Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Несравненная милость Шри Чайтаньи Махапрабху



500-летию прихода Шри Чайтаньи Махапрабху во Вриндаван посвящается

Према Прайоджан Прабху

 

Когда почтенный Шри Джива Госвами услышал второй стих драмы Шри Рупы Госвами «Видагдха-мадхава», его сердца коснулась божественная милость, и он раскрыл сокровенный смысл поэмы своего учителя, чтобы просветить все последующие поколения. Приведём суть его толкований.

Исключительно сострадательный сын Нанды Махараджи — Шри Кришначандра — драгоценный камень среди всех ценителей расы. Украшенный эмоциями и сиянием Шри Радхи, лучшей из Его возлюбленных, Он нисшёл в этот мир в Навадвипа-дхаме, состоящей из девяти островов, — чтобы осуществить следующие девять целей:

1. Предоставить возможность достичь высшей цели тем, кто никогда не имел такого шанса. Он нисшёл с ясно обозначенной целью: даровать всем им освобождение.

2. Шри Шукадева Госвами сказал: муктим дадати кархичит сма на бхакти-йогам — «Те, кто жаждут снискать милость Шри Кришны, с лёгкостью обретают освобождение, однако чистую преданность Он дарует очень редко» («Ш.Бхагаватам», 5.6.18). Во время Двапара-юги Шри Кришна бережно хранил бесценный алмаз любви к Себе, наложив на него строгий запрет. Теперь Шри Кришна нисшёл в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы исправить ошибку скаредности, которую Он допустил в предыдущую эпоху.

3. Установить принцип: обрести выше описанный бесценный алмаз божественной любви в наибольшей степени, можно лишь раздавая эту любовь другим.

4. Установить истину (таттву) о Шри Радхике, которая является олицетворением махабхавы, вершины божественной любви.

5. Исполнить Свои три самых больших желания: а) постичь всю славу любви Шри Радхи; б) постичь сладость Шри Кришны, которой наслаждается только Шри Радха благодаря силе Её любви; в) испытать счастье, которое рождается только в сердце Шри Радхи, когда Она постигает сладость Шри Кришны.

6. Пролить на практикующих бхакт и всех остальных людей, и прежде всего, на вечно совершенных бхакт и спутников всех других аватар, бескрайний нектар божественной любви, которой они постоянно жаждут.

7. Наводнить весь мир этой божественной любовью.

8. Показать, что не существует никакой иной возможности обрести наисладчайшую мадхура-прему, царящую во Врадже, помимо радха-дасьи, то есть принять положение служанки Шри Радхи.

9. Утвердить несравненное положение Шри Радхи как лучшей из всех Его возлюбленных.

Явившись на Землю во время лунного затмения (чандра-грахана), Он побудил всё живое во вселенной принять (грахана) пение святых имён «Харе Кришна! » Этим Он также показал, что принимает объятие Своей Шри Радхи, чей лик сияет как луна (чандра). Это объятие можно растолковать двояко: «Шри Кришна заключён в любовное объятие Шри Радхи» или «луноликая Шри Радха заключена в любовном объятии Шри Кришны».

Первое толкование объясняется тем, что Шри Радха сначала похитила сердце Шри Кришны силой Своей любви, сиянием, любовной игрой и другими несравненными достоинствами. Похитив цвет Его тела и даже само тело, Она наделила Шри Кришну Своей собственной природой. Благодаря этому Он в полной мере почувствовал себя хозяйкой во время випарита-виласы, когда Они меняются ролями в момент единения. По этой причине Шри Радху называют Хара.

Подобным образом выстраивается и второе толкование: Шри Кришна чарует сердца Шри Радхи и Её подруг всеми Своими необычайными добродетелями. Того, кто забрал сияние и эмоции Своей самой главной возлюбленной — дочери Шри Вришабхану Махараджа, — называют Кришна. Следовательно, этимология выражения «Харе Кришна» также указывает на наивысший восторг Шри Радхи-Кришны, когда Они, полностью позабыв Себя, чувствуют Себя друг другом в образе Шри Гауранги.

 

Обычно тот, кто раздаёт сладости после обеда, предлагает их друзьям, а не чужакам, и ничего не оставляет себе. Однако лучший из доброжелателей — Шри Гауранга — раздаёт Свою несравненную любовь даже обычным и самым падшим людям. Собрав все святые места, все аватары, а также всех вечных спутников других аватар, Он начал великий праздник божественной любви. На этом празднике собрались необыкновенно знающие личности в образе спутников Шри Гауры. Чтобы даровать благословение всему миру, Шри Рупа Госвами — непосредственный свидетель — описал этот великий праздник премы в прологе к своей драме «Шри Видагдха-мадхава», где написал:

анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам

харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхуратау вах шачи-нанданах

В этом стихе говорится: «Пусть Шри Шачинандана Хари предстанет в глубине сердца каждого из вас! » Слово хари также может означать «лев». При звуке львиного рыка слон сразу трезвеет от охватившего его опьянения. Подобным же образом при появлении Шри Шачинанданы Хари в глубине вашего сердца пусть пьяный слон вашего ума сразу придёт в себя и освободится от безумной привязанности к чувственным удовольствиям. Хотя лев может убить слона, лев по имени Шри Гаурахари милостиво очищает опьяневший ум.

Раздавая милостыню, человек старается давать её достойным. И чтобы исключить всякую возможность подобного неравенства, Шрила Рупа Госвами говорит калау: в эту ужасную эпоху Кали невозможно создать благоприятные условия для духовной практики (садханы). Поэтому Шри Гауранга нисшёл даровать Свою собственную према-бхакти, не делая никаких различий среди несчастных и беспомощных людей Кали-юги, далёких от любых видов садханы.

Возражение: кто-то может спросить Шри Чайтанью Махапрабху: «Если Ты — сын Нанды Махараджи, то напрашивается следующий вопрос. Высочайшее счастье Твоих игр во Вриндаване недоступно ни в каком ином месте [творения]! Только чтобы испытать величайшее счастье Ты усилил випраламбха-расу, чувство разлуки, уехав из Вриндавана в Матхуру. Когда Ты вернулся, Ты предавался играм самриддхиман-самбхога и мадана-бхавы только со Своей возлюбленной Шри Радхой во Вриндаване. Для чего же Тебе в таком случае идти в Навадвипу? »

Ответ: Когда герой и героиня разлучены, когда они зависят от других или находятся под их контролем, а также когда им очень трудно даже взглянуть друг на друга, — в такой ситуации, случайно встретившись, они испытывают очень сильную расу под названием самриддхиман-самбхога— восторг успешной встречи. Более того, эйфорическая према, при которой пробуждаются все бхавы от рати до махабхавы называется маданакхья-махабхава. Это состояние превосходит все остальные, в том числе и моханакхья-махабхаву (мохана маха-бхаву). Это неописуемое, необыкновенное, разнообразное экстатическое состояние наступает только во время встречи. И тем не менее, даже во время беспрепятственной встречи Шри Кришна и Шри Радха не предстают в одном лице.

Поэтому Шри Кришна может познать игры со Шри Радхой, полные маданакхья-махабхавы и наивысшего предела самриддхиман-сабхога расытолько в Своей Гауранга-сварупе. Переполняемый этим несравненным восторгом, Шри Гауранга милостиво раздаёт уннатоджвала-расу, не принимая во внимание, кто её по-настоящему достоин. Это свойственно для того, кто на вершине величайшего счастья теряет голову от премы и всю вселенную сводит с ума, не задумываясь о том, кто этого достоин.

Возражение: Но не полагается давать милостыню недостойным, как это сказал Шри Кришна в «Бхагавад-гите»:

адеша-кале йад данам апатребхйаш ча дийате
асат-критам аваджшатам тат тамасам удахритам

«Благотворительность в неподходящем месте и в неподходящее время, по отношению к недостойным людям, является благотворительностью в гуне невежества» («Б.-г.», 17.22).

Следовательно, такая деятельность неприемлема.

Ответ: Это неоправданное заявление. Когда царь, победивший весь мир, возвращается в свою столицу, его процессия проходит по самой главной улице, и царские министры горстями разбрасывают сокровища в толпу по обеим сторонам дороги. Миру известно, что так и ведут себя великие цари. Такая щедрость не истощает царскую казну, наоборот, она говорит лишь о её безграничных размерах. Подобным же образом Шри Гаурангадева раздаёт сокровище премы всем без разбору, и это лишь говорит о Его безграничном сострадании. Он раздавал Своё неисчерпаемое сокровище любви и через Нитьянанду Прабху, но сокровища от этого ничуть не стало меньше.

Существует только три вида лицемеров и обманщиков, для которых закрыт духовный путь бхагавата-дхармы:

1) дхана-капати,

2) бала-капати,

3) према-капати.

Узнав о бхагавата-дхарме, некоторые люди не хотят использовать своё богатство в любовном служении шри гуру, Шри Кришне и вайшнавам. Они привыкли вкладывать огромные деньги в мирские проекты, чтобы получить прибыль, но боятся вложить даже незначительные суммы в служение Шри Кришне, шри гуру и вайшнавам. Таких людей называют дхана-капати, финансовые обманщики.

Те, у кого есть сила, но они не используют её в деятельности, связанной со Шри Кришной и вайшнавами, кто ленив и не хочет принимать участия в танцующей санкиртане Шри Кришны Чайтаньи, — бала-капати, обманщики в отношении собственной силы. А те, кто не имеет премы и нисколько не желает обрести её, или те, кто гордо считает себя преданным: «Я — бхакта! », именуются према-капати, обманщики в преданности. Прему можно обрести, только если однозначно отбросить всякое лицемерие и постоянно омываться в милости великих преданных.

Возражение: Я — ужасный оскорбитель. Увы! У меня нет никакой привязанности к играм Шри Чайтаньи Махапрабху. Как же Шри Гауранга прольёт на меня Свою милость?

Ответ: Его имя Шри Шачинандана. Мать вселенной, Шри Шачи-деви, любит всех, кто страдает. Говорится, «есть много злобных людей, но нет злобных матерей». Согласно этой поговорке, Шри Гауранга, безгранично преданный Своей матери, обязательно будет милостив к тебе. Давай я объясню подробнее. После того, как Шри Гауранга принял санньясу, у Него состоялся следующий разговор со Своей матерью Шри Шачи-деви в доме Шри Адвайта Ачарьи:

Шачи-деви сказала: «О Вишвамбхара! Тебе хорошо известна моя боль разлуки с Вишварупой. Увы! Настало время мне получить плоды всех моих благих и греховных поступков, совершённых на протяжении многих жизней. По крайней мере, когда я умру, мне не придётся страдать от стыда за всеобщее осуждение. Хотя меня прославляли как мать Вишвамбхары, теперь я стану предметом насмешек! Никто больше не произнесёт моего имени».

На это Шри Гауранга ответил: «О мама! О мама! Не говори так. Я говорю тебе истину. Хотя Я оставил дом, где бы Я ни был, ты навсегда останешься Моей матерью. Во всех предыдущих рождениях ты всегда была Моей матерью, а Я — твоим сыном. Мне поклоняется весь мир, но ты — мой объект поклонения. Тот, кто произносит: «О сын Шачи! » — тут же подчиняет Меня своей власти вместе со всеми Моими спутниками, даже абсолютно далекий от какой-либо духовной практики. Кто бы ни пел радостно имя «Шачинандана», обретёт божественное знание, постигнет смысл всех шастр, наполнится любовью и станет бесконечно дорог Мне. Только пусть просто произносит имя «Шачинандана» с счастливым сердцем, такой достигнет успеха в знании и процветании. Тот, кто произносит имена «Шачи», «Шачи-путра» или «Навадвипа», обретает плоды истинного изучения «Веданты». Если человек всё время поёт «Шри Шачи! Шри Шачи! Шри Шачи! », Я буду доволен им во все времена. Что ещё можно сказать? Такой человек становится гуру.

Поэтому я говорю, что, приняв имя Шри Шачи, даже великий оскорбитель станет особенно дорог Шри Гауранге. Сделав такой вывод, Шри Рупа Госвами завершает этот стих словами «Шачинандана». Так что всегда повторяйте имя Шачинандана. Даже если вы — оскорбитель, вы избавитесь от всех оскорблений и обретёте кришна-прему!

Шри Шачинандана Гаурахари ки - джай!

 

 «Шрила Прабхупада. Шикшамрита»

67-11 Случай с Киртананандой, конечно, очень неприятен, но ты ведешь себя в сложившемся положении совершенно правильно. Господь Чайтанья сочинил стих, в котором говорится, что нужно стать смиреннее соломы и терпеливее дерева, чтобы повторять святое имя Кришны. Но этот же самый Чайтанья, услышав, что Господу Нитьянанде нанесено личное оскорбление, пришел в гнев и чуть было не убил обидчика. Идея в том, что лично каждый должен быть кроток и смиренен, даже подвергаясь сильнейшим провокациям, но даже незначительное оскорбление, нанесенное Кришне или Его представителю, нужно воспринимать очень серьезно и действовать соответственно. Мы ни в коем случае не должны терпеть оскорбления или поношения по адресу Кришны или Его представителя. Поэтому ты все сделал совершенно правильно, однако, поскольку мы всегда на виду, мы должны действовать осмотрительно, чтобы не допустить неверного понимания со стороны окружающих. Так или иначе, выкини все это из головы; если даже тысячи киртанананд и хаягрив придут и уйдут, сожалеть не о чем. Мы должны следовать своей настоящей программе, искренне перед Кришной и Кришной Чайтаньей. (ПШП Брахмананде, 15 ноября 1967).

68-02 Я очень надеюсь, что в будущем ты прославишься проповедью этого духовного Движения. Ты совершенно верно говоришь, что мы не должны превращать Кришну в исполнителя наших приказов. Мы должны всегда стремиться сделать что-то для Кришны и при этом избегать какой-либо награды от Него. В этом философия вайшнавов. Гопи и Радхарани служили Кришне, не ожидая никакой выгоды — ни материальной, ни духовной. Они никогда не ждали от Кришны никакой награды, и Кришна всегда был в долгу перед ними. Их метод поклонения проявлен в Чайтанье Махапрабху, а Господь Чайтанья — это Сам Кришна, пытающийся понять сердце гопи. (ПШП Брахмананде, 8 февраля 1968).

68-03 Что касается порядка фотографий в «Учении Господа Чайтаньи», он должен быть таким: мое фото, фото Гуру Махараджи, Шрила Гауракишора, Шрила Бхактивинода, Господь Чайтанья и, в самом конце, место рождения Господа Чайтаньи. Для фото Господа Чайтаньи можешь взять одно из последних изображений Панча-таттвы, выполненных Джадурани. Остальные пять картин надо сопроводить текстами. (ПШП Брахмананде, 21 марта 1968).

68-03 На встрече каждый должен постараться рассказать что-нибудь о жизни Господа Чайтаньи Махапрабху, об Его учении и философии. Ты можешь привести цитаты из указанных книг и устроить обсуждение. Пост должен продолжаться до вечера, а затем вы можете принять пищу, такую, как в Экадаши: фрукты, молоко и т.п. На следующий день можете устроить праздник. Джанардана советовался со мной и говорил, что считает, что лучше будет устроить пир в воскресенье, так что, если хотите, можете последовать его совету. А можно устроить два пира: и в один день, и в другой — как вам покажется лучше. (ПШП Махапуруше, 7 марта 1968).

68-03 Несколько дней назад я получил от тебя письмо, в котором ты [пишешь, что] хотел послать мне рукопись пьесы «Санньяса Нимая», написанной каким-то г-ном Чаттерджи. Обычно такие пьесы — сплошной сентиментализм. Преданные Господа Чайтаньи не очень склонны обсуждать то, как Он отрекся от семейной жизни, но некоторые люди освещают отречение Господа Чайтаньи в духе материального сентиментализма. Я читал подобную пьесу, написанную г-ном Дилипроем, это почти сплошь ерунда. Шри Чайтанья Махапрабху принял решение об отречении от мира мгновенно, и все дело было покончено за день, а эти люди, чтобы создать сцену, фальсифицируют отречение Господа и так, и этак; я подозреваю, что и в пьесе г-на Чаттерджи подобные вещи могут встречаться. Не надо связываться ни с какими пьесами или книгами неавторитетных лиц. (В этой связи я хочу упомянуть о том, что видел экземпляр «Нарада-панчаратры», присланный сюда из Сан-Франциско — он не годится. Пожалуйста, остановите хождение этой книги [среди преданных], поскольку она неавторитетна.) Чистый преданный никогда не нарушает 4 предписаний, и у него на лбу всегда тилака. По крайней мере, эти признаки указывают на чистоту в сознании Кришны. Если человек не соблюдает эти принципы, он не считается чистым преданным. (ПШП Гурудасу, 23 мая 1968).

68-06 …Сравнительное изучение деяний Кришны и Рамачандры весьма сложно, но принцип заключается в том, что Рамачандра явился как идеальный царь, а Кришна — как Верховная Божественная Личность, хотя между Ними нет разницы. Так же и Господь Чайтанья. Он явился как преданный, а не как Верховная Личность Бога, хотя Он — Сам Кришна. Итак, мы должны принять настроение Господа в различных Его проявлениях и поклоняться Ему в соответствующем каждому проявлению настроении. Поскольку Господь Чайтанья — это Сам Кришна, некоторые поклоняются Ему так же, как Кришне, но Кришна играл роль наслаждающегося, а Господь Чайтанья — роль объекта наслаждения.

Считается, что община «Гауранга Нагари» отклонилась с пути чистого преданного служения, потому что они предлагают Гауранге такое же поклонение, как Кришне, а Ему это не нравилось. Настроение нашего служения должно соответствовать настроению Господа. Мы не должны переносить настроение Кришны на Господа Чайтанью, или настроение Господа Чайтаньи на Кришну, или настроение Кришны на Рамачандру, или настроение Рамачандры на Кришну. Поэтому в шастрах можно найти особые наставления: например, что Господу Чайтанье надо поклоняться пением «Харе Кришна»

68-07 По поводу твоего вопроса об изображении Господа Чайтаньи с шестью руками: этот образ был явлен Рамананде Раю и Сарвабхауме Бхаттачарье. Он называется Шада-бхуджа Мурти. Преданные Господа Чайтаньи поклоняются также этому Шада-бхуджа Мурти, особенно тому, которое установлено в храме в Джаганнатха-Пури. Если ты поедешь в Индию и посетишь храм Джаганнатхи, ты увидишь это Мурти. (ПШП Мадхусудане, 29 июля 1968).

68-10 Что касается плача по Кришне, о нем очень хорошо говорит Господь Чайтанья. Он говорит: «Каждое мгновение кажется Мне двенадцатью годами, слезы льются из Моих глаз, как потоки дождя, и все кажется мне пустым в отсутствие Говинды». Суть в том, что если мы будем продолжать петь и повторять «Харе Кришна», то достигнув стадии чистого повторения, мы окажемся на уровне любви, и тогда к нам придет величайшее чувство разлуки с Господом, однако это чувство разлуки с Господом сладостнее, чем встреча с Ним. Все это духовные экзистенциальные истины, и, по мере нашего роста в сознании Кришны, мы все поймем, постепенно, по милости Верховного Господа. Верховный Господь пребывает в каждом сердце и являет Себя преданному по мере его продвижения в сознании Кришны. Спасибо тебе большое за то, что пишешь мне. (ПШП Макханлалу, 21 октября 1968).

68-11 Относительно картины, Панча-таттвы, не думаю, что Их нужно располагать в перспективе. Они стоят на одной линии. Как на групповом снимке, все стоят рядом, и никто не выглядит больше или меньше. Это основное. Но особенность состоит в том, что если ты делаешь Господа Чайтанью меньше, это не хорошо. Он должен быть больше, Он и на самом деле был очень большим и широкоплечим. Так что лучше писать так, как ты это делала раньше, и чтобы Господь Чайтанья был немного больше. (ПШП Джадурани, 6 ноября 1968).

68-12 В Бхагавад-гите эта ом-кара описывается как звуковое воплощение Кришны, Верховной Божественной Личности. Подобным образом, харе-кришна-мантра также является звуковым воплощением Кришны. Поэтому мы практически не делаем различия между ом-карой и «Харе Кришна», однако духовный путь требует следования по стопам великих ачарий прошлого. Господь Чайтанья основал движение санкиртаны, то есть, пения «Харе Кришна», как средство осознания Бога в эту эпоху, и это находится в полном соответствии с богооткровенными писаниями. (ПШП г-ну Чаган Говинду, 10 декабря 1968).

68-12 Я заметил, что ты называешь себя «комком невежества». На самом деле преданный всегда должен думать именно так. Преданный должен ставить себя очень низко — этому учил Господь Чайтанья. Шри Чайтанья Махапрабху Сам говорил о себе как о чрезвычайно глупом ученике, хотя Он показал Себя величайшим ученым и вообще был Самим Кришной. Итак, врата в царство Божие открыты для каждого, кто кроток и смиренен. Еще раз благодарю тебя за твое чудесное письмо и прошу тебя сообщать мне о своих успехах. Надеюсь, у тебя все хорошо. (ПШП Джанаки, 9 декабря 1968).

68-12 Ты спрашиваешь: «Как Пракашананда Сарасвати увидел или понял, что Господь Чайтанья — это сам Господь Нараяна, если он осознавал только Брахман? » В личном присутствии Господа Чайтаньи они осознавали Его как Нараяну, потому что были искренни в поиске Абсолютной Истины. В Бхагавад-гите подтверждается, что если имперсоналист искренен в поиске Абсолютной истины, такой имперсоналист, в конце концов, достигнет осознания Личности Бога. Пракашананда Сарасвати был почтителен с Господом Чайтаньей, он предложил Господу Чайтанье почетное сиденье, а Чайтанья Махапрабху, в крайнем смирении, сидел там, где все мыли ноги. Вайшнав всегда смиренен, и если человек не пытается использовать это смирение вайшнава, у него появляется шанс возвыситься. Но если человек неверно понимает смирение вайшнава, он обречен. Например, в Чайтанья-чаритамрите автор, Кавираджа Госвами говорит о себе, что он хуже испражнений, и Санатана Госвами говорит, что он родился среди самых падших и общается с самыми падшими. Если такое смирение вайшнава принимается буквально, это заблуждение. Пракашананда Сарасвати оценил величие Господа Чайтаньи, хотя Тот вел себя смиренно, и потому на него пролилась милость Господа Чайтаньи, и он смог понять, Кто перед ним.

Философы-майавади не следуют Шанкарачарье, поскольку их философия сама по себе оскорбительна. Шанкарачарья считал Кришну Верховной Божественной Личностью, а майавади считают Кришну всего лишь великой личностью. В этом их несчастье, потому что они одно за другим совершают оскорбления Верховной Личности. В результате майявади, которые очень непреклонны в следовании своей ошибочной философии, не могут развиваться. Кроме того, как подтверждается в Бхагавад-гите, личные качества Кришны очень трудно понять людям, не относящимся к классу преданных. А майявади как класс являются непреданными. Естественно, они пребывают в заблуждении практически по всем вопросам. Но некоторые из них были настолько выдающимися людьми, что смогли выйти за пределы своей философии и принять личность Кришны. Это также объясняет в Бхагавад-гите Арджуна. (ПШП Гурудасу, 14 декабря 1968).

69-01 По поводу того, что я взял на себя беспокойство приехать в вашу страну. Я должен брать на себя это так называемое беспокойство ради Кришны. Но что это за беспокойство? Ты знаешь, что Госвами были министрами, состояли на правительственной службе, и они оставили свои посты, чтобы поселиться во Вриндаване и жить там, словно нищие. Они написали такие великие книги, как «Сандарбхи» Дживы Госвами и «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами. Очевидно, что они взяли на себя большой труд, но они сознательно пошли на это из сострадания к несчастному человечеству. Господь Чайтанья — это Сам Нараяна, а Его жена, Вишнуприя — богиня удачи. Господь Чайтанья был очень образованным ученым, очень красивым юным брахманом, у Него была очень любящая мать, но Господь Чайтанья Сам добровольно взял на себя труд ради блага человеческого общества и всех живых существ. Мы должны следовать таким примерам — не стараться подражать, а следовать этому духу сострадания к обусловленным душам и стараться помочь им продвинуться к сознанию Кришны. На самом деле в служении Кришне никаких тягот нет. Напротив, мы все сильнее ощущаем духовное блаженство. Надеюсь, со временем, трудясь вместе со своим добрым супругом, ты будешь все глубже понимать это положение. (ПШП Говинда-даси, 26 января 1969).

69-02 Я очень беспокоюсь о твоем здоровье, в каком оно сейчас состоянии? Пожалуйста, сообщи, есть ли улучшение или ты все еще болеешь? Мы должны всегда помнить, что наше тело предназначено не для чувственного наслаждения, оно нужно нам только для служения Кришне. А чтобы нести хорошее серьезное служение Кришне, мы не должны пренебрегать поддержанием тела в рабочем состоянии. Мы учимся на примере Санатаны Госвами. Иногда он страдал экземой, и иногда у него из-за этого случались кровотечения. Но Господь Чайтанья, встречая Санатану Госвами, обычно обнимал его, хотя Санатана просил Его не прикасаться к нему. Из-за этого Санатана Госвами решил покончить с собой, чтобы Господь Чайтанья больше не обнимал его, окровавленного. Господь Чайтанья постиг это намерение Санатаны, Он позвал его к Себе и сказал: «Ты решил покончить с этим телом. Но разве ты не знаешь, что это тело принадлежит Кришне? Ты уже посвятил свое тело Кришне, так как же ты можешь сгубить его? » Так что ты не должен пренебрегать обязанностью поддерживать свое тело. Это урок, которому нас учат Господь Чайтанья и Санатана Госвами. Постарайся заботиться о своем здоровье как можно лучше. (ПШП Раяраме, 9 февраля 1969).

69-02 …Чайтанья Махапрабху никогда не критиковал домохозяев за то, что они занимаются сексом ради зачатия детей. Но когда дело коснулось Харидаса Младшего, который был санньяси, но которого посещали похотливые мысли, Господь Чайтанья не стал этого терпеть, и Харидас Младший был лишен общества Господа. Поэтому очень важно, чтобы мы оставались тверды в своих обетах брахмачари, либо, если это слишком для нас тяжело, приняли семейную жизнь, как ближайшее удовлетворительное решение. (ПШП Хришикеше, 8 февраля 1969).

69-03 Что касается брахмачари, ты не можешь предотвратить их общение с домохозяевами. Но жить они должны порознь. (ПШП Хаягриве, 18 марта 1969).

69-03 Второй абзац Вашего письма очень меня вдохновил. В высшей степени превосходно то, что Вы цените преданных — Упендру и Ананду. Шри Чайтанья Махапрабху учил нас именно этому: тот, кто ценит искренних преданных, достоин приблизиться к Верховной Личности Бога. (ПШП М-ру Виндишу, 21 марта 1969).

69-04 ….Вы все добрые души, пожалуйста, не беспокойтесь из-за пустяков. Исполняйте свои обязанности, развивайте центр как можно лучше. Если тебе кажется, что тебя лично унизили, ты можешь потерпеть. Это будет очень хорошо. Господь Чайтанья учил нас быть терпеливее дерева в повторении Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Можешь показать это письмо Шриману Шивананде и Шриману Уттама-Шлоке, и я прошу вас всех не ребячиться, а стать серьезными в проповеди сознания Кришны. (ПШП Кршна-дасу, 3 апреля 1969).

69-06 По поводу твоего вопроса о предложении прасада, все, что предлагается Божеству, на самом деле идет через духовного учителя. Духовный учитель предлагает Господу Чайтанье, а Господь Чайтанья предлагает Кришне. Затем ест Радха-Кришна, или Джаганнатха, затем ест Чайтанья Махапрабху, потом духовный учитель, и пища становится маха-прасадом. Поэтому когда предлагаешь что-нибудь, думай так и повторяй Гаятри-мантру, и это будет полная процедура. Наконец, позвони в колокольчик, забери тарелку и протри место, где она стояла. (ПШП Арундхати, 16 июня 1969).

69-07 Ты спрашиваешь, почему Чайтанья Махапрабху ничего не говорит в Своей «Шикшаштаке» о принятии духовного учителя. Должно быть, ты упустил тот момент, где Он говорит: «аманина манадена, киртанийах сада харих». Это означает, что человек должен повторять святые имена Кришны, став смиреннее соломинки и терпеливее дерева. А кто может стать смиреннее соломинки, если не примет духовного учителя? Весь мир просто лопается от гордости. Каждый хочет стать господином всего. Философы-майявади даже хотят стать едиными с Верховным Господом. Это означает, что когда такому философу не удается стать господином всего, он пытается слиться, смешаться с Верховным Господом и таким образом автоматически стать господином всего. То, чего он не может добиться своими силами, он пытается получить путем слияния с Верховным Господом. Так мыслит большинство людей. Но если кто-то становится смиреннее травы и терпеливее дерева, ясно, что он принял духовного учителя. Кроме того, если мы принимаем «Шикшаштаку» как авторитетное писание, данное нам Господом Чайтаньей, это означает, что мы принимаем Господа Чайтанью своим духовным учителем. В Бхагавад-гите прямо говорится, что Арджуна принял Кришну своим духовным учителем. В «Шикшаштаке» есть и еще одно место, где Господь Чайтанья говорит: «Я не желаю никакого богатства в этом мире, мне не нужны последователи, и я не хочу красивой жены. Я хочу лишь стать слугой Господа». Стать слугой Господа означает принять духовного учителя. Не приняв кого-то своим господином, как можно стать опытным слугой? Не в каждом произведении можно встретить буквальное упоминание о необходимости принятия духовного учителя, но мы должны вникать в суть вещей. В Чайтанья-чаритамрите сказано: гуру-кришна-прасаде пайа, бхакти-лата-биджа. По милости духовного учителя и Кришны человек получает семя бхакти-латы, растения преданного служения. (ПШП Джая-Говинде, 4 июля 1969).

69-07 Джая-Говинда был прав, сказав, что сейчас обсуждать игры Радхи-Кришны не нужно. До тех пор, пока человек не достигнет высокого уровня духовного сознания, обсуждать эти игры опасно. Чайтанья Махапрабху никогда не обсуждал лилу Радхи-Кришны с обычными людьми. Нам есть что обсудить — что такое душа, что такое бхакти. Понять игры Радхи и Кришны — наша цель, но сейчас мы этим заниматься не должны. Иначе неверное понимание неизбежно. (ПШП Шивананде, 22 июля 1969).

69-09 Итак, если этот парень станет сотрудничать с нашим Движением, это будет хорошим толчком для нас, потому что, в конце концов, он денежный человек. Эти богачи — и мужчины, и женщины — с ними нужно обращаться очень осторожно в духовной жизни. Ради проповеди нам иногда приходится иметь с ними дело. Вообще-то Господь Чайтанья строго запретил людям сознания Кришны общаться с ними. Но у нас есть наставление Рупы Госвами, что следует пользоваться любой возможностью для распространения сознания Кришны. (ПШП Тамала-Кришне, 19 сентября 1969).

69-12 Шри Нароттама-дас Тхакур говорит, что все грешники и все страдальцы освободились, благодаря Движению санкиртаны, начатому Господом Чайтаньей, который прежде являлся как сын Махараджи Нанды, и Нитьянандой Прабху, Который раньше был Баларамой. Если мы будем тщательно исполнять приказ Господа Чайтаньи, тогда наше пение святых имен Кришны будет нисходить с такой же мощью, как и в те времена, когда их повторял Сам Господь Чайтанья, во времена Джагаи и Мадхаи. Я очень рад, что вы оба, муж и жена, так тщательно, с верой исполняете миссию Господа Чайтаньи. Пожалуйста, продолжайте так же, и Господь Чайтанья, несомненно, прольет на вас все Свои благословения и мощь. Лично меня очень радует, что пары молодых юношей и девушек, которых я поставил быть домохозяевами, так хорошо действуют в западном мире. Когда Господь Чайтанья освободил Джагая и Мадхая, Он тоже был домохозяином, но когда Джагай и Мадхай по-настоящему раскаялись, Его жены, Вишнуприи, уже не было. Однако в данном случае, и во многих других случаях также, я вижу, что мои ученики, соединяясь как муж и жена, великолепно проповедуют. Я особенно горжусь тем, как мои ученики-домохозяева проповедуют миссию Господа Чайтаньи. Это новость в истории движения санкиртаны. В Индии все ачарьи и их последователи действовали только по мужской линии. Их жены сидели дома, потому что такова традиция с незапамятных времен, женщины не обязаны выходить из дома. Но в Бхагавад-гите мы читаем, что в вопросах движения сознания Кришны женщины не менее компетентны, чем мужчины. Поэтому, пожалуйста, продолжайте эту миссионерскую деятельность и подтверждайте свою проповедь практическим примером того, что в деле проповеди сознания Кришны нет препятствий ни для кого. (ПШП Химавати, 20 декабря 1969).

69-12 Ты имеешь прекрасную возможность быстро продвигаться в духовном совершенствовании, потому что у тебя есть прекрасное общение с гавайскими преданными. Сам Господь Чайтанья рекомендует такое общение с преданными Кришны в качестве важнейшего фактора развития сознания Кришны. Это потому, что наша дремлющая любовь к Кришне скрыта материальным осквернением, но если мы общаемся с чистыми преданными, она быстро просыпается. Есть такой пример: если железный прут поместить в огонь, прут вскоре приобретет качества огня, а именно жар и свет. Но если этот же прут положить среди льда, он останется холодным и темным. Так же точно, преданный должен общаться с преданными, и в этих отношениях преданный должен стараться возвысить и других тоже на духовный уровень. Поэтому пожалуйста, соблюдай этот принцип, и тогда твое духовное развитие несомненно будет двигаться семимильными шагами. (ПШП Говардхана-дасу, 25 декабря 1969).

70-02 Сила распространения сознания Кришны везде одинакова. Я испытал это лично на себе, когда приехал сюда один, без всякой поддержки. Кришна так добр, что послал мне множество юношей и девушек, подобных тебе. Господь Чайтанья сказал, что каждый город и деревня на земле примут послание о движении санкиртаны. Это же утверждение указывает и на то, что в каждом городе и деревне по всему миру есть немало людей, ожидающих этого послания. (ПШП Судаме, 17 февраля 1970).

70-05 Первые две строчки: «хари харайе намах кришна» пел Господь Чайтанья и Его спутники, а остальные позже сочинил Шрила Нароттама-дас Тхакур. (ПШП Экаяни, 3 мая 1970).

70-06 ….Но Господь Чайтанья Махапрабху очень добр к падшим душам Кали-юги, Он удовлетворяется пением харе-кришна-мантры. А для пения харе-кришна-мантры не существует строгих правил и предписаний, поэтому если ты уезжаешь, чтобы где-то в другом месте петь харе-кришна-мантру, это ничем не отличается от пения харе-кришна-мантры в храме. Пение и повторение святых имен не должны останавливаться, и неважно, где они происходят. (ПШП Реватинандане, 13 июня 1970)

70-06 Конечно, в теле преданного могут проявиться признаки экстаза, но их нельзя проявлять среди обычных людей. Когда Господь Чайтанья встретился с Раманандой Раем, они, обнявшись, оба ощутили экстаз, но как только Господь Чайтанья заметил, что Рамананду Рая сопровождают какие-то посторонние брахманы, Он сдержал Себя. Это описано в нашей книге «Учение Шри Чайтаньи». Признаки духовного экстаза, безусловно, благоприятны, однако, их не следует демонстрировать другим. Человеку не следует ни прямо, ни косвенно давать понять другим, что он испытывает подобные чувства. Их нужно сдерживать, иначе можно постепенно превратиться в сахаджию, то есть, того, кто считает духовное развитие каким-то материальным проявлением. (ПШП Макханлалу, 3 июля 1970).

70-10 Относительно свами-имперсоналистов: не старайся общаться с какими-то свами, если они не обладают знанием о сознании Кришны. Все их речи — просто майя, поэтому их и называют майявади. Господь Чайтанья предупреждал нас, что любой, кто слушает и пытается понять имперсональную философию, обречен, его преданность высохнет. (ПШП Упендре, 26 октября 1970).

70-11 Да. Ты правильно относишься к распространению замечаний преданных друг о друге. Господь Чайтанья советовал нам быть смиреннее травинки и терпеливее дерева, освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовыми оказать почтение всем вокруг. Отвергать человека на каких-то личных основаниях — это не по-нашему. Наоборот, наш долг состоит в том, чтобы вдохновлять такого человека на общей для всех платформе преданного служения Кришне. Я получил очень хорошие отчеты из всех наших центров. Преданным очень нравятся мои книги, они понимают, что общение с духовным учителем — это то же самое, что общение с Его вани, учением. Это духовный факт. (ПШП Сатсварупе, 25 ноября 1970).

71-01 Хорошо, что ты цитируешь вайшнавские шастры. Прошу тебя внимательно и вдумчиво изучать все наши книги и постараться понять возвышенный смысл философии сознания Кришны. Основной принцип развития в сознании Кришны выразил Господь Чайтанья: если человек просто повторяет без оскорблений харе-кришна-маха-мантру и твердо верит в Кришну и духовного учителя, он будет прогрессировать, и только такой человек способен понять глубокий смысл сознания Кришны. (ПШП Стивену, 4 января 1971).

71-02 Жена — это майя, но в то же время — великий друг. Господь Чайтанья Махапрабху говорил, что жена иногда играет роль богини процветания, а иногда ведьмы. Так или иначе, ты очень силен, ты идеальный грихастха, поэтому ты не попал под влияние своей жены, а напротив, повлиял на нее так, чтобы она приняла сознание Кришны. Я надеюсь, что каждый мой ученик достигнет твоего уровня и будет со всей решимостью трудиться над расширением нашего Движения сознания Кришны. Мандали-Бхадра сменил жену, потому что прежняя жена сталкивала его с пути, и теперь, я надеюсь, он будет тверд. (ПШП Рупануге, 19 февраля 1971).

71-05 Украшения, предлагаемые Господу Чайтанье Махапрабху и Господу Нитьянанде, должны быть тщательно уложены и храниться в надежном месте. Не может быть и речи о костях животных. Я уже говорил тебе: украшения из слоновой кости, раковина, а также коровий навоз чисты. Все чисто, когда используется в служении Господу. Например, для изготовления мриданга-кхола используется кожа, и все же он считается чистым. Если тебе нужно больше каратал и мриданг, свяжись с Джаяпатакой Свами здесь, в Калькутте. Кораллы и перламутр годятся. Из коралла сделаны многие Божества. (ПШП Говинда-даси, 28 мая 1971).

71-07 Что до связей с окружающим миром, мы можем общаться с ним. Это нормально. Но общаться с ними только по работе мы не можем. Входить в слишком тесное общение с ними нехорошо. Этого следует избегать. Господь Чайтанья никогда не велел прекращать общение с непреданными. Он Сам проповедовал. Как может остановиться проповедник? Весь мир состоит из непреданных. (ПШП Вриндавана-Чандре, 23 июля 1971).

72-01 На тебе лежит очень важная обязанность следить за тем, чтобы все наши отделения были обеспечены полным ассортиментом моих книг в достаточном объеме. И я знаю, что каждый день мы получаем большое количество заказов по почте, так что ты должен также следить, чтобы эти заказы выполнялись быстро и в полном объеме. Если мы буем брать деньги у людей, а потом задерживаться с выполнением заказа, мы приобретем дурную репутацию. Так что будь разумен и не ленись, и тогда Кришна даст тебе способность все делать как следует. Нет разницы между повторением «Харе Кришна» или санкиртаной и исполнением порученной работы в сознании Кришны. Иногда нам приходится делать огромное количество управленческой, конторской работы, но Господь Чайтанья пообещал нам, что поскольку в Кали-югу это необходимо для несения нашего проповеднического служения, Он обещает, что эта деятельность не поработит нас. Если надо сделать какую-то работу, то сначала сделай ее, а потом повторяй джапу. Однако минимум шестнадцать кругов в день ты должен прочитать. Спи меньше, если надо, но положенное количество кругов прочитать ты должен. (ПШП Киртирадже, 2 января 1972).

72-01 Чайтанья Махапрабху сказал, что «внешне мы должны вести себя как обычные люди, но внутренне мы сосредоточены на служении Радхе и Кришне». Майявади не могут этого принять и потому считают преданное служение майей, поэтому мы и называем их майявади. Поэтому ты никогда, ни под каким видом не должен принимать философию майявади. (ПШП Сатсварупе, 29 января 1972)

72-07 По поводу песен Джаядевы: «Шрита Камала» нам не подходит. Иногда наш Кришнадаса Бабаджи тоже поет ее, но это не одобряется Прабхупадой. Это песни для сиддха-бхакт, а мы садхана-бхакты или начинающие бхакты. Господь Чайтанья не проявлял Своих игр перед всеми, Он наслаждался ими в обществе трех-четырех Своих избранных преданных. Есть у Джаядевы одна песня — «Гимн Десяти воплощениям» — она подойдет. Остальные песни, которые ты упоминаешь, тоже подходят.

73-01 Можешь одевать Господа Чайтанью как обычно. Главное — делать все правильно, чтобы не получалось смешно. У вас, в Западных странах Господь Чайтанья должен быть полностью одет, не оставляйте Его до пояса обнаженным. (ПШП Дхрувананде, 4 января 1973).

73-05… Наше дело — следить, чтобы Господь Чайтанья был доволен, неважно, что мы не сможем обратить множество людей в этот культ. Вот цитата из наставлений Чайтаньи Махапрабху: йаре декха, таре каха «кришна»-упадеша, амара аджнйайа гуру хана тара' эи деша. Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 7.128. Итак, наша миссия, согласно приказу Чайтаньи Махапрабху, состоит в том, что мы должны стараться учить людей Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам, и т.д., не переживая из-за того, примут люди их или нет. В этом наша заслуга. Нас будут оценивать по качеству нашей работы, а не по материальному результату. (ПШП Ниранджане, 21 мая 1973)..

73-05 Когда ты говоришь: «Я постоянно беспокоюсь, довольны Вы мной или нет», — это верная мысль. Господь Чайтанья подал пример, сказав: «У меня нет никакой любви к Кришне. Если бы я хоть сколько-то любил Кришну, я бы давно уже умер от разлуки с Ним». О себе нужно всегда думать как о недостойном. (ПШП Хамсадуте, 6 мая 1973).

73-10 Взаимное недовольство между духовными братьями уже началось, и это очень сильно волнует мой ум. У нас в Гаудия-Матхе сражения начались после ухода моего Гуру Махараджи, а мои ученики уже сражаются, хотя я еще здесь. Меня это очень тревожит. Следуйте по стопам Господа Чайтаньи Махапрабху:

тринад апи су-ничена тарор апи сахишнуна

аманина мана-дена киртанийах сада харих

«Святые Имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять Святое Имя Господа постоянно». Мы должны всегда помнить этот стих и, служа Движению сознания Кришны, быть терпеливыми, как дерево. Не имея такого умонастроения, мы не преуспеем. (ПШП Киртанананде Махарадже, 18 октября 1973).

73-11 Относительно данды Господа Чайтаньи: то, что она была сломана, оказалось ко благу. После Пури Он уже не носил данду. Поэтому, чтобы изобразить Его в виде санньяси, нужно знать, к какому времени относится изображение — когда у него была данда, или когда ее уже не было. Экаданду рисовать можно, как на том изображении Шада-бхуджи, которое я тебе прислал. Не беспокойся о том, как и во что завернуты данды санньяси-майявади, мы ведь не собираемся следовать их примеру. (ПШП Джадурани-даси, 8 ноября 1973).

74-02 Я был в шоке, узнав от Тамала-Кришны Махараджи, что ты оставил наше общество и живешь отдельно. Так или иначе, я постоянно думал о тебе, и твое письмо от 26 января 1974 принесло мне большое облегчение. Почему тебя так огорчает, что кто-то говорит, что ты индиец, а он американец, что индийцы плохие, а американцы хорошие? Почему на нас должны влиять эти телесные взаимоотношения? Шри Чайтанья Махапрабху советовал нам – и ты, как старший, зрелый ученик, должен это знать – быть смиреннее травинки и терпеливее дерева, и тогда мы сможем исполнять свое служение и петь «Харе Кришна».

74-03 Сиянием обладает каждый член Панча-таттвы, но Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда особенно. Санньяси-майявади обычно носили дхоти выше колен, и, поскольку Господь Чайтанья принял санньясу от санньяи-майявади, Его изображают в таком же виде. То есть, как санньяси, он выглядит именно так. (ПШП Муралидхаре, 7 марта 1974).

74-09 В Бенгалии есть поговорка, которая гласит, что если даже мёртвые железки, собранные вместе, способны произвести большой шум, то что же говорить о живых людях. Так что это естественно, но поскольку мы все призваны трудиться для Кришны, мы должны соблюдать принцип Господа Чайтаньи Махапрабху: тринад апи суничена тарор апи сахишнуна. В этом состоит вайшнавизм. Поэтому я прошу не возбуждаться. Давай будем честно исполнять свои обязанности. Кришна даст нам разум делать всё хорошо. (ПШП Рамешвара-дасу, 15 сентября 1974).

74-09 Европейцы и американцы очень возбудимы, но поскольку все мы взяли на себя служение Кришне, мы должны изменить эту привычку, чтобы спокойно служить. По милости Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, всё будет в порядке. А ты тем временем не волнуйся и оставайся в сознании Кришны. (ПШП Рамешвара-дасу, 15 сентября 1974).

74-11 Вчера вечером в храм приходила твоя мать побеседовать со мной. Ты можешь периодически посылать ей весточку о своем здоровье, но не вступай в слишком интенсивную переписку. В конце концов, она мать. Господь Чайтанья тоже всегда старался доставить радость своей матери, посылая ей прасад и людей с новостями. (ПШП Махамсе Свами, 25 ноября 1974).

74-12 Итак, продолжай, пожалуйста, свое преданное служение, приготовление пищи и т.д. Ты также можешь продолжать читать лекции по Бхагаватам, если хочешь. Женщины в нашем Движении также могут очень хорошо проповедовать. На самом деле мужские и женские тела — это всего лишь внешние определения. Господь Чайтанья говорил, что является ли человек брахманом или нет, и вообще, кем бы он ни был, если он знает науку о Кришне, его следует принять как гуру. Так что тот, кто читает лекции, должен регулярно читать и изучать комментарии и осознавать их. Ничего не добавляй и ничего не выдумывай, тогда проповедь будет получаться хорошо. Подходит человек на роль лектора или нет, определяется тем, насколько он понимает Кришну и предается методу. Не тем, мужчина он или женщина. Конечно, женщины, вообще говоря, менее разумны, им лучше хорошо слушать, чем хорошо говорить. (ПШП Малати, 25 декабря 1974).

74-12 Рад слышать, что ты живешь и работаешь там в мире со всеми. Это то, что нужно. Если мы одновременно ссоримся и проповедуем сознание Кришны, что скажут люди? Поэтому Господь Чайтанья говорит: тринад апи су-ничена тарор апи сахишнуна. Другой признак садху или духовно развитого человека описывается в Шримад-Бхагаватам Господом Капилой: титикшавах каруниках сухридах сарва-дехинам (3.25.21) Признаки садху таковы: он терпелив, милостив и дружелюбен по отношению ко всем живым существам. (ПШП Мадхавананде, 3 декабря 1974).

74-12 Относительно изображения церемонии арати: да, изображай ее, как описано в песне. Церемония проводилась в помещении. Арати вообще не проводится на открытом месте. Господь Чайтанья в то время был домохозяином. Навадвипа-лила — это лила домохозяина. Проявленная форма — это форма Панча-таттвы, как это описано: дакхине нитайчанд, баме гададхара. Подношение делают не только Брахма и Шива, но и все остальные полубоги. У всех шикхи. Почему ты спрашиваешь, только ли Нарахари и другие носят их? Шриваса был грихастхой, и Адвайта Ачарья был грихастхой. (ПШП Амеятме, 8 декабря 1974).

75-07…Грихастха или санньяса — роли не играет. Прежде всего, мы должны узнать науку сознания Кришны. Чайтанья Махапрабху никогда не велел всем и каждому принимать санньясу. Мы должны просто стремиться стать чистыми слугами Кришны. (ПШП Хамсадута-дасу, 29 июля 1975).

75-08 Да, можно соблюдать Чатурмасью, если ты справляешься с утренней программой. Божествам нужно предлагать обычную пищу. Божества — не преданные, Они Господа. Господь Чайтанья соблюдал Чатурмасью, это факт, и об этом написано в Чайтанья-чаритамрите, но у тебя в храме Им нет необходимости следовать этой традиции. (ПШП Мадхудвише Свами, 4 августа 1975).

75-12 Естественно, санкиртанщики, путешествующие на бычьих упряжках, полны блаженства. Так устроено Господом Чайтаньей. Господь Чайтанья Сам путешествовал по Индии в течение 6 лет. Его программа была простой, она состояла из киртана и распространения прасада. Господь Чайтанья никогда не проповедовал философию на публике. Если Ему встречался большой ученый, например, Сарвабхаума Бхаттачарья, Он беседовал с ним о философии, а на людях, для широких масс у Него был киртан и раздача прасада. Так что продолжай эту программу, Господь Чайтанья этим очень доволен. (ПШП Махамсе Махарадже, 17 декабря 1975).

49-03 Примите, пожалуйста, мой почтительный намаскар. Духовную встречу, организованную Вами у себя дома, я всегда буду вспоминать с великим почтением, я должен от всего сердца поблагодарить Вас за то, что Вы дали мне возможность послужить делу энергии Всемогущего Бога. Думаю, что Вы обладаете некоторым духовным даром, который достался Вам как результат Ваших благочестивых деяний, совершенных в прошлом, почему Вы и родились в семье шриматам, как сказано в Бхагавад-гите. По воле Бога, Вы будете заниматься огромным духовным служением до конца своей жизни и этим прославите не только семью, в которой Вы родились, но также и общину, и страну.

Вчера вечером мы беседовали у вас на веранде, говорили о Дне явления Господа Чайтаньи, который выпадает на сегодня, благоприятнейший день Дол-ятра Пурнимы, почему и я, и некоторые члены моей семьи соблюдаем сегодня пост до времени Явления Шри Чайтаньи Махапрабху, которое настанет вечером. Гуру Махараджа Шастри-джи посоветовал всем собравшимся вчера соблюдать сегодня пост, и это делается должным образом по случаю Гаура-Джаянти. Я очень обрадовался, услышав, что Вы принимаете Господа Чайтанью как Воплощение Бога. Да, Он именно это Собой и представляет, и в различных шастрах — Махабхарате, Бхагавате, Упанишадах и многих Пуранах — можно найти подтверждение этому факту. Итак, по случаю 463-й годовщины Нисшествия Господа Чайтаньи, я пользуюсь возможностью помнить о Нем, и это поможет мне исполнить сегодня свою Врату. Надеюсь, Вы не обиде на меня, что я посягаю на Ваше время, делая такие заявления.

Повествуя о различных воплощениях Бога в Кали-югу, Карабхаджана-муни говорит: «В Кали-югу разумные люди будут поклоняться воплощению Шри Кришны при помощи духовного метода санкиртаны. Это воплощение Кришны не будет черного цвета. Он будет постоянно петь имя Кришны вместе со Своими многочисленными учениками, которые будут действовать как солдаты, ради освобождения падших душ Кали-юги».

Шри Кришна-Чайтанья проповедовал как один из ачарий-вайшнавов, подобно Рамануджачарье и другим, и миссия Его заключалась в том, чтобы утвердить то же самое учение, которое проповедовал Сам Шри Кришна в Бхагавад-гите. В Бхагавад-гите Господь лично описал и метод достижения Себя, и Свои истинные черты, и Свои разнообразные энергии, известные как махамайя и йогамайя, Свою форму вирата и как Он создает, поддерживает и разрушает материальный мир. Он описал духовный мир, который не разрушается во время разрушения материального мира, живые существа — души, процесс переселения души, описал махатм, их обязанности и, наконец, обязанности каждого, а также три гуны природы: саттва, раджа, тама. Кроме того, Он описал различные человеческие расы, занятия, знание, преданность, поклонение под влиянием этих гун. В Бхагавад-гите дается ясное разграничение между асурами, пракрити и дайви-пракрити, Бог резко осуждает демоническую или асурик-пракрити и восхвалят дайви-пракрити.

Махамайя, известная также как Дурга, Кали, Чанди, Бхадракали, Махамайя и т.д., является воплощением Его внешней энергии, как описано в [писании под названием] «Чанди». Неблагодарная задача Махамайи — наказывать асуров своим могучим оружием и поддерживать этот материальный мир, но она также и уничтожает его по приказу всемогущего Господа. В Бхагавад-гите махамайя названа также дайвимайей, она столь могущественна, что асуры никоим образом не могут уклониться от нее. Асур может избежать ударов Тришулы [Трезубца] махамайи только если предастся Шри Кришне, Божественной Личности. Являясь надзирательницей материального мира, махамайя описана как Дурга, хранительница великой дурги, крепости вселенной. Она дает нам все необходимое для жизни, однако если мы уподобляемся асурам, таким как Мохисасура, Равана, Хираньякашипу, а в более поздние эпохи — Муссолини и другим таким же, чтобы эксплуатировать материальную энергию, Дургадеви немедленно является со своим ужасающим трезубцем и истребляет все живое с помощью таких бедствий как войны, голод, эпидемии, а иногда и тотальное уничтожение. Методы уничтожения, измысленные человеческими мозгами, такие как атомная бомба и т.д. — тоже ее творение, но введенные в заблуждение асуры, которым приходится действовать под управлением гун материальной природы, думают, что это они изобрели и разработали все это оружие. Так продолжается непрерывная борьба между асурами и пракрити, и асуров наказывают разными способами, которых им не одолеть, иначе как предавшись Всемогущему Богу.

Последнее наставление Бхагавад-гиты — полностью предаться Ему, автору Бхагавад-гиты, но, к несчастью, люди с демоническим мышлением по ошибке приняли учение Бхагавад-гиты за очередной софистический метод, и потому эта же самая Божественная Личность Шри Кришна в облике трансцендентного преданного собственным примером проповедал то же самое учение Бхагавад-гиты, то есть, полное предание Всемогущему Богу или Его различным энергиям.

Чтобы подать такой пример, Он избрал очень подходящий метод. Он основал Движение санкиртаны, сопровождаемой мелодичным пением, и этот метод оказался на практике весьма и весьма эффективным для широких масс. Массы не могут изучать Веданту или использовать трудные для исполнения мистические методы, особенно в Кали-югу, когда большинство людей ленивы, неудачливы, недолговечны и постоянно пребывают в беспокойстве, как физически, так и психически. Так что, с точки зрения великих святых, люди, в основном, пребывают в падшем состоянии, и потому для них Шри Чайтанья Махапрабху — единственная надежда на спасение. Когда Шри Чайтанья Махапрабху был в Бенаресе, Пракашананда Сарасвати, великий ученый и санньяси, принадлежащий к сампрадае Шанкары, пригласил Его на философский диспут, и они беседовали о философии Веданты. Шри Чайтанья Махапрабху одержал победу в том диспуте и обратил великого санньяси вместе с 60 000 его учеников в последователей культа преданности, утвердив Свой простой метод Движения санкиртаны, самый подходящий для освобождения масс людей.

Итак, по случаю 463 годовщины Явления Господа я смиренно предлагаю, чтобы в Гуру-мандале был принят такой метод, какой применял Господь Чайтанья, ради блага широких масс людей. Упасана, или система йоги, рекомендуемая Шастри-джи, может оказаться неподходящей для широких масс людей, потому что вряд ли они смогут придерживаться принципов йоги, и тогда, как предсказывает Раджгуру Шастри-джи, в случае провала, человек, занятый практикой йоги по этому методу, может заболеть, и даже умереть.

Вы вдохновили работников своей фабрики, устроив в ней клуб для отдыха, и благожелательные отношения Ваших работников к своим великодушным хозяевам, которые были заметны на вчерашнем мероприятии, можно еще более обогатить, если наполнить их духовным вдохновением при помощи простого метода, данного Господом Чайтаньей. Во время своих заключительных духовных игр Господь Чайтанья жил в Пури-дхаме и поклонялся Господу Джаганнатхе. Так или иначе, Ваша фабрика называется так же, как Джаганнатха-Пури, и я предлагаю, чтобы Гуру-Мандала построила настоящий храм Шри Джаганнатхи для блага всех работников фабрики. Если они будут просто проводить мелодичный киртан для Рамы или Кришны, или для Них Обоих, и им будет предлагаться прасад Шри Джаганнатхи, они, без сомнения, проникнутся духовной склонностью, изначально заложенной в каждом человекеа [страница утрачена] (ПШП Джаганнатхе Бабу, 14 марта 1949)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь