Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА АРТЮРА РЕМБО



Продолжительность 2 часа

 

Терминологический минимум: символизм, импрессионизм, символ, верлибр, ассонанс, аллитерация, суггестивность

 

  1. Миф Рембо, или миф о Рембо?
  2. Проблема периодизации. Основные книги: место в творчестве, поэтика.

ЗАДАНИЕ: Изучите биографию поэта, используя источники, предложенные в списке литературы к практическому занятию. Выделите основные этапы в творчестве А. Рембо.

  1. Поэтика ранних стихотворений А. Рембо («Офелия», «Сидящие», «Руки Жан-Мари», «Спящий в ложбине»): символика, миф, интнртекстуальность.
  2. Концепция поэта-ясновидца и ее реализация в стихотворении «Пьяный корабль»:

- различные интерпретации в литературоведении (историческая основа текста, биографический код);

- своеобразие символики: текст – подтекст – интертекст.

  1. Значение творчества Рембо для формирования эстетических позиций символизма.

Литература

Балашов, Н.И. Рембо и связь двух веков поэзии // Рембо А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. – М., 1982.

Жажоян, М. Пьяные корабли: Бодлер, Рембо, Гумилев, Бродский // Литературное обозрение. 1997. № 6. – С. 45 – 48.

Косиков, Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. /Сост. Г.К. Косиков. – М., 1993.

Михайлова, Т.В. От «Офелии» к «Пьяному кораблю» // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2000. № 1. – С. 122 – 130.

Мурашкинцева, Е.Д. Верлен и Рембо. – М., 2001.

Обломиевский, Д. Французский символизм. – М., 1973.

Панова, О.  Рембо и симулякр// НЛО, 2005. – № 71. – С. 200 – 228.

Соколова, Т.В. Еще один опыт интерпретации сонета А. Рембо «Гласные» // Известия РАН. Сер. лит. и язык. 1998. № 2. Т. 57. – С. 38 – 46. (внимательно изучить то, что касается концепции «ясновидения»).

Дополнительно

Белый, А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.

Каре,  Ж.-М. Жизнь и приключения Жана-Артюра Рембо. – СПб., 1994.

Птифис, П. Артюр Рембо / Пер. с фр. – М., 2000. – (Жизнь замечательных людей).

Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. – М., 1998.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _4_

Тема: ДРАМА ИБСЕНА «КУКОЛЬНЫЙ дом» (ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА, КОМПОЗИЦИИ, ХАРАКТЕРОВ И СИМВОЛИКИ В ДРАМЕ ИДЕЙ)

Продолжительность _2_ часа

 

Терминологический минимум: новая драма, конфликт, интрига, кульминация, внутренний диалог, ретроспективно-аналитическая композиция (техника)

 

I. История создания пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»: место в творчестве, семантика второго заглавия пьесы «Нора».

II. Сущность конфликта: социально-историческое, архетипическое. Функция ретроспективно-аналитической композиции.

ЗАДАНИЕ: Определите «внешний» и «внутренний» конфликт (двуединую интригу) в пьесе «Кукольный дом», их завязку – кульминацию – развязку.

Ш. Структура пьесы: действие внешнее и внутреннее.

1. Времяпространство дома: дом – театр, дом – реальность (см. экспозицию, 1 действие пьесы).

ЗАДАНИЕ: Определите основные элементы дома-театра. Какие детали-символы разрушают мнимую гармонию дома адвоката Хельмера?

2. Основные локусы дома: семантика, закрепленность за персонажами.

3. Дом в восприятии Норы, Хельмера, Ранка, Кристины, Крогстада и др.

IV. Основные сюжетные линии: текст и внетекстовая реальность. Способы моделирования и природа характера.

1. Внесюжетная история Крогстада и Кристины: семантика и функции.

2. Доктор Ранк и семья Хельмеров: оппозиции свой/чужой, теплота/холод, внутреннее/ внешнее, мотивы гниения, наследственного недуга, функция двух черных крестов.

3. Кукольность и таинственность Норы: мотивы вязания и шитья, семантика танца.

4. Амбивалентность заглавия: мотив кукольности и энтомологический код.

ЗАДАНИЕ: Проследите реализацию мотива кукольности в тексте пьесы. Как определяют персонажи понятие «кукольность» (Нора, ее отец, Хельмер, Кристина и др.)?

5. Нора и ожидание чуда.

6. Семантика двух писем.

7. Открытый финал драмы. Ибсен о роли незавершенных финалов.

Литература

Адмони, В. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – Л., 1989.

Белый, А. Театр и современная драма; Ибсен и Достоевский // Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994. – С. 153 – 167; 210 – 238.

Владимиров, С. Действие в драме. –  Л., 1972.

Храповицкая,  Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.

Хейберг, Х. Генрик Ибсен. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 276 с.

 

Дополнительно

Аникст,  А.А. Теория драмы на Западе во второй половине ХIХ века. – М., 1988.

Зингерман,  Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1979.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _5_


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь