Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВОСПРИЯТИЕ НЕЙТРАЛЬНЫХ ЦВЕТОВ. Временно двух цветов, одного позади другого. Временно двух цветов, одного позади другого
Рис. 11-30 временно двух цветов, одного позади другого. Однако на рисунке нет прямых признаков, которые бы указывали на прозрачность узкого прямоугольника, как это могло бы быть при бинокулярном наблюдении через стекло. Очевидно, для эффекта просвечивания существенна организация конфигурации в виде креста и прямоугольника. Сравните эту фигуру с рис. 11-32, где нет впечатления просвечивания и где крест смотрится как частично белый, а частично темно-серый. Единственное существенное различие между этими двумя фигурами состоит в том, что в первом случае темные участки внутри креста воспринимаются как принадлежащие к полосе, расположенной по обе стороны креста. Следовательно, перцептивная система моясет прийти к решению, что перед однотонным белым крестом находится темное просвечивающее стекло, однородное по цвету. В примерах на константность в ситуациях просвечивания, обсуждавшихся выше (с. 227), можно было объяснить тенденцию к константности в терминах гипотезы отношений. В тех случаях не имело значения, есть у наблюдателя впечатление просвечивания или нет. Но в данных примерах фокус внимания Рис. 11-31 Рис. 11-32 245 направлен на ощущение просвечивания, и, более того, в примерах предполагается, что константность может зависеть от того, есть или нет впечатление просвечивания. Затемненные участки белого креста воспринимаются как белые на рис. 11-31 и как серые на рис. 11-32. Это различие нельзя объяснить в терминах отношений, поскольку серая часть белого креста в обоих случаях находится в темно-сером окружении. Некоторые аспекты восприятия хроматических цветов Восприятие хроматического цвета не входит в тематику этой главы, но некоторые цветовые феномены имеют к ней отношение, поэтому они вкратце обсуждаются здесь*. Константность и контраст Контраст и константность свойственны и хроматическим цветам. Для рассмотрения константности представим себе красный объект в сине-зеленом освещении. При соответствующей комбинации цвета объекта и освещения вполне может оказаться, что свет, отражаемый от объекта, будет нейтральным, так что если смотреть через редуцирующий экран, то объект будет казаться серым**. Тем не менее, если объект рассматривается обычным образом, он будет казаться красноватым. Следовательно, восприятие относительно независимо от необычных условий освещения и более близко к объективному состоянию дел, чем это можно было бы предположить, сообразуясь с природой проксимального стимула. Поэтому ссылка на константность вполне правомерна. Классическое объяснение эффекта этого рода состоит в том, что учитывается особый характер освещения. Так, например, осознавая, что объект освещается сине-зеленым светом, мы вычленяем его, и в результате объект воспринимается как обладающий цветом, дополнительным к сине-зеленому, т. е. красным. Как мы узнаём, что объект освещается сине-зеленым светом? Об этом нам может сказать видимый цвет окружа- * Существует несколько блестящих работ по цветовому восприятию43. ** Причиной этого является то, что ни цвет объекта, ни освещение не ограничиваются только узкой частью спектра длин волн, представляющих красный и сине-зеленый цвета соответственно. Красная поверхность будет отражать и часть сине-зеленого света, а свет освещения содержит в себе какую-то часть длин волн, соответствующих красному цвету. Поэтому смесь дополнительных сине-зеленых и красных длин волн, попадая в глаз, даст в результате то, что в сущности дает «белый свет». 246 ВОСПРИЯТИЕ НЕЙТРАЛЬНЫХ ЦВЕТОВ ющей объект области, которая, будучи серой или белой, будет отражать главным образом сине-зеленый свет. Но это подводит к той же самой проблеме, которая была поставлена Герингом для нейтрального цвета. Как мы узнаём, что фон действительно не сине-зеленый? Ведь если он сине-зеленый, то нет оснований полагать, что объект и его окружение освещаются сине-зеленым светом. Из факта, что для получения хроматической цветовой константности должны быть видны и объект и фон, следует предположение, что такая константность сводится к эффектам контраста. Серый участок, окруженный цветной областью, будет стремиться окраситься в цвет, дополнительный к окружающему цвету. Этот факт известен как одновременный цветовой контраст. Рассмотрим теперь только что описанную ситуацию константности, на этот раз на основе проксимальной стимуляции глаза. Ретинальное изображение красного объекта порождается нейтральным светом, изображение окружения порождается сине-зеленым светом. Но именно такова природа проксимальной стимуляции в ситуации контраста, когда, например, серый диск окружается сине-зеленым фоном. Эксперименты показали, что эти ситуации неразличимы и приводят к одинаковым эффектам44. Такое понимание цветовой константности, очевидно, аналогично объяснению нейтральной цветовой константности через отношение. В обоих случаях эффект зависит от взаимоотношения стимуляции глаза данным участком и соседним или окружающим участком, и в обоих случаях нет необходимости ссылаться на когнитивные процессы, которые влекут за собой учи-тывание освещения. Однако на этом аналогия заканчивается, поскольку в случае нейтрального цвета гипотеза состоит в том, что восприятие цвета определяется отношением интенсив-ностей, а в случае хроматического цвета термин отношения длин волн, по-видимому, уже не подходит. Возникает вопрос, каковы физиологические механизмы, которые лежат в основе хроматической цветовой константности и контраста. Конечно, если при рассматривании стимульного множества глаза движутся так, что цветовое окружение стимулирует те самые участки сетчатки, которые позже стимулируются серым образцом, то эффект одновременного контраста молено свести к последовательному контрасту и, в свою очередь, объяснить его на основе адаптации. Клетки сетчатки, более чувствительные к длине волн окружения, утомляются так, что эффективный баланс нейронного возбуждения от этого участка сетчатки сдвигается в направлении дополнительного цвета. Но это объяснение не может быть ответом, потому что хроматический контраст наблюдается и при фиксации глаз. 247 Если в качестве объяснения рассматривать латеральное торможение, то это должен быть случай избирательного торможения, так что стимуляция данной длины волны одного участка сетчатки тормозит более сильно возбуждение тех клеток соседнего участка, которые более всего чувствительны к этой длине волны, сдвигая эффективный баланс в направлении дополнительного цвета. Цветовое тело Окрашенные объекты обычно отражают все длины волн, но отдельные длины волн доминируют. Чем чище цвет, тем меньше он отражает другие, недоминирующие длины волн и тем более он насыщен. Насыщенно окрашенный образец выглядит сильно или ярко окрашенным. Малонасыщенный цвет, который отражает большую часть всех длин волн или «белого света» относительно доминантной длины волны, кажется слабым или размытым. На ил. 1 изображен континуум насыщенности от максимально возможного при цветной печати до нулевого или нейтрально-серого. Можем представить себе, как делались эти образцы с использованием красной и серой красок. Красная краска сама по себе дает насыщенный красный цвет. Смешивая постоянное количество красной краски с увеличивающимся количеством серой, мы получим смеси с уменьшающейся насыщенностью красного. Цветовые тона можно упорядочить по кругу в соответствии с волновым спектром. Соседние тона на этом круге ощущаются как сходные друг с другом. Если насыщенность каждого тона представить радиусом круга (см. ил. 5), то в конце концов круг заполнится всевозможными цветовыми образцами, с которыми мы сталкиваемся в обычной жизни. Но существует еще одно измерение, не представленное в цветовом круге, которое имеет особенное отношение к теме этой главы. На ил. 1 и 5 уменьшение насыщенности достигается подмешиванием к насыщенному цвету серого цвета. Допустим, что вместо серого цвета мы используем белый (см. ил. 2). Теперь, несмотря на то что мы снова получили серию тонов от максимально насыщенного до полностью нейтрального или ненасыщенного цвета, вся серия оказывается белее. И наоборот, ил. 3 представляет серию уменьшающейся насыщенности с использованием черной краски. Здесь вся серия темнее. Следовательно, возможно, что несколько образцов данного цветового тона, имеющих равную степень насыщенности (например, средняя часть на ил. 2 и 3), тем не менее различаются в зависимости от белизны, ахроматического цвета, используемого при смешении. Количество белизны является источником множества различных красок и цветовых оттенков. На ил. 4 показано, как основанные на одном цветовом тоне все эти оттенки 248 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы