Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поклоняться Аллаху только так, как он узаконил.



[Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то совершит деяние, на которое не было нашего указания, оно будет отвергнуто». Муслим, 1718. Также похожий хадис есть у имама аль-Бухари, 2697. Также он сказал: « Вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, схватитесь за нее своими коренными зубами и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение! » Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676; ибн Маджах, 42-43].

 

 

2-ой столп Ислама: выстаивание молитвы.

 

Аллах Всевышний сказал:

 ﴿ أ َ ق ِ م ِ ا ل ص ّ َ ل ا َ ة َ ل ِ د ُ ل ُ و ك ِ ا ل ش ّ َ م ْ س ِ إ ِ ل َ ى غ َ س َ ق ِ ا ل ل ّ َ ي ْ ل ِ ﴾

«Выстаивай молитву с полудня до наступления ночного мрака». [Сура аль-Исра, аят 78].

 

А также:

 ﴿ و َ أ َ ق ِ ي م ُ و ا ْ ا ل ص ّ َ ل ا َ ة َ و َ آ ت ُ و ا ْ ا ل ز ّ َ ك َ ا ة َ ﴾

  «Выстаивайте молитву и выплачивайте закят». [Сура аль-Бакара, аят 43].

 

А также:

 ﴿ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي ُ ق ِ ي م ُ و ن َ ا ل ص ّ َ ل ا َ ة َ و َ ي ُ ؤ ْ ت ُ و ن َ ا ل ز ّ َ ك َ ا ة َ ﴾

«…которые выстаивают молитву и выплачивают закят». [Сура аль-Маида, аят 55].

 

А также:

 ﴿ و َ أ َ ق ِ م ِ ا ل ص ّ َ ل َ ا ة َ إ ِ ن ّ َ ا ل ص ّ َ ل َ ا ة َ ت َ ن ْ ه َ ى ع َ ن ِ ا ل ْ ف َ ح ْ ش َ ا ء و َ ا ل ْ م ُ ن ك َ ر ِ ﴾

«…и выстаивай молитву, ибо, поистине, молитва оберегает от мерзости и предосудительного». [Сура аль-‛ Анкабут, аят 45].

 

Кто не выстаивает молитву должным образом, того она не будет удерживать от мерзости и предосудительного.

 

3-ий столп Ислама: выплата закята.

4-ый столп Ислама: совершение хаджа.

5-ый столп Ислама: соблюдение поста в месяц Рамадан.

 

Этот хадис указывает на то, что столпов Ислама пять, хотя ранее мы уже говорили о том, что именование этих вещей столпами было введено учёными.

 

Столп (рукн) – это то, на чём зиждется сущность вещи, и невозможно представить, чтобы эта вещь стояла без своих столпов. Например, столпы торговли – это то, на чём строится сама торговля. Невозможно представить торговлю, если при ней не присутствуют покупатель и продавец, а также товар, который продают и покупают.

 

Также во время торговой сделки необходимо произнести определенные фразы, подтверждающие торговую сделку. Например, продавец говорит: «Я продал», а покупатель говорит: «Я купил».

 

Следовательно, столпы – это то, на чём зиждется сущность вещи. Например, столпы бракосочетания – это то, на чём строится бракосочетание (никах).

 

В частности, акт бракосочетания (никах) становится возможным только при наличии супруга и супруги.

 

Таким образом, пять вещей, упомянутых в разбираемом нами хадисе, названы столпами (рукнами) Ислама.

 

Но с другой стороны приверженцы сунны говорят: «Если человек свидетельствует, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершает обязательные молитвы, но оставляют соблюдение остальных столпов Ислама из-за небрежности и лени, то он все равно называется мусульманином. Его не перестают называть мусульманином, если он оставил три столпа Ислама (закят, пост и хадж) из-за небрежности и лени».

 

[Следовательно, возникает вопрос: «Почему закят, пост и хадж названы столпами Ислама, если человек называется мусульманином даже тогда, когда не совершает их?! » Ведь, известно, что вещь не может стоять без своих столпов, на которых она строится].

 

В данном случае приверженцы сунны, называя эти вещи столпами, не имеют в виду, что при их отсутствии отсутствует и сама основа Ислама. Что же касается столпов торговли и бракосочетания, то без этих столпов невозможна ни торговля, ни бракосочетание.

 

Например, невозможно представить торговлю без продавца, а бракосочетание (никах) без супруга. Что же касается Ислама, то Ислам является действительным, например, тогда, когда человек не совершает хадж. Если человек оставляет совершение хаджа из-за своей небрежности, то он все равно считается мусульманином, если он произнёс два свидетельства и выстаивал молитву. Также если человек оставляет выплату закята из-за небрежности, не отрицая его обязательности, то такого человека называют мусульманином. То же самое касается и поста в месяце Рамадан.

 

Следующий важный момент:

 

Среди приверженцев сунны существует разногласие относительно оставления молитвы: если человек оставляет её из-за небрежности и лени, продолжает ли он называться мусульманином?! [См. «ат-Тамхид» (4/225) ибн ‛ Абд уль-Барра; «Маджму‛ аль-Фатауа» (7/609-611) ибн Теймии; «Джами‛ аль-‛ Улюм уа-ль-Хикам», стр. 44; «‛ Аун аль-Ма‛ буд», 2/115; «Тухфату-ль-Ахуази», 2/370].

 

Группа учёных заявила, что оставление молитвы из-за небрежности и лени не выводит человека из Ислама, если он свидетельствует, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. Оставление молитвы – это тяжкий грех и малое неверие, не выводящее из Ислама. Это мнение принадлежит небольшой группе из ученых, следующих сунне.

 

Большинство приверженцев сунны говорят, что оставление молитвы из-за небрежности и лени является (большим) неверием (куфром). Они говорят, что оставивший молитву не является мусульманином, даже если выплачивает закят, постится в месяц Рамадан и совершает хадж.

 

Это мнение является правильным, ибо на него указывает Коран, Сунна и единогласное мнение (иджма‛ ).

 

Сподвижники были единогласны в том, что оставление каких-либо деяний, которые велено совершать, не является неверием, кроме оставления молитвы.

 

Сказал ‛ Абдуллах ибн Шакык: «Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не считали оставление какого-либо деяния неверием, кроме оставления молитвы». [ат-Тирмизи, 2622; аль-Хаким, 1/48, и другие].

 

Оставление молитвы является неверием по единогласному мнению (сподвижников).

 

На правильность этого мнения указывают слова Всевышнего:

 ﴿ م َ ا س َ ل َ ك َ ك ُ م ْ ف ِ ي س َ ق َ ر َ (42) ق َ ا ل ُ و ا ل َ م ْ ن َ ك ُ م ِ ن َ ا ل ْ م ُ ص َ ل ّ ِ ي ن َ ﴾

«Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: " Мы не были в числе тех, которые совершали молитву" ». [Сура аль-Муддассир, аяты 42-43].

 

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, между человеком и между многобожием и неверием (находится) оставление молитвы». [Муслим, 82].

 

Также сообщается со слов Бурейды, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Договор (отличительный признак) между нами и между ними (неверующими) – это молитва. Кто оставил её, тот впал в неверие» [ат-Тирмизи, 2621; ан-Насаи в «аль-Кубра», 1/145; ибн Маджах, 1079; Ахмад, 5/346, и другие].

 

Обрати внимание на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إ ن ب ي ن ا ل ر ج ل و ب ي ن ا ل ش ر ك و ا ل ك ف ر ت ر ك ا ل ص ل ا ة

«Поистине, между человеком и между многобожием и неверием находится оставление молитвы».

 

Этот хадис указывает на то, что оставление молитвы является большим неверием, выводящим из Ислама.

 

Ведь, правило гласит, что слово неверие ( ا ل ك ف ر ) приходит в шари‛ атских текстах в двух видах:

· Когда слово «куфр» (неверие) приходит без артикля «аль» ( ا ل ), то оно указывает на малое неверие, которое не выводит из Ислама.

 

· Когда слово «аль-куфр» (неверие) приходит с артиклем «аль» ( ا ل ), то оно в данном случае может указывать на две вещи:

1 Либо на большое неверие, выводящее из Ислама;

2 Либо охватывает все виды неверия (и малое, и большое).

 

Например, слово «куфр» пришло без артикля «аль» в следующем хадисе:

ا ث ن ت ا ن ف ي ا ل ن ا س ه م ا ب ه م ك ف ر . ا ل ط ع ن ف ي ا ل ن س ب و ا ل ن ي ا ح ة ع ل ى ا ل م ي ت

«Два дела, совершаемые людьми, указывают на их неверие: обыкновение порочить происхождение других и громкие причитания по покойным» [Муслим, 67].

 

А также:

 ل ا ت ر ج ع و ا ب ع د ي ك ف ا ر ا ي ض ر ب ب ع ض ك م ر ق ا ب ب ع ض

«Не становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы! » [аль-Бухари, 121; Муслим, 65].

 

Если слово «куфр» приходит без артикля «аль» (как в данных хадисах), то в основном под этим имеется в виду малое неверие, не выводящее из Ислама.

 

Это известно из правил основ фикха.

Если же слово «аль-куфр» приходит с артиклем «аль», то имеется в виду большое неверие, которое выводит из Ислама.

 

Поэтому мы говорим, что правильным мнением является то, что оставление молитвы из-за небрежности и лени является большим неверием, выводящим из Ислама.

 

Но постановление о неверии оставившего молитву выносится только шари‛ атским судьей, так как у него могут быть сомнения из-за наличия разногласий в этом вопросе, или из-за неправильного понимания, и тому подобного.

 

Поэтому не выносится постановление о вероотступничестве того, кто оставил молитву, только из-за оставления им молитвы. Говорится в общем, что человек, оставивший молитву, является неверующим.

 

Что же касается конкретной личности, то постановление о его неверии и последующие постановления относительно него устанавливаются только после решения шари‛ атского судьи, который устранит его сомнения и призовёт его к покаянию.

 

Это – правильное мнение у большинства приверженцев сунны.

 

Что касается остальных столпов Ислама, то большинство приверженцев сунны считают, что оставление закята, поста и хаджа по причине небрежности и лени не выводит человека из Ислама.

 

Нет шари‛ атского доказательства, которое указывало бы на его неверие.

 

Но группа обладателей знания из числа сподвижников и их последователей заявила, что оставивший некоторые из этих трёх столпов является неверующим.

 

Например, из слов ‛ Умара, да будет доволен им Аллах, понимается, что человек, оставивший совершение хаджа, имея материальную и физическую возможность его совершить, является неверующим.

 

Передается, что ‛ Умар сказал: «Поистине, я уже было вознамерился послать людей в различные города, чтобы найти каждого имеющего материальную возможность (совершить хадж), (но не делающего это), чтобы наложить на него ″ джизью″ * Они не являются мусульманами! Они не являются мусульманами! ».

[См. «ад-Дурр аль-Мансур», 2/275; «Тафсир ибн Касир», 1/387. А Ибн Аби Шейба в своем «Мусаннафе» (3/306) передает, что ‛ Умар сказал: «Кто умер, имея возможность (совершить хадж), но не совершил его, тот пусть умирает на таком положении, на каком пожелает: либо иудеем, либо христианином». Также подобные сообщения передает аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 4/334; ибн ‛ Асакир в «Тариху Димашкъ», 23/265].

 

*[Джизья — подушная подать, которую выплачивали мусульманам иноверцы, жившие на мусульманских землях].

 

А, например, ибн Мас‛ уд, да будет доволен им Аллах, и некоторые другие, обвинили в неверии того, кто оставил выплату закята из-за небрежности и лени.

[См. «Мусаннаф» (2/353) ибн Аби Шейбы; «аль-Мугъни», 2/229; «Джами‛ аль-‛ Улюм уа-ль-Хикам», стр 30].

 

Но это противоречит мнению большинства сподвижников и последующих учёных, которые не считают неверующим того, кто не выплачивает закят, не отрицая при этом его обязательности.

 

В заключении мы говорим: большинство приверженцев сунны считают неверующим того, кто оставил молитву из-за небрежности и лени. Среди приверженцев сунны есть и такие, кто не обвиняет в неверии того, кто оставил молитву из-за небрежности и лени.

 

Что же касается тех, кто оставил выплату закята, соблюдение поста и совершение хаджа, то большинство приверженцев сунны не обвиняют таких людей в неверии, хотя среди приверженцев сунны есть и такие, кто обвиняет.

 

 

4. Хадис: Стадии творения человека и завершение этого творения.

4 ― Сообщается, что Абу ‛ Абду-р-Рахман ‛ Абдуллах ибн Мас‛ уд* да будет доволен им Аллах, сказал: «Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал нам: ″ Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И этот ангел получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного божества, достойного поклонения, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершат дела обитателей Огня и войдет в (Огонь). И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Рая и попадет в (Рай)″ ».

[аль-Бухари, 3208; Муслим, 2643].

*[‘Абдуллах ибн Мас‘уд ибн Гъафиль аль-Хузали, Абу ‘Абд-ар-Рахман — один из величайших и достойнейших сподвижников и приближённых Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Принял ислам одним из первых. Был слугой, секретарём и товарищем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Умер в Медине в 32 г. х. в возрасте около 60 лет].

 

________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

Это – четвёртый хадис из благословенных хадисов, содержащихся в данной книге. Этот хадис сообщается со слов ибн Мас‛ уда, да будет доволен им Аллах. В хадисе упоминается предопределение и степени формирования творения в утробе матери.

 

Это – один из основных хадисов о предопределении и о том, что нужно бояться того, что было предписано человеку еще до его рождения, а также бояться скверного конца жизни.

 

Как говорится: «Сердца благочестивых людей постоянно связаны с окончанием жизни. (Эти люди постоянно) говорят: ″ Каким будет наш конец? ″ А сердца приближенных (рабов Аллаха) постоянно связаны с тем, что было написано на роду. (Приближенные рабы Аллаха постоянно) говорят: ″ Что было предписано нам ещё до рождения? ″ ». [См. «Хильяту-ль-Аулийа», 10/121; «Шу’аб аль-Иман», 1/508; и «Тариху Димашкъ» (20/191) ибн ’Асакира].

 

Это и есть вера в предопределение и страх перед тем, что было предписано человеку ещё до его рождения, и страх перед дурным концом. Поистине, этот хадис указывает на то, что предопределение жизни каждого человека записано ангелом по повелению Аллаха Всевышнего. Этот хадис был приведен в данной книге, чтобы человек узнал об этом предопределении и боялся его, а также боялся дурного конца. Этот хадис был приведен в данной книге, чтобы человек уверовал в то, что постигшее его не могло пройти мимо, а то, что прошло мимо, не могло постичь его.

 

«Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал нам»

― Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, использует фразу: ″ …рассказал нам…″. Это – одна из известных фраз среди мухаддисов [знаток хадисов, занимающийся их собиранием, передачей и классификацией] которая используется ими при передаче хадисов. Учёные часто используют именно эту фразу по той причине, что сподвижники использовали её, говоря: «Рассказал нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

 

  «Правдивый…» ― то есть: тот, кто пришел с правдой. Правда (сидък) – это сообщение, которое соответствует действительности. Антонимом этого слова является слово «ложь», иначе говоря: сообщение, которое не соответствует действительности.

 

«…и достойный доверия…» ― то есть: тот, все слова которого необходимо считать правдой.

 

«Правдивый и достойный доверия…» ― это – проявление норм благопристойности со стороны учителя (в данном случае со стороны ибн Мас’уда), когда он подготавливает того, кого он обучает, прежде чем передать ему знание.

 

В этом хадисе есть что-то из сокровенного знания, которое не постигается ни через органы чувств, ни посредством жизненного опыта. Поистине, такое знание необходимо принимать только путем признания правдивости того, кто сообщил об этом знании, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь, в этом хадисе сообщается о развитии плода в утробе матери, а известно, что сподвижники в те времена не могли ничего знать об этом.

 

В те времена люди не могли знать ничего о развитии плода и не могли увидеть этого. Они твердо знали об этих стадиях изменения плода только по причине откровения, которое передал им пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

 

«Правдивый и достойный доверия…» ― следовательно, это – тот, кто никогда не сообщает о том, что противоречит действительности, и тот, все сообщения которого необходимо считать истиной.

 

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени (нутфы)…» ″ нутфа″ - это семя мужчины и жидкость женщины.

 

Плод формируется в виде ″ нутфы″ , пока постепенно не превращается в сгусток крови.

Сгусток крови (’алякъа) – это кровь, которая прикреплена к стенкам матки.

 

Следовательно, человек первые сорок дней формируется в виде ″ нутфы″ , и в течение всех сорока дней эта ″ нутфа″ не превращается в сгусток крови. Когда ″ нутфа″ (смесь семени мужчины и жидкости женщины) попадает в матку, она продолжает находиться в ней в таком виде на протяжении сорока дней.

 

Это не значит, что в течение этого времени плод совсем не меняется. Это всего лишь указывает, что он не меняется настолько сильно, чтобы превратиться в сгусток крови.

 

«…затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови…» ― следующие сорок дней в матке женщины находится застывший сгусток крови (’алякъа).

 

«…и еще столько же — в виде кусочка плоти…» ― затем сгусток крови превращается в кусочек плоти и плод находится в таком виде в течение следующих сорока дней.

 

Внешний облик плода формируется в течение этих ста двадцати дней.

 

Сообщается со слов Хузейфы ибн Асида, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Через сорок два дня после того, как капля семени оказывается в утробе, Аллах посылает к ней ангела, который придаёт ей (предварительный) внешний облик и создаёт (у зародыша) слух, зрение, кожу, плоть и кости, а потом говорит: “О Господь мой, мальчик или девочка? ” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). Потом (ангел) спрашивает: “О Господь мой, (каким будет) срок его (жизни)? ” — и Господь твой говорит, что пожелает, а ангел записывает (Его слова). Потом (ангел) спрашивает: “О Господь мой, (каким будет) его удел? ” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). А потом ангел уходит со свитком в руке, ничего не добавляя к этому и ничего не убавляя» [Муслим, 2645].

 

Этот хадис указывает на то, что внешний облик плода формируется в течение этих ста двадцати дней, а именно, после того, как прошло сорок два дня беременности.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ف ِ ي أ َ ي ّ ِ ص ُ و ر َ ة ٍ م ّ َ ا ش َ ا ء ر َ ك ّ َ ب َ ك َ ﴾

«Он (Аллах) сложил тебя в том облике, в каком пожелал». [Сура аль-Инфитар, аят 8].

 

Существует три термина, указывающих на формирование творения:

· Придание облика (тасуир);

· Сотворение (халькъ);

· Окончание сотворения (баръу).

 

Аллах Всевышний сказал:

 ﴿ ه ُ و َ ا ل ل ّ َ ه ُ ا ل ْ خ َ ا ل ِ ق ُ ا ل ْ ب َ ا ر ِ ئ ُ ا ل ْ م ُ ص َ و ّ ِ ر ُ ﴾

«Он - Аллах, Творец, Завершающий творение, Дарующий облик». [Сура аль-Инфитар, аят 8].

 

Дарующий облик (аль-Мусаууир) – то есть: Тот, Кто придаёт вещам их облик.

Творец (аль-Халикъ) – то есть: Тот, Кто создаёт у плода конечности и органы.

Завершающий творение (аль-Бари) – то есть: Тот, Кто завершает творение, после чего оно становится полноценным.

 

Это видно, если посмотреть на плод. Поистине, плод сначала принимает (предварительный) внешний облик, а затем у него появляются органы. Когда случается выкидыш после восьмидесяти или девяноста дней, то на некоторых плодах можно увидеть определенные внешние очертания.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ف َ ت َ ب َ ا ر َ ك َ ا ل ل ّ َ ه ُ أ َ ح ْ س َ ن ُ ا ل ْ خ َ ا ل ِ ق ِ ي ن َ ﴾

«Благословен же Аллах, Наилучший из творцов! ». [Сура аль-Мумминун, аят 14].

 

Появляются определенные внешние очертания, хотя органы еще не сформированы. Поистине, у плода появляется только предварительный внешний облик, который придаёт ему ангел по повелению Аллаха, как сказано в хадисе Хузейфы ибн Асида, да будет доволен им Аллах.

Ангелам поручаются такие задания, которые Аллах желает поручить им.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ق ُ ل ْ ي َ ت َ و َ ف ّ َ ا ك ُ م م ّ َ ل َ ك ُ ا ل ْ م َ و ْ ت ِ ا ل ّ َ ذ ِ ي و ُ ك ّ ِ ل َ ب ِ ك ُ م ْ ﴾

«Скажи: " Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас" ». [Сура ас-Саджда, аят 11].

 

Им поручено делать то, что желает от них Аллах Всевышний.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ل َ ا ي َ ع ْ ص ُ و ن َ ا ل ل ّ َ ه َ م َ ا أ َ م َ ر َ ه ُ م ْ و َ ي َ ف ْ ع َ ل ُ و ن َ م َ ا ي ُ ؤ ْ م َ ر ُ و ن َ ﴾

«Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено».

[Сура ат-Тахрим, аят 6].

 

Также из хадиса становится известно, что после сорока двух дней записывается, будет ли плод мальчиком или будет девочкой.

 

Ведь, в хадисе Хузейфы, да будет доволен им Аллах, сказано, что после сорока двух ночей ангел спрашивает: “О Господь мой, мальчик или девочка? ”

 

Группа из обладателей знания заявила, что после сорока двух ночей знание о том, какого пола будет ребенок, перестает быть исключительно только знанием Аллаха Всевышнего.

 

[Иначе говоря, до того, как пройдут сорок две ночи, никто из творений Аллаха не знает, какого пола будет этот плод. Ни ангелы, ни люди не знают этого, об этом знает только Аллах! Но после сорока двух ночей это перестает быть исключительным знанием Аллаха, так как об этом узнает ангел, а в будущем уже и врачи].

 

Ведь, существует пять вещей, знанием о которых владеет только Аллах, и никто не знает об этом, кроме Него. Одним из этих пяти является то, что только Аллах Всевышний знает о том, кто в утробе женщины, и что там происходит.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ا ل ل ّ ه ُ ي َ ع ْ ل َ م ُ م َ ا ت َ ح ْ م ِ ل ُ ك ُ ل ّ ُ أ ُ ن ث َ ى و َ م َ ا ت َ غ ِ ي ض ُ ا ل أ َ ر ْ ح َ ا م ُ و َ م َ ا ت َ ز ْ د َ ا د ُ و َ ك ُ ل ّ ُ ش َ ي ْ ء ٍ ع ِ ن د َ ه ُ ب ِ م ِ ق ْ د َ ا ر ٍ ﴾

«Аллаху известно, что носит каждая самка, насколько сжимается или расширяется каждая матка. Всякая вещь у Него имеет меру». [Сура ар-Ра’д, аят 8].

 

Никто, кроме Аллаха Всевышнего, не владеет знанием о ежесекундных изменениях, происходящих во время развития плода. Что же касается пола ребенка (мальчик или девочка), то до сорока двух дней с начала беременности об этом знает только Аллах Всевышний. Когда же Аллах сообщает об этом знании ангелу, как об этом говорится в хадисе, то оно перестает быть исключительным знанием только лишь Аллаха.

 

Например, передается, что в древние времена некоторые опытные люди, смотря на беременную женщину, определяли пол её ребенка. Об этом сообщил ибн аль-’Араби* в книге «Ахкам аль-Куран». Ученые сказали, что это не является притязанием на обладание сокровенным знанием, ибо знание о поле ребенка является сокровенным только до сорока двух дней с начала беременности.

 

*[Выдающийся учёный, хафиз, Абу Бакр, Мухаммад ибн ’Абдуллах ибн Мухаммад ибн ’Абдуллах ибн аль-’Араби аль-Андалюси аль-Малики. Родился в 468-ом г.х., а умер в 543 г.х. Написал много прекрасных трудов в области толкования Корана и хадисов. Не путать его с ибн Араби (без артикля «аль»), который был известным еретиком и крайним суфием].

 

Другие же ученые заявили, что знание о поле ребенка является исключительным знанием только лишь Аллаха до того момента, когда в плод будет вдут дух. [А это случается через сто двадцать дней после начала беременности].

 

Но более правильным является то, что знание о поле ребенка является исключительным знанием только лишь Аллаха до сорока двух дней с начала беременности. На правильность этого мнения указывает предшествующий достоверный хадис.

 

В наши дни пол ребенка можно узнать с помощью современных технологий, и это не является притязанием на обладание сокровенным знанием. Ведь, ни один врач не способен определить пол ребенка, пока не пройдет определенный временной период. Знание о поле ребенка является исключительным знанием Аллаха до сорока двух дней с начала беременности.

 

Врачи не знают об этом до тех самых пор, пока не появится возможность отличить половой орган ребенка: является ли он мужским или является женским.

 

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти» ― следовательно, проходит сто двадцать дней или же четыре месяца.

«…а затем к нему направляется ангел…» ― к нему направляется ангел, которому поручено вдуть дух после того, как прошло четыре месяца с начала беременности. Или же можно сказать, что это тот же самый ангел, который был послан после сорока двух дней после начала беременности, как об этом говорилось в хадисе Хузейфы, да будет доволен им Аллах. Согласно этому мнению, этот ангел посылается во второй раз уже после ста двадцати дней с начала беременности.

 

  «…(этот ангел) вдувает в него душу. И этот ангел получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным…».

Ученые сказали: «Эти слова указывают на то, что вдувание духа в плод происходит только через четыре месяца». Исходя из этого, имам Ахмад и целая группа обладателей знания посчитали, что нужно омывать плод и совершать над ним заупокойную молитву, если у женщины случился выкидыш после четырех месяцев с начала беременности, ибо данный хадис указывает на то, что этот плод уже обладает душой. [См. «аль-Мугъни», 2/200; «Зад аль-Мустакна’», стр. 65; «Раудат ат-Талибин», 2/117; «Фатх уль-Бари», 11/489; «Тухфату-ль-Ахуази», 4/102; «Нейлю-ль-Аутар», 4/83].

 

Когда происходит запись четырёх вещей?!

 

Другие хадисы указывают на то, что человеку записывается его удел, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным, до ста двадцати дней*.

 

Как же нам совместить хадисы, если в некоторых хадисах сказано, что эта запись происходит до ста двадцати дней, а в некоторых – после ста двадцати дней?! Среди ученых относительно этого существует несколько мнений.

 

*[Как уже было сказано, сообщается со слов Хузейфы ибн Асида, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Через сорок два дня после того, как капля семени оказывается в утробе, Аллах посылает к ней ангела, который придаёт ей (предварительный) внешний облик и создаёт (у зародыша) слух, зрение, кожу, плоть и кости, а потом говорит: “О Господь мой, мальчик или девочка? ” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). Потом (ангел) спрашивает: “О Господь мой, (каким будет) срок его (жизни)? ” — и Господь твой говорит, что пожелает, а ангел записывает (Его слова). Потом (ангел) спрашивает: “О Господь мой, (каким будет) его удел? ” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). А потом ангел уходит со свитком в руке, ничего не добавляя к этому и ничего не убавляя». Муслим, 2645].

 

Мне кажется, что более верным мнением является то, что в хадисе ’Абдуллаха ибн Мас’уда нет указания на определенный порядок. Дело в том, что сначала в хадисе упоминается порядок развития плода, а затем упоминается то, что ангел вдувает дух, и эти две вещи связаны между собой и идут по порядку.

 

[Иначе говоря, каждый человек сначала формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови, и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. Все это следует друг за другом в таком порядке, который упомянут в хадисе].

 

Что же касается записи ангела, то она происходит в течение этих ста двадцати дней, а не после них. Однако упоминание записи было отложено в конец хадиса, так как неуместно было упоминать ее посередине, ибо там говорилось о стадиях развития плода. Иначе говоря, в хадисе сказано об этапах развития плода: сначала о капле семени, затем о сгустке крови, затем о кусочке плоти, и если бы запись была упомянута между ними, это разрушило бы имеющуюся связь этапов развития плода.

 

[Это соответствует красноречию арабского языка, так как из правил красноречия следует, что сначала упоминаются все явления одного рода, и только потом явления другого рода, даже если по времени они происходят раньше или позже. Пример этому аяты из суры «ас-Саджда», которые будут упомянуты ниже].

 

В арабском языке существует много подобных примеров.

 

Например, Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ ب َ د َ أ َ خ َ ل ْ ق َ ا ل ْ إ ِ ن س َ ا ن ِ م ِ ن ط ِ ي ن ٍ (7) ث ُ م ّ َ ج َ ع َ ل َ ن َ س ْ ل َ ه ُ م ِ ن س ُ ل َ ا ل َ ة ٍ م ّ ِ ن م ّ َ ا ء م ّ َ ه ِ ي ن ٍ (8) ث ُ م ّ َ س َ و ّ َ ا ه ُ و َ ن َ ف َ خ َ ف ِ ي ه ِ م ِ ن ر ّ ُ و ح ِ ه ِ و َ ج َ ع َ ل َ ل َ ك ُ م ُ ا ل س ّ َ م ْ ع َ و َ ا ل ْ أ َ ب ْ ص َ ا ر َ و َ ا ل ْ أ َ ف ْ ئ ِ د َ ة َ ق َ ل ِ ي ل ً ا م ّ َ ا ت َ ش ْ ك ُ ر ُ و ن َ ﴾

« (Аллах) начал создавать человека (Адама) из глины, затем создал его потомство из капли презренной жидкости, затем придал ему (Адаму) соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и даровал вам (о, люди) слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность! ». [Сура ас-Саджда, аяты 7-9].

 

Аллах Всевышний упомянул всё это в таком порядке, хотя вдувание души Адаму произошло ещё до создания его потомства. Иначе говоря, сначала Аллах начал создавать Адама из глины, затем вдохнул в него от Своего духа, а затем создал его потомство из капли презренной жидкости. Аллах Всевышний упомянул вдувание души после создания потомства, хотя вдувание души произошло раньше создания потомства.

 

Это сделано по той причине, что сначала Аллах Всевышний сообщает о том, из чего создан первый человек и его потомство (из глины и воды соответственно).

 

[А только затем говорится о вдувании души Адаму, мир ему, так как это уже явление другого рода, хотя оно и произошло раньше создания потомства. Это относится к тем же самым правилам красноречия].

 

То же самое (правило красноречия) используется и в разбираемом нами хадисе. Это – наиболее правильное мнение с точки зрения арабского языка.

 

[Следовательно, запись четырёх вещей происходит через сорок два дня после начала беременности, как об этом говорится в хадисе Хузейфы ибн Асида, да будет доволен им Аллах].

 

Когда происходит вдувание духа (вместе с записью четырех вещей или после ста двадцати дней)?!

 

Учёные разногласили в этом вопросе [См. «Тафсир ат-Табари», 2/516; «Тафсир ибн Аби Хатим», 2/437; «Тафсир аль-Куртуби», 12/7-8; «Тафсир ибн Касир», 1/286; «Джами’ аль-’Улюм уа-ль-Хикам», стр. 49-53; «Шарх ан-Науауи ’аля Сахих Муслим», 16/191; «Фатх уль-Бари», 11/481-490].

 

Группа из числа обладателей знания сказала, что вдувание души происходит только через четыре месяца, ибо в хадисе ’Абдуллаха ибн Мас’уда сказано: «…а затем (через сто двадцать дней) к нему направляется ангел, который вдувает в него дух…».

 

Поэтому целая группа сподвижников заявила, что душа вдувается в течение десяти дней по истечении четырёх месяцев [Иначе говоря, в первые десять дней пятого месяца с начала беременности]. Это мнение также выбрал имам Ахмад и целая группа учёных.

 

Другие обладатели знания сказали, что душа вдувается в плод через четыре месяца и десять дней [То есть: не через сто двадцать дней, как сказала первая группа, а через сто тридцать] с начала беременности, как это передано от некоторых сподвижников.

 

Третья группа обладателей знания сказала, что вдувание души происходит вместе с записью ангелом четырех вещей, ибо в хадисе ’Абдуллаха ибн Мас’уда сказано: «…а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И этот ангел получает веление записать четыре вещи…».

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул веление записать четыре вещи вместе с вдуванием души. Но мы знаем из других хадисов, что запись четырех вещей происходит раньше ста двадцати дней. [Данный вопрос уже был разобран немного выше. Автор книги, да сохранит его Аллах, имеет в виду хадис Хузейфы ибн Асида, да будет доволен им Аллах].

 

А хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не могут противоречить друг другу. Истина не может противоречить истине, поэтому одни хадисы всегда подтверждают правдивость других. Из ранее приведённых хадисов понятно, что запись четырёх вещей происходит раньше вдувания души.

 

Поэтому в этом вопросе большое разногласие среди обладателей знания.

 

Но в общем можно сказать, что вдувание души происходит после ста двадцати дней с начала беременности, как пришло в хадисе ’Абдуллаха ибн Мас’уда. Но иногда возможно такое, что плод начинает шевелиться и в него вдувается душа раньше ста двадцати дней. Это явление можно наблюдать. Часто бывает так, что плод шевелится и мать чувствует это ещё до истечения четырех месяцев.

 

Поистине, Аллах Всевышний описал Своего избранного пророка, сказав:

﴿ و َ م َ ا ي َ ن ط ِ ق ُ ع َ ن ِ ا ل ْ ه َ و َ ى (3) إ ِ ن ْ ه ُ و َ إ ِ ل ّ َ ا و َ ح ْ ي ٌ ي ُ و ح َ ى ﴾ «Он не говорит по прихоти. Это - всего лишь откровение, которое внушается» [Сура ан-Наджм, аяты 3-4].

 

Он – правдивый и тот, кому нужно верить. Все его слова и все его хадисы подтверждают друг друга.

 

Что такое душа (рух)?!

 

Душа (рух) – это творение из творений Аллаха Всевышнего. Мы не знаем, как именно происходит вдувание души в плод, находящийся в утробе матери. Мы также не знаем, как именно душа пребывает в теле.

 

Аллах Всевышний сказал:

 ﴿ ف َ إ ِ ذ َ ا س َ و ّ َ ي ْ ت ُ ه ُ و َ ن َ ف َ خ ْ ت ُ ف ِ ي ه ِ م ِ ن ر ّ ُ و ح ِ ي ﴾

 

«Когда же Я придам ему (Адаму) соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа…»

[Сура аль-Хиджр, аят 29].

 

«…от Моего духа…» ― здесь дух отнесён к Аллаху Всевышнему, чтобы подчеркнуть почёт этого духа и его величие. Это – приписывание творения к Творцу, чтобы указать на почёт этого творения.

 

[Также, например, и мечеть названа домом Аллаха, чтобы указать на её почет и величие. Также, например, Аллах Всевышний сказал: «…и сказал им посланник Аллаха (пророк Салих): «(Остерегайтесь причинить вред) верблюдице Аллаха и (не мешайте ей пить) питьё её! » (Сура аш-Шамс, аят 13).

 

Верблюдица отнесена к Аллаху, чтобы указать на её почет и величие. Именно это и называется «отнесением творения к Творцу, дабы подчеркнуть величие этого творения и его почёт перед Творцом»].

 

 В данном случае не имеется в виду, что дух (рух) является атрибутом Аллаха.

Жизнь души является тайной, как это известно. Пока плод находится в утробе матери душа связано с телом очень слабо. Душа пока ещё ничего не приобретает и не крепнет. Чем больше проходит времени с момента вдувание души, тем больше усиливается её связь с телом.

 

Ученые говорят, что существует четыре вида связи души с телом [См. «ар-Рух» (стр. 43) ибн уль-Каййима; «Шарх ат-Тахауийа» (стр. 451) ибн Аби-ль-’Изза]:

Во-первых, связь души с телом в утробе матери после того, как посылается ангел, который вдувает в плод душу. В утробе матери наделены жизнью как тело, так и душа, но связь между ними является слабой. Эта связь не подобна той связи, которая имеется между ними после рождения человека.

Во-вторых, связь души с телом в этой мирской жизни. Поистине, живёт в этой жизни тело, а душа следует за ним. Ведь, наслаждения людей или перенесённые ими мучения отражаются в первую очередь на телах, а душа лишь следует за телом. Душа испытывает боль из-за того, что боль испытывает тело человека, и душа радуется из-за радости, испытываемой телом человека. Но иногда бывает и такое, что душа сама по себе наслаждается чем-то или печалится по причине чего-то.

В-третьих, связь души с телом после смерти, когда человек находится в могиле. Здесь живёт уже душа, а тело следует за ней, в отличие от мирской жизни. В могиле живёт душа, именно она получает наказание или испытывает наслаждение. Тело получает лишь часть мучений или наслаждений, следуя за душой.

В-четвертых, связь души с телом в Судный День и после него. Это – самая полноценная связь между ними. В День Воскрешения наслаждение или наказание будет касаться как души, так и тела, из-за полноценной связи между ними. Это – тайна, о которой знает только Аллах Всевышний!

 

Некоторые обладатели знания упомянули также и пятый вид связи между душой и телом, а это связь между ними во время сна человека. Поистине, душа спящего связана с телом, но эта связь не подобна той связи, которая имеется между ними в состоянии бодрствования. Здесь имеются определенные различия. Например, душа может «путешествовать» и человек видит сны, но в то же время она связана с телом, поэтому тело продолжает жить и тогда, когда спит.

 

 

«…и этот ангел получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным…» ― эта запись называется предопределением на жизнь (такдир аль-’умри). Существует несколько видов предопределения:

· Предопределение на день;

· Предопределение на год;

· Предопределение на жизнь;

· Предопределение, которое было записано в Хранимой Скрижали.

 

Предшествующее предопределение, которое уже было записано в Хранимой Скрижали, касается всех творений.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ أ َ ل َ م ْ ت َ ع ْ ل َ م ْ أ َ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ي َ ع ْ ل َ م ُ م َ ا ف ِ ي ا ل س ّ َ م َ ا ء و َ ا ل ْ أ َ ر ْ ض ِ إ ِ ن ّ َ ذ َ ل ِ ك َ ف ِ ي ك ِ ت َ ا ب ٍ إ ِ ن ّ َ ذ َ ل ِ ك َ ع َ ل َ ى ا ل ل ّ َ ه ِ ي َ س ِ ي ر ٌ ﴾

«Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании (в Хранимой Скрижали). Воистину, это для Аллаха легко» [Сура аль-Хадж, аят 70].

 

А также:

 ﴿ إ ِ ن ّ َ ا ك ُ ل ّ َ ش َ ي ْ ء ٍ خ َ ل َ ق ْ ن َ ا ه ُ ب ِ ق َ د َ ر ٍ ﴾

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению».

[Сура аль-Къамар, аят 49].

 

А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах предопределил предопределение (творений) за пятьдесят тысяч лет до того, как Он создал небеса и землю» [ат-Тирмизи, 2156. А в версии Муслима (2653) сказано: «Аллах записал предопределение всех творений…»].

 

«Аллах предопределил…» ― то есть: записал.

 

Что же касается предопределения на жизнь определенного человека, то оно представляет собой часть предопределения, записанного в Хранимой Скрижали. Иначе говоря, если представить предопределение на жизнь всех людей вместе, то это и есть предопределение, записанное в Хранимой Скрижали. В Хранимой Скрижали записано предопределение всех людей, а предопределение на жизнь – это предопределение, которое касается отдельно только определенного человека.

 

 

Предопределение не означает, что человек будет принуждён.

Эти четыре вещи, записываемые ангелом, не означают то, что человек принужден к их совершению. Это всего лишь сообщение для ангела, чтобы он записал то, что уже записал Аллах Всевышний, дабы стало явным соответствие знания Аллаха действительности.

 

Никто неспособен воспротивиться этому предопределению. Кому предписано быть несчастным, тот будет несчастным, ибо знание Аллаха охватывает каждую вещь. Поистине, Аллах знает то, что будет с рабами до Судного Часа, и что будет после него.

 

Предопределение на жизнь записывается ангелом и оно может чем-то отличаться от предопределения, записанного в Хранимой Скрижали. Ведь, предопределение, записываемое ангелом, может быть изменено, а предопределение, записанное в Хранимой Скрижали, не поддается изменению.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ي َ م ْ ح ُ و ا ل ل ّ ه ُ م َ ا ي َ ش َ ا ء و َ ي ُ ث ْ ب ِ ت ُ و َ ع ِ ن د َ ه ُ أ ُ م ّ ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب ِ ﴾

«Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него - Мать Писания».

[Сура ар-Ра’д, аят 39].

 

Ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: « ″ Аллах стирает и утверждает то, что пожелает″ ― в свитках ангелов. ″ …и у Него - Мать Писания…″ ― у Него Хранимая Скрижаль, в которой ничего не меняется». [Среди ученых существует разногласие относительно понимания этого аята. См. «Зад уль-Масир», 4/337; «Тафсир ат-Табари», 13/166-168; «Тафсир аль-Куртуби», 9/329; «Тафсир ибн Касир», 2/520-521; «ад-Дурр аль-Мансур», 4/660].

 

Поэтому, ’Умар, да будет доволен им Аллах, говорил в своих мольбах: «О Аллах! Если Ты записал меня несчастным, то запиши меня счастливым». [Передал аль-Лялякаи в «И’тикъад ахли-с-сунна», 4/663-664. Также это высказывание упомянуто в «Маджму’аль-Фатауа», 8/540; и в книге ибн уль-Каййима «Шифа уль-’Алиль», стр. 90].

 

Он имел в виду запись, которая в свитках ангелов, а не в Хранимой Скрижали. Поистине, та запись, которая в Хранимой Скрижали, не изменяется.

 

Всё это соответствует совершенной мудрости, дабы раб Аллаха был активным в том, что содержит в себе благо для него, дабы он увеличил своё стремление к Аллаху. Поистине, Аллах Всевышний знает о том, что будут совершать Его рабы. Он знает обо всех их мольбах и надеждах.

 

Предопределение Аллаха не означает, что раб вынужден совершать определенные деяния. Человек имеет возможность выбора, а то, какой выбор он сделает, уже записано в Хранимой Скрижали [Ибо Аллах Всевышний знал о том, что выберет человек]. Человек не принуждён совершать определенные поступки.

 

 

«И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного божества, достойного поклонения…» ― на самом деле, это уже не слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а слова ибн Мас’уда, высказанные им в качестве примечания к ранее упомянутым словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

 

«Поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершат дела обитателей Огня и войдет в (Огонь)» ― ведь в той записи, которую сделал ангел, упомянуто, каким будет конец жизни человека: счастливым или несчастным.

 

Человек может прожить долгие годы в покорности Аллаху, а затем избрать для себя несчастье. Его выбор будет соответствовать тому, что записал ангел. Это не означает, что человек принужден быть несчастным. Нет, просто его выбор соответствует тому, что уже было записано ангелом.

 

Целая группа праведных предшественников сказала: «Конец жизни – это наследство предшествующих поступков» [См. «Джами’ аль-’Улюм уа-ль-Хикам», стр. 57].

 

Этот хадис и слова ибн Мас’уда внушают великий страх перед концовкой жизни, ибо раб Аллаха не знает, как закончится его жизнь. Но следует знать, что конец жизни – это результат деяний, совершаемых человеком в течение этой жизни.

 

Раб Аллаха должен находиться между великим страхом перед (скверной) концовкой жизни и между великой надеждой (на благой конец).

Если человек на самом деле будет проявлять усердие ради Аллаха и постоянно придерживаться покорности Ему, то есть надежда, что его конец будет счастливым.

 

А иногда человек может внешне совершать деяния обитателей Рая ― а Аллах лучше знает, что в его сердце ― но в конце жизни стать вероотступником. Пусть Аллах убережет нас от этого! Мы не знаем, что было в сердцах тех, которые отклонились, после чего Аллах отклонил их сердца.

 

[Аллах Всевышний сказал: «Когда же они уклонились, Аллах уклонил их сердца». (Сура ас-Сафф, аят 5). Этот аят указывает на то, что если Аллах вводит в заблуждение некоторых из Своих рабов, то этим Он не проявляет несправедливости к ним, и грешники не имеют права оправдываться этим. Воистину, они сами избегали света Божьего руководства, несмотря на то, что им была ясна истина. Поэтому наказание Аллаха за уклонение от прямого пути и глубокое заблуждение является справедливым, и об этом сказал Всевышний: «Мы отворачиваем их сердца и взоры, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии». (Сура аль-Ан’ам, аят 110)].

 

Но мы абсолютно убеждены в том, что Аллах Всевышний – Справедливый Судья. Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям, но люди сами поступают несправедливо по отношению к себе.

 

[Аллах не поступает с людьми несправедливо, не приумножает их злодеяний и не уменьшает их праведных поступков, однако люди сами поступают несправедливо по отношению к себе и не признают истину, когда она открывается им. И тогда Аллах подвергает их наказанию и запечатывает их сердца, уши и глаза].

 

 

«И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Рая и попадет в (Рай)» ― иначе говоря, смерть человека уже совсем близко, но тут случается то, что было записано ангелом.

 

Это – величайшая милость Аллаха, которой Он одаривает некоторых Своих рабов так, что они обретают в конце своей жизни счастье.

 

Следовательно, этот хадис и слова ибн Мас’уда внушают великий страх перед концовкой жизни, после чего человек начинает размышлять о своих предшествующих поступках.

 

Иногда человек вспоминает свои предшествующие поступки и не знает, что предписано ему в будущем, после чего начинает плакать.

 

Некоторые ученые из праведных предшественников сказали: «Ничего не заставляет глаза плакать так, как заставляет их плакать запись (о предопределении), сделанная ранее».

[См. «Хильяту-ль-Аулийа», 2/312].

 

Человек думает, размышляет и ему хочется взглянуть на то, что записал ангел: будет ли человек счастливым, или же будет несчастным?!

 

Если ангел записал то, что этот человек будет счастливым, то человека ждет счастье и спокойствие.

 

Если же ангел записал то, что этот человек будет несчастным, то, узнав бы об этом, человек совершал бы деяния обитателей Рая, чтобы быть записанным среди богобоязненных.

 

Но Аллах по Своей мудрости скрыл записи, сделанные ангелами, от людей, дабы они всегда проявляли усердие в совершении благих деяний и старались опередить друг друга в благочестии и богобоязненности.

 

Никогда не сравнится тот, кто совершает деяния решительно, и тот, кто погубил их! Никогда не сравнится тот, кто борется со своей душой и с Иблисом, и тот, кто погубил свои деяния, последовав за своими страстями.

 

У веры в предопределение есть великие плоды, которые проявляются в деяниях человека, в его убежденности, в праведности его сердца. Богобоязненными являются те, кто уверовал в предопределение.

 

 

5 Хадис: Объявление недействительными неподобающих вещей и нововведений.

5 - Сообщается, что мать верующих Умму ’Абдуллах ’Айша, * да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″ Если кто-то внесет в это наше дело то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто! ″ ». [аль-Бухари, 2697; Муслим, 1718].

 

А в версии, приводимой у Муслима, сказано: «Если кто-то совершит деяние, относительно которого не было нашего приказа, то (это деяние) будет отвергнуто».

*[‘Аиша бинт Абу Бакр — дочь Абу Бакра ас-Сыддика и супруга Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, скончался, ей было всего восемнадцать лет.

 

Когда она попросила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дать ей кунью, он назвал её Умм ‘Абдаллах по имени ‘Абдаллаха ибн аз-Зубайра, который был сыном её сестры Асмы бинт Абу Бакр.

 

Она была одной из самых образованных сподвижниц, прекрасно разбиралась в тонкостях мусульманского права, хорошо знала историю и обычаи арабов и пересказывала много хадисов. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался и был похоронен в её доме. Она умерла в ночь на вторник, 17 числа месяца рамадан 57 или 58 г. х. Погребальной молитвой руководил Абу Хурайра, после чего она была похоронена на кладбище аль-Баки‘].

 

________________________


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.303 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь