Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ораторское искусство как прообраз публицистической деятельности.



Злободневность и политический аспект речей Цицерона.

60-е годы для Цицерона были самым блестящим периодом его жизни. В 66 году он стал претором и произнес свою первую чисто политическую речь в пользу предоставления Помпею верховного командования в войне с Митридатом. В этой речи он восхваляет Помпея, его военный талант, его честность и скромность. В 64 году Цицерон был избран в консулы на 63 год. Получив эту высшую государственную магистратуру, он достиг предела своих желаний и показал себя ярым противником всяких попыток изменить, а тем более ниспровергнуть существующий государственный строй. Во время своего консулата Цицерон добился крупнейшего политического триумфа благодаря подавлению заговора. Обвинив Катилину в заговоре и казнив без формального суда пятерых римских граждан (участников заговора), в течение многих лет восхвалял свой поступок, как величайший подвиг, как спасение государства. Во время своего консульства ораторский талант Цицерона был в полном расцвете. Как его судебные речи (речь по уголовному делу Клуенция), так и политические выступления (речи об аграрном законе и против Катилины) являются образцами красноречия и в то же время изобилуют примерами ораторской находчивости. В речи в защиту Мурены, обвинённого в подкупе избирателей, талант Цицерона раскрывается еще и с другой стороны, которую он проявляет обычно в письмах. Это шутливость и остроумие. Дело Мурены было настолько сомнительным, что Цицерону пришлось не столько доказывать слушателям невиновность Мурены, сколько ошеломлять их блеском своих аргументов. Эта речь вызвала неодобрение многих, но зато Мурена был оправдан. Гибель Цезаря от руки заговорщиков, многие из которых (прежде всего Марк Брут) были личными друзьями Цицерона, вызвала в нем большую радость и надежду на восстановление прежнего республиканского строя. Это был последний подъем политической деятельности и ораторского искусства Цицерона. Он принял участие в оппозиции против Марка Антония, ярого цезарианца.

       Марк Антоний в первые дни после смерти Цезаря, боясь за себя и своих сторонников, выражал свое полное согласие с политикой сената (которую поддерживал Цицерон), но вскоре, увидев нерешительность убийц Цезаря, он стал забирать власть в свои руки, проводил различные мероприятия, направленные против сената, и наконец, перешел к открытым военным действиям.

       Цицерон, поначалу пытавшийся поддерживать с Антонием хорошие отношения, вскоре круто переменил свою позицию и обрушился на него в ряде грозных речей, которые он сам назвал “Филиппиками” (в подражание речам Демосфена против македонского царя Филиппа). После образования Второго триумвирата (буквально - коллегия трех для упорядочения республиканского строя) Цицерон был внесен в проскрипционные списки (лица, попавшие в них, объявлялись вне закона). Таким образом Антоний отомстил за оскорбления, которыми Цицерон осыпал его в “Филиппиках”. Цицерон, может быть, избежал бы смерти, если бы своевременно уехал в Грецию. Но он не смог или не захотел сделать этого. Убийцы, посланные Антонием, настигли его возле Кайеты, где у него было поместье. 7 декабря 43 года ему отрубили голову и правую руку и, по распоряжению Антония, выставили их в Риме на форуме. Так закончилась жизнь великого оратора, поплатившегося за свой же талант. Ведь одной из причин смерти Цицерона были его “Филиппики”, так что, добиваясь своих целей при помощи ораторского мастерства, он сам от него, в принципе, и пострадал.

Роль техники в развитии печати.

Зарождение и становление политической публицистики.

Развитие концепции печати в XVII в.

Законодательство XVII – XVIII вв. о печати.

Печать и государство в Странах Западной Европы в XVII в.

Памфлеты Д. Лильберна.

Джон Лильберн (1618-1653). «Война перьев» - о природе королевской власти, о собст-ти, о гос монополиях, о свободе слова, о свободе народа. Он выражает демократ силы средних слоёв. Он – левеллер. «Манифест левеллеров» (слова в тюрьме) - опровергает слухи, пишет честно, говорит, то частная соб-ть должна быть всегда. У него очень большие предложения, язык сложные. Приводит неоспариваемые источники, предлож нагромождённые.1637 - первый арест за контрабанду запрещенного произведения. 1640 - Долгий парламент освобождает Лильберна. 41 г пишет письмо тюремщикам – язык очень простой, пишет честно, выражает мысли прямо, грубо, говорит правду в лицо. 1645 - Памфлет, критикующий новую власть (“новую тиранию”). В этом памфлете - требовал ежегодного выбора парламента и отмены системы обложения. “Защита прирожденного права Англии” - против цензуры и монополии гос-ва на печать, произнесение проповедей и любое другое массовое воздействие на неокрепшую психику англичан. 6 раз сидел в тюрьме! 1646 - Посадили за два памфлета (“Защита свободы свободного человека” и “Неоправданная поспешная клевета”), в которых как всегда критика, призывы к народу, к армии. Через какое-то время выпустили. 1649 - “Новые цепи Англии” (посадили) – петиция от жителей города, “Защита законных основных прав английского народа”. На этот раз его принудили уехать в Голландию, где он оказался обречен на нищенское существование, затем ослеп (в юности много писал и читал в темноте), умер в Англии.

Памфлеты Дж. Уинстенли.

1609–1653. В 48 г начин литер Дея-ть, памфлеты на религиозные темы, на определение целей и задач диггеров. Английское общ-во разделено на 2 лагеря: парламент и монархия. Диггеры выступают за справедливость, в 48г. памфлет «Свет сияющий в Бакинберкшере» - в неё он разносит власть церкви (священники околдовывают народ). Всё проникнуто религиозностью, Бог дал всем равенство, много говорит о Христе и дьяволе. Автор призывает не доверять лагерю парламентской власти. 49г – «Новый закон справедливости», здесь он говорит о правах свободных земель, о движении диггеров (они выступают за интересы деревенской бедноты, левое англ движение, из левеллеров). 52 «Закон свободы» - он обращается к Кромвелю. У него 2 пути: вернуть народу землю или продолжить диктатуру. Он верит, что Кромвель примет правильное решение. Здесь он говорит о равенстве жизни общ-ва.

Уинстентли говорит о том, как можно изменить власть мирным путём. Угнетение пошло от Вильгельма 1 Завоевателя, он устранил саксонского короля, отсюда и пошёл захват власти и тирания. Представления Уинстентли об общ-ве проникнуты религиозностью. По его мнению, дьявольщина пошла от отбирания земли у брата братом.

Метафоричность – особ-ть речи.

Уинстенли-публицист близок к идеалам утопического коммунизма. В своем главном произведении «Закон свободы» он предложил план полного переустройства общества на основе ликвидации частной собственности на землю.
сельскохозяйственные работы на холме святого Георгия в графстве Сёррей, недалеко от Лондона. Вместе с Уинстенли памфлет подписали его единомышленники диггеры, что, по замыслу автора, должно было свидетельствовать о коллективном характере их действий и общности взглядов.
Памфлет, подписанный Дж. Уинстенли и его 44 единомышленниками, датирован 1 июня 1649 г. Его цель – предупредить захватчиков общинных земель и пустошей, начавших вырубать леса в захваченных владениях.

 



Памфлеты Дж. Мильтона.

Публицистика Г. Бабефа.

1760-97.Франсуа Ноэль Бабёф (Гракх) был одним из самых ярких и деятельных публицистов Великой французской революции. Он коммунист-утопист. С первых её дней он включился в политику под именем знаменитых римских трибунов Гракхов. Впервые свои идеи Бабёф опубликовал в журнале “Пикардийский корреспондент” в 1790 г. После падаения Бастилии, он писал, что понимает народ, что тот мстить за себя, гос-ва привратило «нас» в варваров. Писал для газеты «Европ курьер», там давал оценку «Другу народа», он критиковал Марата. Он считал, что человеку нельзя навязывать выбор, но также нельзя оспаривать и право писателя сбывать свой «товар». Он говорит, что свобода печати – это свобода торговать. Это ремесло. Покупатель сам определит ценность товара и нужен ли он ему. Спрос определяет, что нужно, сколько и какие темы. В1794г «Трибун народа», сначала она назыв «газета свободы печати», но с 23 номера переимен. Он считал, что власть не имеет права скрывать что-либо от народа. Себя он считал защитником угнетённых. Он отстаивал револ идеалы. Принципы свободы печати начин именно с этой газеты:

-док-во пользы печати может быть дано в 3-х словах (задачах), надзирать за дурными должностными лицами, препятствовать злу, указывать путь к добру. Он защитник печати. Его газета была для мыслящих людей. Он призывал к мирной демонстрации. Он выступал с пропагандой идей “аграрного закона” т. е. уравнительского распределения земли. В 95г – арест. За заговор против Директории в 1796 г. Бабёф и его сообщники были гильотинированы.

Т. Джефферсон – публицист.

ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН (1743 - 1826), автор Декларации независимости (идеи америк свободы). В 76г переработаны идеи просвещения. 3 президент США. В 1774 г. написал памфлет “Общий обзор прав Британской Америки”, где утверждалось право эмигрантов, осваивавших Новый Свет, на создание самостоятельных законов. Этот памфлет, поддерживающий идею ограничения власти метрополии и призывающий к сплочению колоний против британской короны, вызвал гнев Георга III. Именно ему было поручено сочинение текста Декларации независимости, принятого после обсуждения и внесения поправок 4-го июля 1776 года. Перечисляя в Декларации независимости " неотъемлемые права" человека, Джефферсон следует за Локком, однако заменяет одно из локковской триады - жизнь, свобода и собственность, - а именно: собственность на право стать счастливым, что в его трактовке означало использование свободы в целях самоусовершенствования и полного развития своих способностей. Наиболее значительной его работой является " Заметки о штате Вирджиния" (1785), в которой анализируется государственное устройство этого штата, а наиболее известной является Декларация независимости (1776). Он также автор закона об установлении религиозной свободы (1777). Федералисты – мощный центр, республиканцы – конфедерация, кажд имеет своё. Он против федералистов, но всё-таки мощный центр нужен. Написал 85 статей о гос устр-ве (Гамильтон 4 годичный срок).

Т. Пейн – публицист.

Один из первых оригинальных американских журналов был «Pennsylvanya Magazine» (1775–1776), который вскоре после открытия стал редактировать один из наиболее выдающихся американских публицистов, англичанин по рождению Томас Пейн (1737–1809). Он довел тираж до 1500 экземпляров, что было невероятным успехом. Пейн сам писал в журнал патриотические статьи, заметки, стихотворения. Много внимания уделял «Pennsylvanya Magazine» и материалам неполитического характера, например, вопросам брака. Так, Пейн опубликовал в рубрике «Старый холостяк» статью «Письмо о женском поле».

Особую известность Пейн получил в годы войны за независимость США (1776–1783). В памфлете «Здравый смысл» (1776), ясно и доступно внушая идею об абсолютной необходимости свободы, он впервые сформулировал призыв к независимости от Англии. В самый критический момент войны за независимость Вашингтон попросил Пейна срочно написать памфлет, чтобы поднять дух деморализованных поражением американских воинов и внушить им ненависть к врагу. Памфлет был написан у костра на барабане и зачитан солдатам перед атакой. Он стал первым в серии созданных за годы войны памфлетов под общим названием «Американский кризис». В них использовались приемы эмоционального воздействия на читателя, в частности, элементы острой сатиры. Пейн в своих памфлетах декларативен, он использует черно-белые краски, допускает резкие, безапелляционные выпады против оппонентов. Форма изложения подразумевает активного слушателя, собеседника, оппонента. В обращении Пейна к «здравому смыслу» видна простота, убедительность, искренность автора. Популярности придавало памфлетам Пейна и то обстоятельство, что их автор, не будучи американцем по рождению и не принадлежа ни к каким группировкам, оставался над партийной борьбой. После войны Пейн уехал в Англию, а оттуда, желая избежать уголовной ответственности за клевету, бежал в охваченную революцией Францию, где писал в газету «Республиканец», избирался в Конвент. В памфлете «Права человека» (1791–1792) Пейн встал на защиту революции и высказывался по мировоззренческим проблемам. Во Франции Пейн написал трактат «Век разума» (1794), в котором касался вопросов религии, церкви, морали. Пейн резко критиковал институт церкви и призывал искать мудрости не в Церкви, а у природы. «Мой собственный ум – моя церковь», – заявлял Пейн и, исполненный веры в познаваемость Вселенной, обрушивался с критикой на Священное Писание. Пейн с присущей ему безапелляционностью силился доказать абсурдность, нелепость и безнравственность многих текстов Ветхого и особенно Нового Завета. В своем богохульстве Пейн отрицал богочеловечность Христа и считал Его лишь исторической личностью, революционером и реформатором. Христианство признавалось Пейном, главным образом, как полезный источник правил поведения.

«Век разума» настолько возмутил американского читателя, жившего тогда еще по нормам христианской морали, что Пейн, возвратившись в Америку, оказался в одиночестве, умер в бедности, и его как богоотступника запретили хоронить на церковном кладбище.

Д.Дефо- журналист.

1660-1731. Дефо родился в семье торговца и получил религиозное образование. Он сменил много профессий: работал купцом, журналистом, издателем, писателем и всегда оставался в гуще событий своего времени.

За памфлет «Простейший способ разделаться с диссидентами», направленный против господства англиканской церкви (борьба с религией), Дефо был приговорен к позорному столбу, тюрьме и штрафу. В тюрьме он задумал издавать моножурнал «Ревью» («Обозрение»), который выходил с 1704 по 1713 г., и написал «Гимн позорному столбу». В своём журнале он анализирует уже случившиеся полит события, рассматривает их по новому, с др ракурса, чтобы вызвать полемику. Он был единств сотрудником журнала. Журнал состоял из 8 стр, похож на бюллетень, новостей не было, и это главное отличие от др журналов. Его периодичность была 1 раз в неделю, затем 2, потом и 3, 4, но в итоге 2 раза в неделю. Он сложил тип передовой статьи – программная статья, репортаж-путешествие, газетный очерк, анал статья, анал полемика. Начав свой путь в журналистику искренним борцом за правду, Дефо со временем отступил от прежних идеалов и начал продавать свое перо. Умер он в бедности и забвении. О памфлете «простейший способ разделаться с дисседентами». Через некоторое время после воцарения Анны началось давление на диссентеров. Их хотели лишить гражданских и религиозных свобод, закрывались диссентерские академии. И Дефо написал свой памфлет. Читая его, никак не подумаешь, что автор борется за права диссентеров, что он на их стороне. Наоборот, публицист язвительно отзывается о них, подчеркивает их деятельность, якобы отрицательно сказавшуюся на делах государственных, вплоть до казни короля. Беспощадно обвиняя диссентеров во всех грехах, называя их сектой, змеиным отродьем, сорняками мятежной ереси, заразой, Дефо намеренно располагает к себе своих противников. Ненавистники диссентеров были удовлетворены этим ярким, изобличающим пороки вредителей государства памфлетом. Однако Дефо добивался совсем иного результата. Под маской ненавистника диссентеров публицист показывает царящее в обществе несправедливое отношение к ним.

 

«La gazette» и ее роль в формировании французской журналистики. Авторитарная концепция печати.

 «La gazette» появилась в 17 в. Это первое издание, кот было официальным политическим печатным органом. 30.05.1631 г. – первый номер при дворе Людовика 13. Теофраст Ренодо (1583 – 1653) – глав редактор. Цель газеты – быть рупором власти, управлять гос-вом. Кардинал Ришелье был вдохновителем газеты. Она провозглашала абсолютизм. Является примером авторитарной концепции печати.

В газете писал кардинал Ришелье (1585-1648) и Людовик 13, кот описывал свои походы, следовательно, первый воен журналист. В техническом плане газета была прообразом настоящей современной газеты. Текст состоял из отдельных абзацев, разбитых на колонки, каждый из которых содержал своё сообщение. Заметки начинались с места и даты отправки известия. Со второго года у “Газетт” появились приложение - “Обычные новости различных местностей”. В газете сообщались как внутренние, так и зарубежные новости. Большинство известий приходило из Германии, Испании, Венеции, Вены и др.; печатались военные сводки, придворные новости, сведения о торговле и мореплаваниях, а также объявления. Информацию Ренодо получал от кардинала, который снабжал редакцию хорошими сотрудниками и присылал копии разных документов, от самого короля Людовика XIII, из переписки различных деятелей того времени, а также из иностранных газет. Редакция снабжалась необходимыми техническими средствами и Ренодо имел исключительное право на производство и продажу газеты. Но всё, что печаталось в ней находилось под контролем властей. Газета была слугой монарха и кардинала, отстаивала только их интересы.

Ренодо много путешествовал по Италии. Когда вернулся в Париж, сблизился с Ришелье и он ввел Р. в высшие круги власти. Тот стал королевским лекарем. Затем основал адресное бюро, из которого и вышло издание «La gazette». Оно выходило 1631-1792. Газета прекратила существование, когда пала абсолютная монархия. Распространялась и за пределами Франции. Ренодо наладил широкую корреспондентскую сеть. Когда в других газетах выходили памфлеты против власти, Ренодо писал ответы на них.

04.07.1631 стали печататься выходные данные. Выходила 1 раз в неделю. 4 листа. Сообщались краткие новости. Потом стала выходить на 8 полосах, потом на 12. Незадолго до закрытия газета стала ежедневной. Заметки начинались с даты, места события. Писали о воен событиях, новостях торговли. Тираж 1200 экз. С конца 1631 г Ренодо стал делить газету на 2 части: «Газетт» и каталог новостей. Каждый месяц выходит спец. номер с важнейшими новостями и комментариями Ренодо. С 1634 г. стал делать доп номера как дайджесты. 1633 напечатали об осуждении Галилея.

После смерти Ришелье – нов власть. Мазорини не хотел писать о прошлой власти и начались нападки на Ренодо. 25.10.1654 умер Ренодо. Номера сквозные, можно сделать единый том с предисловием редактора.

Черты авторитарной газеты:

1.Рупор официальной власти.

2.Жесткая предварит цензура

3.Королевские привилегии, система лицензирования

4.Правдивая информация приносится в жертву требованиям власти

5.Вертикальная структура прессы  

6. рассылаются дерективы на местах

7. система лицензирования, царского дозволения, указаний свыше.

Гл ред-р и журн-ты должны бть лояльны к власти, быть всегда на её стороне.

 

 

Развитие журналистики после изобретения Гуттенберга. Возникновение первых печатных периодических изданий.

Итак, книгопечатание проникло во Францию при Людовике XI (1461–1483), когда уже вся Франция была объединена сильной королевской властью и феодальный строй разрушен. В это именно время в Италии, куда настойчиво стремилась Франция, процветал гуманизм и было заметно особенное увлечение древнегреческими писателями. Жажда знания была огромная, но дороговизна книг ставила серьезные затруднения в этом отношении. Во всей Европе в 1501 г. количество книг не превышало 4 миллионов томов. Неудивительно, что Людовик XII (1498–1515) отнесся благосклонно к новому искусству книгопечатания и предоставил много привилегий книготорговцам. Однако счастливый период свободной печати продолжался недолго. На судьбы печати во Франции имели решающее влияние происшедшие около этого времени религиозные события, именно появление протестантства. книготорговцам было запрещено продавать книги, не одобренные церковью и не вошедшие в официальный каталог; предварительной цензуре были подвергнуты все издания, на каком бы языке они ни печатались. В отношении нарушителей установленных правил нередко применялась смертная казнь. Во время междоусобной войны между правительством и гугенотами печать была важным оружием и по прежнему находилась под жестким контролем. Серьезную реформу книгопечатания произвел Ришелье. При нем же вышла и первая регулярная газета. 1631(30 мая) - “ЛЯ ГАЗЕТТ” первый выпуск. Попутно со всем этим развивалась подпольная памфлетная литература (против власти, естественно).

В Германии печать также развивалась при университетах. Но в отлич. от французских, они находились под контролем церкви, а не государства. Едва их успела коснуться волна гуманизма, как духовенство лишило университеты цензурных полномочий и сосредоточило их в особых, более надежных руках. Так, 4 января 1486 г. майнцский архиепископ Бертольд фон Геннеберг установил свои собственные цензурные органы, обнародовав следующее любопытное распоряжение- нельзя переводить книги на немецкий язык, печатать только с разрешения. Ежедневн «Рилейшен Адлер» в Страсбурге, «Авизо рилейшен одер цайтунг» в Аугсбурге 1609г. Журналы: Христиан Томания 1685-89 – задачи умственного оздоровления общ-ва.

Со второй половины XV столетия в Англии появляется книгопечатание благодаря Уильяму Какстону. Печатные летучие листки 1622г в Лондоне «The certain of this present week».

Швеция - «Цайтунгспаст» 1634г, «Бюкли цайтунг» с 1666г, ыходит и по сей день.

Италия – 1604г «Атти дэлия Р. Академия дэ линцей», 1716 ежедн «Кракас».

Испания – 1661г в Мадриде «Гасетта», возникла по инициативе правительства.

Типы газет:

1.«Цайтунг» 1443 – рукописная (письма-газеты). 1510 – послание купцу от Фернандеса.

2.Приложения к газетам. К политич., экономич., торговым газетам прикреплялись профессорские, ученые «ноецайтунги». Из них вышли новые отдельные газеты.

Затем появились люди, торгующие информацией. Якоб Фуггер открыл фирму по продаже информацией в 1520 г. Затем стала выходить «Фугерцайтунгер» - первая платная газета. 

3.Затем появились газеты-репродукции (начало 16-го века)

4.Ежегодники. Начал издавать Михаэль Альтцег.

5.Ярмарочные отчеты. В 1595 вышел отчет за 5 лет.

6.В1609 Реляции Ведомости – ежедневник. Содержание не особо систематизировано, но пытались разделить информацию тематически. После появления ежедневников, завоеватели, кот завоевывали земли, пытались в первую очередь завоевать и ежедневники. В 1609 в Страсбурге «Авизо».

Затем появилась официальная печать (середина 16 в). Тип газет-приказов. «Ординари пост». Создавалась по приказу кайзера. Писали госсекретари, высший офицерский состав о военных делах. Офиц. газеты быстро распространялись. Почтовые станции имели большое значение в развитии жур-ки. Там собирали и систематизировали почту, из этого получалась газета из выдержек. К 30м годам17 века было около 30 наименований газет. К середине века удвоилось. В 1659 в Гамбурге первое развлекательное издание.

 

Новый Завет и развитие публицистики и риторики.
Христианская риторика существует только в устной форме очень долго. Иисус Христос сам не написал ни одной строчки. Главная идея всех его проповедей – научить истинной любви к людям и верованию в Бога, очистить сердце и просветить ум. В Нагорной проповеди рисуется модель идеального человека, для каждого он говорит на своём языке. Для своих учеников он говорит по-другому, сложнее, чтобы их обучить. Его язык простой и наглядный, его проповеди носят практ характер. Также он использует метод притчи для лучшего запоминания и понимания, людям они близки и понятны. Иисус не стремится к внешней красивости речи, он не исп спец приёмов ораторства. Чудеса – это своеобразный приём, это новый метод воздействия. Исцеляя людей, воскрешенная их он располагает к себе людей.

Новый завет, состоит из четырёх Евангелий благовествований от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также посланий апостолов верующим и Апокалипсиса (откровения Иоанна Богослова) на греч языке. Они очень похожи, в них много говорится об одном и том же. От Иоанна стоит особняком, остальные пытались совместить, так как многое повторяется.

1 – евангелие от Марка. Это самая краткая часть, здесь Иисус говорит мало, внимание читателя акцентируется на событиях. Мы видим Иисуса в действие, видим много чудес, динамичных картинок. Язык очень плохой, очень много деталей, и их быстрая смена. Марк говорит так, как он слышал, с ошибками, он свидетель. Это евангелие для тех, кто только входит в веру.

2-от Матфея. Оно в 2 раза больше, но чудес гораздо меньше. Создавалось скорее для иудеев и учителей. Написано расплывчатым церковным языком, много слов и выражения из Ветхого завета (стилизация под Ветхий завет). Иисус говорит здесь много. Читается тяжело, вначале описывается родословная. Христос говорит как раввин. Нужно вдумываться в каждую фразу и знать греч язык. В Евангелии встречается большое количество еврейских оборотов, автор предполагает знакомство читателей с местностью и еврейскими обычаями.

3-от Луки. Иудейские обычаи объясняются подробно, кроме того автор преднамеренно избегает употребления слова «язычники» в отрицательном контексте, опасаясь неправильного понимания. Жизнь Христа излагается преимущественно с истор стороны, рассказ отличается обстоятельностью и подробностью, приводится большое количество притч Христа. Евангелие от Луки — длиннейшая книга Нового Завета. Евангелие начин с описания наиболее ранних событий в хронологическом плане. Особое внимание Лука уделяет людям и Божьей любви к ним. Он не только литературно точно описывает самые разнообразные людские характеры, но и особым образом подчёркивает заботу Христа о простых людях. Нетрудно заметить, что если в Евангелии от Матфея большинство притч Спасителя посвящено Царству Небесному, то Лука приводит множество притч, сосредоточенных на людях. Особенно автор Евангелия подчёркивает милосердие Божье к кающимся.

4-от Иоанна. Иисус Христос описывается в качестве вечного Логоса (Слово, Мудрость, Причина), кот находится у истоков и в начале всех явлений, рассказывая о его земной жизни в качестве Спасителя человечества и объявляя его Богом. Исследователи отмечают противопоставление Бога и Дьявола, света и тьмы, признание мира как царства «лукавого», разделение людей на происходящих «от Бога» и «от мира или Дьявола», указание на то, что «иудеи не знают Бога». До Иоанна дошли 3 первых евангелия и он решил подтвердить их правдивость, добавив рассказ о ранних делах Спасителя.

 


Дж.Свифт- памфлетист.

1667–1745. Родом из Ирландии, Свифт рано осиротел и воспитывался в семье дяди. Получив образование в религиозном колледже Святой Троицы, Свифт сдал экзамены в Оксфорде на степень магистра искусств, затем, вернувшись на родину, принял сан. Увлечение литературой привело его в Лондон. Вскоре Свифт получил известность как памфлетист. Тематика его памфлетов широка и злободневна: угнетение ирландского народа («Письма суконщика», «Скромное предложение»), борьба церквей («Сказка бочки»), критика литературных нравов («Битва книг»). «Путешествия Лемюэля Гулливера» также изначально были памфлетом, высмеивавшим борьбу британских политических партий.

Как журналист, Свифт издавал политическую газету «Экземинер» («Обозреватель») – официальный орган партии консерваторов, затем принимал участие в журнале «Тэтлер» («Болтун»). Свифт был непримиримым врагом Дефо. Был секретарём Уильяма Темпла 1689-1699 в эти годы создал первые произведения. Битва Книг (1694) издана 1704, тема - спор древних и нынешних авторов, он осмеял ложную ученость и педантизм. 1704 ''Сказка о бочке '' - имела широкий общественный резонанс. В ней Свифт, пародируя евангельские притчи, рассказывает о трех братьях (Петр - католицизм, Мартин - Лютеранство, Джек - кальвенизм) В '' Сказке… '' он осуждает религиозную нетерпимость и нелепость церковных обрядов. В серии пародийных  предсказаний Иосифа Бикерстафа (1708) - осмеял астрологию. Писал также поэмы послания мадригалы. 1701-09 примыкал к вигам, 1710-14 к тори. Но проникся враждой к '' компромиссу '' между аристократией и буржуазией. Сотрудничал с газетой '' The Examiner '' в своих памфлетах потребовал прекращение войны за '' Испанское наследство '' боролся против колонизаторской политики Англии, против политики в отношении Ирландии (''Письма суконщика '' и '' Краткий обзор положения дел в Ирландии '' 1727). Свифт также отстаивал права народа, справедливость, боролся с церковной властью, мракобесием, убийственной для простого народа политикой правительства, другими слова Свифт отстаивал основные права и свободы человека. 1726 написал гл. произведение в жизни '' Путешествие Гулливера '', используя жанр путешествий, он создал сатиру на Англию, её жизнь и все общественно-полит проблемы того времени. С 1714 Свифт- декан собора СВ. Патрика в Дублине. Свифт был истинным журналистом и борцом за права народа. Умер Свифт после нескольких лет тяжелой душевной болезни.

 

 

Ораторское искусство как прообраз публицистической деятельности.

В трудах философов и ораторов античности и средневековья постоянно звучит преклонение перед чудом слова, потому как именно с него начинается публ твор-во. Исократ в развёрнутой речи “против софистов” утверждает, что не только владение словом, сколько знание дела - условие подлинного красноречия: “Речи не могут быть составленными хорошо, если они не соответствуют обстоятельствам, не приспособлены к теме и не отличаются новизной». Именно ораторы, владеющие красноречием как средством политической деятельности, а не риторы (знатоки теории красноречия, правил речевого мастерства) — истинные предшественники журналистов. Великие ораторы древности, в особенности Демосфен и Цицерон, были в первую очередь политическими и общественными деятелями. Наиболее яркие ораторские произведения этих авторов связаны с острейшими политическими испытаниями, выпавшими на долю их поколений. Для Демосфена — это борьба сначала с угрозой, а затем с реальностью македонского завоевания афинского полиса, для Цицерона — подавление антигосударственного заговора Катилины в 63 г. до н.э. и противостояние окончательному распаду республики после падения диктатуры Цезаря в 44 г. до н.э. Публ-ка как ветвь журналистики тесно связана с ораторским искусством, с политическим информированием, со стремлением правителей, представителей власти распространять как можно более широкому кругу суть своей политики. Правители, желающие донести до народа свои приказы и распоряжения, прибегали к помощи глашатаев гонцов или письменно обнародовали свои повеления. Устная коммуникация, устное информирование так же стары, как мир, но с выделением особого слоя гонцов, глашатаев она становится профессиональной деятельностью.

У римлян не было необходимости в периодических изданиях, ходили агитационные полит брошюры (Панегирик Исократа), носящие характер наслаждения словом. Затем стали отражаться проблемы. Римляне всё записывали, и постановления сената, различные события и саму жизнь. До сих пор сохранены документы. Это и есть культура глаза. Появляется богиня Молва. Она всё записывает, всё подслушивает.

Развивается письмо. Корреспонденты пишут о том, что происходит в сенате, а также сплетни. Это прообразы газет. Богатые люди нанимают себе собств корреспондентов - операрии, которые могли иметь не одного наёмщика. В обязанности этих людей входила беготня по городу и собирание любой инф-ии о происшествиях, скандалах, несчастных случаях и тому подобных событиях. Другую группу корреспондентов составляли лица более осведомлённые в глубинных течениях римской политики - друзья и близкие, люди из сенаторского сословия. Они были вхожи к первым лицам государства и часто посвящались в тайны римской политики. Особо ценились письма людей мыслящих, аналитиков, способных представить целостную картину происходящего, обладающих юмором и хорошим литературным стилем. К таким корреспондентам принадлежал и сам Цицерон, чьи частные письма ещё при его жизни стали достоянием публики усилиями друга и издателя Аттика. Поныне эпистолы Цицерона сохраняют значение памятника исторической и поэтической мысли. В жизни римской республики письма играли достаточно важную роль: с пом письма можно было не только сообщить важные сведения какому-либо полит лицу, но и выразить ему свою симпатию.

 Роль основателя мировой прессы вполне в духе наших представлений о Гае Юлии Цезаре - римском военачальнике и политике. В год своего первого консульства (59г. до н.э.) Юлий Цезарь начал издавать “Acta diurna senatus ac populi”, что дословно можно перевести “Ежедневные протоколы сената и римского народа”. Ежедневный листок содержал протоколы заседаний сената и прений в народных собраниях, краткое изложение громких судебных дел, разбиравшихся на форуме, и, кроме того, описание происходивших общественных церемоний. Это были чёткие правдивые протоколы. Со врем разделилась на 2 газеты: протоколы сената (язык офиц, качеств) и ежедн протоколы римского народа (доступный язык, лаконичный – прообраз жёлтой прессы). Они переписываются. Распр на рынках. Диурналисты – прожурналисты.

Ораторское мастерство Горгия. " Похвала Елене".

Древнейшим оратором и крупнейшим для своей эпохи теоретиком и учителем красноречия был Горгий (485–380 годы до Р.Х.). Он приехал из Сицилии в Афины в 58 лет (этот возраст считался глубокой старостью) и всех поразил чистотой и красотой речи. За Олимпийскую речь он удостоился золотой статуи в Олимпии. До нас дошли только две речи Горгия, написанные на сюжеты мифов о «Троянской войне», – «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда». Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приемов надолго сохранили название «горгианские фигуры». Горгий писал свои речи па аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады. Горгий был одним из первых ораторов нового типа - не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. На примере первой речи, которая была для Горгия школьным риторическим упражнением, можно проследить как способы убеждения невиновности Елены, так и риторические фигуры, изобретенные Горгием и получившие название горгиевы (или горгианские) фигуры: антитезу, равночленность и созвучие окончаний. Для своей «Похвалы» Горгий не случайно избирает тему, достаточно распространенную в греческой культуре того времени. Его современник Еврипид в трагедии «Елена» старался оправдать гомеровскую виновницу Троянской войны, опираясь на версию Стесихора, согласно которой в Трое находилась лишь тень Елены Спартанской, в то время как верная жена Менелая дожидалась его в Египте. В отличие от него Горгий не стал изменять мифологическую версию «жизнеописания» Елены, а дал ей новую оценку. Секрет оратора заключался в умении перетолковывать факты и придавать им неожиданную окраску. В основной части речи вместо изложения фактов из жизни Елены Горгий
предлагал слушателю взглянуть на неё с совершенно новой стороны. Поведение
Елены не описывается в конкретных подробностях, а воспроизводится в виде
моделей: Елена, по мнению Горгия, была «или силой похищена, или речами
улещена, или любовью охвачена». Горгий разрабатывает методику воздействия на слушателя и вводит ряд средств, известных у нас под названием горгианских фигур. Суть их - в привнесении в ораторскую прозу чисто поэтических приемов, с помощью которых речь оратора становится более убедительной. Так, Горгий применял антитезу (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, аллитерацию (игру звуками), ассонансы (повторение в стихе сходных гласных звуков), созвучие окончаний в предложении. Созвучия окончаний сопрягали одинаковые по своей грамматической форме слова, расставляя их по концам синтаксических отрезков. Подобный способ выражения оценивался как черта приподнятого стиля.

Древнегреческая куль-ра уха. Лисий (459 г-380г.до н. э)- афинский оратор. Сын метека(бесправный класс Афин, иностранцы, сам из Сицилии), бежал в Мегару после прихода власти «30 тиранов», брата казнили, огромное состояние разграбили.После победы демократии вернулся в Афины. Первая речь – своя «против Эратосфена, бывшего члена коллегии 30», произнес в 55лет Лисий. Остальные речи писал для других. Написал около 400речей, до нас дошло 34. Есть и политические, и судебные, и торжественные.

И учебника+лекции: Избегал вычурности, изменил классическую композицию речи (эпилог сдержанный, хотя в нем должен быть главный пафос). Речи Лисия просты, логичны, выразительны, фразы кратки и построены симметрично, кратко и естественно обрисовывает картину. Впервые создал галерею характеров. Мастер бытовых описаний (из речей можно узнать о быте афинян). Его сила была в убедительном изложении обстоятельств дела — в той части речи, которая у риторов называлась «рассказ». Рассказывая кратко, просто и естественно, он умеет нарисовать живую картину всего дела, так что у слушателя не остается сомнения в его правоте. Часто использует антитезу (схема: если вы так не сделаете, то будет коллапс). Патетика ( «не я тебя убил, а закон, кот. ты поставил ниже своих низменных страстей»). Констатация факта. Выступает ли на суде честолюбивый аристократ, или жадный до прибыли делец, или инвалид-балагур, или обманутый муж, - для каждого Лисий находит соответствующий его характеру, положению и культурному уровню стиль, подкупающий своей непринужденностью.

Ярким примером мастерства логографа Лисия явл-ся «Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена», где дан образ обманутого, наивного «маленького» человека, законопослушного афинянина, для кот. последняя надежда – справедливое решение судей. Эратосфен, убитый Евфилетом, был давним врагом Лисия. Лисий с особой тщательностью подошел к составлению оправдательной речи для Евфилета.

Лисий выбирает для Эвфилета простодушно-наивных тон повествователя, с обилием бытовых деталей. Доверчивый муж, его молодая жена, любовник - покоритель сердец, рабыня-посредница - все эти фигуры получают живую и выпуклую характеристику. Интересно также повествование в обвинительной речи против Эратосфена, рисующее немногочисленными, но сильными штрихами произвол “тридцати тиранов”.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь