Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Во всех этих хадисах могут иметься в виду две вещи:
•Человек войдет в Рай сразу (изначально); •Человек когда-нибудь войдет Рай, иначе говоря, не останется в Аду навечно.
Если же в шари‘атских текстах сказано, что человек, сделавший то-то и то-то, не войдёт в Рай, то также могут иметься в виду две ситуации:
1 ― Человек не войдет в Рай сразу (изначально), а сначала попадёт в Ад. Это касается единобожников, которые совершали грехи, и Аллах не простил им эти грехи и ввёл их в Ад на некоторое время.
Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сплетник не войдёт в Рай». [аль-Бухари, 6056; Муслим, 105].
А также: «Не войдёт в Рай порывающий родственные связи» [аль-Бухари, 5984; Муслим, 2556]. А также: «Не войдет в Рай клеветник». [Муслим, 105].
Во всех этих хадисах имеется в виду, что такой человек не войдет в Рай сразу, а сначала окажется в Огне. 2 ― Человек никогда не войдет в Рай. Это касается неверующих, которые вообще никогда не окажутся в Раю. Их пристанищем станет Огонь, в котором они пребудут вечно.
Например, Аллах Всевышний сказал: ﴿ و َ ل ا َ ي َ د ْ خ ُ ل ُ و ن َ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة َ ح َ ت ّ َ ى ي َ ل ِ ج َ ا ل ْ ج َ م َ ل ُ ف ِ ي س َ م ّ ِ ا ل ْ خ ِ ي َ ا ط ِ ﴾ «Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко». [Сура аль-А‘раф, аят 40].
А также: ﴿ ف َ ق َ د ْ ح َ ر ّ َ م َ ا ل ل ّ ه ُ ع َ ل َ ي ه ِ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة َ و َ م َ أ ْ و َ ا ه ُ ا ل ن ّ َ ا ر ُ و َ م َ ا ل ِ ل ظ ّ َ ا ل ِ م ِ ي ن َ م ِ ن ْ أ َ ن ص َ ا ر ٍ ﴾ «Тому, (кто придаёт Аллаху сотоварищей), Он (Аллах) запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников (которые спасли бы их от адского наказания) ». [Сура аль-Маида, аят 72].
Это – важное правило, известное среди приверженцев сунны. Если в каком-либо аяте или хадисе говорится о том, что человек, сделавший определенное деяние, войдет в Рай, то имеются в виду две вещи: •Человек войдет в Рай сразу (изначально) и ему будут прощены все остальные грехи. •Человек когда-нибудь войдет Рай, иначе говоря, не останется в Аду навечно.
То же самое касается аятов или хадисов, в которых сказано, что человек, сделавший определенное деяние, не войдет в Рай. Здесь также могут иметься в виду две вещи: •Человек не войдет в Рай сразу (изначально), а сначала попадёт в Ад. •Человек никогда не войдет в Рай.
Это – важное правило, известное среди приверженцев сунны. В этом приверженцам сунны противоречат заблудшие группы, в частности, хариджиты* и му‘тазилиты**.
*[Хариджиты – это люди, вышедшие с оружием против правителя верующих ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал относительно них: «Поистине, среди потомков этого человека (имеется в виду Зуль-Хувейсира) появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха постоянно и легко, но дальше их глоток такое чтение распространяться не будет. Они отступятся от религии, подобно выпущенной из лука стреле, которая пронзает зверя насквозь и вылетает с другой стороны. Поистине, если я доживу до того времени, когда они появятся, то непременно буду убивать их, как убивали самудян! " » Передали аль-Бухари (3610) и Муслим (1064). Каждый человек, вышедший против законного правителя, вокруг которого объединились мусульмане, называется хариджитом].
**[Му’тазилиты – это одна из заблудших групп, убеждения которой противоречат убеждениям приверженцев сунны. Главой этой группы был Уасыль ибн ’Ата, который некоторое время посещал уроки Хасана аль-Басри. Затем он начал говорить, что человек, совершающий большие грехи, не является ни верующим, ни неверующим. Тогда Хасан аль-Басри прогнал его из своих собраний. Позже к Уасылю присоединился ’Амр ибн ’Убейд и они оба отделились от тех, кто учился у Хасана аль-Басри, поэтому их назвали ″ му’тазилитами″ (отделившимся)].
Обрати внимание также на то, что в разбираемом нами хадисе сказано только о необходимости совершения молитвы и соблюдения поста, но ничего не сказано о закяте и хадже. А, ведь, у человека, не выплачивающего закят, есть вероятность попадания в Огонь. Также и у человека, не совершающего хадж, есть вероятность попадания в Огонь.
Почему же тогда после упоминания молитвы и поста бедуин сказал: «Войду ли я Рай, если ничего не добавлю к этому? », а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил утвердительно?!
Разъяснение. Ответ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, можно понять двояко: 1 ― Этот человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Я буду считать запретное запретным» , а оставление закята и хаджа – это запретный поступок (харам). Если этот человек будет считать оставление закята и хаджа запретным поступком, то, значит, он будет совершать их. Исходя из этого, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Да! ». 2 ― Такие хадисы следует понимать, не отрывая их от других хадисов на эту тему. В данном хадисе имеется в виду то, что этот человек войдет в Рай, но только при соблюдении всех условий и при отсутствии препятствий. Или же можно сказать, что такой человек когда-нибудь войдёт в Рай, после попадания в Огонь за оставление закята и хаджа. Если же он будет совершать молитву, поститься, выплачивать закят и совершать хадж и все остальные обязательные деяния, то он войдёт в Рай изначально, не попадая в Огонь.
«…если я буду совершать предписанные молитвы…» ― он имел в виду: пять обязательных молитв в течение дня и ночи, не совершая ничего, помимо этих пяти молитв.
«…поститься в месяц Рамадан…» ― он имел в виду: пост в месяц Рамадан, не соблюдая никаких постов, помимо этого.
«…буду считать дозволенное дозволенным…» ― учёные разделились относительно этой фразы на два мнения: Первое мнение: это – мнение, которое упомянул ан-Науауи, да помилует его Аллах, после приведения данного хадиса. Он сказал: « ″ …буду считать дозволенное дозволенным…″ ― то есть: буду совершать его, считая его дозволенным». Второе мнение: фразу следует понимать так: я буду убеждён в том, что всё разрешенное Аллахом является разрешенным для меня. В моём сердце не будет возражений относительно того, что дозволил Аллах, даже если я не смогу всего этого совершать. И второе мнение является более правильным на мой взгляд. «…буду считать запретное запретным…» ― это включает в себя две вещи: Во-первых, человек должен считать запретным то, что запретил Аллах. Во-вторых, человек должен оставлять то, что считает запретным. Если человек знает, что определенная вещь запрещена, но все равно совершает её, то он является грешником. Если же человек не считает запретным то, что запретил Аллах, то он вообще является неверующим, ибо он не считает истиной то, о чем сообщил Аллах.
23 Хадис: Любое благое дело есть садака. 23 ― Сообщается со слов Абу Малика аль-Хариса ибн ‘Асыма аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Очищение – это половина веры. Слова " Хвала Аллаху" (аль-Хамду ли-Ллях) заполнят собой весы. Слова ″ Пречист Аллах и хвала Аллаху" (Субхана Ллахи уа-ль-хамду ли-Ллях) заполнят собой пространство между небом и землёй. Молитва — это свет, милостыня (садака) — это луч, терпение — это сияние, а Коран — аргумент за тебя или против тебя. Все люди отправляются утром по своим делам, и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит». [Муслим, 223]. ________________________ Разъясняет шейх Салих али Шейх: Это – очень великий хадис, в котором содержатся лаконичные выражения избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Этот хадис оказывает положительное влияние на людские души и западает в сердца. Он смягчает сердца и побуждает людские души к покорности Аллаху. Этот хадис вобрал в себя множество шари‘атских законоположений и великих наставлений. «Очищение – это половина веры…» ― относительно этой фразы учёные высказали два мнения. Первое мнение: имеется в виду очищение от скверны, загрязняющей сердца, души и самого человека. Иначе говоря, очищение от многобожия (ширка), от совершения деяний напоказ (рия), от совершения запретного и оставления обязательных предписаний религии.
Аллах Всевышний сказал: ﴿ و َ ث ِ ي َ ا ب َ ك َ ف َ ط َ ه ّ ِ ر ْ ﴾ «Одежды свои очищай! ». [Сура аль-Муддассир, аят 4].
Некоторые учёные сказали [См. «Тафсир ат-Табари», 29/144-147; «Тафсир аль-Багъауи», 4/413; «Тафсир аль-Куртуби», 19/65; «Тафсир ибн Касир», 4/442; «ад-Дурр аль-Мансур», 8/325-327], что слова «…одежды свои очищай…» означают следующее: очищайся от многобожия (ширка). [Согласно этому мнению под одеждами подразумеваются человеческие деяния, очистить которые можно только искренне совершая их во имя Аллаха и исправно выполняя Его повеления. Верующий должен очищать свои деяния от злых умыслов, показухи, лицемерия, тщеславия, высокомерия, небрежности и всех недостатков, которые могут сделать его деяния тщетными либо уменьшить награду за них. Всевышний повелел Своим рабам избегать всего этого].
Также Аллах Всевышний сказал: ﴿ إ ِ ن ّ َ ه ُ م ْ أ ُ ن َ ا س ٌ ي َ ت َ ط َ ه ّ َ ر ُ و ن َ ﴾ «Воистину, эти люди хотят очиститься (от грехов)! ». [Сура аль-А‘раф, аят 82].
Некоторые учёные сказали, что речь идёт о людях, которые не хотят совершать мерзкие поступки. [См. «Тафсир ат-Табари», 8/235; «Зад уль-Масир», 3/227; «Тафсир аль-Куртуби», 13/219; «Тафсир ибн Касир», 2/231; «ад-Дурр аль-Мансур», 3/496].
И это мнение кажется более явным. Под очищением в данном хадисе имеется в виду очищение сердца, языка и органов от совершения запретных поступков и оставления обязательных предписаний. Именно это очищение является половиной веры, так как под очищением подразумевается оставление грехов. А вера (иман) состоит из двух вещей: совершение чего-то и оставление чего-то. Ведь, человек либо что-то делает, либо что-то оставляет. Если ты очистил своё сердце и свои органы тела от того, что запретил Аллах, то ты обрёл половину веры. После этого очищения тебе осталось обрести вторую половину веры, а это – совершение благодеяний.
Второе мнение: имеется в виду очищение водой (омовение) или землей (таяммум). [Таяммум — очищение песком, пылью или чистой землёй, совершение которого допускается в том случае, когда у человека нет возможности совершить малое или полное омовение водой].
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы