Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упоминание о споре Ибрахима (мир ему) с тем, кто вздумал соперничать с великим Господом, претендуя на величие и господство



Аллах Всевышний сказал: Видел ли ты [подобного] тому, кто спорил с Ибрахимом относительно его Господа, [впав в гордыню из-за того, что] Аллах даровал ему царство? Ибрахим сказал [ему]: «Господь мой — Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет». [Царь] сказал: «Я [тоже] дарую жизнь и умерщвляю!»[14] Ибрахим сказал: «Поистине, Аллах заставляет солнце подниматься с востока, заставь же его взойти с запада!» — и тогда тот, кто не уверовал, смутился, [ведь] Аллах не ведёт прямым путём несправедливых(2:258).

Здесь Аллах Всевышний упоминает о споре Своего любимца с неким могущественным и непокорным царём. Этот царь притязал на господство, но Ибрахим (мир ему) объявил недействительными его доводы, показал, что тот является крайне невежественным и неразумным человеком, победил его своими аргументами и разъяснил ему, в чём состоит истина.

Толкователи, а также знатоки генеалогии и преданий указывали, что царём, о котором идёт речь, был вавилонский царь Нимруд[15]. Он был одним из царей, которые правили всем миром и которых, как сообщается, было четверо. Двое из них были верующими, а двое — неверными. Верующими являлись Зуль-Карнайн и Сулейман, а неверными — Нимруд и Навуходоносор. Нимруд долгие годы правил своей страной, притеснял людей, проявлял заносчивость и любил земную жизнь. Когда Ибрахим (мир ему) призвал Нимруда к поклонению одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварища, невежество и заблуждения побудили царя к отрицанию существования Творца. Он вступил в спор с Ибрахимом (мир ему) и сам стал притязать на господство.

Ибрахим (мир ему) сказал ему: «Господь мой — Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет», на что царь ответил: «Я [тоже] дарую жизнь и умерщвляю!»Как указывали Катада, ас-Судди и другие улемы, Нимруд имел в виду, что если приведут двоих приговорённых к смерти и по его велению один будет казнён, а другой получит прощение, то он будто дарует жизнь одному и умертвит другого.

Нимруд не возразил Ибрахиму (мир ему), ибо то, что он говорил, выходило за рамки их спора. Он не сумел ни ответить, ни возразить, а его слова являлись попыткой посеять смуту и означали, что он потерпел поражение. Ибрахим (мир ему) использовал очевидные факты появления на свет и смерти живых существ в качестве доказательства того, что они возникают и исчезают не сами по себе. У всего сущего непременно должен быть Творец, Который создаёт и подчиняет Себе любые явления, приводя в движение небесные светила и облака, заставляя дуть ветер, вызывая дождь или создавая живые существа, которые Он потом умерщвляет. Вот почему Ибрахим (мир ему) сказал: «Господь мой — Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет».Теперь что касается ответа этого невежест венного царя, который сказал: «Я [тоже] дарую жизнь и умерщвляю!»

Если царь подразумевал, что является творцом происходящего, это значит, что он проявлял гордость и упрямство. Если же он имел в виду то, о чём говорили Катада, ас-Судди и другие, это значит, что его слова не имели отношения к тому, что сказал Ибрахим (мир ему), поскольку он не сумел оспорить его доказательство.

В силу того, что поражение царя в этом споре осталось не замеченным теми, кто был его свидетелями, равно как и многими другими, Ибрахим (мир ему) привёл и другое доказательство, разъяснив необходимость наличия Творца и несостоятельность притязаний Нимруда. В Коране сказано: «Ибрахим сказал: “Поистине, Аллах заставляет солнце подниматься с востока, заставь же его взойти с запада!” — и тогда тот, кто не уверовал, смутился, [ведь] Аллах не ведёт прямым путём несправедливых». Это значит: солнце подвластно Творцу, и оно ежедневно поднимается на востоке по воле Творца, направляющего его; Творцом солнца, как и всего иного, является Аллах, если же ты действительно даруешь жизнь и умерщвляешь, то заставь солнце взойти на западе, ибо Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет, беспрепятственно делает, что пожелает, и всё подвластно Ему; если твои утверждения соответствуют истине, сделай это, если же ты этого не сделаешь, значит, ты не таков, как утверждаешь, и ты не сможешь ни создать даже комара, ни уберечься от него. Так Ибрахим (мир ему), разъяснил, что этот царь заблуждается и пребывает в невежестве, показав ложность его притязаний и несостоятельность того, чего он придерживался и чем похвалялся перед невеждами из числа своих подданных, после чего тот уже ничего не смог сказать Ибрахиму (мир ему), и умолк. Вот почему в Коране сказано: «…и тогда тот, кто не уверовал, смутился, [ведь] Аллах не ведёт прямым путём несправедливых».

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь