Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ибрахим (мир ему) обращается с призывом к своему отцу
Далее в Коране рассказывается о том, как Ибрахим (мир ему) вёл споры со своим отцом и своим народом. Сначала он обратился с призывом к отцу, который также был идолопоклонником, но более всех прочих заслуживал доброго наставления. Аллах Всевышний сказал: И помяни Ибрахима, [когда будешь читать людям] Писание. Поистине, был он правдивейшим [человеком и] пророком. Вот сказал он своему отцу: «О отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит, не видит и ни от чего не избавит тебя? О отец мой, поистине, пришло ко мне знание[6], которым [ты не обладаешь], так последуй же за мной, и я укажу тебе правильный путь! О отец мой! Не поклоняйся Шайтану, ведь Шайтан ослушался Милостивого! О отец мой! Поистине, я боюсь, что постигнет тебя кара Милостивого, и ты окажешься [в Огне вместе с] Шайтаном!» Тот сказал: «О Ибрахим, неужели ты [отвергаешь] моих богов?! Я непременно подвергну тебя побиванию камнями, если ты не откажешься [от этого]! Покинь же меня надолго!» [Ибрахим] сказал: «Мир тебе! Я буду просить моего Господа, чтобы Он простил тебя, ибо Он милостив по отношению ко мне,[однако] я отстраняюсь от вас и того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, и обращаюсь с мольбой к своему Господу — может быть, [Он внемлет] моей мольбе, и не окажусь я злосчастным»(19:41–48). Аллах Всевышний поведал о том, как Ибрахим (мир ему) спорил со своим отцом и как он призывал его к истине, используя самые мягкие выражения и разъясняя несостоятельность его поклонения идолам. Ибрахим (мир ему) указывал ему на то, что идолы не слышат мольбы тех, кто им поклоняется, и не видят, какое положение те занимают, и спрашивал, как же в таком случае они могут избавить идолопоклонника от беды или делать ему добро, даруя человеку удел или оказывая ему помощь? Затем Ибрахим (мир ему) сказал, что хотя, он и младше своего отца, Аллах даровал ему правильное руководство и полезное знание: «О отец мой, поистине, пришло ко мне знание, которым [ты не обладаешь], так последуй же за мной, и я укажу тебе правильный путь!»Здесь имеется в виду ясный и лёгкий путь истинного единобожия, который привёл бы его отца к благу в обоих мирах. Однако, когда он предложил своему отцу это руководство и дал ему доброе наставление, тот не принял ни руководства, ни наставления, но принялся угрожать Ибрахиму (мир ему). Он сказал: «О Ибрахим, неужели ты [отвергаешь] моих богов?! Я непременно подвергну тебя побиванию камнями, если ты не откажешься [от этого]!» По мнению некоторых толкователей, отец угрожал Ибрахиму (мир ему) проклятием, другие же считали, что эти слова следует понимать буквально. Он также сказал: «Покинь же меня надолго!» В ответ на это Ибрахим (мир ему) сказал: «Мир тебе!» — давая отцу понять, что он не причинит ему никаких обид и не сделает ничего дурного. Более того, Ибрахим (мир ему) совершил ещё одно доброе дело, ибо он сказал отцу: «Я буду просить моего Господа, чтобы Он простил тебя, ибо Он милостив по отношению ко мне». Как указывают Ибн ‘Аббас и другие улемы, это значит: Его милость выразилась в том, что Он указал мне путь к поклонению Ему и искренней вере в Него. Вот почему Ибрахим (мир ему) сказал: «…[однако] я отстраняюсь от вас и того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, и обращаюсь с мольбой к своему Господу — может быть, [Он внемлет] моей мольбе, и не окажусь я злосчастным». Ибрахим (мир ему) отрекается от своего отца, который был врагом Аллаха Ибрахим (мир ему) обратился с мольбой к Аллаху и попросил Его простить своего отца, как и обещал. Однако, когда ему стало ясно, что тот является врагом Аллаха, он отрёкся от него. Аллах Всевышний сказал: [Что же касается] мольбы о прощении для своего отца, то Ибрахим [обратился с ней к Аллаху] только потому, что дал [отцу] обещание [сделать это]. Когда же [Ибрахиму] стало ясно, что [его отец] — враг Аллаха, он отрёкся от него. Поистине, Ибрахим [был] смиренным[7], кротким.(9:114). Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: В День воскресения Ибрахим встретит своего отца Азара, лицо которого покроется пылью и потемнеет [от скорби], и скажет ему: «Не говорил ли я тебе, чтобы ты не противоречил мне?» Его отец скажет: «Сегодня я подчинюсь тебе!» Тогда Ибрахим воскликнет: «О Господь мой! Поистине, Ты пообещал мне не позорить меня в тот День, когда [рабы Твои] будут воскрешены, но может ли быть что-либо позорнее удаления моего отца?!»[8] Тогда Аллах Всевышний скажет: «Поистине, Я сделал Рай запретным для неверных!» А потом [ему] будет сказано: «О Ибрахим, что это у тебя под ногами?» — и когда он посмотрит [туда], то увидит покрытую густой шерстью и забрызганную кровью (или: грязью) гиену, которую схватят за ноги и бросят в Огонь[9][Бухари, № 3350].
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы