Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПЕРЕЧЕНЬ ХУЖОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Учебный год

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость 116 7
Аудиторные занятия 58
Лекции 46 7
Практические занятия (семинары) 12 7
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа 58 7
Курсовые работы/рефераты -
Вид итогового контроля: зачет 7

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п Разделы дисциплины Лекции (в час) Практические занятия семинары (в час)
1 2 3 4
1. Конец XIX – начало XX вв. – новый этап в развитии западноевропейской и американской литературы. 2
2. Специфика литературного процесса на рубеже XIX–XX вв. Основные литературные направления рубежа веков 4
3. Натурализм во Франции. Творчество Э. Золя. 4
4 Роман Э. Золя «Жерминаль» (проблема метода). 2
5. Психологический роман Ги де Мопассана и философский роман А. Франса. 4
6. Творческий метод Мопассана-новеллиста. 2
7. «Роман-поток» во французской литературе начала XX в. «Жан-Кристоф» Р. Роллана 2
8. Символизм во французской поэзии (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). 2 2
9. Символистская драма на рубеже веков. Театр молчания М. Метерлинка. 2
10 Историко-культурная и литературная ситуация в скандинавских странах на рубеже XIX–XX вв 2
11 «Новая драма» на рубеже веков. Творчество Г. Ибсена. 4
12. Особенности конфликта, композиции, характеров и символики в драме идей «Кукольный дом». 2
13. Литературный процесс в Англии на рубеже XIX-XX вв. 2
14. Интеллектуальная «драма-дискуссия» Б. Шоу. 4
15. Поэтика интеллектуальной драмы Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца». 2
16.  Эстетизм Оскара Уайльда. Своеобразие уайльдовской драмы. 4
17. Поэтика романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». 2
18. Общая характеристика немецкой литературы рубежа XIX–XX вв. Довоенное творчество Томаса Манна 2
19. Проблема творческого метода Г. Гауптмана. 2
20. Литературный процесс в США на рубеже XIX–XX вв. 2
21. Реализм в американской литературе рубежа XIX–XX вв. 4

ПЕРЕЧЕНЬ ХУЖОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТЫ:

Золя Э.                  Жерминаль

Мопассан Ги де.   Милый друг. 4-5 новелл

Франс А.               Преступление Сильвестра Бонара

Роллан Р.              Жан Кристоф (книга 5 “Ярмарка на площади”). Кола Брюньон.

Верлен П.              Лирика

Рембо А.               Лирика

Малларме С.         Лирики 

Метерлинк М.      Слепые. Синяя птица

Ибсен Г.                Пер Гюнт. Кукольный дом

Гамсун К.              Голод

Стивенсон Р.Л.   Странная история Джекиля и мистера Хайда

Киплинг Р.            Лиспет. Бремя белых. Маугли

Шоу Б.                  Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца

Уайльд О.             Портрет Дориана Грея. Саломея. Идеальный муж

Гарди Т.                Тэсс из рода дЭрбервиллей

Уэллс Г.                Один из романов (по выбору)

Голсуорси Д.        Собственник

Нищше Ф.            Так говорил Заратустра

Манн Т.                 Будденброки. Тристан. Тонио Крёгер. Смерть в Венеции

Гауптман Г.         Перед восходом солнца

Рильке Р.М.          Лирика 

Твен М.                  Приключения Тома Сойера

Лондон Д.             Мартин Иден. Закон жизни

Драйзер Т.            Сестра Керри

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ:

Гюисманс, Ж.-К. Наоборот

Мопассан Ги де.   Жизнь. Пьер и Жан

Франс А.               Остров пингвинов.

Ницше Ф.                   Рождение трагедии из духа музыки.

Гауптман Г.         Перед заходом солнца. Затонувший колокол.

Ибсен Г.                    Дикая утка. Привидения.

Шоу Б.                        Профессия миссис Уоррен. Тележка с яблоками.

Уайльд О.              Баллада Рэдингской тюрьмы.

Тагор Р.                 Гора.                                 

Прус Б.                  Кукла

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название Автор Вид издания Место изд-я, из-во, год издания, кол-во страниц К-во экз. Место хр- ния

Основная литература

1. История зарубежной литературы конца XIX–начала XX вв.: в 2 тт. под ред. Толмачева В.М. Учебное пособие М.: Издательский центр «Академия», 2007. – Т.1. – 400 с. Т.2. – 304 с. 100 Б-ка БГПУ
2. История западноевропейской литературы XIX века: Германия, Австрия, Швейцария. Под ред. Березиной А.Г. Учебное пособие СПб.: Филол. ф-т СпбГУ; М., «Академия», 2005.- 240 с. 11 Б-ка БГПУ  

Дополнительная литература

1. История западноевропейской литературы XIX века: Англия. Под ред. Сидорченко Л.В., Буровой И.И. Учебное пособие СПб.: Филол. ф-т СпбГУ; М., «Академия», 2004.- 544 с. 10 Б-ка БГПУ
2. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней Луков В.А. Учебное пособие М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 512 с. 30 Б-ка БГПУ
3. История зарубежной литературы конца XIX–начала XX вв. В.М. Толмачев, Г.К. Косиков и др. под ред. Толмачева В.М. Учебное пособие М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 493 с. 15 Б-ка БГПУ
4. Зарубежная литература конца XIX–начала XX вв. Трыков В.П. Практикум М.: Флинта: Наука, 2001. – 192. 3 Б-ка БГПУ
5. История зарубежной литературы XIX века Под ред. Соловьевой Н.А. Учебник М.: Высш. шк., 1999. – 559 с. 35 Б-ка БГПУ
6. Зарубежная литература ХХ века, 1871–1917. Храповецкая Г.Н. под ред. Михальской Н.П. и Пуришева Б.И. Хрестоматия М.: Просвещение, 1981. – 638 с. 45 Б-ка БГПУ

Антологии, сборники

Американская новелла: В 2 т. – М.: ГИХЛ, 1958. Т. 1. – С.231-679.

Английская поэзия в русских переводах: ХХ век. – М.: Радуга, 1984. – С. 60-200.

Верлен П. Романсы без слов. Перевод В. Брюсова. – М., 1894.

Европейская поэзия ХIХ века. – М.: Худож. лит., 1977. – 927 с. (БВЛ).

Европейская поэзия ХХ века. – М.: Худож. лит., 1977. – 946 с. (БВЛ).

Зарубежная поэзия в переводах Валерия Брюсова. – М.: Радуга, 1994. – 894 с.

Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 72 – 142.

Золотое сечение: Австрийская поэзия ХIХ-ХХ веков в русских переводах. – М.: Радуга, 1988. – С. 136 – 257.

Искусство и художник в зарубежной новелле ХIХ в. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 493 с.

Мастера искусства об искусстве: В 7 т. – М.: Искусство, 1969. Т. 5. Кн.1. – 448 с.; Т. 5. Кн. 2. – 541 с.

Мастера русского стихотворного перевода: В 2 т. – М.: Сов. писатель, 1968. Т. 2. – 467 с.

Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. – М.: Прогресс, 1986. – 638 с.

Писатели Англии о литературе. – М.: Прогресс, 1981. – С. 100 – 271.

Писатели США о литературе: В 2 т. – М.: Прогресс, 1982. Т. 1. – С. 127 – 242.

Поль Верлен. Стихи собранные и переведенные Федором Сологубом. – Томск: Водолей, 1992. – 127 с.

Поэзия Ирландии. – М.: Худож. лит., 1988. – 479 с.

Поэзия США. – М.: Худож. лит., 1982. – С. 270 – 392.

Поэзия Франции. Век ХIХ. – М., 1985.

Поэзия французского символизма. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 508 с.

Стефан Малларме. Собрание стихотворений. Переложил Марк Талов. – М., 1990. – 111 с.

Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма. – М.: Московский рабочий, 1990. – 271 с.

Французская новелла ХХ века. 1900-1939. – М.: Худож. лит., 1973. – С. 14 – 209.

 

Научная литература

Адмони, В.Г., Сильман Т.И. Томас Манн: Очерк творчества. – Л., 1960.

Андреев, Л. Г. Импрессионизм. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 249 с.

Андреев, Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. – М., 1967.

Аникин, Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература ХIХ века. – М.: Наука, 1986. – 318 с.

Аникст, А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.

Апт, С. Над страницами Томаса Манна. – М.: Сов. писатель, 1980. – 392 с.

Апт, С.Е. Томас Манн. – М., 1972.

Асанова, Н.А. «Жан-Кристоф» Р. Роллана. – М., 1985.

Балахонов, В.Е. Р. Роллан и его время («Жан-Кристоф»). – Л., 1968.

Батурин, С.С. Драйзер. – М., 1975.

Бердяев, Н.К философии трагедии. Морис Метерлинк // Бердяев, Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. – М., 1994. – Т. 2. – С. 187 – 210.

Блауберг, И. И. Анри Бергсон и философия длительности // Бергсон, Анри. Собр. соч.: Т. 1. – М.: Московский клуб, 1992. – С. 6 – 44.

Богословский, В.Н. Джек Лондон. – М., 1964.

Божович, В.И. Традиции и взаимодейстие искусств: Франция, конец ХIХ - начало ХХ века. – М.: Наука, 1987. – 319 с.

Бруссон, Ж.-Ж. Анатоль Франс в халате. – М., 1998. – (Портреты).

Булгаков, С.Н. Религия человекобожия у Л. Фейербаха. Труп красоты: По поводу картин Пикассо // Булгаков, С.Н. Соч.: В 2 т. – М.: Наука, 1993. – С. 162 – 221; С. 27 – 545.

Брандес, Георг. Литературные характеристики: Французские писатели // Брандес, Г. Собр. соч. / Изд. 2-е. – СПб., б. г. Т. 13 [Эрнест Ренан; Густав Флобер; Эдмонд и Жюль Гонкуры; Эмиль Золя; Гюи де Мопассан; Французская лирика]. – 435 с.

Валери, Поль. Об искусстве. – М.: Искусство, 1993. – 507 с. [Триумф Мане; Чистая поэзия; Положение Бодлера; Письмо о Малларме].

Вейдле, В.В. Умирание искусства. – СПб., 1996. – 333 с.

Великовский, С.И. В скрещенье лучей: Групповой портрет с Полем Элюаром. – М.: Советский писатель, 1987. – 400 с.

Верцман, И. Е. Эстетика Ницше // Верцман, И.Е. Проблемы художественного познания. – М.: Искусство, 1967. – С. 222 – 257.

Гадамер, Г.-Г. Лирика как парадигма современности // Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991. – С. 147 – 155.

Галеви, Д. Жизнь Фридриха Ницше. – М.: Советский писатель, 1991. – 336 с.

Галь, Ганс. Брамс. Вагнер. Верди: Три мастера - три мира. – М.: Радуга, 1986. – 480 с.

Гамсун, Кнут. Норвежская литература // Гамсун, К. В сказочном царстве: Путевые заметки, статьи, письма. – М.: Радуга, 1993. – С. 303 – 324.

Гаспаров, М. Л. Очерк истории европейского стиха. – М.: Наука, 1989.

Гаспаров, М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров, М.Л. Избранные работы. – М.: Новое литературное обозрение, 1995. – С. 286 – 304.

Готье, Теофиль. Предисловие к второму изданию «Цветов зла» // Бодлер, Ш. Цветы зла и стихотворения в прозе в переводе Эллиса. – Томск: Водолей, 1993. – С. 8 – 56.

Гурмон, Р. де Книга масок. – Томск, 1996.

Данилевский, Р. Ю. Русский образ Фридриха Ницше (Предыстория и начало формирования) // На рубеже ХIХ и ХХ веков: Из истории международных связей русской литературы. – Л.: Наука, 1991. – С. 5 – 43.

Дирзен, И. Эпическое искусство Томаса Манна: Мировоззрение и жизнь. – М., 1981.

Дьяконова, Н.Я. Стивенсон и английская литература XIX века. – Л., 1984.

Жид, Андре. Достоевский. Эссе. – Томск: Водолей, 1994. – 287 с. [Оскар Уайльд; Стефан Малларме; Поль Валери].

Зверев, А.М. Джек Лондон. – М., 1975.

Зверев, А.М. Мир Марка Твена: Очерк жизни и творчества. – М., 1985.

Евнина, Е.М. Западноевропейский реализм на рубеже XIX–XX веков. – М., 1967.

Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. – М.: Искусство, 1976. – 318 с.

История итальянской литературы ХIХ-ХХ веков. – М.: Высшая школа, 1990. – 286 с.

История немецкой литературы: В 5 т. – М.: Наука, 1968. Т. 4. – 613 с.

История русской литературы: ХХ век. Серебряный век / Под ред. Ж. Нива и др. – М.: Прогресс, Литера, 1995. – 704 с.

Каули, М. Дом со многими окнами. – М.: Прогресс, 1973. – 327 с. [Два Генри Джеймса; Естественная история американского натурализма].

Косиков, Г.К. Два пути французского постромантизма: Символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С.5 – 62.

Креспель, Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов, 1863 – 1883. – М., 1999.

Крючкова, В. А. Символизм в изобразительном искусстве. – М.: Изобр. искусство, 1994. – 272 с.

Кутлунин, А.Г.; Малышев, М.А. Эстетизм как способ понимания жизни // Философские науки. – М., 1990. №9. – С.66 – 77.

Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. / Под ред. Р. Спиллера и др. – М.: Прогресс, 1979. Т. 3. – 645 с.

Литература США XX века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой). – М., 1978.

Лиходзиевский, С. Анатоль Франс: Очерк творчества. – Ташкент, 1962.

Лосев, А.Ф. Реализм, натурализм и позитивизм // Лосев, А.Ф. Проблема художественного стиля. – М.: Collegium, 1994. – С. 92 – 108.

Мандель, Е.М. Гауптман-драматург. Творчество конца XIX – начала XX в. – Саратов, 1972.

Мендельсон, М. «Американская трагедия» Теодора Драйзера. – М., 1971.

Мендельсон, М. Марк Твен. – М., 1964.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1980; 1987.

Мережковский, Д.С. О современной немецкой драме и Гауптмане // Эстетика и критика: В 2 т. – М.: Харьков, 1994. – Т. 1. – С. 277–284.

Моруа, Андре. Три Дюма. Литературные портреты. – М.: Правда, 1986. – 672 с. [Гюстав Флобер; Ги де Мопассан; Анатоль Франс].

Мотылева, Т.Р. Роллан. – М., 1969.

Некрасова, Е.А. Прерафаэлиты, Рёскин и Моррис // Некрасова, Е.А. Романтизм в английском искусстве. – М.: Искусство, 1975. – С. 147 – 216.

Неустроев, В.П. Литература скандинавских стран. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 280 с.

Нефедов, В.П. История зарубежной критики и литературоведения. – М.: Высшая школа, 1988. – 272 с.

Нордау, М. Вырождение. Современные французы. – М.: 1995. – 400 с.

Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. – М.: Наука, 1984. – 216 с.

Олдингтон, Р. Стивенсон: Портрет бунтаря. – М., 1985.

Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры./ Вступ. ст. Г.М. Фридлендера; сост. Б.Е. Багно. – М.: Искусство, 1991. – 588 с.

Писатели США. Краткие творческие биографии / Сост. и общ. ред. Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. – М., 1990.

Плавскин, З. И. Испанская литература ХIХ-ХХ веков. – М.: Высшая школа, 1982. – 247 с.

Подорога, В.А. Метафизика ландшафта: коммуникативные стратегии в философской культуре XIX – XX вв. – М.: Наука, 1993. – 350 с.

Реале, Дж.; Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Ревалд, Джон. История импрессионизма. – М.: Республика, 1994. – 415 с.

Ревалд, Джон. Постимпрессионизм. – М.: Республика, 1996. – 463 с.

Свасьян, К. А. Райнер Мария Рильке // Свасьян, К.А. Голоса безмолвия. – Ереван: Советакан грох, 1984. – С. 62 – 93.

Сильман, Т.Г. Гауптман. – Л.; М., 1958.

Смирнов, И.П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. – М.: Аграф, 2000. – 544 с.

Старцев, А.И. Марк Твен и Америка. – М., 1963.

Тишунина, Н. В. Театр У. Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. – СПб.: Образование, 1994. – 235 с.

Толмачёв, В.М. Утраченная и обретенная реальность // Наоборот: Три символистских романа. – М.: Республика, 1995. – С.432 – 441.

Толмачёв, В.М. Творимая легенда//Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Ж.Кассу и др. – М.: Республика, 1998. – С.320 – 328.

Турчин, В.С. Из истории западноевропейской художественной критики ХVIII-ХIХ веков. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 166 – 367.

Уоррен, Р.П. Дань Теодору Драйзеру // Уоррен, Р.П. Как работает поэт. – М.: Радуга, 1988. – С. 300 – 400.

Урнов, М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. – М., 1970.

Урнов, М.В. Вехи традиции в английской литературе. – М., 1986.

Федоров,  А.А. Томас Манн: Время шедевров. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 336 с.

Фрид, Я. Анатоль Франс и его время. – М., 1975.

Хабермас, Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. – М., 1992. № 4. – С. 40 – 52.

Хольтхузен, Ганс Эгон. Райнер Мария Рильке. – Челябинск: Урал ЛТД, 1998. – 393 с.

Хобсбаум, Э. Век Империи, 1875–1914. – Ростов н/Д, 1999.

Цвейг, Стефан. Фридрих Ницше. Ромен Роллан: Жизнь и творчество // Цвейг, С. Собр. соч.: В 10 т. – М.: Терра, 1992. Т. 5. – С. 188 – 489.

Шестаков, В.П. Ницше и русская мысль // Россия и Германия: Опыт философского диалога. – М.: Медиум, 1993. – С. 280 – 3 06.

Шкунаева, И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Очерки. – М., 1973.

Шпенглер, Освальд. Закат Европы. – М.: Искусство, 1993. – 303 с.

Экспрессионизм. – М.: Искусство, 1966. – 156 с.

Юльметова, С. Анатоль Франс и некоторые вопросы эволюции реализма. – Саратов, 1978.

Ясперс, К. Ситуация в современном мире // Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – С. 141 – 1 54.

Ясперс, К. Ницше и христианство. – М.: Медиум, 1994. – 114 с.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _1_

Тема: РОМАН Э.ЗОЛЯ «ЖЕРМИНАЛЬ»: ПРОБЛЕМА МЕТОДА

Продолжительность 2 часа

Теминологический минимум: натурализм, экспериментальный роман, позитивизм, цикл

Литература

 

Владимирова, М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары»: Художественное и идейно-философское единство. – Саратов, 1984.

Золя, Э. Жерминаль (любое издание).

Кучборская, Е.П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции. – М., 1973.

Лану, А. Здравствуйте, Эмиль Золя! / Пер. с фр. – М., 1997.

Пузиков, А. Эмиль Золя. – М., 1961.

Трыков, В.П. Золя, Эмиль // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997. – Т. 1. – С. 320 – 325.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _2_

Литература

Вульфович, Т. Творчество Мопассана. М., 1962.

Данилин, Ю. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1968.

Кирнозе,  З.И. Мопассан // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 74–80.

Лану, А. Мопассан. М., 1971.

Мениаль, Эд. Ги де Мопассан. – Ростов н/Д, 1999. – (След в истории.)

Флоровская, О.В. Мопассан-новеллист. – Кишинёв, 1979.

Дополнительно:

Шмидт, Вольф. Проза как поэзия. Статьи о повествовании в русской литературе. – СПб., 1994. – С. 20, 33 – 35.

Мелетинский, Е.М. От архаических малых жанров к новелле. Новелла – предтеча бытового романа // Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М., 1986. – С. 168 – 175, 201 – 212.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _3_

Литература

Балашов, Н.И. Рембо и связь двух веков поэзии // Рембо А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. – М., 1982.

Жажоян, М. Пьяные корабли: Бодлер, Рембо, Гумилев, Бродский // Литературное обозрение. 1997. № 6. – С. 45 – 48.

Косиков, Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. /Сост. Г.К. Косиков. – М., 1993.

Михайлова, Т.В. От «Офелии» к «Пьяному кораблю» // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2000. № 1. – С. 122 – 130.

Мурашкинцева, Е.Д. Верлен и Рембо. – М., 2001.

Обломиевский, Д. Французский символизм. – М., 1973.

Панова, О.  Рембо и симулякр// НЛО, 2005. – № 71. – С. 200 – 228.

Соколова, Т.В. Еще один опыт интерпретации сонета А. Рембо «Гласные» // Известия РАН. Сер. лит. и язык. 1998. № 2. Т. 57. – С. 38 – 46. (внимательно изучить то, что касается концепции «ясновидения»).

Дополнительно

Белый, А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.

Каре,  Ж.-М. Жизнь и приключения Жана-Артюра Рембо. – СПб., 1994.

Птифис, П. Артюр Рембо / Пер. с фр. – М., 2000. – (Жизнь замечательных людей).

Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. – М., 1998.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _4_

Литература

Адмони, В. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – Л., 1989.

Белый, А. Театр и современная драма; Ибсен и Достоевский // Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994. – С. 153 – 167; 210 – 238.

Владимиров, С. Действие в драме. –  Л., 1972.

Храповицкая,  Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.

Хейберг, Х. Генрик Ибсен. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 276 с.

 

Дополнительно

Аникст,  А.А. Теория драмы на Западе во второй половине ХIХ века. – М., 1988.

Зингерман,  Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1979.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _5_

Литература

Акройд, П. Последнее завещание Оскара Уайльда. – М., 1993.

Ковалева, О.В. Оскар Уайльд и стиль модерн. – М., 2002.

Образцова, А.Г. Волшебник или шут? (Театр Оскара Уайльда). – СПб., 2001.

Парандовский, Я. Алхимия слова. – М., 1990.

Соколянский, М.Г. О. Уайльд: Очерк творчества. – М., 1990.

Дополнительно:

Ланглад, Ж. де Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999. – (Жизнь замечательных людей.)

Эллман, Р. Оскар Уайльд: Биография. – М., 2000.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _6_

Тема: ПЬЕСА БЕРНАРДА ШОУ «ДОМ, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА» (ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА И КОНФЛИКТА)

                                                   Продолжительность _2_ часа         

 

Терминологический минимум: интеллектуальная драма, конфликт,  трагическое, комическое, парадокс, реминисценция

 

I.  «Дом, где разбиваются сердца» (1913–1919) как интеллектуальная «драма-дискуссия»: смысл предисловия, проблема жанра.

  1. Художественная структура драмы.

1. Семантика заглавия и смысл подзаголовка пьесы (интертекстуальный аспект).

2. Бессюжетность: болтовня как дискуссионная доминанта.

3. Двухчастность композиции.

4. Конфликт и причины невозможности его разрешения.

5. Дом-корабль: символика, интертекстуальный аспект.

6. Семантика дома-корабля: расположение, хронотоп, семейный уклад.

7. Дом-корабль, сад, яма.

  1. Система персонажей драмы, особенности их характеров. Проблема интеллигенции в драме.

1. Внесюжетная и сюжетная история персонажей.

2. Миф и легенда в биографии персонажей.

3. Способы моделирования персонажа: мнимое и сущее, внешнее и внутреннее, трагическое и комическое, иллюзорность и истинность бытия, функция двойных имен, нагота и костюм.

4. Символика как репрезентант внутренней сущности персонажей.

5. Поэтика демонизма: опьянение, прозрение, гипноз, любовь и вампиризм и др.

6. Семантика мотива разбивания сердец.

ЗАДАНИЕ: Проследите по тексту как разбиваются сердца персонажей пьесы.

7. Символическая свадьба капитана Шотовера и Элли: смысл навигации.

  1. Проблема финала: война как музыка, свет/тьма, семантика полета, мотив ожидания.
  2. Новаторство Шоу-драматурга (условная фантастика, парадокс, роль ремарок, звуковое и световое оформление и др.).

 

Литература

Балашов, П. Художественный мир Бернарда Шоу. – М., 1982.

Гражданская, З.Т. Бернард Шоу: Очерк жизни и творчества. - М., 1979.   

Деннингхау, с Ф. Театральное признание Б. Шоу - М., 1978.

Образцова, А. Драматургический метод Бернарда Шоу. - М., 1965.       

Образцова, А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX–XX веков. – М., 1974.

Ромм, А.Х. Шоу – теоретик. - Л., 1972.

Дополнительно:

Аникст, А.А. Теория драмы на Западе во второй половине ХIХ века. – М., 1988.

Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1979.

Образцова, А.Г. Бернард Шоу и русская художественная культура на Рубеже веков. – М., 1992.

Пирсон, Х. Бернард Шоу. – М., 1998. – (Портреты). 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

1. Тест на знание текста романа Э. Золя «Жерминаль» (количество вопросов – 7, время контроля – перед практическим занятием, на 10-15 минут) (оценка).

2. Терминологические диктанты (на 10-15 минут перед практическим занятием) – будут проводиться выборочно (оценка).

3. Проверка конспектов литературоведческих работ, проверка читательского дневника (на зачете).

4. Учебная конференция по творчеству Оскара Уайльда (на лекции, презентация и доклады).

5. Доклады по темам курса.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

 

1. Переходность, ее проявление в общественной и литературной ситуации рубежа веков. Основные литературные направления конца XIX – начала XX вв., их общая характеристика.

2. Вагнер и Ницше как знаковые фигуры европейской рубежной культуры. Поэтика лейтмотива Вагнера и философская концепция Ницше в книге «Так говорил Заратустра».

3. Философские основы декаданса на рубеже веков. Роман Гюисманса «Наоборот» – Библия декаданса.

4. Философские и литературные истоки французского натурализма. Черты натурализма в романе бр. Гонкур «Жермини Ласерте».

5. Философско-эстетические взгляды Э. Золя. Концепция «экспериментального романа». Ранний Золя.

6. Замысел и структура цикла «Ругон-Маккары» Э. Золя. Проблема творческого метода писателя. Особенности поэтики Золя.

7. Поэтика романа Э. Золя «Жерминаль». Тематическое и сюжетно-композиционное своеобразие. Система персонажей. Символика. Формы выражения авторской позиции.

8. Тема народного «бунта» в романе «Жерминаль». Композиционная роль массовых сцен в структуре романа. Проблема взаимодействия личности и массы, её решение. Проблема метода.

9. Новаторство Мопассана в жанре новеллы. Мастерство психологического анализа на примере анализа одной из новелл.

10. «Жизнь» как самый флоберовский роман Мопассана. Композиция. Три поколения дворянства в романе. Дихотомия природного и культурного в романе. Специфика пейзажа.

11. Поэтика мопассановского романа «Милый друг». Новые интерпретации романа: социальный текст, философский и мифологический подтекст. Жорж Дюруа и способы моделирования персонажа в романе.

12. Жанровая трансформация романа в творческой концепции Мопассана. Концепция «чистой психологии» Мопассана и ее реализация в романе «Пьер и Жан». «Гамлетовский» текст романа. Проблема метода.

13. Философский роман А. Франса. Поэтика романа «Преступление Сильвестра Боннара»: жанр, композиция, система персонажей.

14. Историософская концепция А. Франца в романе-памфлете «Остров пингвинов». Особенности проблематики и жанра.

15. «Жан-Кристоф» Р. Роллана: жанровое своеобразие, структура, основные символы романа. Проблема творческой личности в романе и способы ее решения. «Музыкальный» код романа.

16. Поэтика повести Р. Роллана «Кола Брюньон». Своеобразие жанра и композиции повести. Фольклорные мотивы. Специфика стиля.

17. Французский символизм: генезис, эстетика, этапы развития, поэтика.

18. Место П. Верлена в поэзии французского символизма. Традиции парнасцев и импрессионистический характер лирики. Основные поэтические сборники, их характеристика. Верленовский «пейзаж души». Анализ одного стихотворения на выбор.

19. Концепция поэта-ясновидца в творчестве А. Рембо. Своеобразие символа в лирике Рембо (на примере одного из стихотворений). Ассоциативная поэтика в сонете «Гласные». Интерпретации «цветного сонета» в современном литературоведении. Декадентские мотивы в книгах «Озарения» и «Пребывание в аду».

20. С. Малларме как теоретик символизма. Концепция поэта и поэзии в сборнике «Отклонения». Поэма «Удача никогда не упразднит случая» (1897): семантика и поэтика.

21. Ранний Г. Ибсен. Драма «Пер Гюнт»: проблема личности, специфика системы персонажей, трактовка фольклорных мотивов в драме, символика, своеобразие и художественные функции фантастики и гротеска.

22. Новаторство Г. Ибсена в создании социально-психологической драмы 70-80-х годов. Трансформация творческого метода Г. Ибсена. Поэтика драмы Г. Ибсена «Кукольный дом».

23. Творчество Г. Гауптмана: периодизация и проблема творческого метода. Мифопоэтика драмы «Перед восходом солнца».

24. Драматургическая концепция Б. Шоу. Б. Шоу и Г. Ибсен. Основные циклы пьес Шоу, их характеристика.

25. Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»: смысл названия и подзаголовка пьесы; конфликт и своеобразие структуры драмы; символ и парадокс у Шоу. «Чеховский» подтекст драмы.

26. Особенности поэтики пьесы Б. Шоу «Пигмалион». Переосмысление мифологического сюжета в драме.

27. М. Метерлинк «Слепые» как образец статичной драмы. Концепция мира и человека в «Сокровищах смиренных» и ее художественное воплощение в «Слепых». Особенности поэтики Метерлинка.

28. Философско-эстетические поиски М. Метерлинка в поздний период творчества и их реализация в пьесе-сказке «Синяя птица». Своеобразие конфликта; мотив превращения как форма организации сюжета; своеобразие символики.

29. Специфика жанра романа в скандинавских странах. «Новый психологизм» К. Гамсуна и его реализация в романе «Голод».

30. Специфика жанра романа в Англии на рубеже веков. Роман-трагедия Т. Гарди «Тэсс из рода д'Эрбервиллей». Проблематика. Двойственный характер трактовки причин трагедии Тэсс. Сюжетно-композиционное своеобразие и символика романа.

31. Традиции английского реализма Х1Х в. в творчестве Дж. Голсуорси. Роман Голсуорси «Собственник». Конфликт романа. Понятие «форсайтизма».

32. Место О. Уайльда в английской литературе. Уайльд и прерафаэлиты. Периодизация творческого пути писателя. Эстетические взгляды О. Уайльда, их воплощение в романе «Портрет Дориана Грея».

33. Общая характеристика комедий О. Уайльда. Анализ комедии «Идеальный муж».

34. «Саломея» О. Уайльда: проблематика и поэтика пьесы. Трактовка библейского мифа в пьесе.

35. Неоромантизм. Причины возрождения интереса к романтизму (Р. Стивенсон, Р. Киплинг и др.).

36. Социально-философская фантастика Г. Уэллса (анализ одного из романов).

37. Немецкий роман на рубеже веков. Творчество Г. и Т. Манна (довоенный период). Концепция «бюргерства» и ее воплощение в романе Т. Манна «Будденброки». Своеобразие разработки жанра семейной хроники. Проблематика. Мастерство психологического анализа.

38. Проблема творческой личности в новеллистике Т. Манна («Тристан», «Тонио Крегер», «Смерть в Венеции»).

39. Концепция «поэта и поэзии» в творчестве Р.М. Рильке. Основные книги стихов Рильке, их характеристика. Связь поэта с русской культурой.

40. Роман «Мартин Иден» Дж. Лондона. Проблематика. Две Америки в романе и средства их художественного воплощения. Основной конфликт. Причины трагедии Идена. Авторская позиция.

41. Дж. Лондон «Закон жизни»: проблематика и поэтика рассказа.

42. «Приключения Тома Сойера» М. Твена. Конфликт и средства его художественного воплощения. Сюжетно-композиционное своеобразие.

Учебный год

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость 116 7
Аудиторные занятия 58
Лекции 46 7
Практические занятия (семинары) 12 7
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа 58 7
Курсовые работы/рефераты -
Вид итогового контроля: зачет 7

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п Разделы дисциплины Лекции (в час) Практические занятия семинары (в час)
1 2 3 4
1. Конец XIX – начало XX вв. – новый этап в развитии западноевропейской и американской литературы. 2
2. Специфика литературного процесса на рубеже XIX–XX вв. Основные литературные направления рубежа веков 4
3. Натурализм во Франции. Творчество Э. Золя. 4
4 Роман Э. Золя «Жерминаль» (проблема метода). 2
5. Психологический роман Ги де Мопассана и философский роман А. Франса. 4
6. Творческий метод Мопассана-новеллиста. 2
7. «Роман-поток» во французской литературе начала XX в. «Жан-Кристоф» Р. Роллана 2
8. Символизм во французской поэзии (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). 2 2
9. Символистская драма на рубеже веков. Театр молчания М. Метерлинка. 2
10 Историко-культурная и литературная ситуация в скандинавских странах на рубеже XIX–XX вв 2
11 «Новая драма» на рубеже веков. Творчество Г. Ибсена. 4
12. Особенности конфликта, композиции, характеров и символики в драме идей «Кукольный дом». 2
13. Литературный процесс в Англии на рубеже XIX-XX вв. 2
14. Интеллектуальная «драма-дискуссия» Б. Шоу. 4
15. Поэтика интеллектуальной драмы Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца». 2
16.  Эстетизм Оскара Уайльда. Своеобразие уайльдовской драмы. 4
17. Поэтика романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». 2
18. Общая характеристика немецкой литературы рубежа XIX–XX вв. Довоенное творчество Томаса Манна 2
19. Проблема творческого метода Г. Гауптмана. 2
20. Литературный процесс в США на рубеже XIX–XX вв. 2
21. Реализм в американской литературе рубежа XIX–XX вв. 4

ПЕРЕЧЕНЬ ХУЖОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТЫ:

Золя Э.                  Жерминаль

Мопассан Ги де.   Милый друг. 4-5 новелл

Франс А.               Преступление Сильвестра Бонара

Роллан Р.              Жан Кристоф (книга 5 “Ярмарка на площади”). Кола Брюньон.

Верлен П.              Лирика

Рембо А.               Лирика

Малларме С.         Лирики 

Метерлинк М.      Слепые. Синяя птица

Ибсен Г.                Пер Гюнт. Кукольный дом

Гамсун К.              Голод

Стивенсон Р.Л.   Странная история Джекиля и мистера Хайда

Киплинг Р.            Лиспет. Бремя белых. Маугли

Шоу Б.                  Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца

Уайльд О.             Портрет Дориана Грея. Саломея. Идеальный муж

Гарди Т.                Тэсс из рода дЭрбервиллей

Уэллс Г.                Один из романов (по выбору)

Голсуорси Д.        Собственник

Нищше Ф.            Так говорил Заратустра

Манн Т.                 Будденброки. Тристан. Тонио Крёгер. Смерть в Венеции

Гауптман Г.         Перед восходом солнца

Рильке Р.М.          Лирика 

Твен М.                  Приключения Тома Сойера

Лондон Д.             Мартин Иден. Закон жизни

Драйзер Т.            Сестра Керри

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ:

Гюисманс, Ж.-К. Наоборот

Мопассан Ги де.   Жизнь. Пьер и Жан

Франс А.               Остров пингвинов.

Ницше Ф.                   Рождение трагедии из духа музыки.

Гауптман Г.         Перед заходом солнца. Затонувший колокол.

Ибсен Г.                    Дикая утка. Привидения.

Шоу Б.                        Профессия миссис Уоррен. Тележка с яблоками.

Уайльд О.              Баллада Рэдингской тюрьмы.

Тагор Р.                 Гора.                                 

Прус Б.                  Кукла

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.233 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь