Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ О.УАЙЛЬДА В РОМАНЕ
«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» Продолжительность _2_ часа Терминологический минимум: эстетизм, двойничество, символ, парадокс
I. Своеобразие творческого метода О. Уайльда. Уайльд и эстетизм. II. Особенности эстетической теории Уайльда. III. Реализация эстетических принципов Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»: соотношение теории и практики. 1. Жанрология: символистский роман, роман-миф, Библия эстетизма. 2. Основная проблематика романа. 3. Символика двойничества: основные претексты. 4. Семантика и функции желтой книги: роман Уайльда и «Наоборот» Ж.-К. Гюисманса. 5. Монороман, роман-биография (понятие семиотической биографии). 6. Драматизированная структура романа: завязка – кульминация – развязка. 7. Сюжет и внесюжетный элемент: мотив откровения и тайны, жизни и смерти. 8. Время и пространство в структуре романа. 9. Локусы дома, театра, улицы, урбанистический пейзаж, символика городских окраин. 10. Роль парадокса и символа в романе. 11. Проблема соотношения искусства и действительности, искусства и морали в романе. 12. Значение персонажей Бэзила Холуорда и Сибилы Вейн в романе. Функция лорда Генри. 13. Проблема красоты в романе. Сущность трагедии Дориана Грея. 14. Авторская позиция в романе. Особенности её звучания.
Литература Акройд, П. Последнее завещание Оскара Уайльда. – М., 1993. Ковалева, О.В. Оскар Уайльд и стиль модерн. – М., 2002. Образцова, А.Г. Волшебник или шут? (Театр Оскара Уайльда). – СПб., 2001. Парандовский, Я. Алхимия слова. – М., 1990. Соколянский, М.Г. О. Уайльд: Очерк творчества. – М., 1990. Дополнительно: Ланглад, Ж. де Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999. – (Жизнь замечательных людей.) Эллман, Р. Оскар Уайльд: Биография. – М., 2000.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _6_ Тема: ПЬЕСА БЕРНАРДА ШОУ «ДОМ, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА» (ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА И КОНФЛИКТА) Продолжительность _2_ часа
Терминологический минимум: интеллектуальная драма, конфликт, трагическое, комическое, парадокс, реминисценция
I. «Дом, где разбиваются сердца» (1913–1919) как интеллектуальная «драма-дискуссия»: смысл предисловия, проблема жанра.
1. Семантика заглавия и смысл подзаголовка пьесы (интертекстуальный аспект). 2. Бессюжетность: болтовня как дискуссионная доминанта. 3. Двухчастность композиции. 4. Конфликт и причины невозможности его разрешения. 5. Дом-корабль: символика, интертекстуальный аспект. 6. Семантика дома-корабля: расположение, хронотоп, семейный уклад. 7. Дом-корабль, сад, яма.
1. Внесюжетная и сюжетная история персонажей. 2. Миф и легенда в биографии персонажей. 3. Способы моделирования персонажа: мнимое и сущее, внешнее и внутреннее, трагическое и комическое, иллюзорность и истинность бытия, функция двойных имен, нагота и костюм. 4. Символика как репрезентант внутренней сущности персонажей. 5. Поэтика демонизма: опьянение, прозрение, гипноз, любовь и вампиризм и др. 6. Семантика мотива разбивания сердец. ЗАДАНИЕ: Проследите по тексту как разбиваются сердца персонажей пьесы. 7. Символическая свадьба капитана Шотовера и Элли: смысл навигации.
Литература Балашов, П. Художественный мир Бернарда Шоу. – М., 1982. Гражданская, З.Т. Бернард Шоу: Очерк жизни и творчества. - М., 1979. Деннингхау, с Ф. Театральное признание Б. Шоу - М., 1978. Образцова, А. Драматургический метод Бернарда Шоу. - М., 1965. Образцова, А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX–XX веков. – М., 1974. Ромм, А.Х. Шоу – теоретик. - Л., 1972. Дополнительно: Аникст, А.А. Теория драмы на Западе во второй половине ХIХ века. – М., 1988. Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1979. Образцова, А.Г. Бернард Шоу и русская художественная культура на Рубеже веков. – М., 1992. Пирсон, Х. Бернард Шоу. – М., 1998. – (Портреты). ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
1. Тест на знание текста романа Э. Золя «Жерминаль» (количество вопросов – 7, время контроля – перед практическим занятием, на 10-15 минут) (оценка). 2. Терминологические диктанты (на 10-15 минут перед практическим занятием) – будут проводиться выборочно (оценка). 3. Проверка конспектов литературоведческих работ, проверка читательского дневника (на зачете). 4. Учебная конференция по творчеству Оскара Уайльда (на лекции, презентация и доклады). 5. Доклады по темам курса. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы