Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. История этических учений



    Этика Древней Индии и Древнего Китая: общая характеристика. Основные этические идеи Вед, буддизма и джайнизма. Этические воззрения в даосизме и конфуцианстве: сравнительный анализ.

    Нравственная философия древних греков и римлян: предпосылки и общая характеристика. Этический релятивизм софистов. Этический рационализм Сократа. Сократические школы: гедонизм киренаиков и ригоризм киников. Этическое учение Платона. Аристотелевское учение о добродетелях. «Никомахова этика»: создание этики как специфической отрасли философского знания. Единство этики и политики. Эвдемонизм Эпикура и нравственный ригоризм стоиков: сравнительный анализ.

    Мораль иудаизма и христианства: общее и особенное. Общечеловеческое значение принципа любви в христианстве. Аврелий Августин о свободной воле и предопределении. Фома Аквинский: свобода как ценность.

    Своеобразие принципов и норм мусульманской этики.

    Гуманистическая этика Возрождения. Лоренцо Валла: попытка синтеза эпикуреизма и христианства. Духовно-нравственный кризис позднего Возрождения (Н. Макиавелли).

Человеческая рациональность как основа нравственности в этической рефлексии Нового времени. Этика Б. Спинозы. Особенности нравственных воззрений мыслителей эпохи Просвещения. Концепция нравственного преобразования «природного индивида и эгоиста» в «разумного эгоиста». 

    Этика долга и концепция взаимодополнительности морали и права в философии И. Канта. Г.В.Ф. Гегель: преодоление морали, реализация нравственности в системе общественных отношений и государстве. Этический принцип любви в антропологии Л. Фейербаха.

    Кризис классической этики и антинормативистский поворот в этике Х1Х века. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и учение о сверхчеловеке Ф. Ницше. Утилитаризм И. Бентама и Дж.-С. Милля.

Социально-исторический анализ нравственности и гуманистическая сущность критики капитализма в марксистской этике.

Экзистенциалистская этика о трагизме человеческого существования и приоритете свободного выбора (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю).

Благоговение перед жизнью (А. Швейцер). Нравственная дилемма современного человека: «быть или иметь» (Э. Фромм). Феномен «бегства от свободы».

Этический релятивизм прагматизма и теория справедливости Дж. Ролса. Постмодернизм как крайняя форма антинормативистской критики морали. Герменевтический вариант современной этики: Ю. Хабермас.

Этика в России Х1Х-ХХ веков: своеобразие, основные идеи и представители. Материалистическое понимание нравственности: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.А. Кропоткин. Этика ненасилия Л.Н. Толстого. Нравственная философия всеединства и трактовка В.С. Соловьёвым соотношения права и нравственности.

Проблемы этики в трудах советских и постсоветских философов.

 

     

Тема 3. Основные категории этики и нравственные ценности

     Особенности этических категорий. Нравственная аксиология. Понятие нравственного идеала и ценности. Формирование идеалов и ценностей, как высших духовных потребностей человека. Императивность нравственных ценностей. 

    Категории добра и зла в теоретической этике. Добро и зло как степень соответствия идеалу. Добро как ненасилие, цель и средство. Понятие добродетели.

Многоаспектность и цельность свободы. Нравственное измерение свободы. Свобода и ответственность: нравственный и правовой аспекты.       

Нравственная справедливость как основа социально-экономической и правовой справедливости. Правовые аспекты справедливости.

Понятие долга. Долг и личный интерес. Стыд и совесть.

Счастье как этическая категория. Стремление к счастью и соображения долга в жизни человека: возможности и пути гармонизации.

 Смысл жизни как нравственная ценность.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь