Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Разъясняет шейх Салих али Шейх:. Это – очень великий хадис



 

Это – очень великий хадис. Ученые указывали на его величие и говорили, что он является основой в опровержении всяких нововведений и выдуманных деяний, противоречащих шари’ату. Этот хадис является основой в опровержении нововведений в вопросах поклонения, в опровержении запретных договоров, в опровержении выдуманных методов взаимоотношений, которые противоречат шари’ату.

 

Именно поэтому обладатели знания схватились за этот хадис и начали опровергать посредством него каждое нововведение, внесённое в религию. Поэтому искатель знания должен сильно стремиться к изучению этого хадиса.

 

Он должен приводить этот хадис всякий раз, когда желает опровергнуть нововведение (и нет разницы, является ли это нововведение словом, или является делом, или является убеждением), внесённое в религию. Этот хадис есть основа в опровержении всякого нововведения.

«Если кто-то внесет…» ― это касается всего, что не соответствует тому, с чем пришёл избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

«Если кто-то внесет в это наше дело…» ― под ″ нашим делом″ имеется в виду религия Ислам.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ف َ ل ْ ي َ ح ْ ذ َ ر ِ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي ُ خ َ ا ل ِ ف ُ و ن َ ع َ ن ْ أ َ م ْ ر ِ ه ِ أ َ ن ت ُ ص ِ ي ب َ ه ُ م ْ ف ِ ت ْ ن َ ة ٌ أ َ و ْ ي ُ ص ِ ي ب َ ه ُ م ْ ع َ ذ َ ا ب ٌ أ َ ل ِ ي م ٌ ﴾

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его делу (то есть: его религии), как бы их не постигло искушение (многобожие) или не постигли их мучительные страдания».

[Сура ан-Нур, аят 63].

 

Если кто-то внёсет в религию то, что не имеет к ней отношения, то это нововведение будет отвергнуто.

 

«…то, что не имеет к нему отношения…» ― иногда бывает такое, что люди считают какую-то вещь нововведением, а на самом деле это забытая сунна. Этот человек не вносит нововведение, а оживляет религиозную сунну, забытую людьми. В хадисе сказано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек, который положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, * получит награду не только за это, но и награду тех, кто станет придерживаться такого обычая после него, что ничуть не уменьшит их собственных наград». [Муслим, 1017].

*[Здесь имеется в виду не изобретение чего-то нового, а совершение того, на что имеются соответствующие указания в Шариате].

 

«Если кто-то внесет в это наше дело…» ― то есть: внесёт нововведение в религию Ислам и в исламский шари’ат.

 

«…то, что не имеет к нему отношения…» ― так сказано в версии, приводимой у Муслима. В версии, приводимой у аль-Бухари, сказано: «Если кто-то внесет в это наше дело то, чего в нём нет, то оно будет отвергнуто! » [аль-Бухари, 2697].

 

«…то оно будет отвергнуто» ― то есть: возвращено тому, кто его внёс. Следовательно, если кто-то привнесёт какую-то новую вещь в религию, вещь, которую не совершал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, то это деяние будет возвращено этому человеку, кем бы он ни был.

 

Это становится более понятным после прочтения другой версии данного хадиса, в которой сказано: «Если кто-то совершит деяние, относительно которого не было нашего приказа, то (это деяние) будет отвергнуто».

 

То есть: если кто-то совершит деяние (или скажет слово, или будет иметь убеждение), считая его религией, хотя относительно этого деяния не было приказа пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то это деяние будет отвергнуто.

 

В этом указание на недействительность всякого нововведения и порицание в его адрес. А также указание на то, что это нововведение будет возвращено тому, кто его делал.

 

Этот хадис есть основа в опровержении религиозных нововведений. Религиозные деяния делятся на два вида:

· Поклонения (’ибадаты);

· Взаимоотношения (му’амаляты).

Следовательно, нововведения могут возникнуть как в поклонении, так и во взаимоотношениях. А этот хадис указывает на недействительность нововведений как в поклонении, так и во взаимоотношениях. В хадисе сказано: «Каждое нововведение – это ересь».

[Эти слова – часть проповеди пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Муслим, 867-868; Абу Дауд, 1097; ат-Тирмизи, 1105; ан-Насаи в «аль-Кубра», 1/550; ибн Маджах, 1892. А в хадисе, передаваемом со слов Абу Наджиха аль-’Ирбада ибн Сарийи, сказано: «Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго), увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путем, схватитесь за нее своими коренными зубами и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение! » Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676; ибн Маджах, 42-44; Ахмад, 4/126; ад-Дарими, 95; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/176; аль-Бейхаки в «аль-Кубра». 10/114].

 

То есть: любое нововведение, внесённое в религию, является ересью.

 

Ученые много говорят о нововведениях, вносимых в религию. Они избрали этот хадис в качестве довода, опровергающего нововведения, ибо нововведение является порицаемой вещью в религии. Нововведения хуже, чем большие грехи, совершаемые людьми.

 

Ведь, человек, совершающий нововведение, считает это благим деянием и старается придерживаться этого нововведения, пытаясь приблизиться к Аллаху.

 

Это – общее разъяснение данного хадиса.

 

Что такое нововведение (бид’а)?

 

Учёные разногласили в этом вопросе.

Следует заметить, что нововведения бывают двух видов:

· Нововведение в языковом значении этого слова;

· Нововведение в шари’атском значении этого слова.

 

Что касается языкового значения слова ″ нововведение″ (бид’а), то это – всё, что является новым, и нет разницы, касается ли это религии или нет.

 

Нововведение, не касающееся религии, не имеет отношения к разбираемому нами хадису. Именно поэтому, некоторые обладатели знания разделили новоизобретенные деяния на два вида:

 

· Новшества, не имеющие отношения к религии (они не порицаемы);

Например, то, как изменились улицы Медины. Например, то, как ’Умар расширил дороги Медины. Например, то, что люди начали штукатурить свои дома. Например, то, что люди начали вешать дома ковры. Например, то, что люди начали строить дворцы. Например, то, что люди начали записывать полезную информацию в книги. Эти вещи считаются новшествами, так как они придуманы в течение жизни людей. Однако эти новшества не имеют отношения к религии и не являются порицаемыми.

 

· Новшества в религии (они порицаемы).

Это – такое новшество, которое было внесено в религию, хотя религия призывала к обратному.

 

Если, например, взять в качестве примера поступок ’Умара, да будет доволен им Аллах, который сделал так, чтобы люди совершали молитву ″ тарауих″ за одним имамом, * хотя до этого каждый совершал молитву в одиночку. Сделав это, он сказал: «Как же прекрасно это новшество! » [аль-Бухари, 2010].

 

*[Молитвы «тарауих» - это дополнительные ночные молитвы, совершаемые мусульманами во время месяца Рамадан].

 

Здесь имеется в виду новшество (бид’а) в его языковом значении. Он назвал это деяние новшеством по той причине, что люди стали так поступать, хотя до этого в эпоху его правления такого ещё не было. Этот поступок не является нововведением в шари’ате, потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал с людьми молитвы ″ тарауих″ в ночи месяца Рамадан так, что люди совершали молитвы за ним. Об этом сообщается у Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и ибн Маджаха.

 

’Умар назвал это деяние новшеством, имея в виду языковое значение этого слова, потому что в эпоху его правления оно действительно было новшеством.

 

Что же касается нововведений в религии, то хадис, разбираемый нами, указывает на то, что они будут отвергнуты. На это указывают еще много других аятов и хадисов.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ أ َ م ْ ل َ ه ُ م ْ ش ُ ر َ ك َ ا ء ش َ ر َ ع ُ و ا ل َ ه ُ م م ّ ِ ن َ ا ل د ّ ِ ي ن ِ م َ ا ل َ م ْ ي َ أ ْ ذ َ ن ب ِ ه ِ ا ل ل ّ َ ه ُ ﴾

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? » [Сура аш-Шура, аят 21].

 

Аллах указал на то, что люди, вносящие нововведения, как будто бы считают себя сотоварищами Аллаха. Они хотят узаконить в религии такие вещи, с которыми не пришел Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Поистине, Аллах Всевышний сказал:

﴿ ا ل ْ ي َ و ْ م َ أ َ ك ْ م َ ل ْ ت ُ ل َ ك ُ م ْ د ِ ي ن َ ك ُ م ْ و َ أ َ ت ْ م َ م ْ ت ُ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ْ ن ِ ع ْ م َ ت ِ ي و َ ر َ ض ِ ي ت ُ ل َ ك ُ م ُ ا ل إ ِ س ْ ل ا َ م َ د ِ ي ن ً ا ﴾

«Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» [Сура аль-Маида, аят 3].

 

А также:

 ﴿ ق ُ ل ْ إ ِ ن ك ُ ن ت ُ م ْ ت ُ ح ِ ب ّ ُ و ن َ ا ل ل ّ ه َ ف َ ا ت ّ َ ب ِ ع ُ و ن ِ ي ي ُ ح ْ ب ِ ب ْ ك ُ م ُ ا ل ل ّ ه ُ ﴾

«Скажи (о Мухаммад): " Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас" ». [Сура али ’Имран, аят 31].

 

Подобных аятов очень много. Например, к ним можно отнести слова Всевышнего:

﴿ و َ م َ ا آ ت َ ا ك ُ م ُ ا ل ر ّ َ س ُ و ل ُ ف َ خ ُ ذ ُ و ه ُ و َ م َ ا ن َ ه َ ا ك ُ م ْ ع َ ن ْ ه ُ ف َ ا ن ت َ ه ُ و ا ﴾

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам».

[Сура аль-Хашр, аят 7].

 

Относительно порицания нововведений пришло также много хадисов. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил в каждой пятничной проповеди: «Каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а каждое заблуждение – в Огне! » [Муслим, 867-868; Абу Дауд, 1097; ат-Тирмизи, 1105; ан-Насаи в «аль-Кубра», 1/550; ибн Маджах, 1892].

 

Также сообщается со слов аль-’Ирбада ибн Сарийи, да будет доволен им Аллах, который сказал: «(Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увещевание прощающегося, так дай же нам наставление! ” Он сказал: “Вот моё наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет эфиопский раб. Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго), увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, схватитесь за нее своими коренными зубами и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение! ” ». [Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676; ибн Маджах, 42-44; Ахмад, 4/126; ад-Дарими, 95; ат-Табарани в «аль-Кабир», 623; ибн Хиббан, 1/178; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/176; аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 10/114].

 

Это – завещание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, высказанное им после проповеди, от которой из глаз людей потекли слёзы, а сердца их испытали страх. Не было никого более искреннего и снисходительного по отношению к исламской общине! Он указал им на всякое благо и предостерег их от всякого зла!

 

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, обязанность любого пророка, жившего до меня, состояла в указании членам его общины на то, в чём, как ему было известно, для них заключалось благо, и предостережении их от того, что, как ему было известно, могло принести им зло. Что же касается этой вашей общины, то в начале её существования ей будет даровано благополучие, а в конце её постигнут беды, и станет происходить то, что вызовет ваше неодобрение. Постигнут вас испытания, после каждого из которых предыдущее будет казаться лёгким. И придёт такое испытание, когда верующий скажет: " Это погубит меня! " — но потом оно прекратится, и придёт другое испытание, и верующий скажет: " Это, это! " [То есть: это испытание погубит меня! ] Пусть же тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, окажется верующим в Аллаха и Последний день, когда придёт к нему смерть [Иначе говоря, пусть тот, кто желает этого, уверует, прежде чем к нему придёт смерть] » [Муслим, 1844].

 

Таким был избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует!

Ученые из числа праведных предшественников единогласно заявляли о недействительности нововведений. Поэтому, какое бы нововведение не внесли в религию, среди предшественников существует единогласное мнение, что это нововведение будет отвергнуто.

 

Существует несколько определений слова ″ нововведение″ (бид’а):

Нововведение(бид’а) – это то, что противоречит шари’атскому доказательству.

Нововведение(бид’а) – это выдуманный путь в религии, внешне схожий с чем-то в шари’ате, по которому человек идёт, желая увеличить своё поклонение Аллаху. Такое определение дал аш-Шатыби в книге «аль-И’тисам» [См. «аль-И’тисам», 1/36-37].

 

Нововведение(бид’а ) – это то, что было внесено в религию и противоречит истине, пришедшей от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем было сделано прямым путём [Иначе говоря, сначала человек внёс в религию какое-нибудь нововведение, противоречащее истине, а затем сделал его для себя прямым путем к Аллаху].

 

Нововведение может возникнуть в убеждениях, в знаниях и в различных положениях [См. «аль-Бахр ар-Раик шарх Канз ад-Дакаик», 1/370].

 

Это определение дал аш-Шуммани.

[Шейх Абу-ль-’Аббас, Ахмад ибн Камаль ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ибн ’Али аш-Шуммани. Родился в Александрии в 801-ом году, а умер в 872-ом году].

 

Это – разные определения слова «нововведение», хотя определение аш-Шатыби является более известным. Третье определение так же является хорошим.

 

Из определения аш-Шатыби понимается, что нововведение связано с тремя вещами:

Во-первых, приверженец нововведений постоянно придерживается своего нововведения, ибо аш-Шатыби сказал: «Это – путь в религии», а путь – это то, чего придерживаются постоянно.

Во-вторых, нововведение – это выдуманный путь, в соответствии с которым раньше никогда не поступали. Как сказано в нашем хадисе: «Если кто-то совершит деяние, относительно которого не было нашего приказа, то (это деяние) будет отвергнуто».

В-третьих, нововведение – это путь, внешне схожий с чем-то в шари’ате. Человек связывает нововведение с определенным временем, местом и количеством, желая получить награду Аллаха посредством совершения этого нововведения.

 

В этом и заключается важная разница между нововведением (бид’а) и поступком, противоречащим сунне. Нововведение (бид’а) – это то, чего придерживаются постоянно. Если же какой-то поступок был сделан в противоречие сунне, но человек не придерживался его постоянно, то этот поступок не является нововведением, а называется поступком, противоречащим сунне. Если же человек придерживается этого постоянно, то этот поступок уже является нововведением (бид’а). Это – тонкое и важное отличие нововведения (бид’а) от поступка, противоречащего сунне. Если человек совершил деяние, считая его поклонением и противореча сунне, один или два раза, но не придерживался его постоянно, то такое деяние не называют нововведением (бид’а), а называют противоречием сунне.

 

Если же человек совершает деяние, желая приблизиться посредством него к Аллаху, и постоянно совершает его в определенном количестве, противореча сунне, или в определенном образе, противореча сунне, или в определенное время, противореча сунне, или в определенном месте, противореча сунне, то оно становится нововведением (бид’а). Нововведение (бид’а) может проявляться в четырех вещах: в количестве, в образе, во времени и в месте.

 

Поэтому, если человек пытался поклоняться Аллаху и ошибся, противореча сунне, но не придерживался этого постоянно, то про него говорят: «Этот человек противоречит сунне».

 

Но если человек постоянно и настойчиво придерживался этого пути, то про него говорят: «Этот человек – приверженец нововведений, а его поступок является нововведением».

Например, человек сразу после окончания обязательной молитвы поднял свои руки, чтобы обратиться с мольбой к Аллаху. Мы говорим: «Этот поступок противоречит сунне, ибо сунна заключается в произнесении определенных форм поминания Аллаха сразу после окончания молитвы».

Из сунны неизвестно такого, чтобы человек сразу после окончания молитвы поднимал руки, чтобы обратиться к Аллаху с мольбой. Если ты видишь, что человек поступает так, то скажи: «Этот поступок противоречит сунне». В соответствии с сунной пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после окончания молитвы нужно приступать к произнесению определенных форм поминания Аллаха.

 

Если же человек постоянно совершает этот поступок, например, после каждой молитвы, то этот поступок становится нововведением (бид’а).

 

Или же, например, человек постоянно поминает Аллаха, произнеся слова поминания определенное количество раз и всегда в одно и то же время, никогда не оставляя этого. Или, например, человек после каждой молитвы произносит по сто раз слова ″ Субхана Ллах″, ″ Ля иляха илля Ллах″, ″ Аллаху Акбар″, ″ аль-Хамду ли Ллях″ *. Это называется нововведением (бид’а). Если же человек сделал так всего лишь пару раз, то это называется противоречием сунне.

 

*[Хотя в шари’ате не установлено такого, что эти слова произносятся по сто раз. В хадисах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришло указание на совсем другое количество.

 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

― (Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришли бедные (из числа его сподвижников) и сказали: «Богачи достигнут самого высокого положения и обретут вечное блаженство. Они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но (помимо этого) у них есть преимущество обладания богатством, благодаря которому они совершают хадж и умру, принимают участие в борьбе на пути Аллаха и дают милостыню». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал: «Так не указать ли вам на то, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас, и никто из тех, кто придёт после вас, не сможет догнать вас, и станете вы лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же? Говорите по тридцать три раза после каждой молитвы “Преславен Аллах /Cубхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”». аль-Бухари, 843; Муслим, 595.

 

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто после каждой молитвы будет по тридцать три раза произносить слова ″ Субхана Ллах″, ″ аль-Хамду ли Ллях″, ″ Аллаху Акбар″, что в сумме составит девяносто девять, а завершая сотню, говорить: " Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему — хвала, и Он всё может! " (Ля иляха илля Алаху вахда-ху ля шарика ля-ху. Ая-ху ль-мульку, ва ля-ху ль-хамду, ва хува 'аля кулли шай'ин кадир), простятся его грехи, даже если по обилию своему они будут подобны морской пене». Муслим, 597].

 

Шари’ат ограничивает поклонение определенным количеством, и поэтому человек обязательно должен ограничить себя этим количеством. Это и есть сунна. Если человек переходит границы шари’ата и желает совершить сверх меры то, что ограничено шари’атом, то этот поступок будет переходом границ шари’ата. Шари’ат ограничивает поклонения определенным временем, определенным количеством и определенным местом.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь