Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I . Место романа «Жерминаль» в цикле «Ругон-Маккары» Э. Золя.
II. Замысел романа «Жерминаль» и принципы его реализации. 1. Специфика жанра: экспериментальный роман, натуралистический роман и др. ЗАДАНИЕ: Прочтите статью Э.Золя «Экспериментальный роман». Как определяет это понятие Э. Золя? Сформулируйте основные черты экспериментального романа. 2. Тип повествования и авторская позиция. 3. Семантика заглавия. 4. Своеобразие творческого метода Э. Золя. Ш. Композиция романа: ее функциональность в свете экспериментальной теории Э. Золя. IV. Сюжетная архитектоника романа (функция приема контраста, параллелизма, зеркальность сюжетных линий). 1. Характеристика шахты Воре (ипостаси и мифологические параллели). 2. Поселок «240» в романе «Жерминаль»: хронотоп квартиры Маэ, дома Грегуаров «Пиолетта», дома Энбо (интерьер, оппозиции свет/ темнота, тепло/ холод, простор/ теснота, функция детали, семантика угля, функция еды, ольфакторный код). V. Концепция человека в творчестве Э. Золя и ее реализация в романе «Жерминаль». 1. Система персонажей романа (семантика имени, функция портрета и костюма, характер и его трансформация). 2. Решение писателем проблемы генетической и социальной обусловленности структуры личности в романе. Зооморфизм как символ деградации общества и вырождения личности. Природа в романе. 3. «Бунт» как эпицентр романной структуры, его семантика. Понимание категории «среды». 4. Этьена Лантье: становление личности. Проблема взаимодействия личности и массы. 5. «Любовный» текст романа (Катрина – Шаваль – Этьен; Лидия – Бербер – Жанлен; г-жа Энбо – г-н Энбо – инженер Негрель и др.). VI. Значение романа «Жерминаль» для литературы XX и его оценка в критике и литературоведении.
Литература
Владимирова, М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары»: Художественное и идейно-философское единство. – Саратов, 1984. Золя, Э. Жерминаль (любое издание). Кучборская, Е.П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции. – М., 1973. Лану, А. Здравствуйте, Эмиль Золя! / Пер. с фр. – М., 1997. Пузиков, А. Эмиль Золя. – М., 1961. Трыков, В.П. Золя, Эмиль // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997. – Т. 1. – С. 320 – 325.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _2_ Тема: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО ГИ де МОПАССАНА-НОВЕЛЛИСТА Продолжительность _2_ часа
Терминологический минимум: новелла, композиция, деталь, пейзаж, подтекст I. Что такое новелла? Генезис мопассановской новеллы. Отличие новеллы Мопассана от романтической новеллы. Психологизм Мопассана. II. Типология новеллистики Мопассана в критике и литературоведении. Ш. Поэтика новеллы Мопассана «Пышка» (1880). 1. Сюжет и композиция новеллы. 2. Историософская концепция Мопассана. Природа и война в новелле. ЗАДАНИЕ: Сделайте выписки о войне и природе, дифференцируйте их (авторские и принадлежащие персонажам новеллы). 3. Система персонажей (имя и семантика его замещения, общественный статус, портрет и костюм, поведение, речь, процесс поедания, его значение и философия). 4. Семантика и функциональность вещи в «антропоцентрической концепции» Мопассана (транспорт, еда и др.). 5. Специфика метаморфозы. 6. Мифологический подтекст и его значение. IV. Новеллы о войне («Старуха Саваш», «Дядюшка Милон», «Мадемуазель Фифи»). Концепция войны. Метаморфоза «человек – личность» в «военных» новеллах Мопассана. Функция детали. V. «Социальная» новеллистика Мопассана («Ожерелье», «Драгоценности», «Мать уродов»). Семантика случая. Функция денег. Тема нравственной деградации человека. Функция детали. Психологизм. V. Концепция любви в новеллах Мопассана («Лунный свет», «Плетельщица стульев» и др.)
Литература Вульфович, Т. Творчество Мопассана. М., 1962. Данилин, Ю. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1968. Кирнозе, З.И. Мопассан // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 74–80. Лану, А. Мопассан. М., 1971. Мениаль, Эд. Ги де Мопассан. – Ростов н/Д, 1999. – (След в истории.) Флоровская, О.В. Мопассан-новеллист. – Кишинёв, 1979. Дополнительно: Шмидт, Вольф. Проза как поэзия. Статьи о повествовании в русской литературе. – СПб., 1994. – С. 20, 33 – 35. Мелетинский, Е.М. От архаических малых жанров к новелле. Новелла – предтеча бытового романа // Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М., 1986. – С. 168 – 175, 201 – 212.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _3_ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы