Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Переселение Лута (мир ему) в Иорданию
После этого Лут (мир ему) по велению Ибрахима (мир ему) переселился в Иорданию[26], взяв с собой всё своё немалое достояние. Там он поселился в главном городе этой земли того времени, Содоме, неверные и нечестивые жители которого были дурными людьми.
Всевышний Господь посылает своему любимцу Ибрахиму (мир ему) радостную весть о Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха) и его общине Аллах Всевышний ниспослал Ибрахиму (мир ему) откровение, в котором велел ему посмотреть на север, юг, восток и запад и порадовал его вестью о том, что Он до скончания времён дарует эту землю ему и его потомству, а число его потомков умножится, и уподобятся они песку земному. Эта великая радостная весть имеет отношение к мусульманской общине, подтверждением же ей служат слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:Поистине, Аллах отложил для меня землю, и я видел её восточные и западные [пределы], и владением моей общины станет всё, что было отложено для меня[Муслим, № 2889]. Упоминание о рождении Исма‘ила (мир ему), матерью которого была Хаджар Как говорят люди Писания, Ибрахим (мир ему) попросил Аллаха даровать ему праведное потомство, и Аллах ниспослал ему радостную весть об этом. Сара сказала Ибрахиму (мир ему) : «Вот Господь заключил чрево моё, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей[27]— может быть, Аллах наделит тебя от неё сыном». Когда Сара подарила Хаджар Ибрахиму (мир ему), он вошёл к ней, и она зачала от него, а потом родила Исма‘ила (мир ему). После рождения Исма‘ила Аллах ниспослал Ибрахиму откровение с радостной вестью о том, что Сара родит ему Исхака. Узнав об этом, Ибрахим (мир ему) пал ниц пред Аллахом, Который сказал ему: «Я внял твоей мольбе, [и даровал тебе] Исма‘ила, и благословил его, и Я весьма, весьма размножу его; двенадцать князей родятся от него, и сделаю его главой великого народа[28]». В словах Всевышнего Аллаха заключена радостная весть о великой мусульманской общине, а двенадцатью князьями, о которых Он упомянул, стали двенадцать праведных халифов. О них же упоминается в хадисе Джабира ибн Самуры (да будет доволен им Аллах), который сказал:Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будет двенадцать правителей…»[29], после чего он произнёс какие-то слова, которые я не расслышал, а мой отец сказал: «Он сказал: “…и все они будут из [племени] курайш”»[Бухари, № 7222, 7223; Муслим, № 1821]. В другой версии этого хадиса сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Эта [религия] не перестанет существовать[30] (или: быть сильной), пока не появятся двенадцать халифов, и все они будут из [племени] курайш.. К их числу относятся четыре праведных халифа: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али. Кроме того, к ним относятся ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз[31] и некоторые Аббасиды. Смысл слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) заключался не в том, что этим халифам предстояло править одному за другим, а в том, что они непременно должны были появиться. Cледует также отметить, что под двенадцатью правителями в этом хадисе подразумеваются не двенадцать имамов, в которых верят рафидиты[32]. Первым, как они утверждают, был ‘Али ибн Абу Талиб, а последним — Мухаммад ибн аль-Хасан аль-‘Аскари, именуемый «ожидаемым» (аль-мунтазар)[33]. Наибольшую пользу исламу из них принесли ‘Али ибн Абу Талиб и его сын аль-Хасан ибн ‘Али[34], который отказался от сражений и передал власть Му‘авии, тем самым погасив пламя войны между мусульманами. Что касается прочих шиитских имамов, то они были обычными подданными и не имели никакой власти над мусульманами. Что же касается подземелья в Самарре, где, по их убеждению, скрывается исчезнувший имам, то это — бредовый вымысел, не имеющий под собой никакой реальной основы. Когда Хаджар, мир ей, родила Исма‘ила, Сара стала испытывать сильную ревность и потребовала от Ибрахима удалить её, после чего он увёл Хаджар и её сына и оставил их на том месте, где ныне находится Мекка. Сообщается, что в то время Исма‘ил был ещё грудным ребёнком. Когда Ибрахим оставил их там и повернулся к ним спиной, уходя, Хаджар бросилась к нему, схватила его за одежду и воскликнула: «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас, ведь у нас ничего нет?!» Он ничего не ответил ей, она же долго настаивала, а потом спросила: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он ответил: «Да», и она сказала: «Тогда Он не оставит нас!»
Упоминание о том, как Ибрахим вместе со своим сыном Исмаи‘лом и его матерью Хаджар отправился в горы Фаран, находящиеся на земле Мекки, и о том, как он строил Каабу Сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах),сказал[35]:Первой женщиной, которая стала носить пояс, была мать Исма‘ила (мир ему), сделавшая это, чтобы скрыть от Сары свои следы[36]. Потом Ибрахим привёз [Хаджар] вместе с её сыном Исма‘илом, которого она ещё кормила грудью, [туда, где была возведена] Кааба, — к большому дереву у возвышенности, [где впоследствии забил] Зам-зам, [ныне находящийся в пределах] мечети. В то время в Мекке[37] никого не было, как не было там и воды. Оставив им бурдюк фиников и мех с водой, [Ибрахим] покинул их там и двинулся в [обратный путь], а мать Исма‘ила последовала за ним, [восклицая]: «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и [вообще] ничего нет?!» Она много раз повторила [эти слова], но он даже не повернулся к ней. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он ответил: «Да». Она сказала: «Тогда Он не оставит нас!» — после чего вернулась [к Исма‘илу], а Ибрахим пошёл [дальше]. Достигнув горного перевала, где они не [могли] его видеть, он повернулся в сторону Каабы, воздел руки к небу и обратился к Аллаху с такой мольбой: «Господь наш! Поистине, поселил я [одного] из своих [потомков] в долине, где ничего не растёт, у Твоего заповедного Дома. Господь наш! [Я сделал это], чтобы они совершали молитвы; склони же к ним сердца [некоторых] людей и надели их плодами, чтобы они благодарили [Тебя]»(14:37). Что же касается матери Исма‘ила, то она кормила его грудью и пила воду, а когда мех опустел, [Хаджар] и её сына начала мучить жажда. [Сначала] она смотрела, как [её сын] корчится [перед ней, страдая от жажды], а потом ушла, будучи не в силах видеть [мучения младенца]. Она заметила, что ближайшей горой [к ней] была Сафа[38], поднялась на неё, повернулась к долине и стала смотреть туда [в надежде] увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с Сафы, а когда достигла долины, подняла края своей одежды, бросилась бежать, [как может] бежать изнурённый человек, пересекла эту долину и достигла Марвы. Поднявшись на неё, она стала смотреть [по сторонам в надежде] увидеть кого-нибудь, но [опять] никого не увидела, [всего] же она преодолела [этот путь] семь раз[39]. Передают со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вот почему люди бегают между ними»[40], [после чего продолжил свой рассказ]:Достигнув Марвы [в последний раз], она услыхала какой-то голос, сказала себе: «Тише!» — стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: «Тыдал мне услышать [твой голос, а можешь] ли ты помочь [мне]?» И тут на том месте, [где сейчас находится] Зам-зам, она увидела ангела, который [рыл землю] пяткой (или: крылом),пока оттуда не забила вода.Тогда онастала огораживать [источник, одновременно] наполняясвой мех,но вода продолжала течь и после того, как онанаполнила его. Передают со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллах мать Исма‘ила! Если бы она покинула Зам-зам (или: не набирала из него воду), он превратился бы в [ясно] видимый поток, [текущий по земле]», [после чего продолжил свой рассказ]:И она напилась и покормила своего сына, а потом этот ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь [будет возведён] Дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не бросает [тех, кто близок к Нему]!» Что же касается [того места, где потом возвели] Каабу, то оно находится на возвышенности, подобной холму, и [в период дождей] потоки воды текли справа и слева от него. [Хаджар осталась там и жила на этом месте], пока [однажды] мимо них не проехали люди из племени (или: рода) джурхум, прибывшие со стороны Када[41]. Остановившись [там, где сейчас находится] нижняя часть Мекки, они увидели парившую [в небе] птицу[42] и сказали: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но нам известно, что в этой долине нет воды!» Тогда они отправили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду, вернулись и сообщили им об этом, после чего туда направились [все]. [В это время] мать Исма‘ила сидела у воды, и они спросили её: «Позволишь ли ты нам остановиться рядом с тобой?» Она ответила: «Позволю, но прав на этот источник у вас не будет», и они сказали: «Да». Ибн ‘Аббас сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “И этот [джурхумит] увидел, что мать Исма‘ила любит беседовать [с людьми]”». [Ибн ‘Аббас сказал]:Тогда они остановились там и послали за своими семья ми, которые остались вместе с ними, а некоторые из них поселились там постоянно. Тем временем мальчик[43] подрос и научился у них арабскому языку, а они восхищались им и ценили [Исма‘ила за его достоинства], когда же он достиг [совершеннолетия], они женили его на одной [из своих соплеменниц]. А после смерти матери Исма‘ила и его свадьбы [туда] приехал Ибрахим, чтобы повидаться с [теми, кого] он оставил [на этом месте], однако он не застал Исма‘ила [дома]. Тогда он стал расспрашивать о нём его жену, которая сказала: «Он ушёл, чтобы добыть для нас [что-нибудь]»[44]. [Ибрахим] спросил её, как они живут и каково их положение, и она сказала: «Плохо, ибо мы претерпеваем нужду и бедствуем!» — и [стала] жаловаться ему. [Ибрахим] сказал: «Когда придёт твой муж, поприветствуй его [от моего имени] и передай ему, чтобы он сменил порог у своей двери». Вернувшись, Исма‘ил будто что-то почувствовал и спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?» [Его жена] ответила: «Да, к нам приходил такой-то старец, который расспрашивал нас о тебе, и я рассказала ему [о том, что его интересовало]. Потом он спросил меня, как мы живём, и я рассказала ему, что мы претерпеваем нужду и бедствуем». [Исма‘ил] спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?» Она ответила: «Да, он велел мне поприветствовать тебя и [передать] тебе, чтобы ты сменил порог своей двери». [Исма‘ил] сказал: «Это — мой отец, и он велел мне расстаться с тобой. Возвращайся же к своей семье», а потом он развёлся с ней и женился на другой [женщине из племени джурхум]. Ибрахим провёл отдельно от них [столько времени, сколько] было угодно Аллаху, а затем пришёл к ним, но [опять] не застал [Исма‘ила]. Тогда он зашёл к его жене и стал расспрашивать о нём, а она сказала: «Он ушёл, чтобы добыть для нас [что-нибудь]». Он спросил: «Как ваши дела?» — и принялся расспрашивать её, как они живут и каково их положение. Она сказала: «У нас всё хорошо, и всего вдоволь», после чего возблагодарила Аллаха. [Ибрахим] спросил: «Что вы едите?» Она ответила: «Мясо». Он спросил: «А что пьёте?» Она ответила: «Воду», и тогда [Ибрахим] воскликнул: «О Аллах, благослови их мясо и воду!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В то время у них не было зерна, а если бы оно было, то он призвал бы благословение Аллаха и на [зерно]» [Ибн ‘Аббас] сказал: «Если же кто-нибудь станет питаться только [мясом и водой] за пределами Мекки, это обязательно повредит ему». [Ибн ‘Аббас] сказал:[Потом Ибрахим] сказал: «Когда придёт твой муж, по приветствуй его и передай ему, чтобы он укреплял порог своей двери». Вернувшись, Исма‘ил спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?» [Его жена] ответила: «Да, к нам приходил благообразный старец». Она с похвалой отозвалась о нём и сказала: «Он спрашивал меня о тебе, и я рассказала ему [обо всём, что его интересовало], а потом он спросил меня, как мы живём, и я сказала ему, что у нас всё хорошо». [Исма‘ил] спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?» Она ответила: «Да, он приветствует тебя и велит тебе, чтобы ты укреплял порог своей двери». [Исма‘ил] сказал: «Это — мой отец, а порог — это ты, и он велел мне не расставаться с тобой». После этого Ибрахим провёл отдельно от них [столько времени, сколько] было угодно Аллаху, а потом пришёл к ним [и увидел, что] Исма‘ил точит свои стрелы под большим деревом рядом с Замзамом. Увидев [Ибрахима], он поднялся [со своего места и направился] к нему, и они [стали приветствовать друг друга, как подобает] отцу приветствовать сына, а сыну — отца. Потом [Ибрахим] сказал: «О Исма‘ил, поистине, я получил от Аллаха одно веление». [Исма‘ил] сказал: «Делай, что повелел тебе твой Господь». Он спросил: «Поможешь ли ты мне?» [Исма‘ил] сказал: «Я помогу тебе». Тогда [Ибрахим] сказал: «Поистине, Аллах велел мне построить здесь дом», и указал на холм, возвышавшийся [надо всем] вокруг. После этого они [принялись] возводить [стены на] основах этого Дома[45], и Исма‘ил носил камни, а Ибрахим — строил. Когда же стены были возведены, [Исма‘ил] принёс и поставил этот камень для [Ибрахима]. Он встал на него и продолжил строительство, Исма‘ил же подносил ему камни, и они говорили: «Господь наш, прими от нас [это]! Поистине, Ты — Слышащий, Знающий(2:127) [Бухари, № 3364, 3365]. Похоже, что в этом хадисе, часть которого относится к категории марфу‘, Ибн ‘Аббас использовал сообщения израильтян, ибо в нём упоминается, что в то время Исма‘ил был ещё грудным ребёнком. Кроме того, в этом хадисе упоминается, что Ибрахим (мир ему) приходил к ним только три раза, и в первый раз он появился там после смерти Хаджар и женитьбы Исма‘ила. Однако мог ли он оставить младенца с матерью без присмотра в подобном положении и снова прийти к Исма‘илу только после того, как тот женился, при том, что, по некоторым сообщениям, земля сворачивалась для Ибрахима и он приезжал к ним верхом на Бураке[46]? И как он мог не интересоваться их положением, когда они, несомненно, испытывали крайнюю нужду? Всё это и заставляет нас предполагать, что в данном хадисе были использованы сообщения израильтян, а некоторые его части относятся к категории марфу‘. Кроме того, в этом хадисе не приводится сообщение о том, кого собирались принести в жертву, а им, как указывается в суре «Выстроившиеся в ряды»[47], был Исма‘ил.
Рассказ о том, как Исма‘ил (мир ему) был предназначен в жертву Аллах Всевышний сказал: И сказал он: «Поистине, я отправлюсь к Господу моему[48], и Он поведёт меня правильным путём». [Достигнув Святой земли, Ибрахим воззвал]: «Господь мой, даруй мне [сына] из числа праведных!» — и Мы порадовали его вестью о кротком сыне. Когда [сын] достиг [такого возраста, что мог помогать отцу в его] делах, [Ибрахим] сказал [ему]: «О сын мой, поистине, я [несколько раз] видел во сне, что убиваю тебя, [принося в жертву Господу]. Посмотри же, что ты [об этом] думаешь?» [В ответ] он сказал: «О отец мой! Делай, что тебе велено, — если пожелает Аллах, ты увидишь, что [отношусь] я к числу терпеливых». Когда же оба они покорились [воле Аллаха] и [Ибрахим] уложил [Исма‘ила так, что тот коснулся] лбом [земли][49], Мы обратились к нему: «О Ибрахим! Ты выполнил [то, что тебе было велено сделать во] сне!» Поистине, так воздаём Мы [людям], творящим благо. Поистине, это и есть явное испытание. И Мы выкупили его, [позволив Ибрахиму принести] великую жертву [вместо сына], и оставили [добрую память] о нём[50] среди [позднейших поколений]. Мир Ибрахиму! Так воздаём Мы [людям], творящим благо.Поистине, Он — [один] из Наших верующих рабов, и Мы порадовали его вестью об Исхаке, пророке из числа праведников. И Мы благословили его и [благословили] Исхака, а среди их потомков есть как творящие благо, так и поступающие явно несправедливо по отношению к самим себе(37:99–113). В этих аятах упоминается о том, что, покинув родную страну, Ибрахим попросил своего Господа даровать ему праведного сына. Аллах Всевышний ответил на его мольбу и обрадовал его известием о кротком сыне, то есть об Исма‘иле, поскольку он родился у Ибрахима первым, когда тому было 86 лет, и по этому вопросу приверженцы разных религий придерживались единого мнения. Слова «Когда [сын] достиг [такого возраста, что мог помогать отцу в его] делах» означают: когда он стал юношей и мог, подобно своему отцу, сам позаботиться о себе. Катада сказал: «Слова “Когда [сын] достиг [такого возраста, что мог помогать отцу в его] делах” означают: когда он стал юношей и смог делать то же, что и его отец». Некоторое время спустя Ибрахим (мир ему) увидел во сне, что ему велено принести в жертву этого своего сына, а в хадисе, передаваемом со слов Ибн ‘Аббаса, [сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)] сказал: «Сновидения пророков являются откровениями»[Тафсир Табари, № 90; Табарани, № 12302 и др. Хадис марфу‘]. Веление принести в жертву дорогого сына, родившегося у Ибрахима, когда он достиг преклонного возраста, было испытанием, которому Всемогущий и Великий Аллах подверг Своего любимца. Сначала Он велел поселить Исма‘ила и его мать в пустынном месте, где не было ни людей, ни посевов, ни скота, и Ибрахим выполнил это веление, уповая на Аллаха, Который облегчил их положение, послав им пропитание, откуда они и не ждали. Когда же после всего этого Аллах велел Ибрахиму принести в жертву первенца, который был его единственным сыном, он поспешил проявить покорность своему Господу и выполнил Его веление. Получив веление Аллаха, Ибрахим обо всём рассказал своему сыну, ибо поступить так ему было легче, чем приносить его в жертву насильно. Он сказал: «О сын мой, поистине, я видел во сне, что убиваю тебя, [принося в жертву Господу]. Посмотри же, что ты [об этом] думаешь?» И кроткий сын порадовал отца, ответив ему: «О отец мой! Делай, что тебе велено, — если пожелает Аллах, ты увидишь, что [отношусь] я к числу терпеливых». Такой ответ был в высшей степени правильным, поскольку выражал полную покорность Исма‘ила отцу и Господу. Аллах Всевышний сказал:«Когда же оба они покорились [воле Аллаха] и [Ибрахим] уложил [Исма‘ила так, что тот коснулся] лбом [земли], Мы обратились к нему: “О Ибрахим!Ты выполнил [то, что тебе было велено сделать во] сне!”» Эти слова означали, что цель испытания достигнута и Ибрахим доказал свою покорность воле Господа, согласившись принести в жертву своего сына подобно тому, как раньше позволил ввергнуть себя в огонь. Вот почему Аллах Всевышний сказал: «Поистине, это и есть явное испытание». Слова Аллаха «И Мы выкупили его, [позволив Ибрахиму принести] великую жертву [вместо сына]» означают, что Аллах заменил жертвоприношение сына тем, что было легко для Ибрахима. По мнению большинства толкователей, заменой Исма‘илу должен был послужить белый большеглазый и рогатый баран, которого Ибрахим видел привязанным к дереву на горе Сабир[51]. Со слов Ибн ‘Аббаса передают, что заменой должен был послужить дикий козёл. Сообщается также, что аль-Хасан аль-Басри говорил, что в жертву было позволено принести обычного козла по кличке Джарир, однако эти сообщения являются недостоверными. Ныне в основном используется то, что передавали израильтяне, хотя в Коране обо всём сказано достаточно ясно.О том, что в жертву был принесён именно баран, сообщается в хадисе Сафии бинт Шейба, которая сказала:Одна женщина из [племени] бану суляйм, которая была повивальной бабкой для большинства членов нашей семьи[52], сказала мне, что [в своё] время Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал [человека] к ‘Усману ибн Тальхе. Однажды она спросила ‘Усмана: «Зачем тебя позвал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?». [В ответ мне] он сказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Войдя в Дом [Аллаха][53], я увидел рога барана, но забыл сказать тебе, чтобы ты прикрыл их. Прикрой же их [чем-нибудь сейчас], ибо ничто не должно отвлекать молящегося в Доме [Аллаха]». Суфьян сказал: «Эти бараньи рога оставались подвешенными в Доме [Аллаха], пока там не случился пожар[54], [в пламени которого] сгорели и они»[Ахмад, т. 4, с. 68. Достоверный хадис]. Ибн ‘Аббас передал, что высохшая голова барана была подвешена к водостоку Каабы. Указания, которые подтверждают, что в жертву следовало принести Исма‘ила Убедительным доказательством этого служит уже тот факт, что Исма‘ил жил в Мекке, тогда как о приезде туда Исхака в детстве никаких сведений не имеется, а Аллах знает об этом лучше. Ясные указания на это есть в Коране. Более того, там будто прямо сказано, что в жертву следовало принести именно Исма‘ила, поскольку сначала в Коране приводится рассказ о жертвоприношении, а потом говорится: «…и Мы порадовали его вестью об Исхаке, пророке из числа праведников»(37:112). Все сообщения, согласно которым в жертву предназначался Исхак, исходят от израильтян, однако их Писание подверглось искажениям. Так, в их Писании сказано, что Аллах велел Ибрахиму принести в жертву своего единственного сына Исхака[55], но это является вымыслом и позднейшей вставкой, поскольку первенцем Ибрахима и, соответственно, его единственным в то время сыном был Исма‘ил. Пойти на подмену израильтян побудило то, что они завидовали населяющим Хиджаз арабам, прародителем которых является Исма‘ил и из числа которых происходит Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Исхак же является отцом Я‘куба, или Исра’иля, прародителя израильтян, которые хотели, чтобы честь, оказанная Аллахом Исма‘илу, принадлежала им. Вот почему они исказили слово Аллаха, не желая признавать, что Он оказывает милости, кому пожелает. Полагаясь либо на слова Ка‘ба аль-Ахбара[56], либо на Писание иудеев, о чём лучше известно Аллаху, многие из числа наших праведных предшественников и других улемов считали, что в жертву был предназначен Исхак. Однако никаких достоверных хадисов, которые указывали бы на это, нет. Между тем, обращение к Корану показывает, что под тем, кого Ибрахим должен был принести в жертву, подразумевается Исма‘ил, если же глубоко вдуматься в их содержание, станет ясно, что об этом в Коране говорится прямо. Прекрасный довод в пользу того, что речь идёт об Исма‘иле, а не об Исхаке, привёл Мухаммад ибн Ка‘б аль-Курази[57], ссылавшийся на тот аят, в котором сказано: «…и Мы порадовали её вестью об Исхаке, а после Исхака — о Я‘кубе» (11:71). Он сказал: «Могло ли случиться так, что сначала она получила радостную весть о рождении Исхака и предстоящем рождении Я‘куба, а потом ему было велено принести в жертву малолетнего Исхака ещё до того, как у него родился Я‘куб?!» Конечно, быть этого не могло, поскольку подобное веление противоречило бы полученной до этого радостной вести, а Аллах знает об этом лучше. Ас-Сухайли выдвигает против его доводов свои возражения, суть которых излагается ниже. Он утверждает, что слова «и Мы порадовали её вестью об Исхаке» являются одним законченным предложением, а слова «а после Исхака — о Я‘кубе» — другим, которое не имеет отношения к предыдущей радостной вести. Ас-Сухайли указывает, что, учитывая правила арабской грамматики, следует считать, что во втором предложении нечто было опущено, и его следует понимать так: «И Мы даровали Исхаку Я‘куба», однако его выводы являются спорными. Он склоняется к мнению, что речь идёт об Исхаке, приводя в качестве другого аргумента слова Аллаха: «Когда [сын] достиг [такого возраста, что мог помогать отцу в его] делах». Ас-Сухайли указывает, что Исма‘ила не было с Ибрахимом, поскольку он вместе с матерью сызмальства находился в горах, окружающих Мекку, и спрашивает: как же он в таком случае мог помогать отцу в делах? Однако этот вывод также является спорным, поскольку сообщается, что Ибрахим много раз посещал Мекку,передвигаясь верхом на Бураке, и узнавал о положении своего сына, после чего возвращался, а Аллах знает об этом лучше. Как сообщается, помимо Ка‘ба аль-Ахбара к числу тех, кто считал, что в жертву следовало принести Исхака, относятся ‘Умар, аль-‘Аббас, ‘Али, Ибн Мас‘уд, Масрук[58], ‘Икрима[59], Са‘ид ибн Джубайр, Муджахид, ‘Ата, аш-Ша‘би[60], Му-катиль[61], ‘Убайд ибн ‘Умайр[62], Абу Майсара[63], Зайд ибн Аслам, ‘Абдуллах ибн Шакик, аз-Зухри[64], аль-Касим[65], Ибн Абу Бурда, Макхуль[66], ‘Усман ибн Хадир, ас-Судди, аль-Хасан аль-Басри, Абу аль-Хузайль и Ибн Сабит. Согласно вызывающему удивление сообщению, такого же мнения придерживался Ибн Джарир ат-Табари. Известны две версии высказывания Ибн ‘Аббаса по этому вопросу, и, судя по одной из них, он тоже считал так. Однако на самом деле Ибн ‘Аббас, равно как и большинство из вышеперечисленных лиц, считал, что речь идёт об Исма‘иле. Так, например, Муджахид, Са‘ид ибн Джубайр, аш-Ша‘би, Юсуф ибн Михран, ‘Ата и многие другие передавали, что Ибн ‘Аббас сказал: «Это — Исма‘ил (мир ему) ». Ибн Джарир ат-Табари сказал: «Передают, что Ибн ‘Аббас сказал: “В жертву был предназначен Исма‘ил, иудеи же утверждают, что это был Исхак, но они лгут”» [Табари, т. 10, с. 513]. Сын имама Ахмада ‘Абдуллах передал, что его отец сказал: «Это — Исма‘ил». Ибн Абу Хатим сказал: «Я спросил своего отца, кого следовало принести в жертву, и он сказал: “Следует считать правильным, что это был Исма‘ил (мир ему) ”»[Тафсир Рази, т. 10, с. 2223, № 18238]. Ибн Абу Хатим также сказал: «Передают, что ‘Али, Ибн ‘Умар, Абу Хурайра, Абу ат-Ту-файль, Са‘ид ибн аль-Мусайяб, Са‘ид ибн Джубайр, аль-Ха-сан аль-Басри, Муджахид, аш-Ша‘би, Мухаммад ибн Ка‘б, Абу Джа‘фар Мухаммад ибн ‘Али[67] и Абу Салих[68] говорили: “В жертву был предназначен Исма‘ил, мир ему”». Аль-Багави передал, что такого же мнения придерживались ар-Раби‘, Анас, аль-Калби и Абу ‘Амр ибн аль-‘Аля. Передают, что так же считали Му‘авия, ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз и Мухаммад ибн Исхак ибн Ясар, а аль-Хасан аль-Басри говорил: «В этом нет никаких сомнений». Передают со слов Мухаммада ибн Ка‘ба, что, находясь в Шаме вместе с ‘Умаром ибн ‘Абд-аль-‘Азизом, когда тот уже был халифом, он рассказал ему об этом, то есть об использовании им в качестве доказательства слов Аллаха «и Мы порадовали её вестью об Исхаке, а после Исхака — о Я‘кубе»(11:71). На это ‘Умар сказал ему: «Я не рассматривал этот вопрос, но думаю, что дело обстоит так, как ты говоришь». По сле этого он послал за одним человеком, который находился с ним в Шаме. Прежде этот человек был иудеем, но принял ислам и стал хорошим мусульманином, и было видно, что он относился к числу иудейских учёных. ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз спросил его: «Кого из двух сыновей Ибрахима было велено принести в жертву?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, Исма‘ила, о повелитель правоверных! Поистине, иудеи знают об этом, но завидуют вам, арабам, ибо Аллах отдал веление, касающееся вашего праотца1, и упомянул о его заслуге, ибо он проявил терпение, когда его было велено принести в жертву. Они же отрицают это и утверждают, что в жертву было велено принести Исхака, по скольку Исхак — их праотец». Более подробно мы разбираем этот вопрос в нашем «Тафсире», где приводится много необходимых указаний, и хвала Аллаху[Тафсир Ибн Касир, т. 7, с. 36].
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы