Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Генри Джеймс – между Европой и Америкой



Наряду с Марк Твеном центральное место в американской литературе рубежа веков принадлежит Генри Джеймсу (1843 – 1916). Он родился в Нью-Йорке в семье сына миллионера. Его брат – Уильям Джеймс известный американский психолог и философ, создавший тезис о «потоке сознания». В их доме бывали американские и европейские знаменитости: Р.У. Эмерсон, Ч. Диккенс, У.М. Теккерей. Отец мечтал воспитать своих детей в духе свободного гуманитарного образования, ради чего вывез детей в 1855 г. в Европу. В 1864 г. Генри Джеймс дебютировал анонимно опубликованной новеллой “Трагедия ошибки”. В 1876 г. Джеймс перебрался на постоянное жительство в Лондон, а в1915 г. в знак протеста против невступления США в войну против Германии принял подданство Великобритании. Он был первым из американцев, решившихся на подобный шаг. Причина переезда Джеймса таковы:

1. его тяготила жизнь в стране, которая является “Раем лишь для мелких
лавочников”. Здесь он чувствовал свою ненужность.

2. В Америке не существовало интеллектуальной атмосферы и писательской
среды.

3. Американская цивилизация не доросла до серьезной литературы.

Г. Джеймс составил список примет высокоразвитой цивилизации, которых не было у Америки: монарх, двор, аристократия, дворцы и старые усадьбы, известных университетов и школ, музеев, литературной традиции и т.д. Но, уехав из США, других предостерегал от подобного шага. Переезд усугубил в Джеймсе чувство одиночества и отчужденности. В связи с этим творчество Г. Джеймса рассматривается как образец деятельности писателя-космополита которому американская действительность казалась слишком «душной», материальной. Позднее по его стопам пойдут Т. С. Элиот, Г. Стайн, Э. Паунд, дав начало поколению «ам ериканских пилигримов» Европе.

В произведениях Г. Джеймса первого периода почти всегда затронута проблема столкновения американского характера с европейской цивилизацией. По определению его биографа Леона Иделя, первый, или " интернациональный", период творчества Джеймса включал такие произведения, как " Трансатлантические скетчи" (очерки путешествий, 1875 г.), " Американец" (1877 г.), " Дейзи Миллер" (1879 г.) и его шедевр " Женский портрет" (1881 г.). Джеймсовские американцы, исполненные бесконечной верой в себя, ищут собственной реализации то на путях международного брака, то знакомства с европейскими памятниками культуры и искусства, то желания сравняться с аристократией старого света. Плохи, согласно Джеймсу, не американская невинность и не европейская искушенность, а те, кто, утратив невинность, так и не достигли зрелости, остались позерами и дилетантами.

Проблеме конфликта американской и европейской цивилизаций посвящена новелла «Дези Миллер», действие в которой происходит в Швейцарии и в Италии. Носитель центрального сознания – Фредерик Уинтерборн, ему 28 лет, по происхождению американец, но получил традиционное европейское образование и воспитание. В гостинице “три короны” встречает семью американцев, путешествующую по Европе, но скучающую по Америке (американские конфеты). Старший ребенок всемье - девушка Дези 16 лет, с открытым прямым взглядом, свободно общается с мужчинами, не боится случайных знакомств, сумасбродна. В молодом человеке борются два чувства: симпатии к девушке и необходимость ее остерегаться из-за ее неприличного поведения (тетушка Костелло). В Италии она умирает, простудившись, перед смертью заверяя в своей невинности, доказывать которую светскому обществу она считала ниже своего достоинства. Плохи, согласно Джеймсу, не американская «невинность» и не европейская «искушенность» (оба начала способны раскрыться с самой привлекательной стороны), а те, кто утратив «невинность» и пройдя поверхностную культивацию, так и не достигли «зрелости», остались позерами и дилетантами. Хотя деньги в художественном мире Джеймса играют огромную роль, их реальное происхождение писателя не интересует. Поэтому его персонажи априорно делятся на тех, кто их имеет и не имеет. Тем самым, можно сказать, что центральный конфликт в произведениях Джеймса – трагический поиск взыскательной и тонко чувствующей мир личностью своего места в жизни, – а «интернациональная» тема – это лишь один из аспектов, актуализирующийся на раннем этапе творчества писателя.

На протяжении всего творчества Джеймс размышлял над тем, что называл точкой зрения. Наметив эту тему еще в статье “искусство прозы” (1884), писатель развил ее в предисловии к томам своего нью-йоркского собрания сочинений (1907-1909). Для Джеймса, точка зрения - проблема того, как написана вещь. Она не связана ни с моралью произведения, ни с активным развитием действия самого по себе, ни подчиненностью произведения внешней по отношению к нему идее. Главное в произведении - способ презентации героев, когда с помощью многочисленных субъективных впечатлений создается объективная реальность во всем ее многообразии. Ему необходимо, чтобы проза, в отличие от газет и бульварного чтива, внушала читателю идею многоплановости бытия и свободы его восприятия. Каждый персонаж в меру своей осведомленности строит предположения о о мотивах поведения других действующих лиц. Многоступенчатое отражение персонажа в персонаже позволяет ставить и решать различные психологические задачи, показать через внешние действия внутренний мир. В особенности это касается по-своему неординарной личности, чье сознание открыто всей сложности бытия. Поэтому писатель так часто прибегает к форме рассказа от первого лица - “центральное сознание”, которое может принадлежать и непосредственному участнику событий, или стоящему в стороне наблюдателю. Для него характерны следующие черты:

1. знает о других персонажах так же мало, как и читатель.

2. любопытен и стремится разгадать секреты интересующих его лиц.

3. он строит различные догадки и предположения.

4. точка зрения центрального сознания не всегда совпадает с авторской.

Подобно Золя, Джеймс сравнивает литературу с домом со многими окнами, каждое из которых уникально по форме и цвету стекла. Этой метафорой он подчеркивает важную роль для литературы индивидуалистического сознания и отсутствие критериев объективной истины.

Если в творчестве Твена главной темой была видимость и реальность, то Джеймс постоянно интересовался восприятием. У Джеймса только самоосознание и ясное восприятие других приводит к мудрости и жертвенной любви. По мере развития Джеймса в его романах появляется все больше психологии, а интерес к внешним событиям ослабевает. В его поздних произведениях все главные события происходят в области психологии — обычно это моменты острого прозрения, показывающие героям их бывшую слепоту.

Наряду с конфликтом цивилизаций тема художника и поиска истинного видения мира занимает в творчестве Джеймса ведущее место. Эта тема берет начало в самом раннем романе Джеймса «Родрик Хадсон» (1875), возникает в «Письмах Асперна» (1888), «Трагической музе» (1890), «Уроке мастера» (1892) и наиболее полно воплощается в «Узоре ковра» (1896) и «Золотой чаше» (1904), по своему художественному строю принадлежащих уже литературе XX в. и отчасти предвосхищающих поэтику модернизма.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь