Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Уточним понятия или с чего все началось?
Термин «мультимедиа» неразрывно связан с понятием «информация» и ее видами. В соответствии с российским законодательством «информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»[6]. По мнению российских авторов С.Г. Григорьева и В. В. Гришкуна[7] виды и формы представления информации существенным образом зависят от форм существования той или иной информации. Всю информацию, которую способен воспринимать человек, можно разделить на два основных класса: • по воздействию на органы чувств: оптически-акустическая, оптически-осязательная и т.п.; • по технической однородности: текстовая, акустическая, использующая изображения, цветовая. Впервые термин «мультимедиа» появился в 1965 г.[8] и активно использовался вплоть до конца семидесятых годов для описания экстравагантных для того времени театрализованных шоу, использующих разные виды и формы представления информации: слайды, кино, видео‑, аудиофрагменты, световые аффекты и живую музыку, как, например, на выступлении Exploding Plastic Inevitable[9] 1965-1967 г. В конце 70-х и начале 80-х годов под мультимедиа понимали представления, основанные на статических или динамических изображениях от нескольких проекторов, сопровождавшихся звуком или живой музыкой. Таким образом, средства «мультимедиа» воздействовали сразу на несколько органов человеческих чувств и представляли информацию в разных формах: визуальной, вербальной и аудиальной, что создавало (и создает) более глубокое эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, и принесло успех и популярность этому виду театрализованных представлений. Возможность влияния на эмоциональную сферу человеческой психики является важным фактором при обучении, так как способствует более эффективному усвоению знаний. Однако только в последнее десятилетие с развитием персональных компьютеров и повсеместной информатизацией образования мультимедиа технологии стали востребованы в российской школе. В течение следующего десятилетия термин «мультимедиа» включал в себя различные понятия. И на сегодняшний день нет единообразия в определении этого термина. Разные исследователи дают различные определения этому понятию. Наиболее полным и соответствующим реалиям сегодняшнего дня описанием понятия «мультимедиа» мы считаем определение, данное отечественными авторами С.Г. Григорьевым, В.В. Гришкуном в книге «Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании»[10]: Мультимедиа – это: - технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; - информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов; - компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов; - компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов; - особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.). В современной методике «мультимедиа» рассматривается как одно из многих технических средств обучения (ТСО), которое способно решать круг задач, определяемый дидактическими свойствами и функциями данного СО. С этой точки зрения мультимедиа – это ТСО, интегрирующее разные виды информации – звуковую, визуальную, и обеспечивающее интерактивное взаимодействие с обучаемым (Словарь методических терминов[11]). Дидактические свойства того или иного средства обучения, в том числе и мультимедиа, – это природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе[12]. Проанализировав различные толкования и определения понятия «мультимедиа», можно сделать вывод, что основными дидактическими свойствами мультимедиа является интегративный подход в представлении информации в различных формах (текст, звук, видео и т.д.) и интерактивное взаимодействие с обучаемыми, а также к свойствам мультимедиа можно отнести следующее: - максимальная индивидуализация и адаптация процесса обучения; - манипулирование мультимедиа объектами (комбинировать объекты для презентаций, редактировать, классифицировать, управлять объектами и т.д.); - групповая работа в мультимедийных обучающих средах (например, в среде iLinc); • хранение мультимедиа объектов на различных носителях, а также, в сочетании с телекоммуникациями, в сети: блоги, фликры, живые журналы, доступные для всех или для определенной группы учащихся, • иллюстрация и демонстрация явлений, которые невозможно наблюдать в реальном времени, например, процесс фотосинтеза или действия магнитных полей; • возможность проводить виртуальные практические работы (например, проводить вскрытие виртуальной лягушки); • возможность вырабатывать необходимый навык на симуляторах (например, при обучении пилотов). Таким образом, важнейшим свойством мультимедиа является интеграция различных видов информации, воздействующих на несколько органов человеческих чувств, вызывая эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влияет на эффективность обучения. Свойство интерактивности, т.е. возможность управлять процессом представления информации (манипулирование мультимедийными объектами, скроллинг в рамках экрана, контекстно-зависимая справка, возможность создания или конфигурирования экранных объектов, и т.д.) вовлекает обучаемого в активный учебный процесс, стимулирует его познавательную деятельность, способствует поддержанию устойчивой мотивации к познанию. С.Г. Григорьев и В.В. Гришкун различают три основных типа интерактивности, используемых мультимедийными средствами обучения: реактивное, активное и двустороннее взаимодействие[13]: • Реактивное взаимодействие: учащиеся имеют возможность проявить свое отношение к происходящему на экране. Однако возможности управления программой невелики. • Активное взаимодействие: учащиеся управляют мультимедиа-программой или "ресурсом: выбирают темп, объем, траекторию изучения материала. • Двустороннее взаимодействие: учащиеся управляют программой, а программа, в свою очередь, адаптируется к запросам учащегося. Дидактические свойства средств обучения определяют их функции. Под дидактическими функциями мы, вслед за Е.С. Полат, понимаем внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это их назначение, роль и место в учебном процессе[14]. Учитывая вышеперечисленные свойства, можно сделать заключение, что данное средство обучения (мультимедиа) позволяет: - интегрировать разные виды информации в одном объект-контейнере (текст, звук, видео и т.д.) и представлять ее, воздействуя на разные органы человеческих чувств; - развивать навыки работы с большими объемами информации разного вида; - развивать критическое мышление; - стимулировать когнитивный процесс;. - интерактивно взаимодействовать с обучаемым; - адаптироваться к запросам последнего; - индивидуализировать учебный процесс к стилям обучения[15] (т.е. обучаемый сам выбирает, что и как изучать, как применять интерактивные возможности средств информатизации и как взаимодействовать со своими соучениками, т.е. учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса); - организовывать групповую работу в мультимедийных средах; - развивать навыки работы в команде; - формировать устойчивую мотивацию к обучению; - иллюстрировать и демонстрировать природные и технологические явления и процессы; - визуализировать абстрактную информацию за счет динамического представления процессов; - создавать максимально приближенные к реальности условия для выработки учебных или профессиональных навыков (виртуальные лаборатории, экскурсии, музеи; симуляторы).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы