Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Из цикла «Мгновения Прекрасной Реальности», часть 2.5



 «Ананда-лила Шри Чайтаньи Махапрабху»

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

1982 год, Навадвип Дхам, Индия

Фрагменты лекции

 

Слова Махапрабху: «Я безумец и говорю безумные вещи, и ты такой же безумец. Твое сумасшествие обладает схожей природой»:

ами — эка батула, туми — двитийа батула
атаэва томайа амайа [ха-и сама-тула]2

«Мы похожие безумцы. Ты безумец и Я безумец». «Мы черпаем наслаждение в том, что ведем эти безумные беседы», — отвечает Рамананда Рай Махапрабху.

ами — эка батула, туми — двитийа батула…

йа ниша сарва-бхутанам,
тасйам джагарти самйами
йасйам джаграти бхутани,
са ниша пашйато мунех3

Махапрабху! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Махапрабху! Махапрабху! Махапрабху Гауранга-сундар! Гауранга-сундар.

махапрабху гауранга сундара варо... нритйан ниджаир намабхих

Гауранга…

Шри Чайтанья Махапрабху воспевает Свое собственное Имя и танцует. Ниджаир намабхих. Некое впечатление приходит к Нему от произносимых Им же Самим звуков, и тогда Он танцует. Впечатленный звуком Своего собственного Имени, Он танцует. Причина и следствие сменяются циклическим образом.

[реплики учеников без перевода]

Движение по кругу.

Харе Кришна!

…нритйан ниджаир намабхих

Его собственное Имя — причина Его танца. Впечатление от произносимых Им имен приходит к Нему, и оно порождает энергию, а энергия побуждает Его танцевать. Эта энергия экстаза заставляет Его танцевать; динамо, порождающее энергию экстаза, заставляет Его танцевать и воспевать Свое собственное Имя. Такова лила. Нритйан ниджаир намабхих. Таков Гаура.

В своей «Према-дхама-стотрам» я написал о том, что Он — Высшая Реальность. Почему? Потому что в Нем проявлены два начала. Он танцует в упоительной радости и воспевает, одаривая этой радостью других. Таков Гаура. Высочайший принцип экстатической энергии таков, и он не может быть иным.

Он танцует. Причина танца Махапрабху — Его экстаз, Его радость. Киртан же — это раздача этой радости другим. Он одаривает Собой других, танцуя в упоительной радости. Таким мы видим Гаурангу. Сач-чид-ананда. Он танцует в упоительной радости, а в киртане Он раздает это другим. Он предлагает Себя окружающему миру, Он раздает Себя. Такова Его лила.

ананда-лиламайа-виграхайа,
хемабха-дивйа-ччхави-сундарайа
тасмаи маха-према-раса-прадайа,
чаитанйа-чандрайа намо намас те

(«Чайтанья-чандрамрита», 11)

Этот прекрасный стих, написанный Прабодханандой Сарасвати, описывает Шри Чайтаньядева. Ананда-лила-раса-виграхайаананда-лила-раса… Речь идет об олицетворенной расе, золотой, упоительной красоте. Хемамбха-дивйа-ччхави-сундарайа… Золотой Владыка, золотой Господь раздает величественную божественную любовь. Хемамбха-дивйа-ччхави-сундарайа… маха-према-раса-прадайа… Каждым Своим жестом, каждым движением Своего тела Господь раздает божественную любовь. Маха-према-раса-прадайа, чаитанйа-чандрайа намо намас те: я склоняю свою голову к стопам этого Шри Чайтаньядева.

Гаура Харибол! Гаура Харибол!

Госвами Махарадж: Иногда мы слышим выражение «Гуру-Гауранга». Это выражение…

Шрила Шридхар Махарадж: Гуру-Гауранга Гандхарва-Гиридхари. Это имя, которое дал Гуру Махарадж Божествам в Майяпуре. Там присутствуют Гуру и Гауранга. Гуру — это энергия Бога, а Гауранга — сам Господь. Гуру-Гауранга Гандхарва… Гандхарва — Та, Которая извлекает максимум расы, и Говинда Сундар — Господь всего сущего, Который является центром всего бытия, источником всей расы.

Суть и смысл всего «похода» [нисхождения Махапрабху в мир] — поддержка, основание безграничного бытия. Это раса. Экстатический аспект. Гауранга — экстаз, нисшедший в материальный мир как Гуру, чтобы дать миру знание об этом.

 

Переводчик: Муралишвар Дас.

………………………………………..

2 ↑ [Шри Чайтанья Махапрабху сказал Рамананде Раю: ] «В действительности, Я сумасшедший и ты также сумасшедший. Мы с тобой находимся в одинаковом положении» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.291).

3 ↑ «То, что ночь для людей, склонных к чувственным наслаждениям, то день для йога, владеющего собой. То, что день для живых существ, пребывающих в иллюзии, то — ночь для мудреца, обладающего духовным восприятием реальности» (Бхагавад-гита, 2.69).

 

«Капли нектара. Высочайшая концепция Чайтанья-аватара»

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

Навадвип Дхам, Индия

 

[Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! ]

радха кришна-пранайа-викритир хладини шактир асмад,
экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау
чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам чаикйам аптам,
радха-бхава-дйути-сувалитам науми кришна-сварупам[1]

Существует стих, написанный Сварупой Дамодаром, и в нем говорится так: радха кришна-пранайа-викритир — положение Радхи и Кришны таково, что Они нераздельны. Пранайа-викритир: Кришна несет внутри Себя, Своего существа, принцип любви, и когда эта потенция воспринимается более отчетливым образом, мы видим Радху.

Радха есть высшая Потенция Кришны во всей Своей полноте, поэтому Они суть одно. Один не может существовать без Другой — это автоматически так. Субстанция и Потенция. Кришна есть Субстанция, а Радха есть Потенция. Ни Субстанция не может жить без Потенции, ни Потенция не может существовать без Субстанции. Они суть одно.

Радха кришна-пранайа-викритир… пранайа-викритир хладини шактир… Она — хладини, высочайшая Потенция Кришны, Которая объемлет сат и чит (существование и сознание). Хладини. Хладини значит анандам.

Анандам предполагает сознание и существование. Камень существует, но у него нет ни сознания, ни блаженства. Сознание же предполагает существование, но блаженства может не быть. Однако блаженство (или анандам) заведомо предполагает существование и сознание. Хладини-шакти есть упоительная Потенция, Которая представляет всю потенцию, целое в высочайшем смысле, и это Радха. Поэтому Радха и Кришна суть одно.

Радха кришна-пранайа-викритир хладини шактир асмад… По этой причине… Экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау… Они одно, одно явление, одна душа, бхуви пура деха-бхедам гатау тау. Мы видим, во Вриндаване Они разделены, и эта Пара совершает лилу, также другие параферналии исходят из Них обоих, деха-бхедам гатау тау. И кто такой Чайтаньядев? Когда Они вновь объединяются, Они становятся Чайтаньей.

В древности, в Двапара-югу, мы видим, в голока-лиле Радха и Говинда разделены. Но если с точки зрения единства мы рассматриваем Их должным образом, то мы видим, что Они суть одно. И какой будет природа этой Субстанции? То будет Чайтанья. Они Оба объединяются, и это — Чайтанья. Внешнее проявление подобно Радхе, а внутреннее — Кришна. Когда Кришна принимает, обнимает Свою Потенцию, Он играет роль Потенции. Субстанция играет роль Потенции. Чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам чаикйам аптам… науми кришна-сварупам. И кто есть Чайтанья? Радха-бхава-дйути — сияние и настроение, внутреннее «Я», и внешнее проявление Радхи, Кришна, — Их объединение мы находим как Чайтанью Махапрабху. Внешнее проявление, энергия, которая выражена внешне, по отношению к окружающему миру, как Радха, как поиск Кришны, поиск единения с Кришной. Сам Кришна ищет Самого Себя. Когда на Него оказывает влияние тенденция, природа Радхи, когда Он «окрашен» в эти тона, Сам Кришна ищет Себя: «Где Кришна? »

Это написал Сварупа Дамодар. Он написал о том, что есть высочайшая концепция Чайтанья-аватара, кто есть Чайтанья внутренне. Сваям-аватарЧайтанья — это Кришна в настроении Радхи, Ее настроение и сияние. Таким мы находим Кришну. Он ищет Себя. Истина ищет Себя.

 

Переводчик: Муралишвар Дас.

……………………………………..

[1] «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

 

«Мгновения прекрасной реальности», часть 5.6

 «Кришна-лила и Чайтанья-лила»

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 1982 год, Навадвип Дхам, Индия

 

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Понимание этих высших реалий станет ясным и доступным для нас и приведет нас к высочайшей цели жизни. Мы поймем, что предназначены для этого. Привести, приблизить Гаурангу к нам — значит обрести гарантию нашего достижения кришна-лилы. Для нас, падших душ, более полезно культивировать знание о Шри Гауранге, Который сможет даровать нам исполненность жизни в наиболее полной и совершенной форме. Тогда то, что придет, не будет ложным представлением, но подлинной Кришна-концепцией. Подлинное сознание Кришны придет при помощи сознания Гауры.

Тогда мы также сможем почувствовать, что подлинное Гаура-сознание пребывает в Кришна-сознании. Гаура-сознание — это то же самое сознание Кришны, плюс элемент или начало Его распространения. Кавирадж Госвами говорит об этом:

кришна-лила амрита-сара, тара шата шата дхара,
даша-дике вахе йаха хаите
се чаитанйа-лила хайа, саровара акшайа
мано-хамса чараха’ тахате1

Кавирадж Госвами — тот, кто написал «Чайтанья-чаритамриту» — самое ценное произведение, дающее свет. Кришна-лила амрита-сара. «Что такое кришна-лила? — спрашивает он [и отвечает]. — Это сама суть нектара, сладости, счастья, экстаза. Кришна-лила амрита-сара. Сладкое из всего сладкого, которое только можно себе представить. Самое сладостное. Сладость в своей высочайшей степени. Это кришна-лила. А что такое чайтанья-лила? Это сладостный поток кришна-лилы, который разносится повсюду в сотнях направлений». «Это источник кришна-лилы, — говорит он, — откуда во всех направлениях потоки сладостной кришна-лилытекут, как река во время наводнения. Сладость кришна-лилы и источник этой сладости, которая растекается во всех направлениях». Кришна-лила амрита-сара, тара шата шата дхара. «Источником этого является гаура-лила».

кришна-лила амрита-сара, тара шата шата дхара,
даша-дике вахе йаха хаите
се чаитанйа-лила хайа…

«Постарайтесь понять, что такое чайтанья-лила как источник». Лилавечна. Кришна был в этом мире в Двапару, прошлую эпоху, но лилавечна. Се чаитанйа-лила хайа, саровара акшайа И это даже не столько пруд, сколько озеро. «Озеро, которое разливается в десяти направлениях, — буквально говорит Кришнадас Кавирадж, — одаривает этой сладостью мир».

кришна-лила амрита-сара, тара шата шата дхара,
даша-дике вахе йаха хаите
се чаитанйа-лила хайа, саровара акшайа
мано-хамса чараха’ тахате

«О преданные, — говорит он, — придите! » Он сравнивает их с птицами. Он говорит: столь многие птицы пьют воду этого озера сладости кришна-лилы. Он говорит: приходите и живите в этом озере. Лебедя вашего ума просят принять прибежище в этой сароваре. Ум сравнивают с лебедем, хамсой. А лебедь может плавать в этом нектарном озере гаура-лилы, откуда в десяти направлениях сотни потоков нектара кришна-лилырастекаются повсюду.

 

Переводчик: Муралишвар Дас.
Транскрипцию выполнил: Враджа Кумар Дас.

……………………………………………………

1 ↑ «Деяния Господа Кришны — квинтэссенция всего нектара, что струится в сотнях рек во всех направлениях. Деяния же Шри Чайтаньи Махапрабху — вечное озеро. Нашему уму дается такой совет: позволить ему плавать, словно лебедю, по водам этого трансцендентного озера» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.271).

 

 

 «Личность Шри Чайтаньи в поэзии Сварупы Дамодара, Вриндавана Даса Тхакура и Шридхара Махараджа»

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

7 ноября 1982 года, Навадвип Дхам, Индия

 

Слушатель: Гуру Махарадж, в «Нектаре преданности» наш Гурудев [Шрила Бхактиведанта Свами] написал: «Было время, когда Кришна захотел разделить Себя на Радху и Кришну». Выходит, что было время, когда Они не были разделены. Было ли такое время, когда Радха и Кришна не были разделены?

Шрила Шридхар Махарадж: Нельзя сказать «было время», но оба аспекта вечны. Так написано в поэме, принадлежащей перу Сварупы Дамодара Госвами:

радха кришна-пранайа-викритир хладини шактир асмад
экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау
чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам чаикйам аптам
радха-бхава-дйути-сувалитам науми кришна-сварупам[1]

Существует стих, написанный Сварупой Дамодаром, и здесь говорится так: радха кришна-пранайа-викритир — положение Радхи и Кришны таково, что Они нераздельны, пранайа-викритир. Кришна имеет внутри Себя, Своего существа, принцип любви, и когда эта потенция рассматривается, воспринимается более отчетливым образом, мы видим Радху. Радха есть определенная высшая потенция Кришны во всей Своей полноте, поэтому Они — суть одно и то же. Один не может существовать без Другой — это так. Субстанция и Потенция. Кришна есть Субстанция, а Радха есть Потенция. Ни Субстанция не может жить без Потенции, ни Потенция не может существовать без Субстанции. Они — суть одно и то же, одно.

Радха кришна-пранайа-викритир хладини шактир. Она — хладини, высочайшая потенция Кришны, которая объемлет сат, чит(существование и сознание). Хладини. Хладини значит анандам. Анандампредполагает сознание и существование. Камень существует, но у него нет ни сознания, ни блаженства, а сознание предполагает существование, но блаженство может отсутствовать. Но блаженство (или анандам) заведомо предполагает существование сознания. Хладини-шакти есть экстатичная Потенция, которая представляет всю потенцию, целое в высочайшем смысле, и это Радха. Поэтому Радха и Кришна суть одно и то же (или одно).

Радха кришна-пранайа-викритир хладини шактир асмад. По этой причине экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау. Они — одно и то же, одно явление, одна душа, бхуви пура деха-бхедам гатау тау. Мы видим: во Вриндаване Они разделены на Пару, и эта Пара совершает лилу, и другие параферналии исходят из Них обоих, эманируют из Них, деха-бхедам гатау тау. Чаитанйакхйам пракатам — и кто такой Чайтаньядев? Опять же, когда Они вновь объединяются, Они становятся Чайтаньей.

В древности, в Двапара-югу, мы видим, на Голоке в лиле Радха и Говинда разделены. Но если с точки зрения единства мы рассматриваем Их должным образом, то видим, что Они — суть одно, и какой будет природа этой Субстанции? То будет Чайтанья. Они Оба объединяются, и то — Чайтанья. Внешняя часть подобна Радхе, а внутренняя — Кришна. Когда Кришна принимает, обнимает [буквально] Свою Потенцию, Он играет роль Потенции, Субстанция играет роль Потенции, чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам чаикйам аптам.

[Обрыв записи]

Науми кришна-сварупам. И кто есть Чайтанья? Радха-бхава-дйути — сияние и настроение, внутреннее «Я» и внешнее проявление Радхи — и Кришна. Мы находим это объединение как Чайтанью Махапрабху. Внешнее проявление, внешняя сторона как Радха: энергия, которая выражена внешне, по отношению к окружающему миру, как Радха, как поиск Кришны, поиск единения с Кришной, Сам Кришна ищет Самого Себя. Когда на Него оказывает влияние тенденция, природа Радхи, когда Он окрашен в эти тона, то Сам Кришна ищет Себя: «Где Кришна? »

Это написал Сварупа Дамодар. Он написал о том, что есть высочайшая концепция Чайтанья-аватара, кто есть Чайтанья внутренне. Сваям Аватар Чайтанья — это Кришна в настроении Радхи, Ее настроение и сияние — таким мы находим Кришну. Он ищет Себя, Истина ищет Себя: «Кто Я? Что Я? Что Я и кто Я? » — такова природа Безграничного.

В других местах Вриндаван Дас Тхакур приводил аналогичный пример.

лаг бали’ чали’ йайа синдху тарибаре
йашера синдху на дейа кула, адхика адхика баде[2]

Существует состязание между Нитьянандой и Чайтаньядевом. Нитьянанда-Баладева представляет сторону преданных — и с другой стороны Объект преданности, Тот, на Кого преданность направлена. И один и другой безграничны. Группа преданных в целом — безграничное явление: шакти, потенция; объект преданности — Тот, на Которого преданность направлена, — также безграничен. И происходит состязание.

Преданные говорят: Нитьянанда Прабху служит с бесконечной жаждой: «Я постараюсь исчерпать Твою славу, поведать о ней в полной мере, Я должен познать Тебя в полной мере», но Объект познания безграничен, Он не может быть исчерпан. Происходит состязание двух сторон. Но когда Они объединяются, эти две стороны, то…

Я написал шлоку, она содержится в «Према-Дхама-стотрам». Я заключил в эту шлоку, описал в ней, показал темперамент Махапрабху, Его настроение танца. Он танцует словно безумец, Он обрел то, что искал, Он достиг. Испытывая удовлетворение, Он танцует, и танец есть эмблема [буквально] удовлетворенности. Танец — это удовлетворение от высочайшей реализации, Он безумно танцует, поскольку Он достиг Своей цели. Это — анандам. Когда Он пребывает в настроении танца, тем самым Он демонстрирует: «Я достиг всего! »

А киртан есть Его самораспространение, Он раздает Себя окружающему миру. Эти два симптома в самой интенсивной форме служат позитивным доказательством того, что Махапрабху есть Высшая Реальность. Танец указывает на то, что Он самодостаточен, самоудовлетворен, а Его киртануказывает на то, что Он раздает Себя окружающему миру, это Его динамичная природа. Атма бантанам и нартанам[3] — эти симптомы указывают на то, что Махапрабху есть Высочайшая Реальность. Его танец и Его пение, воспевание Самого Себя, и крайние степени этого служат доказательством, подтверждением того, что Он есть Реальность в ее высочайшем проявлении.

радха кришна-пранайа-викритир хладини шактир асмад
экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау…

Открытие, сделанное ачарьями, таково: на высочайшем уровне, на Голоке, существуют два измерения. В одном измерении Кришна наслаждается со Своими параферналиями, а в другом измерении Они [Радха и Кришна] объединены, и в этом измерении Он раздает Свой собственный капитал, Свое богатство публике, широким массам раздает Себя.

Два типа идеала присутствуют в высшей реальности: с одной стороны, Он наслаждается в Своем кругу, а с другой стороны, Он раздает то же самое наслаждение, той же степени другим. Два измерения в одном измерении, на одном уровне. И именно эти реалии демонстрируются в том храме. Голока Дхама имеет два измерения: аударья, мадхурья. Мадхурья — это та обитель, где Кришна играет со Своими родными и близкими, а аударья — это та обитель, где они раздают эту игру, это наслаждение другим. Одно и то же наслаждение, один и тот же уровень, явления высочайшего порядка. С одной стороны, Он переживает этот вкус, а с другой стороны, Он раздает этот вкус другим. Один уровень. Речь идет о любви, любви высочайшей степени или природы.

 

Переводчик: Муралишвар Дас.
Редактор: Динанатх Дас.

…………………………….

[1] Радха кришна-пранайа-викритир хладини шактир асмад, экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау / чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам чаикйам аптам, радха-бхава-дйути-сувалитам науми кришна-сварупам — «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» (из дневника Сварупы Дамодара Госвами; приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.5; 4.55)).

[2] «Шри Ананта вечно стремится достичь берега океана славы Кришны, но не достигает желаемого, поскольку этот океан постоянно расширяется» («Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 1.71).

[3] Раздача Себя душам и танец.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь