Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОСПРИЯТИЕ НЕЙТРАЛЬНЫХ ЦВЕТОВ. На освещение, поскольку интенсивность света, идущего от поверхности на сетчатку. На освещение, поскольку интенсивность света, идущего от поверхности на сетчатку



на освещение, поскольку интенсивность света, идущего от поверхности на сетчатку, зависит от освещения поверхности и отражающей способности этой поверхности. (Яркость может измеряться также и прибором.) И наконец, для описания того, что воспринимается, когда речь идет о восприятии цвета поверхности, используются термины: воспринимаемый нейтральный (или хроматический) цвет, белизна, черный, серый, белый. Если имеется в виду не воспринимаемый нейтральный цвет поверхности, а впечатление его интенсивности или тусклоты, то используется термин светлота.

Обобщая сказанное, вполне правдоподобно предположить, что объект воспринимается белым, а не черным, потому что отражаемый им свет гораздо более интенсивен, чем свет, отражаемый серым или черным объектом. Клетки сетчатки при увеличении интенсивности стимулирующего света возбуждаются с большей частотой, и это, по-видимому, создает физиологическую основу восприятия различно нейтрально окрашенных объектов.

Тем не менее стимульным коррелятом нейтрального цвета не может быть интенсивность света (или яркость); не может быть именно потому, что количество отражаемого предметом света определяется не только коэффициентом отражения поверхности, но и освещением этого объекта. Если освещение сильное, как при ярком солнечном свете, то белая поверхность отражает очень интенсивный свет; но, если освещение слабое, как в комнатном полумраке, та лее поверхность будет отражать очень слабый свет. Несмотря на это, поверхность в обоих случаях будет казаться имеющей более или менее тот же самый, а именно белый, цвет. Здесь мы сталкиваемся с еще одной формой константности, обозначаемой такими терминами, как яркостная константность, светлотная константность, константность белизны, нейтральная или ахроматическая константность.

Если бы не изменения в освещении, то между интенсивностью отражаемого поверхностью света и воспринимаемым нейтральным цветом этой поверхности наблюдалась бы высокая степень корреляции*. Но, как показано на рис. 11-1, свет одной и той же интенсивности может быть получен различными комбинациями освещения поверхности с различным коэффициентом отражения. И наоборот, изменения в силе освещения будут менять интенсивность света, исходящего от одной и той же поверхности. Следовательно, проблема в том, как объяснить, что вопреки единственному источнику информации, исходящему от данной поверхности, а именно интенсивности света (или яркости), наблюдатель тем не менее может иметь однозначное представление о каждом из двух факторов, из которых

* Другим релевантным фактором является наклон поверхности относительно источника света, его мы обсудим чуть позже.


199

складывается данная информация, т. е. об отражении и освещении. Если обратиться к рис. 11-1, то проблема состоит в том, чтобы выяснить, как наблюдатель может различать условия а, Ъ и с, если во всех трех случаях объект вызывает одну и ту же стимуляцию.

Белизна и светлота

Прежде чем продолжить наши рассуждения, необходимо сделать одно важное разграничение. На первый взгляд существует сходство между континуумом воспринимаемых цветов от белого до черного, или степенью светлоты, с одной стороны, и континуумом воспринимаемых яркостей от тусклого до очень яркого, с другой стороны. Например, мы вполне можем назвать темную комнату черной. Или можем рассматривать белый предмет как более яркий, чем серый предмет. Но по разным причинам важно не смешивать эти два аспекта восприятия, каждый из которых связан с восприятием нейтрального цвета. Некоторые примеры могут облегчить рассуждения. Рассмотрим источник света такой, как лампа накаливания. Она может казаться тусклой или яркой, но ни в коем случае мы не назовем ее белой или серой. Скорее, она выглядит как испускающая свет, светящаяся или освещающая. (Поэтому термин белый свет не совсем удачен, скорее, следовало бы говорить о нейтральном свете.) То лее самое можно сказать и о небе, закрытом облаками.

Рис. 11-1

Может быть, и поэтично называть его серым, но автору этой книги оно не кажется похожим на серую поверхность. Оно, скорее, выглядит светящимся, имеющим определенную светлоту. Другим примером может служить однородная световая стимуляция по всему видимому пространству при полном отсутствии каких бы то ни было контуров, так называемый


200


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь