Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ



тематика практических занятий
с вопросами для самоподготовки и методическими рекомендациями

Занятие 1-2. Специфика устного народного
поэтического творчества как особого
вида словесного искусства (4 часа)

1. Когда и в связи с чем появился фольклор? Связь фольклора с действительностью.

2. Общие черты фольклора и литературы (слово как средство для создания художественного образа, родовые черты, формы распространения и т.п.).

3. Специфика фольклора (устность передачи, традиционность, изменяемость, вариантность, категория авторства, коллективность как открытая возможность сотворчества, анонимность, художественный метод и принципы создания образа, синкретизм, система жанров, особенность языка и изобразительно-выразительных средств).

4. Взаимовлияние фольклора и литературы. Фольклор и другие виды искусства.

Перед студентами стоит задача глубоко разобраться в специфике устного народного творчества, проникнуть в его сущность. Эти знания будут ключом для понимания и усвоения всего курса фольклора и отдельных его жанров. Более того, они помогут осознать проблему фольклоризма конкретных писателей или литературы в целом, проблему, с которой филолог будет постоянно сталкиваться в своей работе. Для этого нужно:

* Изучить лекцию и соответствующий раздел по одному из рекомендованных учебников (Зуева, Кирдан, с. 5–14; Аникин, с. 5–45; Аникин, Круглов, с. 3–10, 23–49; Новикова, с. 3–13; Кравцов, с. 5–33; Кравцов, Лазутин, с. 7–21, 33–40).

* Прочесть:

а) в хрестоматии по фольклористике Круглова раздел третий «Общетеоретические вопросы фольклористики» (с. 38–134), где помещены извлечения из работ В.Д. Бонч-Бруевича, Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, Н.П. Андреева, Ю.М. Соколова, Б.Н. Путилова, В.П. Аникина, П.Г. Богатырёва, В.Е. Гусева, В.Я. Проппа, Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, В.М. Жирмунского и В.М. Гацака;

б) в хрестоматии по фольклористике Минц, Померанцевой (с. 195–205, 214–233) или в хрестоматии Морохина (с. 181–184, 292–308), сделать при необходимости краткие записи в рабочей тетради для практических занятий;

в) из хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана изучить фрагменты работ В.Я. Проппа, В.П. Аникина, С.Н. Азбелева и В.М. Гацака (с. 4–17).

г) из хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой извлечения из работ Ф.И. Буслаева, Ю.М. Лотмана, В.П. Аникина, П.Г. Богатырева, В.Е. Гусева, В.Я. Проппа, Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, В.М. Жирмунского, В.М. Гацака, С.Н. Азбелева (с. 7–60), А.Н. Веселовского (с. 545–559), а также разделы «Литература и фольклор» (с. 605–648) и «Музыка и фольклор» (с. 651–676).

Занятие 3. Русская народная свадьба (2 часа)

1.Свадьба. Основные её картины и действующие лица.

2. Хозяйственно-бытовые и магические элементы старинного свадебного сюжета.

3.Драматическая и игровая сущность свадьбы.

4.Жанры свадебного фольклора, их органическая связь с обрядовыми ситуациями.

5.Функциональная многозначность свадебных песен. Их художественное своеобразие.

6.Современное состояние русской свадьбы в Республике Башкортостан и её взаимодействие со свадьбами других народов.

При подготовке к занятию необходимо проработать лекцию, соответствующий раздел в одном из названных выше учебников (Зуева, Кирдан, с. 86–113; Аникин, с. 163–203; Аникин, Круглов, с. 68–71, 73–101; Новикова, с. 67–86, 90–93; Кравцов, с. 52–64; Кравцов, Лазутин, с. 56–67), хрестоматий по фольклору (Круглов, с 27–55; Новикова, с. 17–36, 44–46; Кравцов, с. 22–37; Померанцева, Минц, с. 137–161; Зуева, Кирдан, с. 60–100) и другие источники, указанные к лекции 4. Ознакомиться с типами публикаций свадебного фольклора. Используя исследования И.Е. Карпухина, Ю.Г. Круглова и других, составить схему традиционной и современной свадьбы, выявить жанровый состав свадебного фольклора и приуроченность свадебных песен и причитаний к определенным картинам свадебного сюжета; уметь объяснить тенденции в развитии свадьбы, знать не менее двух текстов каждого жанра свадебного фольклора и уметь их анализировать.

Для анализа взять песни из данного пособия, а для сравнения из хрестоматий по фольклору следующие произведения:

а) величальные жениху «Как у светлого у месяца…» (Круглов, № 49, с. 27), «Что у месяца золоты рога» (Зуева, Кирдан, с. 88–89), дружке «Друженька хорошенький…» (Круглов, № 53. с. 28–29 или Кравцов, с. 29–30, или Зуева, Кирдан, с. 93–94, 97);

б) корильные жениху «Ты, невеста, перед кем стоишь?..» (Круглов, № 62, с. 32) и дружке «Во саду не лук ли?..» (Круглов № 64, с. 32–33) или «Друженька хорошенький…» (Новикова, № 22, с. 28; Зуева, Кирдан, с. 97);

в) свадебные лирические песни «Не в трубушку трубили рано на заре…» (Круглов, № 70, с. 35–36; Зуева, Кирдан, с. 64 или «Недолго веночку на стеночке висеть…», Новикова, № 9, с. 21; Зуева, Кирдан, с. 69), «Маменька, разлучники едут…» (Круглов, № 72, с. 36–37 или Новикова «Матушка, что не пыль-то во поле…», № 16, с. 24–25, или Зуева, Кирдан, с. 74–75);

г) причитания «Тебе спасибо, тёпла баенька…» или «Ты прости-ко, краса-девичья!..» (Круглов, № 103–104, с. 50–52).

При анализе обратить внимание на тесную связь произведений с обрядовой ситуацией, на их идейное содержание, эстетическую установку, композиционные формы и на изобразительно-выразительные средства.

Готовясь к ответу на 6-й вопрос, студент может использовать материал по свадьбе любого другого этноса.

Тексты для анализа свадебных песен смотри в разделе VI, а тесты – в разделе VIII упоминаемого пособия И.Е. Карпухина (электронный вариант. См. сноску 1).

Занятие 4. Волшебные сказки (2 часа)

1. Сказки, их жанровое своеобразие.

2. Виды сказок.

3. Жанровые свойства волшебной сказки. Её происхождение.

4. Анализ сказок «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» и «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» по схеме: сюжет, тема, идея (идейно-тематическое богатство), композиция, система персонажей по функциям, художественно-изобразительные средства и приёмы с определением их конкретных функций в тексте. Тексты и дополнительную информацию смотри в разделе VI, а тесты – в разделе VIII данного пособия.

Занятие 5. Бытовые новеллистические сказки (2 часа)

1. Время появления бытовых новеллистических сказок (в сравнении со сказками о животных и волшебными).

2. Жанровые свойства бытовых новеллистических сказок.

3. Сюжетный состав и классификация бытовых новеллистических сказок.

4. Анализ сказок «Наговорная водица», «Как поп даровым хлебом кормился», «Шемякин суд», «Барин и плотник» по схеме: тема, идея сказки и роль сказочного вымысла в её утверждении, система образов, композиция, средства комического, особенности языка и стиля. Тексты и дополнительную информацию смотри в разделах VI, VII, а тесты – в разделе VIII данного пособия.

При подготовке к занятиям 3 и 4 следует использовать результаты работы над источниками к лекции 5. Кроме того, изучить лекцию и соответствующую главу одного из учебников (Зуева, Кирдан, с. 133–168; Аникин, с. 445–495; Аникин, Круглов, с. 134–176; Новикова, с. 135–160; Кравцов, с. 101–128; Кравцов, Лазутин, с. 96–121), прочесть по одной из хрестоматий по фольклору все сказки и знать их (Круглов, с. 82–178; Новикова, с. 73–134; Кравцов, с. 90–133; Померанцева, Минц, с. 181–247; Прозаические жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин.– М.: Высш. шк., 1977.– С. 5–155; Зуева, Кирдан, с. 134–156).

Изучить раздел «Сказки» (с. 168–252) из хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой, где помещены сокращенные варианты статей А.Н. Веселовского, Ф.И. Буслаева, Н.Е. Ончукова, Б. и Ю. Соколовых, Е.Н. Трубецкого, И.А. Ильина, А.И. Никифорова, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, В.М. Жирмунского, В.П. Аникина, А.П. Пельтцера и В.П. Руднева.

Сказки, рассматриваемые на 3-ем занятии, взяты из школьных учебников по родной литературе. Анализ и наблюдения над их текстами будут способствовать непосредственной подготовке студентов к работе в школе.

К 4-му занятию дополнительно рекомендуется вариантный анализ сказок по хрестоматиям для вузов. См.: «Похороны козла» (Круглов, с. 188–190; Новикова, с. 133–134; Кравцов, с. 129–131; Померанцева, Минц, с. 234–236); «Шемякин суд» (Круглов, с. 186–187; Померацева, Минц, с. 246–247); «Барин и плотник» или «Мужик и барин» (Круглов, с. 182–183; Новикова, с. 127–128; Померанцева, Минц, с. 241–242); «Жена спорщица» (Круглов, с. 201; Померанцева, Минц, с. 229); «Жена-доказчица» (Померанцева, Минц, с. 228–229).

Студент должен познакомиться с основными сборниками русских сказок, с принципами размещения в них материала, охарактеризовать один из них. Для сравнения взять башкирские сказки в переводе на русский язык. (См.: Башкирское народное творчество. – Уфа: Башкнигоиздат, 1988–1992. – Т. 3-6).

По теме «Русская народная сказка» выполняется дома самостоятельная работа (письменно) только студентами очного отделения.

Задание: Определить жанровую принадлежность 10 сказок.

Переписывать сказки в тетрадь или подробно передавать их сюжет не нужно. В тетради назвать сказку (к примеру, «Как барина сожгли»). Ниже указать её жанровую принадлежность. Далее перечислить жанровые признаки: объём сказки, место действия в ней, система персонажей, конфликт и его сущность, тема (для бытовых новеллистических сказок ещё и тематическая группа), идея, композиция, особенности изображения сказочного пространства, времени, специфика языка и стиля, другие признаки. При этом следует помнить, что встречаются сказки, в которых смешиваются мотивы разных жанровых разновидностей сказок.

При работе над текстами обратить внимание на комментарии к ним и использовать результаты 3-го и 5-го занятий.

Занятие 6. Былины Киевского цикла (2 часа)

1. Определение жанра. Специфические черты былин. Отличия былин от других эпических жанров фольклора (от сказки, исторической песни и т.п.).

2. Географическое распространение былин.

3. Подробный анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (сюжет, характер конфликта, особенности изображения героя и его противника, тема, идея, композиция, изобразительно-выразительные средства и их функции в тексте, ритм, особенности стиха и музыкального оформления).

4. Аналогичный анализ изучаемой в школе былины «Вольга и Микула» студенты делают к очередному занятию дома в тетрадях. Тексты былин смотри в разделах VI и VII, а тесты – в разделе VIII данного пособия.

Занятие 7. Новгородские былины (2 часа)

1. Вопрос о происхождении былин. Классификация былин.

2. Историзм былин (на примерах былин новгородского цикла).

3. Анализ былины «Садко» по указанной в занятии 5 схеме.

4. Былина и другие виды искусства.

При подготовке к 5 и 6-му занятиям использовать результаты работы над литературой к лекции 6.

Изучить:

а) лекцию и раздел в одном из учебников (Зуева, Кирдан, с. 186–249; Аникин, с. 301–366; Аникин, Круглов, с. 197–249; Новикова, с. 172–209; Кравцов, с. 143–173; Кравцов, Лазутин, с. 137–171);

б) извлечения из работ А.Ф. Гильфердинга, В.Ф. Миллера, А.П. Скафтымова, А.М. Астаховой, В.Я. Проппа, Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачёва и В.М.Селиванова, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (раздел IV, с. 292–364), или из хрестоматии по фольклористике Минц, Померанцевой соответственно А.Ф. Гильфердинга (с. 102–112), В.Ф. Миллера (с. 130–154), Д.С. Лихачева (с. 249–252), А.П. Скафтымова (с. 256–273), П.Д. Ухова (с. 274–281) и А.М. Астаховой (с. 282–291), или из хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 90–120), или раздел «Былины» из хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой (с. 297–399).

Ознакомиться и уметь охарактеризовать классические собрания былин Кирши Данилова, П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга.

Прочитать и знать содержание всех былин, напечатанных в одной из упомянутых в разделе II хрестоматий (Зуева, Кирдан, с. 179–256; Круглов, с. 212–313; Новикова, с. 151–239; Кравцов, с. 147–230; Померанцева, Минц, с. 248–363) и др.

Используя результаты работы 5-го и 6-го практических занятий, проанализировать дома самостоятельно из данного пособия и из разных школьных учебников былины «Добрыня и Змей», «Святогор и Илья Муромец», «Бой Ильи Муромца с сыном», «Василий Буслаев».

При работе над литературой можно делать необходимые (на усмотрение студента) записи в предназначенной для этих целей тетради. По желанию студент может подготовить сообщение на 7–10 минут на одну из тем: «Былина и литература», «Былина и живопись», «Былина и музыка», «Былина и кино».

Занятие 8-9. Народные лирические песни
(необрядовые) (4 часа)

1. Определение понятия «народная лирика». Специфика народной лирики.

2. Проблема классификации лирических необрядовых песен.

3. Основные композиционные формы, принципы и приёмы построения лирических песен.

4. Образ лирического героя в песнях.

5. Проанализировать помещенные ниже (раздел VI, № 1–15) песни, обратив особое внимание на тексты «Ветры мои, ветры вы, буйные ветры» (№ 9), «Ах, пал туман на сине море(» (№ 10), «Не шуми ты, мати зелёная дубравушка(» (№ 11), «Калинушку с малинушкой вода залила» (№ 12) по схеме: тема, тематическая группа, идейное содержание, характер исполнения, композиция, функциональная роль различных изобразительно-выразительных средств и приёмов, особенности стиха и ритма.

При подготовке к занятию использовать результаты работы над источниками к лекции 8. Кроме того, студенты должны изучить лекцию и соответствующий раздел одного из учебников (Зуева, Кирдан, с. 288–313; Аникин, с. 526–555; Аникин, Круглов, с. 256–271; Новикова, с. 234–270; Кравцов, с. 205–231; Кравцов, Лазутин, с. 204–228), а также отрывки из статей А.Н. Веселовского, Б.М. Соколова, С.Г. Лазутина, А.М. Новиковой и Т.М. Акимовой, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (раздел IV, с. 364–395), или раздел «Песни» (с. 400–457) в хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой. Частичную информацию можно почерпнуть в хрестоматии по фольклористике Минц, Померанцевой, изучив работы Н.Г. Чернышевского (с. 42–47), А.Н. Веселовского (с. 155–168), Б. и Ю. Соколовых (с. 175–182), Б.М. Соколова (с. 343–355), И.Н. Розанова (с. 356–364) и Н.П. Колпаковой с. 386–397), а также в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана статьи Ап. Григорьева, А.Н. Веселовского, Б.М. Соколова, И.Н. Розанова.

Прочесть все песни по одной из хрестоматий (Зуева, Кирдан, с. 337–384; Круглов, с. 379–419; Новикова, с. 268–334; Кравцов, с. 274–314; Померанцева, Минц, с. 408–456) и знать не менее одного текста (по выбору студента) на каждую тематическую группу и жанровую разновидность, проанализировать их по указанной выше схеме.

Ознакомиться и уметь охарактеризовать 2–3 сборника русских народных песен.

Тесты для анализа необрядовых лирических песен смотри в разделе VIII пособия И.Е. Карпухина (см. электронный вариант 2012 г.).

Занятие 10. Русские частушки (2 часа)

1. Определение частушек. Отличительные черты жанра.

2. Возникновение и развитие частушек, их поэтические источники.

3. Тематика частушек досоветского, советского и постсоветского времени.

4. Художественное своеобразие частушек (анализ конкретных частушек по заданию преподавателя из раздела VI данного пособия).

5. Судьба частушек в Республике Башкортостан. Билингвистические частушки-такмаки.

При работе над темой использовать список литературы, к лекции 6.

Внимательно изучить лекцию, соответствующий раздел в одном из учебников (Аникин, с. 674–701; Аникин, Круглов, с. 321–333; Зуева, Кирдан, с. 358–368; Новикова, с. 300–312; Кравцов, с. 232–248; Кравцов, Лазутин, с. 229–239), извлечения из работ Н.П. Колпаковой и И. В. Зырянова, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (раздел IV, с. 395–406) и в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 175–179), раздел «Частушки» в хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой (с. 458–475), статьи И.Е. Карпухина «Частушка на русской свадьбе» и «О взаимодействии русских частушек и тюркоязычных такмаков» (по материалам фольклорного фонда Стерлитамакского гос. пединститута), опубликованные в сб. «Фольклор народов РСФСР» (Уфа, 1985.– С. 48–56; Уфа, 1987.– С. 110–122), а также вступительную статью «Жемчужины народного поэтического творчества» в упоминавшемся в списке литературы к лекции 9 сборнике «Частушки (в устах нерусских Башкортостана)», с. 3–90.

Прочесть все тексты частушек по одной из названных в разделе II хрестоматий (Круглов, с. 420–441; Новикова, с. 423–428; Кравцов, с. 315–328; Померанцева, Минц, с. 495–504, 550–551, 567–569; Зуева, Кирдан, с. 385–390) и др., знать наизусть не менее десятка частушек и уметь их анализировать. Проанализировать помещенные в данном пособии частушки по схеме: жанровая разновидность, тема, идея, особенность изображения человека, композиция, наличие изобразительно-выразительных средств и их функции в тексте, рифмы, способы рифмовки, звукопись и т. п.

Ознакомиться с 2–3 сборниками частушек (по выбору студента) и уметь охарактеризовать их.

Тексты для анализа частушек помещены в разделе VI, а тесты в разделе VIII данной книги.

Занятие 11. Письменная контрольная работа (2 часа)

Преподаватель готовит раздаточный материал, состоящий из текста сказки или былины (либо извлечения из них), песни (обрядовой или необрядовой) и 5-и частушек. На каждом листке дается конкретная задача на определение жанровой принадлежности текста и анализа его. Анализу подвергается один эпический и один лирический тексты, а именно: сказка или былина, лирическая песня или частушки (по выбору студента).

При подготовке к контрольной работе необходимо возобновить в памяти материал, изученный на 1-10 практических занятиях.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Темы для самостоятельного изучения, контрольные вопросы к ним,

задания и литература

1. Русская фольклористика. Главные этапы её развития

Вопросы

1. Зарождение русской фольклористики в XVIII веке.

2. Проблемы фольклора (происхождение, историзм, собирание, изучение, издание) в трудах русских ученых XIX – начала XX веков. Различные школы и направления в фольклористике.

3. Русская фольклористика после 1917 года. Современные задачи изучения фольклора.

Литература

Соответствующий раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 15–50; Аникин, Круглов, с. 382–412; Новикова, с. 13–43; Кравцов, Лазутин, с. 22–30).

Ознакомиться с хрестоматиями по фольклористике Зуевой и Кирдана, Круглова, Минц и Померанцевой, Морохина, Кругловых и Смирновой, изучить отрывки из работ ученых-фольклористов, которые помещены на страницах этих пособий.

Прочесть в хрестоматии по фольклористике Круглова разделы 1 и 2 (с. 5–37) и повторить раздел 3 (с. 38–134), в хрестоматии исследований Зуевой и Кирдана раздел «Раннетрадиционный фольклор», с. 18–35.

Дополнительно

В хрестоматии по фольклору Померанцевой, Минц изучить свидетельства русской письменности и литературы о фольклоре (33–110).

Гусев В.Е. Русские революционные демократы о народной поэзии.– М.: Учпедгиз, 1955.– 183 с.

Азадовский М.К. История русской фольклористики.– М.: Учпедгиз, 1958.– Т 1.– 479 с.; 1963.– Т. 2.– 364 с.

Бахтина В. А. Фольклористическая школа братьев Соколовых (Достоинства и превратности научного знания).– М.: Наследие, 2000.– 336 с.

Слова и термины для усвоения

Фольклористика, фольклористы, западники, славянофилы, концепция, миф, мифология, мифологическая школа, странствующие сюжеты, миграция, теория самозарождения сюжетов, типология, текстология, антропологическая школа, историческая школа, теория аристократического происхождения фольклора.

2. Причитания

1. Типы русских причитаний. Их возникновение. Жанровые признаки.

2. Похоронные причитания. Темы и мотивы похоронных причитаний.

3. Свадебные причитания. Их тематика и приуроченность к определенным картинам свадебного сюжета.

4. Рекрутские причитания. Их социальная направленность.

5. Построение причитаний. Общие места в них и импровизация, особенности языка и употребления изобразительно-выразительных средств.

6. Исполнители народных причитаний. И.А. Федосова – выдающаяся вопленица.

Прочесть тексты всех причитаний по одной из предложенных в разделе II хрестоматий (Круглов, № 99–122, с. 47–66; Новикова, № 1–11, с. 36–46; Зуева, Кирдан, с. 100–114; Кравцов, с. 24–27, 36–50; Померанцева, Минц, с. 140–156, 162–169) или в данном пособии, выучить наизусть по отрывку из каждого типа причитаний (на усмотрение студента), ознакомиться с очерком А.М. Горького «Вопленица» по хрестоматии Померанцевой, Минц, с. 84–87 или по хрестоматии по фольклористике Круглова, с. 474–477, или по хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана, с. 45–48.

Изучить соответствующий раздел в одном из учебников (Аникин, Круглов, с. 95–100; Зуева, Кирдан, с. 105–112; Аникин, с. 203–234; Новикова, с. 85–93; Кравцов, с. 56–59, 64–69; Кравцов, Лазутин, с. 57–58, 62–65), а также извлечения из статей К.В. Чистова «Русская причеть» и М.К. Азадовского «Ленские причитания», помещенные соответственно в хрестоматиях по фольклористике Круглова (раздел IV, с. 169–176), Морохина (с. 189–194) и Кругловых–Смирновой (статья К.В. Чистова, с. 111–117).

Прослушать в кабинете фольклора записи местных причитаний.

Иметь представление о следующих сборниках причитаний:

* Причитания Северного края, собранные Е.В. Барсовым.– Т. 1.– М., 1872; Т. 2.– М., 1882; Т. 3.– М., 1886. Переиздание: Причитания Северного края, собранные Е.В. Барсовым / Изд. подгот. Б.Е. Чистова, К.В. Чистов.– СПб., 1997.– Т. 1–2.

* Причитания / Вступ. ст. и примеч. К.В. Чистова; Подгот. текста Б.Е. Чистовой и К.В. Чистова.– 2-е изд.– Л.: Сов. писатель, 1960.– 434 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

* Обрядовая поэзия / Сост., подгот. текстов, коммент. и словарь Ю.Г. Круглова.– Кн. 3: Причитания.– М., 2000.

3. Пословицы и поговорки

1. Гипотезы о происхождении пословиц и поговорок.

2. Сходство и отличия пословиц и поговорок. Их  тематика.

3. Художественное своеобразие пословиц и поговорок. Их судьба. Значение. Место в школьной программе.

Тексты пословиц и поговорок смотри в данном пособии, в хрестоматиях: Круглов, с. 91–100; Новикова, с. 46–56, 419–423, 495–496; Зуева, Кирдан, с. 145–193; Кравцов, с. 60–74; Померанцева, Минц, с. 170–176; Малые жанры русского фольклора: Учеб. пособие для филол. спец. вузов / Сост. В.Н. Морохин.– 2-е изд., испр. и доп.– М.: Высш. шк., 1986.– С. 35–298.

Необходимо ознакомиться и уметь охарактеризовать один из указанных ниже сборников:

* Даль В.И. Пословицы русского народа.– М.: ГИХЛ, 1957 или Пословицы русского народа / Сб. В.И. Даля: В 2 т.– М.: Худож. лит., 1984.–Т.1.– 384 с.; Т.2.– 399 с.

* Русские пословицы и поговорки / Сост. М.А. Рыбникова.– М., 1961.

* Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII–XX веков / Подгот. М.Я. Мельц, В.В. Митрофанова, Г.Г. Шаповалова.– М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.– С. 23–185.

* Пословицы и поговорки Великой Отечественной войны / Сост. П.Ф. Лебедев.– М.: Воен. изд-во МО СССР, 1962.– 208 с.

* Русские народные пословицы и поговорки / Сост. А.М. Жигулёв.– М.: Московский рабочий, 1965.– 360 с.

* Пословицы, поговорки, загадки / Сост., авторы предислов. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова.– М.: Современник, 1986.– 512 с. (Классическая б- ка «Современника»).

* Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.П. Аникина; Предисл. В.П. Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б.П. Кирдан; В.П. Аникин.– М.: Худож. лит., 1988.– 431 с.

* Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов. Ю.Г. Круглов.– М.: Просвещение, 1990.– С. 100–335. (Б-ка словесника).

* Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа.– СПб.: Диамант, 1998.– 544 с.

Для сравнения см.:

* Башкирское народное творчество: Пословицы, поговорки, приметы, загадки.– Т. 7.– Уфа: Китап, 1993.– 463 с.

* Пермяков Г.Л. Пословицы и поговорки народов востока. Систематизированное собрание изречений двухсот народов.– М.: Наука, 1979.– 627 с.

Запомнить не менее 15–20 пословиц и поговорок и уметь применять их в устной речи.

Прочесть по одному из учебников нужный раздел (Аникин, с. 237–270; Аникин, Круглов, с. 116–134; Новикова, с. 93–108; Кравцов, с. 75–90; Зуева, Кирдан, с. 113–123; Кравцов, Лазутин, с. 75–85), а в хрестоматиях по фольклористике Круглова и Морохина соответственно извлечения из работ В.И. Даля, А.А. Потебни (с. 185–203) и А.Н. Добролюбова (с. 127–132), или В. И. Даля в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 49–54), или И.М. Снегирева, В.И. Даля, С.П. Шевырева, А.А. Потебни, М.А. Рыбниковой и М.А. Шолохова в хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой (с. 133–167).

Для более глубокого изучения пословиц и поговорок необходимо обратиться к вступительным статьям в названных сборниках текстов, а также к исследованиям:

* Снегирёв И. Опыт рассуждения о русских пословицах.– М., 1823.

* Буслаев Ф.И. Пословицы и поговорки.– М., 1859.

* Вознесенский И.И. О складе или ритме и метре кратких изречений русского народа: пословиц, поговорок, загадок, присказок и др. – Кострома, 1908.

* Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.– М.: Учпедгиз, 1957.– С. 9–53.

* Митропольская Н. Русские пословицы как малый жанр фольклора.– Вильнюс, 1973.

* Рыбникова М.А. Русская поговорка // Избранные труды. – М., 1985.

* Малые формы фольклора: Сб. статаей памяти Г.Л. Пермякова.– М., 1995.

* Благова Г.Ф. Пословица и жизнь: Личный фонд русских пословиц в историко-фольклористической ретроспективе.– М., 2000.

4. Загадки

1. Определение жанра.

2. Происхождение и типы загадок.

3. Поэтика загадок. Их судьба.

Тексты загадок смотри в обозначенных в разделе II хрестоматиях (Зуева, Кирдан, с. 123–133; Круглов, с. 69–90; Новикова, с. 56–65, 497–799; Кравцов, с. 75–89; Померанцева, Минц, с. 178–180; Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин.– М.: Высш. шк., 1986.– С. 299–397), данного пособия, или в сборниках:

Загадки русского народа / Сост. Д.Н. Садовников; Вступ. ст., ред. и примеч. В.П. Аникина.– Изд-во МГУ, 1960.– 335 с.

Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII–XX веков / Подгот. М.Я. Мельц, В.В. Митрофанова, Г.Г. Шаповалова.– М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.– С. 187–246.

Загадки / Изд. подгот. В.В. Митрофанова.– Л., 1968 г. (Памятники русского фольклора).

Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов. Ю.Г. Круглов.– М.: Просвещение, 1990.– С. 3– 98.

Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.– Вып. 2. Детство: Отрочество / Сост., подгот. текстов, вступ. статья и коммент. В.П. Аникина; Подбор ил. В. Жегулёвой.– М.: Худож. лит., 1994.– С. 401–464.

Изучить нужный раздел в одном из учебников (Зуева, Кирдан, с. 123–133; Аникин, с. 496–509; Аникин, Круглов, с. 102–115; Новикова, с. 108–120; Кравцов, с. 91–97; Кравцов, Лазутин, с. 86–95), статью М.А. Рыбниковой «Загадка, её жизнь и природа» в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 176–185), статью А. Маркова «О методе изучения загадок» в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 54–57) и статьи Д.Н. Садовникова, А.В. Маркова и М.А. Рыбниковой в хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой (с. 118–132).

Знать 10–15 загадок и уметь их отгадывать.

Дополнительно сведения о загадках можно получить из работ:

Рыбникова М.А. Загадка: ее жизнь и природа // Загадки. – М.; Л., 1932. – С.11-68.

 Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя.– М.: ГУПИ МП РСФСР, 1957.– С. 54–86, 162–196.

Митрофанова В.В. Историческая действительность в загадках // Славянский фольклор и историческая действительность.– М.; Л., 1965.– С. 284–299.

Митрофанова В.В. Современное состояние русских народных загадок // Современный русский фольклор.– М., 1966.– С. 199–208.

Митрофанова В.В. Художественный образ в загадках // Современные проблемы фольклора.– Вологда, 1971.– С. 141–151.

Митрофанова В.В. Русские народные загадки.– Л.: Наука, 1978.– 180 с.

5. Народный театр

1. Виды народного театра (кукольный театр, раёк, народная драма).

2. Зарождение, развитие и исторические судьбы народного театра. Его значение.

3. Основные сюжеты и художественное своеобразие народной драмы.

4. Драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан».

Изучить нужный раздел в одном из учебников (Зуева, Кирдан, с. 314–337; Аникин, с. 596–641; Аникин, Круглов, с. 282–299; Новикова, с. 270–286; Кравцов, с. 249–264; Кравцов, Лазутин, с. 240–256) и извлечения из работ В.Ю. Крупянской, Н.И. Савушкиной и П.Г. Богатырёва в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 406–435), или М.М. Бахтина, В.Ю. Крупянской, Н.И. Савушкиной, А.Ф. Некрыловой и П.Г. Богатырева в хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой (с. 476–526), или в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 180–193). При необходимости сделать записи в рабочих тетрадях.

Тексты смотри в любой из хрестоматий (Круглов, с. 442–500; Новикова, с. 334–362; Кравцов, с. 329–353; Померанцева, Минц, с. 457–494, Зуева, Кирдан, с. 391–408) и в данном пособии.

Наиболее полно произведения народного театра, высказывания писателей и деятелей культуры о народном театре даны в книгах:

· Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной.– М.: Современник, 1988.– 476 с. (Классическая б-ка «Современника»).

· Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А.Ф. Некрыловой, Н.И. Савушкиной.– М.: Сов. Россия, 1991.– 544 с.: 24 л. ил. (Б-ка русского фольклора; Т. 10).

· Для более глубокого изучения темы рекомендуются следующие работы:

· Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русская устная народная драма.– М., 1959.– 136 с.

· Велецкая Н.Н. Принципы драматургии русского народного театра.– М., 1964.

· Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства.– М., 1971.– 544 с.

· Народный театр: Сборник статей / Под ред. В.Е. Гусева.–Л., 1974.

· Белкин А.А. Русские скоморохи.– М., 1975.

· Савушкина Н.И. Русский народный театр.– М.: Наука, 1976.– 151 с.

· Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII – начала XX века.– Л., 1980.

· Некрылова А. Ф., Гусев В. Е. Русский народный кукольный театр: Учеб. пособие.– Л., 1983.

· Савушкина Н.И. Традиционная система персонажей в народной драме // Традиции русского фольклора.– Изд-во МГУ, 1986.– С. 102–126.

· Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища.– Л., 1988.

· Савушкина Н.И. Русская народная драма: Художественное своеобразие.– М.: Изд-во МГУ, 1988.– 232 с.

· Власова З.И. Скоморохи и фольклор. – СПб., 2001.

6. Народная несказочная проза

1. Общие признаки несказочной прозы. Собирание и изучение её.

2. Предания. Жанровые признаки их. Отличия от сказки. Тематические группы. Поэтика и стиль.

3. Бывальщины как жанр. Тематика и стиль.

4. Былички. Определение жанра. Виды быличек. Идейно–тематическая характеристика. Художественное своеобразие.

5. Легенды. Определение жанра. Отличия от преданий. Историческая судьба.

Тексты произведений несказочной прозы смотри в хрестоматиях (Зуева, Кирдан, с. 157–178; Круглов, с. 204–211; Новикова, с. 428–440; Кравцов, с. 134–146; Прозаические жанры русского фольклора.– 2-е изд., доп. / Сост. В.Н. Морохин.– М.: Высш. шк., 1983.– С. 156–294) и в данном пособии, с. 275–288.

Наиболее полно несказочная проза представлена в книге:

Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. С.Н. Азбелева.– М.: Русская книга, 1992.– 608 с.: 24 л. илл. (Б-ка русского фольклора; Т. 12).

Легенды. Предания. Бывальщины / Сост., подгот. текста, вступ. ст. Н. А. Криничной.– М., 1989.

Былички и бывальщины: старозаветные рассказы, записанные в Прикамье / Сост. К. Шумов.– Пермь, 1991.

Петр I. Предания, легенды, сказки и анекдоты: Сб. / Сост. И. Райков.– М., 1993.

Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост., коммент. О. А. Черепановой.– СПб, 1996.

Петр Великий в преданиях, легендах, анекдотах, сказках, песнях / Сост., подг. текста, втуп. ст. и прим. Б.Н. Путилова.– СПб., 2000.

Изучить раздел в одном из учебников (Зуева, Кирдан, с. 169–186; Аникин, с. 271–300; Аникин, Круглов, с. 176–197; Новикова, с. 160–171; Кравцов, с. 128–142; Кравцов, Лазутин, с. 122–136) и извлечения из работ К.В. Чистова, В.К. Соколовой, Э.В. Померанцевой и С.Н. Азбелева, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 261–291) или раздел «Несказочная проза» в хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой (с. 253–296).

Местные материалы смотри в сборниках:

Народные сказки, легенды, предания и были, записанные в Башкирии на русском языке в 1960–1966-х гг. / Подбор текстов, ред., вступ. ст. и примеч. Л.Г. Барага.– Уфа: Башкнигоиздат, 1969.– С. 97–187.

Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала.– Уфа, 1974.– Вып. 1.

Сказки, легенды и предания Башкирии в новых записях на русском языке / Под ред. и с коммент. Л.Г. Барага.– Уфа: Башкнигоиздат, 1975.– С. 129–173.

Для сравнения см.: Башкирское народное творчество: Легенды и предания / Перевод с башк.– Т.2.– Уфа: Башкнигоиздат, 1987.– 576 с.

Из исследований рекомендуются работы:

Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII–XIX в.– М., 1967.

Соколова В.К. Русские исторические предания.– М., 1970.

Лазарев А.И. Предания рабочих Урала как художественное явление.– Челябинск, 1970.– 202 с.

Кругляшова В.П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора.– Свердловск, 1974.

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре.– М.: Наука, 1975.– 192 с.

Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа.– Л., 1988.

Ефимова Е.С. Основные мотивы русских быличек (Опыт классификации) // Сказка и несказочная проза.– М.: Изд-во «Прометей», 1992.– С.52–63.

Разумова И. А. Сказка и быличка (Мифологический персонаж в системе жанра).– Петрозаводск, 1993.

Самоделова Е.А. Былички о колдунах и домашних духах в сопоставлении со свадебной магией // Сказка и несказочная проза.– М.: Изд-во «Прометей», 1992.– С. 63–82.

Ахметшин Б.Г. Несказочная проза горнозаводского Башкортостана и Южного урала.– Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1996.– 192 с.

Ахметшин Б.Г. Горнозаводской фольклор Башкортостана и Урала.– Уфа: Китап, 2001.– 288 с.

Никитин А.И. Русская демонология. – СПб., 2006.

Голованов И.А. Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала (XX-XXI вв.) – Челябинск, 2009. – 250 с.

7. Детский фольклор

1. Определение понятия «детский фольклор».

2. Жанровый состав детского фольклора (колыбельные песни, пестушки и потешки, перевёртыши, заклички, загадки, считалки, жеребьевки, дразнилки, скороговорки, молчанки, былички (страшилки), садистские стишки, сказки, анекдоты, приколы).

3. Характеристика детского фольклора по жанровым и функциональным признакам.

4. Собирание, изучение и судьба детского фольклора.

Тексты произведений детского фольклора смотри в хрестоматиях (Зуева, Кирдан, с. 409–426; Круглов, с. 501–514; Новикова, с. 65–72; Кравцов, с. 354–362), в данном пособии, с. 288–291, или в книге: Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.– М.: ГУПИ МП РСФСР, 1957.– С. 197–237.

Изучить нужный раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 338–354; Аникин, с. 556–595; Аникин, Круглов, с. 299–312; Новикова, с. 120–135, 382–386) и работу Г.С. Виноградова «Детский фольклор» в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 435–449) или Кругловых–Смирновой (с. 527–542), или в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана,. с. 194–207 (в последней смотри статью М. П. Чередниковой «Определение понятия «Современная детская мифология», с. 208–210).

Для более глубокого ознакомления с темой рекомендуются следующие публикации текстов и исследования:

· Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры.– Л., 1928.

· Виноградов Г.С. Русский детский фольклор.– Иркутск, 1930.– Кн. 1.

· Детский быт и фольклор / Под ред. О.И. Капицы.– Л., 1930.– Сб. 1.

· Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.– М.: ГУПИ МП РСФСР, 1957.– С. 87–125.

· Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири.– Новосибирск, 1970.

· Мельников М.Н. Русский детский фольклор.– М.: Просвещение, 1987.– 240 с.

· Потешки, считалки, небылицы / Сост., автор вступ. ст. и примеч. А.Н. Мартынова.– М.: Современник, 1989.– 349 с. (Классическая б-ка «Современника»).

· Белоусов А.Ф. Детский фольклор. – Таллин, 1989.

· Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре.– Вып. 1: Младенчество. Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент В. П. Аникина.– М., 1991.

· Красная ручка, черная простыня, зеленые пальцы. Страшная повесть для бесстрашных детей. Жуткий детский фольклор. – М.: Экономика, 1992.

· Чередникова М.П. Современная детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. – Ульяновск, 1995. – 256 с.

· Детский поэтический фольклор: Антология / Сост. А.Н. Мартынова.– СПб, 1997.

· Этнография детства / Запись, составление и фотографии Г.М. Науменко.– М., 1998.

· Виноградов Г.С. «Страна детей»: Избранные труды по этнографии детства.– СПб., 1999.

· Осоргина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 1999. – 298 с.

· Лойтер С. М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследования и тексты. – Петрозаводск, 2001.

· Капица Ф. С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. – М., 2002. – 320 с.

8. Народные баллады

1. Определение баллады. Происхождение и развитие. Классификация баллад.

2. Принципы художественного отражения действительности в балладах. Своеобразие изображения героев. Судьба балладных песен.

Тексты баллад смотри в хрестоматиях (Зуева, Кирдан, с. 286–306; Круглов, с. 369–378; Новикова, с. 327–334; Кравцов, с. 258–273), в данном пособии и в изданиях:

· Народные баллады / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Д.М. Балашова; Общ. ред. А.М. Астаховой.– 2-е изд.– М.; Л.: Сов. писатель, 1963.– 447 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

· Русские народные баллады / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Д.М. Балашова; Худож. С. Харламов.– М.: Современник, 1983.– 311 с.

· Исторические песни. Баллады / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и примеч. С.Н. Азбелева.– М.: Современник, 1986.– 622 с. (Классическая б-ка современника).

· Исторические песни. Баллады / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., коммент. С.Н. Азбелева; Худож. Б.А. Лавров.– М.: Современник, 1991.– 765 с. (Сокровища русского фольклора).

Изучить соответствующий раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 267–277; Аникин, с. 510–525; Аникин, Круглов, с. 249–256; Новикова, с. 250–252; Кравцов, с. 190–204; Кравцов, Лазутин, с. 193–203), статью Д.М. Балашова «Поэтика баллады» в хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой, с. 429–435, ознакомиться со вступительными статьями к указанным публикациям и с исследованиями:

· Путилов Б.Н. Славянская историческая баллада.– М.; Л., 1965.

· Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады.– Петрозаводск, 1966.

· Смирнов Ю. И. Славянские эпические традиции: Проблемы эволюции.– М., 1974.

· Кулагина А. В. Русская народная баллада: Учеб.-метод. пособие по спецкурсу.– М., 1977.

· Смирнов Ю. И. Восточнославянские баллады и близкие им формы: Опыт указателя сюжетов и версий.– М., 1998.

9. Духовные стихи

1. Определение духовных стихов и их разновидности.

2. Репертуар и среда бытования духовных стихов.

3. Поэтика духовных стихов.

Тексты духовных стихов смотри в хрестоматиях (Зуева, Кирдан, с. 307–336; Круглов, с. 339–368), в данном пособии и в изданиях:

· Русские народные песни, собранные Петром Киреевским.– Ч. 1: Русские народные стихи.– М., 1848.

· Сборник русских духовных стихов, составленный В. Варенцовым.– СПб, 1860.

· Песни русских сектантов-мистиков / Сб. сост. Т.С. Рождественским и М. Н. Успенским.– СПб., 1912.

· Стихи духовные / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова.– М., 1991.

Изучить соответствующий раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 278–288; Аникин, с. 419–442) и в хрестоматии–практикуме под ред. С.А. Джанумов, с. 230-241).

Дополнительная более широкая информация помещена в следующих публикациях:

· Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха.– Вып. 1–6.– СПб., 1879–1891.

· Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый.– СПб., 1879.

· Федотов Г. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам).– М., 1991. (Первое издание: Париж, 1935).

· Соколов Б. М. Большой стих о Егории Храбром: Исследование и материалы / Подгот. текста, вступ. ст., коммент. В. А. Бахтиной.– М., 1995.

· Селиванов Ф. М. Русские народные духовные стихи: Учеб. пособие для филолог. факультетов.– Изд. Марийского гос. ун-та, 1995.

Кроме того, студенту следует обязательно прочитать по хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 121–137) извлечения из работ Ф. И. Буслаева «Русские духовные стихи» и Ф.М. Селиванова «Духовные стихи – народно-христианские эпические, исторические и лирические песни. Художественные особенности». Статья Ф.И. Буслаева «Русские духовные стихи» помещена также в хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой, с. 411–421.

10.Русские народные исторические песни
Вопросы

1. Возникновение и развитие исторических песен.

2. Специфические черты жанра.

3. Основные циклы исторических песен. Их художественное своеобразие.

4. Судьба и значение исторических песен.

Литература

а) Тексты

Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях / Сост. Б.М. Добровольский и А.Д. Соймонов.– М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956.– 206 с.

Исторические песни XIII–XVI веков / Изд. подгот. Б.Н. Путилов, Б.М. Добровольский.– М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960.

Народные исторические песни / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Б.Н. Путилова.– 2-е изд.– М.; Л.: Сов. писатель, 1962.– 405 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

Исторические песни XVII века / Изд. подгот. О.Б. Алексеева, Б.М. Добровольский, Л.И. Емельянов, В.В. Коргузалов, А.Н. Лозанова, Б.Н. Путилов, Л.С. Шептаев.– М.; Л.: Наука, 1966.

Исторические песни. Баллады / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. С.Н. Азбелева.– М.: Современник, 1986.– 622 с.

Русская историческая песня / Вступ. ст., сост. и примеч. Л.И. Емельянова.– Л.: Сов. писатель, 1990.– 464 с. (Б-ка поэта. Малая серия).

Исторические песни. Баллады / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., коммент. С.Н. Азбелева; Худож. Б.А. Лавров.– М.: Современник, 1991.– 765 с. (Сокровища русского фольклора).

Раздел в хрестоматиях по фольклору.

Игнатов В.И. Русские исторические песни: Хрестоматия.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Высш. шк., 1985.– 255 с. (можно 1-е изд., 1970 г.).

б) Исследования

Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII–XVI веков.– М.: Изд-во АН СССР, 1960.

Соколова В.К. Русские исторические песни XVI – XVIII вв. / Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Новая серия.– Т. LXI.– М.: Изд-во АН СССР, 1960.– 330 с.

Вступительные статьи к указанным выше изданиям текстов.

Раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 249–267; Аникин, с. 366–399; Аникин, Круглов, с. 271–282; Новикова, с. 210–234; Кравцов, с. 174–189; Кравцов, Лазутин, с. 172–192).

Слова и термины для усвоения

Историческая песня, баллада, художественный вымысел, исторический колорит, центральный эпизод, лиро-эпическое произведение, современность, пейзаж в искусстве, характер в искусстве, характеристика, статика, художественность.

1 1.Фольклор русских рабочих

Вопросы

1. Зарождение и истоки рабочего фольклора, изучение его. Судьба крестьянского фольклора в эпоху капитализма.

2. Специфика фольклора русских рабочих.

3. Основные мотивы рабочего фольклора второй половины XIX – начала XX веков.

Художественное своеобразие песенного творчества рабочих.

Литература

а) Тексты

Бирюков В.П. Дореволюционный фольклор на Урале.– Свердловск, 1936.

Блинова Е.М. Сказы, песни, частушки.– Челябинск, 1937.

Тайные сказы рабочих Урала / Сост. Е. Блинова.– М., 1941.

Китайник М.Г. Устные рассказы уральских рабочих.– Свердловск, 1953.

Бирюков В.П. Урал в его живом слове.– Свердловск, 1953.

Песни русских рабочих / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А.И. Нутрихина.– 2-е изд.– М.; Л.: Сов. писатель, 1962.– 192 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

Сказки, легенды и предания Башкирии / Под ред. проф. Л.Г. Барага.– Уфа, 1975.– 176 с.

100 песен русских рабочих / Сост., вступ. ст. и коммент. П. Ширяевой.– Л.: Музыка, 1984.– 216 с.: ил. нот.

Раздел в хрестоматиях по фольклору.

б) Исследования

Друскин М. Русская революционная песня.– М., 1954.

Устная поэзия рабочих России: Сб. статей / Под ред. В.Г. Базанова.– М.; Л.: Наука, 1965.– 190 с.

Лазарев А.И. Предания рабочих Урала как художественное явление.– Южноуральское кн. изд-во, 1970.– 202 с.

Алексеева О.Б. Устная поэзия русских рабочих. Дореволюционный период.– Л., 1971.

Кругляшова В.П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора.– Свердловск, 1974.

Чичеров В.И. Песни и стихи пролетариата в период массового рабочего революционного движения (1890–1907-е гг.) // Хрестоматия по фольклористике Минц, Померанцевой.– С. 365–377.

Полищук Н.С. Основные этапы развития русской рабочей песни (вторая половина XIX – начало XX в.) // Хрестоматия по фольклористике Круглова.– С. 449–455.

Лазарев А.И. Рабочий фольклор Урала: Об основных этапах становления и развития нового типа художественного мышления народа.– Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988.– 280 с.

Ахметшин Б.Г. Горнозаводской фольклор Башкортостана и Южного Урала.– Уфа, 2001.

Раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 367–372; Аникин, Круглов, с. 333–348; Новикова, с. 312–353; Кравцов, с. 303–315; Кравцов, Лазутин, с. 285–307), статья Н.С. Полищук «Основные этапы развития русской рабочей песни (вторая половина XIX – начало ХХ века)», помещенная в хрестоматии по фольклористике Кругловых–Смирновой, с. 559–566.

Слова и термины для усвоения

Фольклор рабочих, работные люди, пролетариат, песни-картины, песни-рассказы, песни-эллегии, песни-гимны, песни-сатиры, сказы, песни литературного происхождения, песни-переделки, пародия, сарказм, реализм, романтика, патетика, примитивизм.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.22 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь