Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВОСПРИЯТИЕ НЕЙТРАЛЬНЫХ ЦВЕТОВ. Дает только треть от освещения, которое падает на сравниваемый образец. Дает только треть от освещения, которое падает на сравниваемый образец
Рис. 11-13 дает только треть от освещения, которое падает на сравниваемый образец. Тогда точка, соответствующая 0 % константности, на рис. 11-13 означала бы подравнивание на 1/3 — от 30 или 10 единиц (компенсируется различие в освещенности). Точка, соответствующая полной константности, означала бы подравнивание к 30 единицам. Следовательно, интервал между нулевой константностью и полной константностью будет равен 30 минус 10 или 20. Если испытуемый выбирает при подравнивании к стандарту коэффициент отражения, равный 25, то " интервал между этим подравниванием и отсутствием константности будет 25 минус 10 или 15. Отношение этого интервала к полному интервалу будет отношением 15 к 20, или 75%. Этот метод описания степени константности был введен Эгоном Брунсвиком16*. Его молено применить и к другим перцептив- * Модифицированное отношение с использованием логарифмирования было введено затем Таулесом17. Мера константности во многом зависит от различий в условиях наблюдения. В данном примере если стандартный образец вместо у3 получает только %0 от света, падающего на сравниваемый образец, то, даже если испытуемый еще больше отклонился бы от константности, подравнивая стандарт к коэффициенту отражения 24, отношение Брунсвика оказалось бы выше 75%. Этим можно объяснить тот парадоксальный факт, что во многих экспериментах по константности величины, формы, по ахроматической цветовой константности с увеличением разницы в расстоянии, ориентации или освещенности между стандартным и сравниваемым предметами растет тенденция к константности. Обычно подравнивания 217 ным константностям, трактуя одну точку как подравнивание к проксимальному стимулу, вторую точку — как подравнивание при полной константности, а третью точку — как полученное подравнивание. Как лее наилучшим образом объяснить полученные экспериментальные результаты? Каждая из рассматриваемых здесь теорий предлагает свое объяснение проявившейся в эксперименте сильной тенденции к константности. Согласно классической теории, константность должна присутствовать, поскольку наблюдателю ясно, что правая сторона экрана находится в тени. Это особенно справедливо, если видна тень разделяющей экран перегородки. Граница затененной области или полутень может, очевидно, считаться эффективным признаком тени, но этот вопрос еще будет рассматриваться в данной главе. Теперь нее мы перейдем к следующему вопросу. Почему, согласно классической теории, константность в данной ситуации неполна? Конечно, общеизвестно, что перцептивная константность почти никогда не бывает полной. Восприятие — это обычно компромисс между полной константностью и подравниванием, основанным на проксимальной стимуляции, и каждый раз возникает вопрос: почему это так? В случае нейтральной цветовой константности молено предположить, что недооценивается информация о разнице в освещенности. Не всякое уменьшение интенсивности света на теневой стороне оценивается перцептивной системой как то, что одна сторона находится в тени. Эта неверная оценка различия в освещенности может рассматриваться как результат неадекватности признаков. Сомнительно, что такого рода рассуждение может объяснить все факты. Если граница светораздела не видна, то признаки различия в освещении либо полностью элиминируются, либо сводятся на нет. Но, по всей вероятности, это почти или совсем не скажется на результате восприятия. Если так, то остается в силе вопрос, поднятый Герингом, как наблюдатель получает информацию об освещении, когда все, что он может иметь, — это информация об отражаемой каждой поверхностью интенсивности света, сама интенсивность зависит как от освещения, так и от коэффициента отражения поверхности. Когда используется редуцирующий экран, наблюдатель вообще лишен информации об освещении двух сторон. Поскольку сам редуцирующий экран однороден по цвету и более или менее равномерно освещен (он в отличие от фона у образцов располагается перед лампой), то, согласно классической теории, вполне вероятно, что наблюдатель, сравнивая все более и более отклоняются от константности, поскольку зависят от таких различий в условиях наблюдения, но отклоняются гораздо медленнее, чем это было бы при подравнивании проксимального стимула. Поэтому величина константности часто возрастает. 218 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы