятствия, он становится знаменитым писателем. Трагедия индивидуалиста Мартина состоит в том, что, поняв всю пошлость и пустоту своих почитателей и покровителей, он чувствует оторванность от народа. Внутренне опустошенный, одинокий, понявший иллюзорность «победы», он переживает и разочарование в любви. Стремясь спастись от душевного кризиса, Мартин решает бежать от цивилизованного общества на острова Тихого океана. Но еще в пути он осознает, что надежды на счастье и душевную гармонию напрасны, и кончает жизнь самоубийством, бросившись в океан. Как и многие лучшие романы того времени, " Мартин Идеи" -это история неуспеха. Обнажая отчаяние посреди большого богатства, он предвосхищает " Великого Гэтсби" Скотта Фицджеральда. С одной стороны, Мартин необыкновенно талантлив — вопреки социальному происхождению он становится известным писателем. С другой стороны, то, что позволяет ему вырваться из низов (честолюбие, спенсеровское представление о борьбе за свое место под солнцем, любовь к девушке из богатой семьи), его же и губит. Оторвавшись от корней и вместе с тем глубоко презирая мир богатых, к которому он примкнул как знаменитый автор, Мартин как романтик новой формации кончает с собой. Современниками этот автобиографический роман был воспринят как типичная для Америки «история ошеломительной карьеры». В черновиках роман долго носил ироническое заглавие «Успех». Но получилось произведение отнюдь не сатирическое по своей сущности. Лондон коснулся одной из «вечных тем — это была тема художника и его мучительной борьбы с неподатливым материалом, со вкусами публики, с необходимостью продавать свое искусство, собственными человеческими слабостями. Задуманный как книга, развенчивающая индивидуализм, «Мартин Иден» фактически стал авторской исповедью. Роман не раз пытались истолковать как произведение, обличающее продажность и бездуховность буржуазного общества, чьей жертвой становится герой, усвоивший нормы «ярмарки на площади», описанной Ролланом в «Жане-Кристофе». Совершенно по-иному прочел «Мартина Идена» Маяковский. В 1918 г. он сделал по мотивам этого романа фильм, где герой — революционный художник, «не для денег родившийся». Обе эти интерпретации правомерны, но ни одна из них сама по себе недостаточна. Конфликт романа точнее всего определил сам Лондон, сказав, что это «трагедия одиночки, пытающегося внушить истину миру». Необходимо, правда, уточнение: истину, добытую искусством. Несовпадение художественной красоты, необычайно тонко чувствуемой Мартином, и грубой житейской реальности оказывается главным противоречием жизни героя. В творчестве Мартина Идена эта коллизия предстает неразрешимой. Цель жизни Мартина — служение искусству, но искусство невозможно без воспринимающего. Он презирает буржуазную публику, но «воспринимающие» — именно эта среда. И если творчество — великий созидательный акт, по завершением неизбежно становится мелочная борьба с издателями и оплевывание шедевра самодовольной буржуазной аудиторией. Новизна конфликта в том, что Лондон выбрал героем художника, вышедшего из народной массы, а это — явление, ставшее характерным лишь в XX в. Оттого и описанная в «Мартине Идене» драма приобретает подлинно современное звучание. Мартин — революционер в искусстве, потому что он выразил мироощущение, выпестованное его пролетарским опытом. Но жестокий парадокс в том, что с каждой осиленной им вершиной культуры Мартин все больше отделяется от мира, который питал его творческие силы. Рвется связь между художником и вырастившей его средой. Культура, которая им усвоена, а без такой школы он никогда не стал бы художником, как раз и приводит к странному и мучительному положению: поэт пролетариата становится непонятен пролетариату, а «хорошее общество», способное его понять, смотрит на этого поэта лишь как на очередную сенсацию. В итоге Мартин оказывается между двух миров, в пустоте, в изоляции, а его индивидуализм, как и жалкие попытки насилия над своим талантом, — лишь следствие отчужденности ото всех, переживаемой этим художником из народа, с неизбежностью ставшим если не чужим, то недоступным народу. Конфликт, разыгравшийся в истории Мартина Идена, неразрешим, покуда, по слову Уитмена, «великий поэт не найдет себе и великой аудитории». В условиях буржуазного общества это невозможно. И уход Мартина — не капитуляция. Точнее сказать, это мужественное решение художника, осознавшего неразрешимость главной коллизии, созданной объективным противоречием между культурой и народом и ставшей центром его собственной жизни.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 1203; Нарушение авторского права страницы