Политическая борьба и пресса во Франции 1789 – 1794 гг.
Развитие цензуры во Франции началось с того времени, как там стали переписывать книги с начала XIII века, когда был основан Парижский Университет. Занимавшиеся перепиской составляли корпорацию под названием “Университетские присяжные переписчики книг”. В 1292 году у них было 24 переписчика, 17 переплетчиков и 8 продавцов рукописей. Парижский университет строго следил за ценой на книги, их содержанием и наказывал переписчиков за ошибки в текстах. Таким образом, изначально цензура была не предварительной, а просто контролем за тем, чтобы не было ошибок.
Книгопечатание пришло во Францию при Людовике XI (1461-1483), когда Франция была объединена королевской властью и феодальный строй разрушен. После изобретения печатного станка в Сорбонне решили открыть типографию (1469). Искусство книгопечатания быстро распространялось по стране. Но именно во Франции впервые были приняты меры с целью стеснить печать, в течение веков эти меры усложнялись и служили образцами для других гос-в. Первое ограничение свободы печатного промысла последовало в 1530 году. В рескрипте на имя привилегированного типографщика Конрада Необара было указано, чтобы книги по светской литературе представлялись для предварительного просмотра профессорам изящной литературы, а сочинения религиозные – профессорам богословия. Печатные станки других типографщиков в это время могли печатать все, что их душе угодно.
Протестантская лит-ра становилась все более популярной. Французский университет распорядился сжигать все еретические сочинения. Книгопродавцам не разрешалось продавать книги, не одобренные церковью и не вошедшие в официальный каталог.
Генрих II (1547) издал патент по книжным делам: Запрещается продажа книг, направленных против католической церкви; Сочинения религиозного содержания просматриваются профессорами теологического факультета; В каждом печатном издании выставляется имя автора, типографщика, место напечатания; Запрещаются тайные типографии. Все последующие короли (Карл IX, Генрих III) дополняли этот патент нововведениями: все типографии и книжные магазины подвергались ревизии два раза в год, каждый книготорговец должен был иметь два каталога книг, запрещенных и дозволенных, смертную казнь ввели даже для тех, кто купил запрещенную книгу, не прочитав ее. В XVI веке запретили продажу книг по астрологии, а в апреле 1560 года книготорговля была сделана монопольным промыслом присяжных книготорговцев.
1566 – под угрозой потери имущества запрещается выпускать без предварительного одобрения произведения, направленные против чести и достоинства частных лиц.
Несколько ослабилось влияние цензуры при Генрихе IV, так как он был изначально протестантом. Но его быстро убили. После его смерти власть перешла к его сыну Людовику XIII (1610-1643). Решающее влияние на дела гос управления при нем приобрел кардинал Ришелье, который решил окончательно утвердить королевский абсолютизм. В июле 1618 года Людовик III издал Регламент для книготорговли и книгопечатания, в силу кот число членов университетской организации было сведено до 80.
Ордонанс 1629 года. Людовик 13 предписал для предварительного просмотра представлять рукописи канцлеру и хранителю гос печати, чем нарушил полномочия для цензуры в Парижском университете. Он создал особое учреждение, состоявшее из одного синдика (старшины гильдии) и четырех его помощников. Эти новые должностные лица назывались “университетскими стражами” и имели много полномочий: посещали книжные магазины и смотрели, чтобы книги не выпускались с соблюдением вех правил о предварительной цензуре, качестве бумаги, чистоте шрифта, корректуре.
Основателем первой французской газеты был Теофраст Ренодо. Ренодо, по приказу кардинала Ришелье, был призван в 1624 году в Париж на пост начальника государственных благотворительных учреждений. Многосторонняя благотворительная деятельность навела его на мысль о создании газеты. Он хотел с помощью газеты поднять культурный уровень населения. Своим главным долгом он считал защиту молодой монархии от посягательств феодальной аристократии и отстаивание религиозной терпимости против католического духовенства. Таким образом, с самого начала Ренодо поставил своей задачей, наряду с распространением известий, также проведение в жизнь политической программы власти.“La Gazette” выходила с 30 мая 1631 года. Долгое время это была единственная легальная газета. Подобная монополия препятствовала нормальному развитию периодической печати.
При Людовике XIV абсолютизм достиг своего предела. В 36 статьях эдикта 1649 года король решил ко всем предыдущим постановлениям о цензуре прибавить новые. Он:
Ввел более детальные постановления по предварительной цензуре;
Регламентировал книжный промысел, установил размеры изданий, определил кварталы, в которых должный были жить типографщики, потребовал, чтобы у типографщика был только один ученик, непременно благонравный католик, знающий латынь и греческий, о чем должно быть удостоверение ректора университета;
Во всех городах было фиксированное количество типографий;
Мероприятия Людовика XIV нисколько не остановили развитие памфлетной литературы, в частности, особенно быстро распространялись анекдоты о жизни королевского двора, о фаворитках его величества. Позднее памфлеты стали носить политическую окраску. Боролись с ними нещадно, сжигали на кострах.
К началу XVIII века во Франции было так много различных указов по ограничению свободы печати, что их нужно было объединить в одно целое, чем и занялся Людовик XV, составивший первый Цензурный кодекс, Регламент 28 февраля 1723 года. В Регламенте было более 123 статей. К нововведениям относилось то, что книготорговцы, вступая в дело, платили 1000 ливров, т.е. печать стала иметь еще и экономические ограничения. Разносчики книг должны быть одобрены лейтенантом полиции и носить медные бляхи. Ограничения становились уже просто абсурдными: было приказано, чтобы двери типографий никогда не запирались, чтобы у них не было задних выходов, занавесок.
За преступления в области печати смертная казнь практиковалась до 1728 года.
При Людовике XVI увеличилось количество цензоров, а также усилились экономические ограничения. Периодическая печать была также обложена налогами. Например, “Журнал политики и литературы” вносил ежегодно министру иностранных дел до 22000 франков.
Революция 1789 года имела большое значения для восстановления свободы печати. 21 августа 1789 года Декларация прав человека и гражданина гласила, что “свободное сообщение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав чеовека, поэтому каждый гражданин может свободно говорить, писать и печатать, под условием ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных законом”.
Однако очень долго из-за отсутствия этих самых законов печать во Франции подвергалась преследованиям со стороны различных политических сил.
Великая французская революция или Французская коммуна (конец 18в.)
крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, в результате которой был уничтожен Старый порядок, и Франция из монархии стала республикой де-юре свободных и равных граждан. Девиз - Свобода, равенство, братство.
Началом революции послужило взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а её окончанием разные историки считают 27 июля 1794 (Термидорианский переворот) или 9 ноября 1799 года (Переворот 18 брюмера).
Из учебника: Накануне революции в стране издавалось всего 60 газет, так как все, кто в своей газете оскорбляли власть, религию, мораль, были казнены согласно действующей декларации (1757г). То есть была жестокая цензура.
В первые годы революции (1789-1791) свобода печати была безграничной.
1789г. Национальное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, ее 11 статья говорила о свободе печати.
Часто журналисты открыто призывали в своих газетах к насилию, убийствам, погромам. В 1789г. Возникло около 250 периодических изданий, а к 1791г. В стране вышло – около 500. Но это быстро закончилось. В 1793г. Вышел закон «О подозрительных», кот. гласил истреблять всех, кто был «партизаном тирании и федерализма, врагом свободы». В то время на эшафоте погибло много журналистов, представлявших различные полит.течения. Продолжалось до казни главного идеолога Максимилиана Робеспьера в 1794г.
Печать революции.
Наибольшей популярностью пользовались газеты, выходившие под редакцией главных деятелей революции, таких как Жан Поль Марат, Камиль Демулен, Макс. Робеспьер.
Левый якобинец Жан Рене Эбер выпускал газету («Папаша Дюшен»), названную по имени фольклорного персонажа – торговца и любителя выяснять отношения. Газета была рассчитана на низшие слоя населения – прообраз современной бульварной прессы. Эбер считал необходимым опускаться до уровня самого невзыскательного читателя. Его газету называли самым самобытным изданием революции. Был казнен.
Правый якобинец Камиль Демулен издавал «Революции Франции и Бранта» и «Старый Кордильер». За требования ослабления револ.террора был казнен.
Жан Поль Марат. В 1789г. Выпустил газету «Парижский публицист», переименованную в «Друг Народа». С первых номеров звучал призыв к крутым мерам против «врагов свободы». Лейтмотив – призыв к насилию и террору. Обвинения – полит характер. В тоже время не позволяя сквернословия и цинизма, как например Эбер. Публицистика Марата эмоциональна, однако однообразна.