Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 5. Игровые технологии
1. Происхождение и социально-педагогическое значение игры, теория игры. Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной - 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессе социализации - в усвоении и использовании человеком общественного опыта. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: целеполагания; планирования; реализации цели; анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игры как процесса входят: • роли, взятые на себя играющими; • игровые действия как средства реализации этих ролей; • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными; • реальные отношения между играющими; • сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. 2. Игра как метод обучения. Основные функции игры. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: • в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; • в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии; • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); • в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела). Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. По мнению С.Л. Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции: • Функция социализации. • Функция межнациональной коммуникации. • Функция самореализации. • Коммуникативная функция игры. • Диагностическая функция игры. • Терапевтическая функция игры. • Функция коррекции. • Развлекательная функция игры. 3. Организация игры. Необходимо помнить, что отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования. Отбирают то, что достаточно сложно, что содержит в себе проблемность. Структура игры: Цели игры. Предмет игры. Сценарий игры. Графическая модель ролевого взаимодействия участников. Комплект ролей и функций игроков. Правила игры. Система оценивания. В методическое и техническое обеспечение деловой игры, как правило, включают: • проект деловой игры; • сценарий; • методические рекомендации по организации, проведению, форме представления результатов игры; • набор различных форм бланковой и другой документации; • перечень технических средств для деловой игры; • программы ЭВМ и соответствующие информационное и математическое обеспечение. 4. Деловая игра, технология деловой игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо - и социограмма. А.А. Вербицкий выделяет 5 психолого-педагогических принципов конструирования деловой игры: • принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; • принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; • принцип совместной деятельности; • принцип диалогического общения; • принцип двуплановости; • принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности. Деловая игра позволяет реализовать следующие основные педагогические функции: • формирование у будущих специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике; • приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений; • развитие профессионального теоретического и практического мышления; • формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации. Процесс конструирования деловой игры включает 4 этапа. Основная литература: [2, 3¸ 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13] Дополнительная литература: [17, 19, 20, 28, 30, 39, 44, 52] |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы