Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упоминание о строительстве Каабы



Аллах Всевышний сказал:И [вспомни, как], указав Ибрахиму место [этого] Дома, Мы [сказали]:

«Не [поклоняйся] наряду со Мной ничему и очисть Дом для тех, кто будет обходить во круг [Каабы], молиться и совершать поясные и земные поклоны.

И объяви об [обязательности] хаджжа людям, которые будут являться к тебе пешком и на всяких исхудавших верблюдах и приходить, [передвигаясь] по далёким горным дорогам… (22:26–27).

Аллах Всевышний также сказал:Поистине, первый Дом, возведённый для людей, [чтобы они поклонялись в нём Аллаху], — тот, который [находится] в Бакке[78]. Благословен [Дом этот], и является он руководст вом для [обитателей] миров.

Есть в нём ясные знамения, [среди которых] — место Ибрахима[79], и тот, кто войдёт в него, будет в безопасности. Обязанностью людей пред Аллахом является [совершение] хаджжа к Дому, если они будут в состоянии [совершить] его, а кто не верует[80], [пусть знает, что] Аллах, поистине, не нуждается в [обитателях] миров!(3:96–97).

Аллах Всевышний также сказал:И [вспомни, как] Ибрахима испытывал Господь его [Своими велениями], а тот выполнял их. Сказал [ему Аллах]: «Поистине, Я сделаю тебя предводителем людей». [Ибрахим] воззвал: «[Сделай же таковыми] и [людей] из [числа] моих потомков». [Аллах] сказал: «[Действие] Моего завета не распространяется на несправедливых».

И [вспомни, как] сделали Мы Дом[81] местом сбора и безопасности для людей. Сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы[82]. И поручили Мы Ибрахиму и Исма‘илу: «Очистите дом Мой[83] для совершающих обход, и пребывающих [там][84], и совершающих поясные и земные поклоны».

И [вспомни, как] Ибрахим сказал: «Господь мой! Сделай это [место] безопасным городом и надели плодами тех его жителей, которые уверуют в Аллаха и в Последний день». [Аллах] ответил: «[Что касается] того, кто не уверует, то Я позволю ему недолго пользоваться [земными благами, но] потом заставлю [вкусить] мук Огня. Сколь же скверным [станет такой] исход!»

И [вспомни, как] Ибрахим и Исма‘ил возводили основы Дома, [говоря]: «Господь наш, прими от нас [это]! Поистине, Ты — Слышащий, Знающий.

Господь наш! И сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства [создай] общину, которая предастся Тебе, и покажи нам обряды нашего поклонения, и прими наше покаяние, [ибо], поистине, Ты — Приемлющий покаяние, Милосердный.

Господь наш! И направь к ним из числа их посланника, который станет читать [ниспосылаемые] Тобой аяты, и научит их Писанию и мудрости, и очистит их. Поистине, Ты — Всемогущий, Мудрый»(2:124–129).

В этих аятах Аллах Всевышний упоминает о том, что Его раб, посланник, избранник и любимец Ибрахим (мир ему) , который был отцом пророков, построил Каабу, первую мечеть, предназначенную для того, чтобы все люди поклонялись в ней Аллаху, и Аллах указал ему место этой мечети.

Передают, что повелитель правоверных ‘Али ибн Абу Талиб и другие говорили: «Это место было указано ему в откровении, ниспосланном Всемогущим и Великим Аллахом».

Говоря о создании небес [Бидайа, т. 1, с. 76], мы упоминали о том, что Кааба располагается точно напротив небесного храма[85], и если бы этот храм упал с небес, он обрушился бы прямо на Каабу. То же самое касается храмов всех семи небес, поскольку некоторые наши праведные предшественники говорили, что на каждом небе есть храм, в котором обитатели этого неба поклоняются Аллаху, и каждый такой храм подобен земной Каабе.

Аллах Всевышний велел Ибрахиму (мир ему) построить Дом, который стал бы для обитателей земли тем же, чем являютсядля небесных ангелов вышеупомянутые храмы. И Аллах указал ему место этого Дома, предназначенное для него со времени сотворения небес и земли, на что указывают слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Поистине, Аллах объявил это место священным в день сотворения небес и земли, и [поэтому] оно останется священным до Дня воскресения[Бухари, № 1834; Муслим, № 1353].

Нет ни одного достоверного хадиса, в котором говорилось бы, что Кааба была построена ещё до Ибрахима (мир ему) . Что же касается слов Всевышнего «место [этого] Дома»(22:26), на которые ссылаются люди, придерживающиеся подобного мнения, то они не могут служить доказательством, поскольку здесь имеется в виду место, где предстояло построить Каабу. Это место не возвышалось и не было заметно. Его выбор был предопределён Аллахом, и это место почиталось всеми пророками от Адама до Ибрахима.

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, первый Дом, возведённый для людей, [чтобы они поклонялись в нём Аллаху], — тот, который [находится] в Бакке. Благословен [Дом этот], и является он руководством для [обитателей] миров». Это значит, что первым храмом, возведённым для всех людей, чтобы они получали в нём благословение и руководство, был храм, находящийся в Бакке, или же в Мекке, или же на месте Каабы. Слова Аллаха «есть в нём ясные знамения»(3:97)означают, что эти знамения указывают на то, что он был по строен Ибрахимом, отцом всех пророков, живших после него, и предводителем всех его потомков, исповедующих чистое единобожие и следующих его примеру. Вот почему в этом же аяте есть слова «место Ибрахима». Так в нём именуется камень, который установил сын Ибрахима, чтобы его отец поднимался на него, когда стены стали слишком высоки. Об этом говорится также в приводимом выше длинном хадисе Ибн ‘Аббаса[86]. С тех пор этот камень так и оставался у стены Каабы, пока халифом не стал ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах),. ‘Умар переместил оттуда этот камень, немного удалив его от стены, чтобы люди, которые будут молиться рядом с ним, не мешали совершающим обходы. Люди подчинились ему, ибо известно, что в ряде случаев желания ‘Умара совпадали с волей его Господа. Так, например, однажды он сказал: «О Посланник Строя Каабу, они говорили: «Господь наш, прими от нас [это]! Поистине, Ты — Слышащий, Знающий». Они проявляли покорность Всемогущему и Великому Аллаху и просили его принять их труд. Аллах Всевышний сказал: «И [вспомни, как] Ибрахим и Исма‘ил возводили основы Дома, [говоря]: “Господь наш, прими от нас [это]! Поистине, Ты — Слышащий, Знающий. Господь наш! И сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства [создай] общину, которая предастся Тебе, и покажи нам обряды нашего поклонения, и прими наше покаяние, [ибо], поистине, Ты — Приемлющий покаяние, Милосердный”».

Таким образом, Ибрахим построил наиболее почитаемую мечеть в самом почитаемом месте, находившемся в долине, где ничего не росло. Он призвал благословение на тех, кому предстояло жить в этом месте, и попросил, чтобы им были дарованы плоды, хотя там не хватало воды и совсем ничего не росло. Кроме того, он попросил, чтобы Аллах сделал это место священным и безопасным. Аллах, хвала Ему, внял мольбе Ибрахима и выполнил его просьбу.

Аллах Всевышний сказал: Неужели не видели они[87], что Мы превратили [этот город] в безопасное заповедное место, тогда как вокруг них людей захватывают[88]?(29:67). Аллаха, а не избрать ли нам для молитвы место Ибрахима?» — после чего был ниспослан аят, в котором говорилось: «Сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы»[Бухари, № 402].

Таким образом, следы ступней Ибрахима оставались на этом камне до появления ислама, а в своей известной касыде, каждый бейт которой заканчивается буквой лям, Абу Талиб писал:Прикасаются к Чёрному камню они,утром кружат, кружат вечерами.Ног босых Ибрахима отпечаток хранитставший местом стояния камень.

Это значит, что на камне остались глубокие следы босых ног Ибрахима.

Вот почему Аллах Всевышний сказал: «И [вспомни, как] Ибрахим и Исма‘ил возводили основы Дома…»

Аллах Всевышний также сказал: Разве не [даровали] Мы им безопасное святилище, куда свозят [всевозможные] плоды в качестве удела от Нас?(28:57).

Кроме того, Ибрахим попросил Аллаха направить к людям красноречивого посланника из их числа, чтобы они обрели счастье в обоих мирах. Вняв и этой мольбе, Аллах действительно направил к ним посланника, но какого? Им стал по следний из пророков и посланников Аллаха. Аллах даровал ему то, что прежде не было даровано никому, ибо его религия была доведена до совершенства, и через него Он будет обращаться ко всем людям до самого Дня воскресения, хотя они живут в разных странах, принадлежат к разным народам и говорят на разных языках. Это выделяет его среди прочих пророков, ибо он отличался благородством происхождения, занимал высокое положение, довёл до сведения людей совершенное послание, был красноречив, добр и милосерден и неизменно проявлял сострадание по отношению к членам своей общины.

Вот почему Ибрахим (мир ему) , построивший Каабу для всех людей, заслужил высокое место на небесах близ храма, который является Каабой для благословенных и благочестивых обитателей седьмого неба. В этот храм ежедневно входят по семьдесят тысяч ангелов, которые поклоняются там Аллаху, после чего покидают его, чтобы вернуться только в День воскресения.

Кааба долгое время оставалась такой, какой её построил Ибрахим. Впоследствии, ещё до возникновения ислама, курайшиты перестроили здание[89], укоротив его с северной стороны, и в таком виде она сохранилась поныне.

Сообщается, что ‘Аиша сказала:[Однажды] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разве ты не видишь, что, перестраивая Каабу, твои соплеменники укоротили [здание, и оно стало короче] фундамента, [заложенного] Ибрахимом?» Я спросила: «О Посланник Аллаха, так не придать ли тебе ей [прежний вид, чтобы здание по длине сравнялось] с фундаментом Ибрахима?» Он сказал: «Я бы непременно сделал это, если бы твои соплеменники совсем недавно не были неверующими»[Бухари, №№ 1583–1586); Муслим, № 1333].

В другой версии этого хадиса сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы твои соплеменники не были [столь] близки к джахилии[90], я непременно израсходовал бы сокровища Каабы на пути Аллаха, и [опустил] бы её дверь до [уровня] земли, и включил бы в неё Хиджр[91]».

Во время своего правления ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр[92](да будет доволен им Аллах), перестроил Каабу согласно указаниям Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), о чём он узнал от своей тётки и матери правоверных ‘Аиши. Убив ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра, аль-Хаджжадж отправил халифу ‘Абд-аль-Малику ибн Марвану послание, в котором упоминал о перестройке Каабы. Халиф счёл, что Ибн аз-Зубайр осуществил перестройку по собственному произволу, и велел привести всё в прежний вид. Северную стену Каабы разрушили, и от неё снова был отделён Хиджр, после чего стену возвели на прежнем месте, а внутрь здания накидали камней. Восточная дверь была поднята над землёй, а западная полностью замурована, и такой Каабу можно видеть поныне.

Узнав, что Ибн аз-Зубайр перестраивал Каабу, руководствуясь сообщениями матери правоверных ‘Аиши, халиф и его приближённые раскаялись в том, что сделали, и пожалели, что не отказались от этого.

Когда халифом стал аль-Махди ибн Мансур[93], он обратился к имаму Малику ибн Анасу[94], спрашивая совета, не следует ли ему снова перестроить Каабу так же, как это сделал Ибн аз-Зубайр. В ответ ему имам Малик сказал: «Поистине, я боюсь, что цари превратят её в игрушку». Иначе говоря, он выразил опасение, что каждый новый властитель будет перестраивать Каабу по своему усмотрению, и всё осталось без изменений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь