Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Также, с другой стороны, нововведение можно разделить на два вида:
· Нововведение, которое является большим грехом, а иногда доходит даже до неверия (куфра); · Нововведение, которое является малым грехом, и может быть прощено человеку, если он будет совершать праведные деяния, которые сотрут грех этого нововведения.
Это не значит, что малое нововведение полностью подобно малым грехам, которые стираются от молитвы до молитвы, от Рамадана до Рамадана, от пятницы до пятницы.
[Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Совершение) пяти (ежедневных) молитв, (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) и (соблюдение поста в каждый следующий) рамадан (после предыдущего) искупают (прегрешения, совершённые) между ними, если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов». Муслим, 233].
Нет, зло, исходящее от нововведения, выше! Если даже нововведение названо малым, то зло, исходящее от него, все равно больше зла, исходящего от малых грехов.
Имам Малик, да помилует его Аллах, сказал: «Кто внёс нововведение, тот полагает, что Аллах не завершил для нас религию, и что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступил вероломно по отношению к посланнической миссии, скрыв от нас часть религии». [Ибн Хазм в «аль-Ихкам», 6/225; аш-Шатыби в «аль-И’тисам», 1/49].
Ведь, приверженец нововведений совершает эти действия, считая, что они имеют отношение к религии, а Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию» [Сура аль-Маида, аят 3].
Разве то, что уже завершено, нуждается в добавках?! Поэтому слова имама Малика, да помилует его Аллах, хорошие и ясные.
Всякое нововведение является порицаемой вещью, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение! ». [Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676; ибн Маджах, 42-44; Ахмад, 4/126; ад-Дарими, 95; ат-Табарани в «аль-Кабир», 623; ибн Хиббан, 1/178; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/176; аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 10/114].
Следовательно, в хадисе сказано: ″ …каждое нововведение…″ , поэтому невозможно сделать каких-либо исключений. Каждое нововведение заслуживает того, чтобы назвать его заблуждением. А под ″ нововведением″ , как мы уже говорили, имеется в виду ″ выдуманный путь в религии, внешне схожий с чем-то в шари’ате, по которому человек идёт, желая увеличить своё поклонение Аллаху″ .
Некоторые обладатели знания не поняли этого и сказали, что нововведение (бид’а) бывает хорошим, а бывает скверным. Как же так?!
Они сказали: «Нововведение (бид’а) – это всё то, чего не было в эпоху пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Например, собрание Корана в единый свиток, так как во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Коран не был собран в виде единой книги. Это является нововведением (бид’а), но это нововведение является обязательным (уаджиб)».
Также они сказали, что бывают желательные нововведения, бывают разрешённые нововведения, бывают нежелательные нововведения, а бывают и запрещённые нововведения.
Но такое разделение противоречит словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение! » Следовательно, любое религиозное нововведение является заблуждением. А те вещи, которые они назвали обязательными, или желательными, или разрешёнными нововведениями, вообще не являются религиозными нововведениями.
Например, невозможно представить, что собрание Корана в единую книгу является религиозным нововведением. Также к религиозным нововведениям не относятся опровержения и труды, написанные учёными для сохранения сунны и опровержения нововведений.
Когда в хадисе говорится: «Полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение! », ― то имеется в виду то, что называется нововведением в шари’ате, а не языковое значение этого слова.
А эти учёные сказали, что нововведение (бид’а) – это всё, что было внесено после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем сказали, что нововведение может быть хорошим. [Следовательно, они ошиблись в определении того, что является нововведением в религии, а затем, дав неправильное определение, разделили нововведение на хорошее и плохое].
Это мнение внедрил и поддерживал аль-’Изз ибн ’Абду-с-Салям. [’Абд уль-’Азиз ибн ’Абду-с-Салям ибн аль-Касим ибн аль-Хасан ибн Мухаммад ад-Димашки аш-Шафи’и. Ученый шафи’итского мазхаба. Родился в 577-ом (или в 578-ом) году, а умер в 660-ом году]. После чего община попала в беду, посчитав, что существуют хорошие нововведения. Он сказал о таком разделении нововведений в книге «аль-Къауа’ид» [«аль-Къауа’ид аль-Кубра», 2/337-339].
За ним последовал его ученик аль-Къарафи [Ахмад ибн Идрис. Был ученым маликитского мазхаба и специалистом в основах фикха и в толковании Корана. Написал много полезных книг по основам фикха. Умер в 682-ом году], сказав об этом в своей известной книге «аль-Фурукъ» [Страницы 305-309].
Аш-Шатыби, да помилует его Аллах, сделал им опровержение в своей книге «аль-И’тисам» [1 том, страницы 188-193].
Также их опровергли шейху-ль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах, и многие другие обладатели знания.
Но большие группы людей последовали за аль-’Иззом ибн ’Абду-с-Салямом в том, как он разделил нововведения на несколько видов. Поэтому тяжело найти учёных после него, которые бы, разъясняя этот хадис, не попали в то, во что попал он. Нет сомнения в том, что из-за этой ошибки община попала в беду.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал от нововведений строжайшим образом. Как же можно назвать нововведение хорошим?! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не указывал на наличие хорошего нововведения, наоборот, он сказал: «Каждое нововведение есть заблуждение! » Слово ″ …каждое…″ ( ك ُ ل ّ ُ ) указывает на всеобщность, как это утверждено у специалистов по основам фикха. Если сказать, что нововведение может быть обязательным, желательным или дозволенным, то это будет ложью и ошибкой.
Причина этой ошибки заключается в двух вещах: Во-первых, эти учёные посчитали, что в хадисе имеется в виду языковое значение слова ″ нововведение″ (бид’а). Они не дали слову ″ нововведение″ (бид’а) шари’атского определения. Они сказали, что нововведение (бид’а) – это всё, чего не было в эпоху пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это – языковое значение слова «нововведение» (бид’а).
Они начали называть нововведением (бид’а) всё, чего не было в эпоху пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Например, они сказали, что к нововведениям относится изготовление одежды из ситца, приготовление различных видов новых блюд, ношение новых видов одежд, постройка новых видов домов и транспорта, и так далее. Всё это они назвали нововведением (бид’а), хотя в хадисе имеется в виду совсем другое.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строжайшим образом запретил внесение нововведений и строго порицал приверженцев нововведений. Он указал на то, что приверженцы нововведений не смогут подойти даже к его водоему в День Суда. Естественно в хадисах о нововведениях не имеется в виду нововведения в языковом значении этого слова. Строжайше запрещено то, что является нововведением с точки зрения шари’ата.
Во-вторых, что касается связи между совершением нововведения (бид’а) и обвинением человека в том, что он – приверженец нововведений (табди’). Знай, что совершение человеком нововведения (бид’а) еще не означает, что он является приверженцем нововведений (мубтади’). Человека, совершающего нововведение (бид’а), не всегда называют приверженцем нововведений (мубтади’).
Совершение нововведения ещё не указывает на то, что человек является приверженцем нововведений. Совершение неверия (куфра) ещё не указывает на то, что человек является неверующим (кафиром). Совершение поступков нечестия (фиска) ещё не указывает на то, что человек является нечестивцем (фасиком).
Иногда бывает такое, что человек совершает поступки нечестия, но его не называют нечестивцем. Иногда бывает такое, что человек совершает нововведение, но его не называют приверженцем нововведений. Иногда бывает такое, что человек совершает деяния неверия, но его не называют неверующим. И это по той причине, что условием именования человека грешником, неверующим или приверженцем нововведений является то, что до него должен быть доведён довод.
Если до человека, совершающего нововведение, донесли довод (о запрете нововведения), а он не последовал за доводом, приведенным обладателями знания, и отвернулся от него, то он становится приверженцем нововведений (мубтади’ом).
В основе, нечестивец (фасик) – это тот, кто совершает тяжкие грехи. Что же касается малых грехов, то человека, совершающего их, не называют нечестивцем. Но человека, совершающего тяжкие грехи, называют нечестивцем только после того, как до него был доведен и разъяснен довод (о запрете этих грехов), а он отвернулся от этого довода.
Также иногда определенный человек может совершать определенные деяния неверия (куфра) или многобожия (ширка), но мы не называем его многобожником (мушриком) или неверующим (кафиром) до тех пор, пока до него не будет доведён довод. Это – важное правило, разъяснённое учеными во многих местах. Следующий важный момент: Есть определенные новые вещи, которые сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не относили к религиозным нововведениям, а наоборот указывали на их допустимость и применяли их на практике. Учёные назвали эти вещи термином ″ масляха аль-мурсаля″ .
″ Масляха аль-мурсаля″ ― это деяние (вещь), шариатское постановление относительно которого зависит от его пользы или его вреда. Если обладатели знания видят в этом деянии пользу, то они могут дозволить его по той причине, что шари’ат не упомянул никакого постановления об этом деянии.
Ученые сказали [См. «аль-И’тисам», 1/185], что ″ масляха аль-мурсаля″ часто встречается в бытовых вопросах, а не в вопросах поклонения. ″ Масляха аль-мурсаля″ часто встречается там, где речь идёт о сохранении пяти жизненно важных вещей для человека: · Религия; · Жизнь; · Имущество; · Потомство; · Разум.
Например, после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, появились новые вещи для сохранения религии. Например, написание книг, написание опровержений, собрание хадисов в сборники, и так далее.
В этих вещах не было нужды в эпоху пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а когда нужда появилась, то появились и эти вещи. Все это называется ″ масляха аль-мурсаля″ и не является нововведением (бид’а). Разница между нововведением (бид’а) и «масляха аль-мурсаля». Во-первых, религиозное нововведение является целью для человека, совершающего его, а ″ масляха аль-мурсаля″ - это всего лишь причина для достижения определенных религиозных целей. Во-вторых, религиозное нововведение не совершалось пророком, да благословит его Аллах и приветствует, хотя нужда в нем имелась. А ″ масляха аль-мурсаля″ - это такая вещь, в совершении которой не было никакой нужды в эпоху пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Например, собрание Корана в единый свиток было осуществлено после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Можем ли мы назвать это нововведением (бид’а)?! Ученые из числа сподвижников и их последователей были единодушны в том, что собрание Корана в единый свиток – это великая обязанность, стоящая перед этой общиной.
В эпоху пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в собрании Корана в единый свиток не было нужды, так как откровение продолжало ниспосылаться.
Если бы Коран был собран воедино в те времена, то приходилось бы постоянно записывать новые и новые аяты по краям и между уже имеющихся строк.
Аллах Всевышний по Своей мудрости не повелел пророку, да благословит его Аллах и приветствует, собрать Коран в единый свиток при жизни.
Когда же избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует, скончался и откровение прекратилось, то Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, повелел собрать Коран в единый свиток.
Есть ещё много подобных вещей: создание военной канцелярии, использование новых изобретений, изучение новых наук, открытие новых дорог, создание новых городских и министерских структур ― всё это появилось в эпоху ’Умара, да будет доволен им Аллах, и после него.
Следовательно, все эти новые вещи называют термином ″ масляха аль-мурсаля″.
″ Масляха аль-мурсаля″ не относится к хадису, в котором сказано: «Если кто-то внесет в это наше дело то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто! » Ведь, все эти новые вещи не являются внесёнными в религию.
Они всего лишь являются средствами, сохраняющими религию. Все эти вещи касаются бытовых вопросов, которые содержат в себе пользу для шари’ата.
Если же кто-то вносит нечто новое в религиозные поклонения, то это уже является нововведением (бид’а).
Также если кто-то вносит нечто новое, противоречащее велениям пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в вопросы взаимоотношений между людьми, то это также будет отвергнуто по той причине, что это – нововведение (бид’а) в религии.
Например, некоторые люди начинают считать ростовщические договоры дозволенными, а не запретными, иначе говоря, изменяют шари’атское постановление. Они придумывают что-то такое, что, по их мнению, дозволяет запрещенные шари’атом договоры.
Или же, например, некоторые люди аннулируют условия, постановленные шари’атом в определенных видах взаимоотношений. Всё это является нововведением (бид’а) и будет отвергнуто.
Или же, например, некоторые изменяют установленное шари’атом наказание для прелюбодея на денежный штраф.
Всё это будет отвергнуто, даже в вопросах взаимоотношений между людьми, так как всё это является внесением в религию того, что не имеет к ней отношения.
Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любое условие, которого нет в Книге Всемогущего и Великого Аллаха, недействительно, даже если человек поставит сто условий, ибо Книга Аллаха в наибольшей степени достойна того, чтобы следовать ей, а условие Аллаха является наиболее надёжным» [аль-Бухари, 2563; Муслим, 1504].
Этот хадис касается всех вопросов религии: вопросов очищения, вопросов молитвы, вопросов закята, вопросов поста, вопросов хаджа, вопросов торговли и партнерства, вопросов долговых обязательств, вопросов аренды, вопросов заключения брака и развода.
6. Хадис: Дозволенное (халяль) и запретное (харам). 6. Сообщается, что Абу ‘Абдуллах ан-Ну‘ман ибн Башир, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″ Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, этим кусочком является сердце″ ». [аль-Бухари, 52, 2051; Муслим, 1599].
________________________ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы