Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) «Русское устное народное творчество»



Используются постоянно телевизор, видеодвойка, музыкальный центр, магнитофоны, проигрыватели, фотоальбомы, кассеты и диски с записями фольклорного материала, раздаточный материал.

 

8. Методические рекомендации для преподавателя

 

В целях оптимизации преподавания предлагаются следующие направления, формы и виды работы:

в процессе изучения курса русского устного народного творчества преподаватель должен гибко использовать различные типы лекций, в том числе, инновационные: информационные, проблемные, лекции - визуализа­ции, лекции-диалоги; с помощью таких лекций задается последовательный переход от простой передачи информации до активного освоения студентами содержа­ния лекционного материала, возрастает роль диалогического взаимодействия и общения, усиливается процесс форми­рования профессионально значимых качеств будущих специалистов;

также гибко использовать разнообразные типы практических занятий, направленных на раскрытие эстетической ценности каждого фольклорного жанра;

исходя из специфики фольклора как учебной дисциплины, с самого начала обучения в вузе надо учить студентов-филологов самостоятельно читать произведения, в этом плане целесообразно регулярно проводить собеседования по прочитанным произведениям, ставить перед студентами на консультациях и индивидуальных занятиях проблемные вопросы, направленные на углубленное освоение прочитанного материала;

практиковать ведение студентами читательских дневников, содержащих краткие записи прочитанного, регулярно проверять дневники;

с самого начала изучения русского устного народного творчества учить студентов самостоятельно добывать научную информацию, для этого на групповых консультациях обучать студентов с первого же курса конспектированию исследовательской литературы, учить выделять основные положения в монографиях и научных статьях; проводить собеседования по конспектам для выявления уровня освоения материала;

обучать студентов навыкам самостоятельного анализа произведений устного словесного творчества, принадлежащих разным родам и жанрам; преподаватели не ограничиваются лишь указанием тем, выносимых для самостоятельного изучения, а с первых курсов обучают навыкам самостоятельного освоения материала;

эффективными в плане организации самостоятельного освоения материала студентами и индивидуализации обучения являются формы работы, предусматривающие вовлечение студентов в деятельность преподавателя; на первых этапах можно практиковать включение в лекцию преподавателя небольших выступлений студентов по локальным вопросам лекционной темы;

сформировать у студента-филолога положительную установку на материал и будущую специальность – учителя-словесника; этому подчинены виды работы, направленные на качественное освоение материала, формирование исследовательского подхода к фольклору, формирование навыков самостоятельной работы, умение практически применять полученные знания;

с учетом контингента студентов разных национальностей практиковать проведение параллелей между произведениями русского устного словесного творчества с произведениями татарского и чувашского фольклора, которые направлены на углубленное освоение изучаемого материала.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМатика лекций

ЛЕКЦИЯ 1. Специфика фольклора и его место
в жизни народа (2 часа)

Вопросы лекции [2]

1. Понятие о словесном искусстве. Его виды.

2. Общие черты фольклора и литературы.

3. Особенности устного народного поэтического творчества (время появления, устность передачи, художественный метод, категория авторства, изменяемость, вариантность, традиционность, коллективность как открытая возможность сотворчества, синкретизм, система жанров, специфика языка и изобразительно-выразительных средств).

4. Фольклор как компонент национальной культуры. Связь его с другими видами искусства. Разные формы влияния на литературу.

Литература

Соответствующий раздел в рекомендованных выше учебниках (Зуева, Кирдан, с. 5–14; Аникин, с. 5–46; Аникин, Круглов, с. 3–49, 364–381; Новикова, с. 5–13; Кравцов, с. 5–33, 353–383; Кравцов, Лазутин, с. 7–21, 337–363).

Фрагменты работ В.Д. Бонч-Бруевича, Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, Н.П. Андреева, Ю.М. Соколова, Б.Н. Путилова, В.П. Аникина, П.Г. Богатырёва, В.Е. Гусева, В.Я. Проппа, Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, В.М. Жирмунского и В.М. Гацака, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (Раздел 3, с. 38–134).

Фрагменты работ В.Я. Проппа, В.П. Аникина, С.Н. Азбелева, В.М. Гацака в кн.: Зуева, Кирдан. Хрестоматия исследований, с. 4–17.

Фрагменты работ Ф.И. Буслаева, Ю.М. Лотмана, В.П. Аникина, П.Г. Богатырева, В.Е. Гусева, В.Я. Проппа, Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, В.М. Жирмунского, В.М. Гацака, С.Н. Азбелева и статью А.Н. Веселовского «Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов» в хрестоматии по фольклористике Кругловых-Смирновой, с. 7–60 и 545–559. Кроме того, рекомендуется также изучить разделы «Литература и фольклор» (с. 605–648) и «Музыка и фольклор» (с. 651–676).

Аникин В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для филол. спец. вузов.– М.: Высш. шк., 1987.– С. 3–82.

Померанцева Э.В. О русском фольклоре.– М., 1977.– 120 с.

Слова и термины для усвоения [3]

Народное творчество, фольклор, род, эпос, лирика, драма, вид, жанр, жанрообразование, образ художественный, метод художественный, язык художественный, тип художественный, художественное творчество, художественное обобщение, творческий процесс, типизация, талант художественный, правда художественная, форма художественная, действительность, версия, вариант, эстетика, генезис, эволюция, традиционность, импровизация, анонимность, коллективность, коммуникативность, мидиум, синкретизм, синтез искусств, одновалентность, диалект, хореография, изобразительно-выразительные средства, гипербола, литота, параллелизм, символика, эпитет, свобода творчества.

 

 

ЛЕКЦИЯ 2.

       Народный календарь и его поэзия (2 часа)

Вопросы лекции

1. Возникновение обрядов и обрядовой поэзии.

2. Заговоры (определение жанра, его происхождение, многофункциональность, классификация, поэтика, познавательное и эстетическое значение).

3. Основные праздники русского земледельческого календаря. Отражение в них примет для сельскохозяйственных работ, языческой и христианской религий.

4. Классификация календарной песенной поэзии. Изучение, современное состояние и судьба различных жанров календарной поэзии.

Литература

а) Тексты

Поэзия крестьянских праздников / Вступ. ст., сост., подгот. текстов и примеч. И.И. Земцовского.– 2-е изд.– Л.: Сов. писатель, 1970.– 636 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

Русское народное творчество в Башкирии / Под общ. ред. Э.В. Померанцевой. Сост. С.И. Минц, Н.С. Полещук, Э.В. Померанцева: Отв. ред. А.Н. Киреев. – Уфа: Башкнигиздат, 1957. – С.139-146.

Зоренька вечерняя: Сб. песен / Сост., вступ. ст., коммент. и общ. ред. И. Е. Карпухина; Сост. и муз. ред. И. Н. Васильева.– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2000.– С. 3–46.

Календарно-обрядовая поэзия сибиряков / Сост., вступ. ст. и примеч. Ф.Ф. Болонева и М.Н. Мельникова.– Новосибирск: Наука, 1981.– 351 с.

Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. и подготов. текста К. Чистова и Б. Чистовой; Вступ. ст., предисл. к разделам и коммент. К. Чистова.– Л.: Худож. лит., 1984.– С. 5–184.

Обрядовая поэзия / Сост., предисл., примеч., подгот. текстов В.И. Жекулиной, А.Н. Розова; Худож. Т.М. Чиркова.– М.: Современник, 1989.– 735 с.: ил. (Классическая б-ка «Современника»). См.: с. 5–319.

Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой.– М.: Изд-во «Правда», 1989.– 496 с.

Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным.– В 4 ч.– СПб., 1994.– 464 с. (или: М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.– 608 с.)

Обрядовая поэзия: Книга 1. Календарный фольклор / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова.– М.: Русская книга, 1997.– 576 с. (Б-ка русского фольклора; т. 3).

Иван Панкеев. Обычаи и традиции русского народа.– М.: Бета–Сервис, 1998.– С. 323–442.

Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953–1993 гг. / Под. ред. В. П. Аникина.– М.: Изд-во МГУ, 1998.– 480 с.

Степанова Наталья. Большая книга заговоров. – М.: РИПАЛ КЛАССИК, 2003. – 1216 с.

Некрылова Анна. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. – СПб.: Азбука – Классика, 2007. – 768 с.

Раздел в рекомендованных выше хрестоматиях по фольклору. К примеру, Зуева, Кирдан. Хрестоматия.– С. 5–60.

б) Исследования

Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни: Для пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.».– 2-е изд., испр. и доп..– М.: Высш. шк., 1989.– 320 с. (можно пользоваться изд-м 1982 г.).

Круглов Ю. Г. Русский обрядовый фольклор.– Изд. 2-е. – М.: Сов. писатель, 2000.– 362 с. (можно 1-е изд. 1999 г.).

Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI–XIX веков: Очерки по истории народных верований.– М., 1957.

Аникин В.П. Русский фольклор.– М.: Высш. шк., 1987.– С. 83–182.

Агапкина Т. А. Этнографические связи календарных песен: Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян.– М., 2000.

Федорова В. П. Человек и слово в заговорах: Южное Зауралье. Конец ХХ века. – Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2001.– 200 с.

Карпухин И.Е. Календарные обрядовые песни в Кугарчинском районе Башкирии (по записям последнего времени) // Фольклор народов РСФСР. – Уфа, 1989. – С.101-109.

Ахатова Ф.Г. Восточнославянские песни в Башкортостане: Фольклорные процессы в многоэтничном районе. – М.: Наука, 2006. – 286 с.

Фрагменты работ А.Н. Афанасьева, А.А. Блока, В.И. Чичерова, Н.П. Колпаковой и К.В. Чистова из хрестоматии по фольклористике Круглова (Раздел 4-й «Обрядовая поэзия», с. 135–176).

Разделы «Обрядовая поэзия» из хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой, с. 63–117 и «Обряды и обрядовый фольклор» из хрестоматии исследований Зуевой и Кирдана, с. 36–48.

Раздел учебников (Зуева, Кирдан, с. 51–86; Аникин, с. 49–162; Аникин, Круглов, с. 57–67; Новикова, с. 53–67; Кравцов, с. 34–52; Кравцов, Лазутин, с. 41–55).

Слова и термины для усвоения

Обряд, обычай, традиция, предрассудки, суеверие, игра, игрище, культ предков, ритуал, анимизм, тотемизм, антропоморфизм, заклинание, заговор, ритм, ряженье, коляда, святки, зеленые святки, масленица, веснянки, Благовещенье, Рождество, Крещенье, Пасха, Троица, Семик, Русальная неделя, Иван Купала, календарный цикл, подблюдные песни, трудовые, величальные, корильные и жнивные песни, идеализация, замысел, контраст.

 

ЛЕКЦИЯ 3. Русские народные сказки (2 часа)

Вопросы лекции

1.  Происхождение сказок. Собирание и изучение их.

2.  Специфические черты сказки как жанра.

3.  Классификация сказок (о животных, волшебные, бытовые новеллистические).

4.  Поэтика сказок. Их судьба.

Литература

а) Тексты

Русское народное творчество в Башкирии / Под общ. ред. Э.В. Померанцевой. Сост. С.И. Минц, Н.С. Полещук, Э.В. Померанцева: Отв. ред. А.Н. Киреев. – Уфа: Башкнигиздат, 1957.

Сказки / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова.– М.: Сов. Россия.– Кн. 1, 1988.– 544 с.; Кн. 2, 1989.– 576 с.; Кн. 3, 1989.– 624 с. (Б-ка русского фольклора).

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. / Изд. подгот. Л.Г. Бараг и Н.И. Новиков.– М., 1985 (можно другие издания).

Худяков И.А. Великорусские сказки в записях И.А. Худякова.– 2-е изд.– М.; Л., 1964.– 302 с.

Народные сказки, легенды, предания и были Башкирии / Подгот. текстов, ред., вступ. ст. и примеч. Л.Г. Барага.– Уфа, 1969.– 192 с.

Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала. – Вып. 1.– Уфа, 1974.– 284 с.

Сказки, легенды и предания Башкирии: В новых записях на русском языке / Под ред. и с коммент. Л.Г. Барага.– Уфа: Баш. кн. изд-во, 1975.– 176 с.

Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре.– Вып. 2: Детство. Отрочество / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. Аникина; Подбор ил. В. Жигулёвой; Фотограф А. Рязанцев.– М.: Худож. лит., 1994.– С. 5.– 400.

Сказки / Отбор текстов и фотоматериалов, классификация, составление, вступ. статья, словарь, алфавитный указатель И.Е. Карпухина; Коммент. совместно с Э.А. Карпухиной. – Уфа: Китап, 2008. – 440 с., илл. 10 с.

Раздел в хрестоматиях по фольклору.

Дополнительно (для сравнения). Башкирское народное творчество: Богатырские сказки / Перевод с башк.– Уфа: Башкнигоиздат, 1988.– Т. 3.– 448 с.; Волшебные сказки. Сказки о животных. – Уфа: Башкнигоиздат, 1990.– Т. 4.– 512 с.; Сказки бытовые.– Уфа: Башкнигоиздат, 1990.– Т. 5 – 496 с.

б) Исследования

Подлежат обязательному изучению извлечения из работ Ф.И. Буслаева, Б. и Ю. Соколовых, А.И. Никифорова, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, В.М. Жирмунского, В.П. Аникина, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 203–261); из работ В.Г. Белинского, А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, Н.В. Новикова, Л.Г. Барага, И.П. Березовского, К.П. Кабашникова, Н.В. Новикова в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана, с. 58–83; А.Н. Веселовского, Ф.И. Буслаева, Н.Е. Онучкова, Б. и Ю. Соколовых, Е.Н. Трубецкого, А.И. Ильина, А.И. Никифорова, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, В.М. Жирмунского, В.А. Аникина, А.П. Пельтцер и В.П. Руднева в хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой, с. 168–252, а также раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 133–168; Аникин, с. 445–495; Аникин, Круглов, с. 134– 176; Новикова, с. 135–160; Кравцов, с. 101–128; Кравцов, Лазутин, с. 96–121).

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.– Изд-во ЛГУ, 1946.– 340 с. (или: М.: Изд-во Лабиринт, 2000).

Померанцева Э.В. Русская народная сказка.– М.: Изд-во АН СССР, 1963.– 128 с.

Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки.– Изд-во АН СССР, 1965.– 220 с.

Пропп В.Я. Морфология сказки.– 2-е изд.– Л., 1969.– 168 с.

Позднеев А.В. Практикум по курсу «Устное народное творчество».– М.: Просвещение, 1970.– С. 35–51.

Ведерникова Н.М. Русская народная сказка.– М.: Наука, 1975.– 135 с.

Русские сказочники: Пособие для учителя / Сост. Э.В. Померанцева.– М.: Просвещение, 1976.– 190 с.

Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 1977.– 208 с.

Сравнительный указатель сюжетов: Восточно-славянская сказка.– Л.: Наука, 1979.

Пропп В.Я. Русская сказка.– Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.– 335 с.

Зуева Т.В. Волшебная сказка / Под ред. Б.П. Кирдана.– М., 1993.

Корепова К.Е. Русская лубочная сказка.– Н. Новогород, 1999.

Амроян И.Ф. Типология цепевидных структур.– Тольяти, 2000.

Слова и термины для усвоения

Сказка, несказочная проза, легенда, предание, быличка, запрет, оборотничество, аллегория, иносказание, ирония, гротеск, сарказм, гуманизм, смех, конфликт, комическое, фабула, присказка, зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка, финал, художественное время, художественное пространство, замкнутое пространство, персонаж, герой, ложный герой, враг, антропоморфные помощники, биоморфные помощники, чудесные предметы, даритель, отправитель, манера, колорит, юмор, испытание водой и огнём, временная смерть.

ЛЕКЦИЯ 4. Былины (2 часа)

Вопросы лекции

1. Понятие об эпосе.

2. Собирание и изучение былин в XVIII – XX веках.

3. Специфические черты жанра (на примере былины «Илья Муромец и Соловей–разбойник»).

4. Происхождение былин. Их классификация. Судьба жанра. Значение.

Литература

а) Тексты

Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 г. (любое изд.).

Былины / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Б.Н. Путилова.– 2-е изд.– Л.: Сов. писатель, 1957.– 485 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

Илья Муромец / Подгот. текста, ст. и коммент. А.М. Астаховой.– М.; Л.: АН СССР, 1958.– 557 с.

Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / Изд. подгот. А.П. Евгеньева и Б.Н. Путилов.– 2-е изд., доп. – М.: Наука, 1977.– 478 с.

Новгородские былины / Изд. подгот. Ю.И. Смирнов, В.Г. Смолицкий.– М.: Наука, 1978.– 456 с.

Былины / Сост., автор предисл. и вводн. текст. В.И. Калугин.– М.: Современник, 1986.– 559 с. (Классическая б-ка «Современника»).

Былины / Сост., вступ. ст., подгот. текстов, коммент. Ф.М. Селиванова.– М.: Сов. Россия, 1988.– 576 с. (Б-ка русского фольклора; Т. 1.).

Раздел в хрестоматиях по фольклору.

б) Исследования

Изучить извлечения из статей А.Ф. Гильфердинга, В.Ф. Миллера, А.П. Скафтымова, А.М. Астаховой, В.Я. Проппа, Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачева и Ф.М. Селиванова, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 292–364), а часть из них – в Хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана, с. 90– 120; раздел «Былины» в хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой, с. 297–399, и раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 186–249; Аникин, с. 301–366; Аникин, Круглов, с. 197–249; Новикова, с. 172–209; Кравцов, с. 143–173; Кравцов, Лазутин, с. 137–171).

Пропп В.Я. Русский героический эпос.– 2-е изд.– М.: ГИХЛ, 1958.– 603 с.

Плисецкий М.М. Историзм русских былин.– М.: Высш. шк., 1962.– 240 с.

Аникин В.П. Русский богатырский эпос: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 1964.– 191 с.

Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения.– М.; Л.: Наука, 1966.– 291 с.

Позднеев А.В. Практикум по курсу «Устное народное творчество».– М.: Просвещение, 1970.– С. 51–78.

Юдин Ю.И. Героические былины.– М.: Наука, 1975.– 120 с.

Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора.– Л.: Наука, 1982.– 328 с.

Калугин В. Герои русского эпоса: Очерки о русском фольклоре.– М.: Современник, 1983.– 351 с.

Аникин В.П. Былины: Метод выявления исторической хронологии вариантов.– Изд-во МГУ, 1984.– 288 с.

Селиванов Ф.М. Русский эпос: Учеб. пособие для вузов.– М.: Высш. шк., 1988.– 207 с.

Гацак В. М. Устная эпическая традиция во времени: Историческое исследование поэтики.– М., 1989.

Астафьева Л. А. Сюжет и стиль русских былин.– М., 1993.

Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Русский былинный эпос: Учеб. пособие.– Курск, 1995.

Новиков Ю.Г. Сказитель и былинная традиция.– СПб, 2000.

Слова и термины для усвоения

Былина, ста́ рина, духовный стих, думы, руны, Урал батыр, Акбузат, нарты, Калевала, Манас, Алпамыш, олонхо, Джангар, коллизия, контаминация, общие места, исход, эпическое время, эпическое пространство, эпическое повествование, богатырь, батыр, сказитель, циклизация, былины героические, былины новеллистические, тонический стих, гусли, гусляр, речитатив, фольклоризованная история, тавтология, повтор через отрицание, синонимический повтор, экспрессивность, стилизация, противопоставление.

ЛЕКЦИЯ 5. Русские народные лирические песни
(необрядовые) (2 часа)

Вопросы лекции

1. Специфические черты народной лирики.

2. Собирание, изучение, классификация, современное состояние и значение песен.

Литература

а) Тексты

Собрание разных песен М. Д. Чулкова.– Ч. 1–3.– СПб., 1770–1773 (Переизд.: СПб, 1913).

Львов Н. Л. Собрание народных русских песен с их голосами. На музыку переложил Иван Прач.– СПб, 1790 (Переизд.: М., 1955).

Песни, собранные П. В. Киреевским: Новая серия.– Вып. 2: В 2-х ч.– М., 1917 (ч. 1); 1929 (ч. 2). (Также: Собрание народных песен П.В. Киреевского: Записи в Симбирской и Оренбургской губерниях.– Т. 1 / Подгот. текстов к печати, ст. и коммент. А. Д. Соймонова.– Л., 1977; Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи П.И. Якушкина: В 2-х т. / Подгот. текстов, вступ. ст., коммент. З.И. Власовой.– Л., 1983; 1986).

Великорусские народные песни / Изданы проф. А. И. Соболевским.– Т. I–VII.– СПб., 1886–1902.

Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и примеч. А.М. Новиковой.– М., 1957.

Русские народные песни / Сост. и ввод. тексты В. В. Варгановой.– М.: Правда, 1988.– С. 275– 559.

Русские песни и романсы / Вступ. ст. и сост. В.Е. Гусева; Худож. Б. Тржемецкий.– М.: Худож. лит., 1989.– 542 с. (Классики и современники. Поэтич. б-ка).

Лирические песни / Сост., предисл., подгот. текстов и примеч. П.С. Выходцева.– М.: Современник, 1990.– 653 с.

Русское народное творчество в Башкирии / Под общ. ред. Э.В. Померанцевой. Сост. С.И. Минц, Н.С. Полещук, Э.В. Померанцева: Отв. ред. А.Н. Киреев. – Уфа: Башкнигиздат, 1957.

Зоренька вечерняя: Сб. песен / Сост., вступ. ст., коммент. и общ. ред. И. Е. Карпухина; Сост. и муз. ред. И. Н. Васильева.– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2000.– С. 3–15, 71–129.

Можно использовать и любые другие издания лирических песен.

Раздел в хрестоматиях по фольклору.

Для сравнения:

Устно-поэтическое творчество мордовского народа: Саранск, 1965.– Т. 2.– 372 с.

Башкирское народное творчество: Песни (дооктябрьский период) / Перевод с башк. Д. Даминова.– Уфа: Китап, 1995.– Т. 8.– 400 с.

б) Исследования

Изучить отрывки из статей А.Н. Веселовского, Б.М. Соколова, С.Г. Лазутина, А.М. Новиковой, Т.М. Акимовой, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 364–395), или раздел «Песни» из хрестоматии по фольклористике Кругловых-Смирновой (с. 400–457), или статьи Ан. Григорьева, А.Н. Веселовского, Б.М. Соколова, И.Н. Розанова в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана, с. 138–174, и раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 288–313; Аникин, с. 526–555; Аникин, Круглов, с.256–271; Новикова, с. 234–270; Кравцов, с. 205–231; Кравцов, Лазутин, с. 204–228).

Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики.– М., 1959.

Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня.– М.; Л., Изд-во АН СССР, 1962.– 284 с.

Лазутин С.Г. Русские народные песни.– М., 1965.– 292 с.

Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни.– Изд-во Саратов. гос. ун-та, 1977.– 188 с.

Ерёмина В.И. Поэтический строй русской народной лирики.– М., 1978.

Хроленко А.Г. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни.– Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1981.– 163 с.

Артемченко Е.Б. Принципы народно-песенного текстообразования.– Воронеж, 1988.

Мальцев Г. И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики.– Л., 1989.

Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы: Учеб. пособие для вузов.– М.: Высш. шк., 1990.– С. 22–99.

Дианова Т. Б. Военно-бытовые песни донских казаков.– М., 1996.

Этномузыкология / Под ред. А.М. Мехнецова. – СПб., 2005.

Слова и термины для усвоения

Лирическая песня, частые песни, песни протяжные, ступенчатое сужение образа, симметрия, параллелизм, цепочное построение, рифма, символика, метафора, сравнение, распев, выделение единичного из множества, постоянный эпитет, единоначатие, метафоричность, композиционная форма, композиционный приём, композиционный принцип, низменное, идеальная красота, портрет, сюжетная ситуация.

 

ЛЕКЦИЯ 6. Русская частушка (2 часа)

Вопросы лекции

1. Специфические черты жанра. Сходство с лирическими песнями и отличия от них.

2. Вопрос о происхождении частушек.

3. Идейно-тематическое богатство частушек и их художественное своеобразие.

4. Судьба жанра. Билингвистические частушки-такмаки.

Литература

а) Тексты

Народно-поэтическая сатира.– 2-е изд.– Л.: Сов. писатель, 1960.– С. 335–409. (Б-ка поэта. Большая серия).

Частушки в записях советского времени / Изд. подгот. З.И. Власова и А. А. Горелов.– М.; Л.: Наука, 1965.– 496 с.

Частушки / Предисл. В.Ф. Бокова; Вступ. ст., подгот. текста и примеч. В.С. Бахтина.– 2-е изд.– М.; Л.: Сов. писатель, 1966.– 606 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

Частушки / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова.– М., 1990.

Русская частушка / Авт. вступ. ст. и сост. А.В. Кулагина.– М., 1992.

Частушки (в устах нерусских Башкортостана) / Сб. матер., сост., перевод двуязычн. текстов, вступ. ст., коммент., слов., фотоматериалы и поясн. к ним И.Е. Карпухина; Нотн. рашифр. И.Н. Васильева.– Уфа: Китап, 2003.– 528 с.: илл.

Частушки (устами русских) / Сбор материала, сост., вступ. ст., коммент., словарь и фотоматериалы И.Е. Карпухина; коммент. совместно с Э.А. Карпухиной; нотные расшифровки и поясн. к ним М.В. Гарбуз.– Уфа: Китап, 2006. – 776 с., илл. 

Можно использовать любое издание частушек, включая раздел в хрестоматиях по фольклору.

б) Исследования

Карпухин И.Е.Частушки в Башкортостане на рубеже тысячелетий: Монография. – Уфа: Гилем, Наука, 2011. – 220 с. + 12 с. илл.

Лазутин С. Г. Русская частушка: вопросы происхождения и формирования жанра.– Воронеж, 1960.

Зырянов И.В. Поэтика русской частушки.– Пермь, 1974.– 173 с.

Карпухин И.Е. Частушка на русской свадьбе // Фольклор народов РСФСР.– Уфа, 1985.– С. 48–56.

Карпухин И.Е. О взаимодействии русских частушек и тюркоязычных такмаков в Башкирии (по материалам фольклорного фонда Стерлитамакского гос. пединститута) // Фольклор народов РСФСР.– Уфа, 1987.– С. 110–122.

Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки, пословицы: Учеб. пособие для вузов.– М.: Высш. шк., 1990.– С. 100–117.

Кулагина А.В. Поэтический мир частушки.– М., 2000.

Раздел в учебниках (Аникин, Круглов, с. 321–333; Аникин, с. 674–701; Зуева, Кирдан, с. 358–368; Новикова, с. 300–312, 335–336; Кравцов, с. 232–248; Кравцов, Лазутин, с. 229–239).

Извлечения из работ Н.П. Колпаковой и И.В. Зырянова, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова, с. 395–406, и в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана, с. 175–179, раздел «Частушки» в хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой, с. 458–475.

Слова и термины для усвоения

Частушка, такмак, билингвистические частушки-такмаки, лаконизм, эскиз, аллетирация, ассонанс, мужские, женские, дактилические, внутренние рифмы, смежный, охватный, перекрестный способы рифмовки, рифма типа рубаи, сквозное развитие темы, синтаксический параллелизм, антитеза, метанимия, синекдоха, звукопись, диссонанс, анафора, эпифора, миниатюра, инверсия, строфа.

 

ЛЕКЦИЯ 7. Фольклор в советскую и постсоветскую эпохи и его место в работе учителя (2 часа)

Вопросы лекции

1. Фольклорное наследие в послеоктябрьскую эпоху.

2. Специфические черты советского фольклора (жанры, тематика, герои, актуальность, иной подход в освещении традиционных тем, связь с профессиональным творчеством, межнациональные взаимодействия).

3. Сложность и противоречивость современных фольклорных процессов (фольклор, художественная самодеятельность, песни под гитару и т.п.).

4. Объём и место фольклора в учебных программах средней школы.

5. Использование фольклора во внеклассной работе учителя (воспитательные часы, вечера фольклора в школе, кружок по собиранию и изучению фольклора).

6. Методика записи фольклора (Основные требования. Паспорт. Комментарии. Оформление записей).

Литература

а) Тексты

Народное творчество в годы Великой Отечественной войны / Сост. В. А. Тонков.– Воронеж, 1951.

Карпухин И.Е., Корепова К.Е., Круглов Ю.Г. Леонова Т.Г., Селиванов Ф.М. О проведении фольклорной практики на филологических факультетах педагогических институтов /Методические рекомендации для специальности 2101 «Русский язык и литература».– М., 1980.– 70 с.

Карпухин И.Е. Программа для записи русской и нерусской свадьбы в Башкирии.– Стерлитамак, 1981.– 17 с.

Селиванов Ф.М. Студенческая фольклорная практика: Учебно-методическое пособие.– М.: Изд-во МГУ, 1982.– 68 с.

Круглов Ю.Г. Фольклорная практика.– М.: Просвещение, 1986.– 128 с.

Морохин В.Н. Методика собирания фольклора: Учеб. пособие для вузов.– М.: Высш. шк., 1990.– 86 с.

Как записывать фольклор // Хрестоматия Новиковой.– С. 500 – 502.

Карпухин И.Е. Памятка к выполнению работы по записи произведений фольклора // Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество: Учеб. метод. пособие.– М., Высш. шк., 2005 – С. 256-260.

Крупянская В. Ю., Минц С. М. Материалы по истории Великой Отечественной войны.– М., 1953.

Русский советский фольклор: Антология / Сост. и примеч. Л.В. Домановского, Н.В. Новикова, Г.Г. Шаповаловой; Вступ. ст. Л.В. Домановского; Под ред. Н.В. Новикова и Б.Н. Путилова.– Л.: Наука, 1967.– 190 с.

Потявин В.М. Современные русские народные песни.– Кемерово, 1968.– Вып. 1; Кемерово, 1976.– Вып. 2.

50 твоих песен и написанные Евгением Долматовским рассказы о них.– М.: Детская литература, 1967.– 272 с.

Уральская величальная: Советский фольклор народов Урала.– Пермск. кн. изд-во, 1972.– 214 с.

И поёт мне в землянке гармонь…: Фольклор Великой Отечественной войны / Сост., вступ. ст., примеч., слов. Б.П. Кирдана.– М.: Просвещение, 1995.– 288 с.

Раздел в хрестоматиях по фольклору.

б) Исследования

Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество.– М.; Л.: Наука, 1963.– 549 с.

Русский фольклор Великой Отечественной войны / Ответ. ред. В.Е. Гусев.– М.; Л.: Наука, 1964.– 477 с.

Современный русский фольклор.– М, 1966.

Фольклор и художественная самодеятельность / Ответ. ред. Н.В. Новиков.– Л.: Наука, 1968.– 232 с.

Гончарова А.В. Устные рассказы Великой Отечественной войны.– Калинин, 1977.– 174 с.

Извлечения из работ Л.В. Домановского и Б.Н. Путилова, напечатанные в хрестоматиях по фольклористике Круглова (с. 456–472), Кругловых–Смирновой (с. 586–602) и Минц, Померанцевой (с. 386–397).

Раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 372–382; Аникин, Круглов, с. 349–363; Новикова, с. 354–394; Кравцов, с. 316–352; Кравцов, Лазутин, с. 308–336).

Слова и термины для усвоения

Современный фольклор, советский фольклор, песня-призыв, героическая баллада, переделки-пародии, песня-раздумье, песня-послание, песня-слава, мещанский (жестокий) романс, силлабо-тонический стих, исторический рассказ, автобиографический рассказ, новеллистический рассказ, анекдот, художественная самодеятельность, эстрадное искусство, песни под гитару, актуальность, билингвизм.

Фольклорная практика, экспедиция, полевые условия, полевой дневник, фольклорный архив, справочный аппарат, титульный лист, поэтическая значимость, собиратель, исполнитель, информатор, ремарка, анкетирование, комментарии, паспортизация, комментарий реальный, комментарий этнографический, исторический комментарий, творческий портрет исполнителя, биография, опись текстов, указатель магнитофонных записей, историко-этнографическая характеристика места.

 

9. Методические рекомендации студентам:

Студент должен научиться:

· осмысленно, без искажения концепции излагаемого материала конспектировать лекции преподавателя;

· научиться самостоятельно читать тексты произведений устного словесного творчества, постигая при этом эстетическую ценность произведений;

· регулярно делать записи о прочитанном в дневнике читателя;

· самостоятельно добывать научную информацию, используя при этом самые разнообразные средства: научную литературу, Internet и пр.;

· научиться работать с научной и критической литературой: конспектировать, выделяя основные положения научных материалов, активно выступать на практических и семинарских занятиях с материалами предварительной самостоятельной работы;

· осваивать навыки анализа художественных произведений; активно выступать на практических и семинарских занятиях с материалами анализа;

· уметь применять в практике анализа художественных произведений теоретические знания, прежде всего касающиеся стилевых, родово-видовых особенностей художественных произведений, специфики жанра;

· уметь соотносить факты фольклора с фактами общественной и исторической жизни народа, страны;

· с самого начала изучения УНТ уметь мыслить контекстами: осмыслять рассматриваемые произведения в связи с фольклором других народов;

· хорошо знать и продолжать изучать историю и культуру как своей страны, так и зарубежных стран в целях углубленного освоения фактов рассматриваемых произведений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.138 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь