Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основні проблеми теорії моралі: властивості та антиномії моралі.
Этика – наука о морали.Она описывает мораль,объясняет мораль и “учит” морали.И на этом пути есть ряд трудностей.Во-первых,зачем описывать мораль,если каждому известно,что это такое.Этика вроде бы обречена сообщать нечто общеизвестное.Во-вторых,этика “учит” морали,а поучений никто не любит и все проповедники за тысячи лет не уговорили человечество поступать по совести.В-третьих,удовлетворительно объяснить что-либо в морали сложно.Разве можно точно выяснить причины существования несправедливости,причины по которым благородство оказывается осмеянным,а негодяи торжествуют? С первого взгляда мораль выглядит как некоторые правила поведения.Правила отношения к другим людям,к обществу и к самому себе.В любом случае они формулируются в повелительном наклонении:”будь таким”,”не делай так-то!”.Это указания не на то,что есть,а на то,как должно быть.Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью.Мораль всепроникающа,она предъявляет свои права всем и каждому.Для поддержания же нравственного уровня специальных органов нет.Эту функцию на себя берет общественное мнение,но разные общественные группы могут предъявлять существенно различные требования,поэтому личность сама должна выбирать свой путь. Первое противоречие в рассуждении о морали возникает тогда,когда мы задаемся вопросом о происхождении правил нравственности.Для каждого человека его моральные взгляды – это свободно избранные,никем не навязанные идеи.Однако это не мешает осуждать безнравственного человека за его идеи,словно нам известна какая-то “истинная” точка зрения на жизнь.В этом смысле нравственные заповеди имеют объективное значение,это нечто правильное,это некоторые устои жизни не зависящие от склонностей и предпочтений как индивида,так и группы.Моральный закон формулируется так,словно у него вообще нет автора,словно он исходит от каждого и ниоткуда,не опирается ни на чей авторитет.Так между полюсами объективного значения и субъективного восприятия существует такое свой ство морали как безличность ее закона.Второе недоумение возникает тогда,когда знакомишься с нравами разных времен,народов,классов,коллетивов.Наблюдается много позиций,однако все они выдают свою правду за всеобщую,общечеловеческую.Это отражено в “золотом правиле нравственности”:поступай по отношению к другим так,как хочешь,чтобы они поступали по отношению к тебе.Нравственные заповеди формулируются как всеобщие. Это происходит за счет универсальности требований.Третья трудность возникает при попытке понять,что же движет человеком,каковы его мотивы.Когда человек стремится к выгоде,это естественно.Если человек оказывает услуги,получая за это вознаграждение – это замечательно,хотя и не содержит особой заслуги.Но подлинно моральным считается поступок,совершенный бескорыстно,без задней мысли и без особой цели.Добро совершается ради него самого, “по доброте душевной”.Здесь обнаруживается такое свойство морали как незаинтересованность морального мотива.Четвертое недоумение появляется при размышлении о нравственном воспитании.Воспитывают и родители,и другие люди,и общество в целом.В морали мы ведем себя не как частные лица,а как представители всего разумного мира.Нравственное поведение служит единению с людьми,единению души и разума,утверждает нравственную общность человечества.Пятая антимония обнаруживается тогда,когда мы решаем вопрос о детерминации в морали,то есть о причине нравственных действий.С одной стороны,мораль сама является причиной.Она заинтересовывает человека внешним признанием.На деле же в морали человек способен поступать вопреки обстоятельствам,логике,общественному мнению,своим привычкам,вопреки любой причине,т.е. совершенно свободно.Эта свобода,автономия личности – величайшее достоинство морали.Получается,что нравственное поведение вообще не имеет видимых причин и ничем не определено.Свобода составляет как бы нравственную обязанность человека.Она не подарок,а скоре бремя,которое надо нести,еслихочешь быть человеком.Стара,как мир,истина,что только тот,кто добр, - свободен:от корысти,от страха,от условностей,от догм.Свободная причинность – наиболее сложное,удивительное свойство морали. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы