Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОСПРИЯТИЕ НЕЙТРАЛЬНЫХ ЦВЕТОВ. Особый интерес в контексте настоящей главы представляет только что рассмотренный. Зависят от белизны (вертикальная размерность); здесь же показано



зависят от белизны (вертикальная размерность); здесь же показано, как цветовое многообразие определяется насыщенностью (горизонтальное измерение). Для того чтобы на одном рисунке представить и цветовые тона, и насыщенности, и оттенки серого, необходимо, как это показано на ил. 6, третье измерение. Так мы подошли к цветовому|телу — трехмерному представлению всевозможных оттенков, которые могут иметь цвета*,

Особый интерес в контексте настоящей главы представляет только что рассмотренный факт, что изменение ахроматической составляющей образца данного цветового тона приводит не только к изменению белизны образца (как это могло бы восприниматься цветоаномальным наблюдателем), но и к преобразованию образца в другой оттенок этого цветового тона. Зеленый цвет после смешения с черной краской становится темно-зеленым; оранжевый после смешения с черным становится коричневым; красный, смешиваясь с белым, превращается в розовый и т. п. Мы уже видели, что нейтральный цвет в значительной степени зависит не от абсолютной интенсивности отраженного света, а от относительной интенсивности окружающих объектов. Уже было отмечено, что белый объект кажется белым не просто потому, что его коэффициент отражения равен 80%, но еще и потому, что такой объект будет соответственно отражать больше света по сравнению с окружающими объектами с другими коэффициентами отражения. Поэтому при изменении белизны объекта данного цветового тона, когда различные оттенки нейтральной краски смешиваются с насыщенным цветом, происходит изменение отношения общего количества света, отражаемого объектом, к свету, отражаемому окружением. Однако из этого следует, что различные оттенки каждого цветового тона можно воспроизвести, просто меняя интенсивность света, отражаемого областью, окружающей данный образец. Это следствие подтверждается и тем, что изображено на ил. 745. Желтовато-оранжевый цвет кажется почти коричневым, когда окружающий черный фон меняется на белый. Различие значительно увеличивается, если этот опыт проводить в темной комнате. Этот эффект ограничивается теми же условиями, что и контраст, изображенный на рис. 11-8. Действие черного фона, окружающего внутренний участок, умень-

* Фигура имеет веретенообразную форму, т. е. имеет точки схода вверху и внизу, а не цилиндрическую, потому что для целиком насыщенного тона существует единственный образец. Или, иными словами, при любом оттенке серого, при увеличении насыщенности цвета (при смешивании его со все большим и большим количеством основного цвета) мы обязательно изменим его белизну. По мере того как к белому и черному образцам примешивается все больше и больше красного, они становятся соответственно темнее или светлее.


249

Представленные на этой странице изображения разработаны Карлом Фоссом и Прин-стонским издательством «Полихром»


250

Иллюстрация 4

Иллюстрация 5


251

Иллюстрация 6

С любезного согласия Иммонт Корпорейшн, Нью-Йорк, США

Иллюстрация 7


252

ВОСПРИЯТИЕ НЕЙТРАЛЬНЫХ ЦВЕТОВ

шается затемняющим воздействием окружающих этот фон белых областей.

Одно последнее замечание о вертикальной оси белизны цветового тона состоит в том, что она относится к цвету поверхности бело-серо-черного континуума, а не к светлоте. Хотя экстремальные изменения в уровне освещения и вызывают определенные изменения воспринимаемого цвета (например, при тусклом свете становится трудно выделить и отличить друг от друга цветовые тона), но это не изменяет оттенков, которые имеются в цветовом теле. Нарисованный желтый объект может показаться при тусклом свете темнее, он может даже показаться несколько менее насыщенным, но он никогда не покажется оливковым. В то лее время, сохраняя освещение константным и смешивая темно-серую или черную краску с желтой или увеличивая светлоту фона, окружающего желтый объект, молено будет изменить его восприятие от желтого до оливкового*.

Ссылки:

1. Katz D. The World of Colour. Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., 1935.

2. Helmholtz H. von. Treatise on Physiological Optics. Vol. Ill, Dover Publications, Inc., 1962. Впервые опубликовано в: Handbuch der Physiologischen Optik, Voss, 1867.

3. Hering E. Outlines of a Theory of the Light Sense. Harvard University Press, 1964. Впервые опубликовано в 1905 и 1907 гг. в: Grundziige der Lehre vom Lichtsinn.

4. Wallach H. Brightness constancy and the nature of achromatic colors.— Journal of Experimental Psychology, 1948, 38, 310—324; Восприятие нейтральных цветов. — В сб.: Восприятие, Механизмы и модели. М.: Мир, 1974, с. 290 —300.

5. Jameson D., Hurvich L. Theory of brightness and color contrast in human vision.—Vision Research, 1964, 4, 135—154.

6. Gelb A, Die " Farbenkonstanz" der Sehdinge.—In: Bethe A., Berg-mann G. V., Embden G., Ellinger A., (eds.). Handbuch der Normalen und Pathologischen Physiologie. 12.—J. Springer, 1929, Part I, 594—678.

7. Kardos L. Ding und Schatten.—Zeitschrift fur Psychologie, 1934, Ergbd. No. 23; MacLeod R. B. An experimental investigation of brightness constancy.—Archives of Psychology, 1932, No. 135,

8. Darlington Т. В. Interaction in achromatic color contrast. M. A. thesis, Swarthmore College, 1961.

9. Bezold W. von. The Theory of Color. American ed. L. Prang and Co., 1876.

10. Festinger L., Coren S., Rivers G. The effect of attention on brightness contrast and assimilation.—American Journal of Psychology, 1970, 83, 189—207.

11. Hess C, Pretori H. Quantitative investigation of the lawfulness of simul-

* Проблемы и методы пространственного описания многообразия цветов подробно обсузкдаются в двух последних монографиях: Фомин С. В., Соколов Е. Н., Вайткявичус Г. Г. Искусственные органы чувств. М.: Наука, 1979; Измайлов Ч. А. Сферическая модель цветоразличения. М.: Изд-во МГУ, 1980. ( Прим. ред.)


253

taneous brightness contrast.—Perceptual and Motor Skills, 1970, 31, 947— 969.

12. Heinemann E. G. Simultaneous brightness induction as a function of inducing and test-field luminance.—Journal of Experimental Psychology,

1955, 50, 89—96.

13. Jameson D., Hurvich L. Complexities of perceived brightness.—Science, 1961, 133, 174—179.

14. Freeman R. В., Jr. Contrast interpretation of brightness constancy.—Psychological Bulletin, 1967, 67, 165—187.

15. Katz. Op. cit.

16. Brunswik E. Zur Entwicklung der Albedowahrnehmung.—Zeitschrift fur Psychologie, 1929, 109, 40—115.

17. Thouless R. Phenomenal regression to the real object. I.—British Journal of Psychology, 1931, 21, 339—359.

18. Stewart E. C. The Gelb effect.—Journal of Experimental Psychology, 1959, 57, 235—242.

19. Max Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908.

20.  Katona G. Color contrast and color constancy.—Journal of Experimental Psychology, 1935, 18, 49—63.

21. Beck J. Apparent spatial position and the perception of lightness.—Journal of Experimental Psychology, 1965, 69, 170—179.

22. Hochberg J., Beck J. Apparent spatial arrangement and perceived brightness. —Journal of Experimental Psychology, 1954, 47, 263—266; Beck J. Apparent spatial position and the perception of lightness.—Journal of Experimental Psychology, 1965, 69, 170—179; Flock H., Freedberg E. Perceived angle of incidence and achromatic surface color.—Perception & Psycho-physics, 1970, 8, 251—256.

23. Flock H. R. Achromatic surface color and the direction of illumination.— Perception & Psychophysics, 1971, 9, 187—192.

24. Gogel W. C, Mershon D. H. Depth adjacency and simultaneous contrast.— Perception & Psychophysics, 1969, 5, 13—17; Mershon D. H., Gogel W. С Effect of stereoscopic cues on perceived whiteness.—American Journal of Psychology, 1970, 83, 55—67.

25. Hering. Op. cit. (3).

26. MacLeod R. The effects of " artificial penumbrae" on the brightness of included areas.—In: Miscellanea Psychologica, Albert Michotte, Librairie Phi-losophique, 1947.

27. Kohler W. Die Farben der Sehdinge, beim Schimpansen und beim Haushuhn. —Zeitschrift fur Psychologie, 1917, 77, 248—255.

28. Locke N. M. Perception and intelligence: their phylogenetic relation.—Psychological Review, 1938, 45, 335—345.

29. Gogel W. C. A study of color constancy in the newly hatched chick by means of an innate color preference. Ph. D. dissertation, University of Chicago, 1951.

30. Helson H. Adaptation-level Theory. Harper & Row Publishers, Inc., 1964.

31. Hartline H. K., Wagner H. G., Ratliff F. Inhibition in the eye of Limulus.— Journal of General Physiology, 1956, 39, 651—673.

32. Bekesy G. von. Sensory Inhibition, Princeton University Press, 1967.

33. Ratliff F. Mach Bands: Quantitative Studies on Neutral Networks in the Retina. Holden-Day, Inc., 1965.

34. Cornsweet T. N. Visual Perception. Academic Press, Inc., 1970, Chapters 11 and 13.

35. Впервые этот эффект открыт Кеннетом Крейком в 1940 г., но он не был опубликован и позднее был переоткрыт Вивьен О'Брайен. Вследствие этого эффект теперь называется эффектом Крейк—О'Брайен. Пример на рис. 11—23 есть частный случай иллюзии Корнсвита. Craik К. J. W. The Nature of Psychology. Cambridge University Press, 1966, 94—97; O'Brien V. Contour perception, illusion and reality.—Journal of the Optical Society of America, 1959, 48, 112—119; Cornsweet. Op. cit., p. 273.


254


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь