Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упоминание о похвалах Аллаха и его благородного посланника рабу и любимцу Аллаха Ибрахиму (мир ему)



Аллах Всевышний сказал: И [вспомни, как] испытывал Ибрахима Господь его [Своими велениями], а тот выполнял их. Сказал [ему Аллах]: «Поистине, Я сделаю тебя предводителем людей». [Ибрахим] воззвал: «[Сделай же таковыми] и [людей] из [числа] моих потомков». [Аллах] сказал: «[Действие] Моего завета не распространяется на несправедливых»(2:124).

После того как Ибрахим выполнил все важнейшие обязанности, возложенные на него Господом, Аллах сделал его предводителем людей, которые берут с него пример и подчиняются его руководству. Ибрахим попросил Аллаха, чтобы это руководство было беспрерывным и всегда осуществлялось его потомками. Аллах внял его мольбе и даровал руководство всем его знающим потомкам, за исключением несправедливых. На это указывает аят, в котором сказано: И Мы даровали ему Исхака и Я‘куба и [даровали] его потомкам пророчество и Писание. Мы даровали ему его награду в мире этом, и, поистине, в мире вечном он [непременно будет среди] праведных (29:27).

Аллах Всевышний также сказал:И Мы даровали ему[95] Исхака, [а Исхаку —] Я‘куба, и всех [их] Мы вели прямым путём. Нуха же Мы повели прямым путём [задолго] до Ибрахима, а из потомства [Ибрахима Мы вели прямым путём] Давуда, Сулеймана, Айюба, Юсуфа и Харуна. Так воздаём Мы тем, кто творит благое.

[И Мы вели прямым путём] Закарийю, Яхью, ‘Ису и Ильяса — все они были из [числа] праведников, — а [также] Исма‘ила, аль-Яса‘а, Юнуса и Лута. Мы отдали предпочтение перед [обитателями] миров им всем и [некоторым из] их отцов, потомков и братьев, которых Мы [тоже] избрали и повели прямым путём(6:84–87).

По мнению большинства толкователей, Лута также следует относить к числу потомков Ибрахима, хотя он был сыном его брата.

Аллах Всевышний также сказал: [Прежде] Мы послали Нуха и Ибрахима [к их народам]и [даровали] пророчест во и Писание их потомкам. Среди них есть следующие прямым путём, но многие из них являются нечестивцами (57:26).

Все пророки, которым после Ибрахима ниспосылались Писания свыше, относились к числу его потомков, что является несравненной наградой и свидетельствует о высочайшем положении Ибрахима. У него было два великих сына: Хаджар родила ему Исма‘ила, а Сара — Исхака. У Исхака родился Я‘куб, или же Исра’иль, сыновья которого стали родоначальниками двенадцати колен (племён) израильтян. Среди представителей этих колен было очень много пророков, точное число которых известно лишь Тому, Кто направлял их к людям, последним же из них стал ‘Иса, сын Марьям.

Что же касается Исма‘ила (мир ему) , то он стал родоначальником всех арабов, разделившихся на различные племёна. Среди его потомков был только один Пророк — последний из пророков, их господин и гордость рода человеческого в обоих мирах Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абд-аль-Мутталиб ибн Хашим аль-Кураши аль-Хашими (мир ему и благословение Аллаха), которому в День воскресения позавидуют первые и последние. Передают со слов Убайя ибн Ка‘ба (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«…я займу место, [занять которое] пожелают все люди и даже Ибрахим»[Муслим, № 820].

Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воздал Ибрахиму великую хвалу, поскольку его слова указывают на то, что после него достойнейшим из людей пред Создателем в обоих мирах является Ибрахим.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто просил защиты для аль-Хасана и аль-Хусайна[96], говоря: Поистине, ваш праотец [Ибрахим] просил у Аллаха защиты для Исма‘ила и Исхака, [говоря]: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы они защитили вас от любого шайтана, и [ядовитого] насекомого, и от всякого дурного глаза!»[Бухари, № 3371].

ةمل يع لك نمو ةماهو ناطيش لك نم ةماتلا لا تاملكب ذوعأ

А‘узу би-калимати Лляхи т-таммати мин кулли шайтанин ва хамматин ва мин кулли ‘айнин лямматин!

Аллах Всевышний сказал:И [вспомни, как] Ибрахим сказал: «Господь мой! Покажи мне, как Ты оживляешь мёртвых». [Аллах] сказал: «Разве ты не уверовал?» [Ибрахим] сказал: «Конечно, [уверовал], но [я хочу], чтобы успокоилось сердце моё». [Аллах] сказал: «Тогда возьми четырёх птиц, разорви их [на куски] и оставь по кусочку на каждой горе, а потом кликни их, и они стремительно [слетятся] к тебе. И знай, что Аллах — Всемогущий, Мудрый!»(2:260).

Из этого аята следует, что Всемогущий и Великий Аллах внял его мольбе. Он велел Ибрахиму поймать и разорвать на куски плоть и перья четырёх птиц, смешать мясо с перьями, а потом разбросать всё это по близлежащим горам. Ибрахим так и сделал, после чего ему было велено позвать этих птиц с дозволения своего Господа. Когда он позвал их, все куски и перья стали слетаться на свои места, и несколько мгновений спустя тело каждой птицы приняло прежний вид. Ибрахим же смотрел на проявление могущества Того, Кому стоит лишь сказать чему-либо «Будь», как это возникает. Эти куски стремительно слетались к нему, что послужило более ясным ответом на просьбу Ибрахима, чем если бы к нему слетались птицы. Сообщается, что Ибрахиму было велено держать в руке их головы, и когда тело каждой птицы приближалось к нему, он бросал её голову, которая возвращалась на своё место и прирастала к телу. Поистине, нет бога, кроме Аллаха!

Ибрахим (мир ему) был твёрдо убеждён в том, что Аллах способен оживлять мёртвых, и нисколько не сомневался в этом. Однако он хотел увидеть это воочию, чтобы возвыситься над интеллектуальной уверенностью и обрести уверенность чувственную, и Аллах удовлетворил его желание.

Аллах Всевышний сказал:О люди Писания! Почему вы спорите друг с другом относительно [религии] Ибрахима, [хотя] Тора и Евангелие были ниспосланы уже после него? Неужели вы не разумеете?

Вы — [люди], спорившие о том, о чём вы знали, но почему же вы спорите о том, чего не знаете? Аллах знает, а вы не знаете!

Не являлся Ибрахим ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом, предавшимся [Аллаху], и не относился к числу многобожников.

Поистине, самыми близкими к Ибрахиму являются люди, последовавшие за ним, и этот пророк[97], и те, которые уверовали, а Аллах — Покровитель верующих(3:65–68).

Таким образом, Аллах отвергает притязания иудеев и христиан, утверждающих, что Ибрахим принадлежал к числу последователей их религии и следовал их путём. Слова Аллаха «Тора и Евангелие были ниспосланы уже после него» указывают на непричастность Ибрахима к этим людям, а также на их крайнее невежество и скудоумие, ибо смысл сказанного таков: как мог он исповедовать вашу религию, если ваши религиозные законы были ниспосланы вам спустя много лет после его смерти? Вот почему Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы не разумеете? Вы — [люди], спорившие о том, о чём вы знали, но почему же вы спорите о том, чего не знаете? Аллах знает, а вы не знаете! Не являлся Ибрахим ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом, предавшимся [Аллаху], и не относился к числу многобожников». Следовательно, в Коране разъясняется, что Ибрахим придерживался религии Аллаха, то есть единобожия, суть которого состоит в стремлении к искренности и сознательному отказу от ложного ради истины, что не является ни иудаизмом, ни христианством, ни многобожием.

Об этом в Коране сказано так: Станет ли отвращаться от религии Ибрахима кто-либо, кроме [человека], который пренебрёг самим собой?[98] Мы избрали его в мире этом, и, поистине, в мире вечном он непременно окажется среди праведников.

Когда сказал [Ибрахиму] Господь его: «Предайся», он [ответил]: «Я предался Господу миров».

И заповедал это[99] Ибрахим своим сынам, а Я’куб — [своим, и каждый из них говорил]: «О сыны мои! Поистине Аллах избрал для вас эту религию, так не умирайте же, не предавшись [Ему]!»[100]

[Разве] вы были свидетелями того, как пришла к Я‘кубу смерть? Тогда спросил он своих сыновей: «Чему вы будете покло няться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов — Ибрахима, Исма‘ила и Исхака, Богу Единому, и Ему мы предаёмся».

[Людей] этого народа[101], которого уже нет, [ждёт воздаяние] за то, что приобрели они,а вас — за то, что приобретёте вы, и не спросят с вас за то, что они совершали.

Они говорят: «Будьте иудеями или христианами, [и тогда] станете вы на верный путь». Скажи: «Нет, [мы следуем] религии Ибрахима, [который был] ханифом и не относился к числу многобожников».

Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, и в то, что Он ниспослал нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исма‘илу, Исхаку, Я‘кубу и коленам[102], и в то, что было даровано Мусе и ‘Исе, и в то, что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними и Ему предаёмся».

Если уверуют они[103] в то, во что уверовали вы, то станут на верный путь. Если же они отвернутся, то окажутся лишь в разладе [с вами], а Аллах избавит тебя от них, [ибо] Он — Слышащий, Знающий.

[Неуклонно придерживайтесь] религии[104]Аллаха, ибо что [может быть] лучше [религии] Аллаха? [Лишь] Ему мы поклоняемся.

Скажи: «Станете ли вы спорить с нами об Аллахе, ведь Он — Господь наш и Господь ваш? Нам [воздастся за] наши дела, а вам [ — за] ваши, мы же искренне [поклоняемся] Ему».

Или скажете вы, что Ибрахим, и Исма‘ил, и Исхак, и Я‘куб, и [пророки из разных] колен являлись иудеями или христианами? Скажи: «Вы лучше знаете или Аллах? И кто более несправедлив, чем тот, кто скрыл имеющееся у него свидетельство от Аллаха? Аллах не упускает [из виду] того, что вы делаете».

[Людей] этого народа, которого уже нет, [ждёт воздаяние] за то, что приобрели они, а вас — за то, что приобретёте вы, и не спросят с вас за то, что они совершали (2:130–141).

Таким образом, Аллах указал, что Ибрахим не являлся ни иудеем, ни христианином, ни многобожником, а исповедовал чистое единобожие и был покорен воле Аллаха. Вот почему Аллах Всевышний сказал: «Поистине, самыми близкими к Ибрахиму являются люди, последовавшие за ним…» (3:68), то есть его последователи, исповедовавшие религию Ибрахима при его жизни, а также люди, которые придерживались этой религии после его смерти. Далее в этом аяте сказано: «…и этот пророк», то есть Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), которому Аллах Всевышний велел исповедовать ту же религию. Более того, Аллах довёл эту религию до совершенства и даровал Мухаммаду то, что не было даровано ни одному другому пророку и посланнику, о чём в Коране сказано так: Скажи: «Поистине, Господь мой вывел меня на прямой путь, [являющийся] истинной религией, религией Ибрахима, [который был] ханифом и не относился к числу многобожников».

Скажи: «Поистине, моя молитва, моё [поклонение], жизнь моя и смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища. Это велено мне, и я — первый из предавшихся [Ему]»(6:161–163).

Аллах Всевышний также сказал:Поистине, Ибрахим являлся предводителем [и служил примером людям], проявляя покорность Аллаху. [Он был] ханифом, не относился к числу многобожников и благодарил [Аллаха] за Его милости, [Аллах же] избрал [Ибрахима] и вывел его на прямой путь.

И Мы даровали ему добро в мире дольнем, а в мире ином он непременно [окажется среди] праведников.

Затем Мы ниспослали тебе откровение: «Следуй религии Ибрахима, [который был] ханифом и не относился к многобожникам» (16:120–123).

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что, увидев изображения в Каабе[105], Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошёл внутрь только после того, как по его велению они были стёрты. [Там] он увидел [изображения] Ибрахима и Исма‘ила с гадательными стрелами в руках и воскликнул: «Да разразит Аллах [тех, кто создал эти изображения]! Клянусь Аллахом, они никогда не использовали такие стрелы»[Бухари, № 3352].

В приводимых выше аятах сказано, что Ибрахим служил примером. Это значит, что он являлся имамом для людей, следовал правильным путём и призывал к благу. Слова «проявляя покорность Аллаху» означают, что Ибрахим проявлял покорность Ему во всех обстоятельствах, что бы он ни делал. Слова «[Он был] ханифом» означают, что он отличался искренностью и проницательностью. Слова «не относился к числу многобожников и благодарил [Аллаха] за Его милости» означают, что Ибрахим выражал благодарность Аллаху сердцем, языком и всем образом своих действий. Слова «избрал [Ибрахима]» означают, что Аллах избрал Ибрахима для передачи Своего послания, сделал его Своим любимцем и даровал ему благо в обоих мирах.

Аллах Всевышний сказал: Кто же [исповедует] религию лучше [того, кто полностью] предался Аллаху, творя добро и следуя религии ханифа Ибрахима? [Ведь] Аллах избрал Ибрахима Своим любимцем(4:125).

Эти слова означают, что Аллах побуждает людей следовать примеру Ибрахима (мир ему) , поскольку он придерживался правильной религии и следовал прямым путём. Он выполнил все веления своего Господа, за что Аллах воздал ему хвалу, сказав:«…и Ибрахима, который полностью выполнил [всё, что было ему велено][106]»(53:37). Именно поэтому Аллах и избрал его Своим любимцем (халиль), что подразумевает высшую степень любви.

Такое же положение занял последний Пророк и господин посланников Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). На это указывают хадисы, передаваемые со слов Джундуба аль-Баджали, ‘Абдуллаха ибн ‘Амра и Ибн Мас‘уда, которые сообщали, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди! Поистине, Аллах избрал меня Своим любимцем, как избрал Он Своим любимцем Ибрахима»[Муслим, № 532, 2383; Ибн Маджа, № 141].

Кроме того, сообщается, что в конце своей последней хутбы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: О люди! Если бы мне пришлось выбирать для себя любимейшего друга (халиль) из числа обитателей земли, я бы непременно выбрал Абу Бакра, но ваш товарищ[107] является любимцем (халиль) Аллаха[Бухари, № 3654; Муслим, № 1382].

Сообщается, что ‘Амр ибн Маймун сказал:Когда Му‘аз[108] прибыл в Йемен, он совершил с мусульманами утреннюю молитву, во время которой прочитал аят, где сказано: «[Ведь] Аллах избрал Ибрахима Своим любимцем». [Услышав эти слова], один из присутствующих сказал: «Мать Ибрахима порадовалась этому» [Бухари, № 4348].

Аллах Всевышний неоднократно отзывается об Ибрахиме с похвалой. Говорят, что похвалы Ибрахиму воздаются в тридцати пяти аятах Корана[109], и в одной только суре «Корова» есть пятнадцать таких мест. Он относится к числу пяти пророков, обладавших твёрдой решимостью и особо отмеченных в двух сурах Корана.

Аллах Всевышний сказал:И вот, взяли Мы с пророков обет: с тебя, Нуха, Ибрахима, Мусы и ‘Исы, сына Марьям, и взяли с них суровую клятву…(33:7).

Аллах Всевышний также сказал:Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, то, что Мы даровали тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и ‘Исе, [сказав]: «Соблюдайте установления религии и не разобщайтесь в ней» (42:13).

Кроме того, Ибрахим является самым достойным из обладавших твёрдой решимостью после Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который увидел его на седьмом небе. Ибрахим сидел там, прислонившись спиной к небесному храму, куда ежедневно входят семьдесят тысяч ангелов, о чём говорится в одном из хадисов[Бухари, № 349; Муслим, № 162].

В той версии этого хадиса, которая передаётся со слов Шарика ибн ‘Абдуллаха ибн Абу Намира, сообщается, что Ибрахим находится на шестом небе, а Муса — на седьмом [Бухари, № 7517; Муслим, № 162]. За это Шарик заслуживает порицания, поскольку правильным следует считать первое[110].

Указанием на то, что Ибрахим занимает более высокое положение, чем Муса, служит и тот хадис, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…и я отложил третью просьбу до того Дня, когда я займу место, [занять которое] пожелают все люди и даже Ибрахим»[Муслим, № 820].

Здесь имеется в виду достохвальное место[111], о котором упомянул Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «В День воскресения я буду господином потомков Адама, но я не горжусь этим».

Затем он упомянул о том, что люди по просят о заступничестве сначала Адама (мир ему) , затем — Нуха (мир ему) , затем — Ибрахима (мир ему) , затем — Мусу (мир ему) , а затем — ‘Ису (мир ему) , но все они уклонятся от этого. Тогда люди обратятся с просьбой о заступничестве к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), и он скажет: «Я [предназначен] для этого, я [предназначен] для этого!»[Муслим, № 820].

Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах),сказал:[Однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха)] спросили: «О Посланник Аллаха, кто является благороднейшим из людей?»

Он сказал: «Самый богобоязненный из них». [Люди] сказали: «Мы спрашиваем тебя не об этом». Он сказал: «Тогда — Юсуф, пророк Аллаха, сын пророка Аллаха, сына пророка Аллаха, сына любимца Аллаха»[112]. [Люди] сказали: «Мы спрашиваем тебя не об этом». Он сказал: «Значит, вы спрашиваете меня о предках арабов? Те из них, которые были лучшими во времена джахилии, останутся лучшими и в исламе, если усвоят [установления Шариата]»[Бухари, № 3353].

Передают со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах),, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:Благородным, сыном благородного, сына благородного, сына благородного, [был] Юсуф (мир ему) , сын Я‘куба (мир ему) , сына Исхака (мир ему),сына Ибрахима (мир ему) [Бухари, № 3390].

Передают со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах): Однажды] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди [в День воскресения] будут собраны нагими и необрезанными, и первым оденут Ибрахима (мир ему) ». Затем он прочитал [ аят, в котором говорится]: «Как создали Мы всё в первый раз, так и повторим это»(21:104)[Ахмад, т. 1, с. 223; Бухари, № 3349; Муслим, № 2860].

В этом хадисе говорится, что Ибрахим будет особо отмечен в День воскресения, но это не значит, что он превзойдёт Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которому обещано достохвальное место, чему позавидуют первые и последние.

В одном из хадисов сообщается, что Анас ибн Малик сказал:Один человек обратился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), [сказав]: «О лучшее из созданий!» — на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «[Лучшим] является Ибрахим»[Ахмад, т. 3, с. 178; Муслим, № 2369].

Эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) были не чем иным, как проявлением скромности по отношению к его отцу и любимцу Аллаха Ибрахиму (мир ему) . Известно также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не отдавайте мне предпочтение перед другими пророками…»[113]

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: Не отдавайте мне предпочтение перед Мусой[114], ибо, поистине, в День воскресения [все] люди будут поражены [насмерть], и я буду поражён вместе со всеми, [однако] я оживу первым и увижу Мусу, [который будет] держаться за одну из опор престола [Аллаха], и я не знаю, оживёт ли он раньше меня, или ему воздастся за то, что он уже был поражён [в земной жизни, когда рассыпалась] гора[Бухари, № 2412; Муслим, № 2374].

Кроме того, всё это не противоречит смыслу слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего, что в День воскресения он будет господином потомков Адама, как не противоречит смыслу его слов: «…и я отложил третью просьбу до того Дня, когда я займу место, [занять которое] пожелают все люди и даже Ибрахим»[Муслим, № 820].

Поскольку Ибрахим (мир ему) являлся достойнейшим из посланников после Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), каждому молящемуся было велено поминать его во время произнесения слов ташаххуда[115]. Сообщается, что Ка‘б ибн ‘Уджра (да будет доволен им Аллах), сказал:[Однажды люди] сказали [Пророку (мир ему и благословение Аллаха)]: «О Посланник Аллаха, мы уже знаем, как приветствовать тебя, но как нам обращаться к Аллаху с мольбами за тебя?» [На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха)] сказал: «Говорите: “О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, благословляй[116] Мухаммада и семейство Мухаммада, как благославлял Ты семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!”»[Бухари, № 4798].

لآ ىلع تيلص امك دمم لآ ىلعو دمم ىلع ىلص مهللا

دمم لآ ىلعو دمم ىلع ىلص مهللا . ديم ديح كنإ ميهاربإديم ديح كنإ ميهاربإ لآ ىلع تيلص امك

Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля али Ибрахима, иннака Хамидун, Маджид! Аллахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля али Ибрахима, иннака Хамидун, Маджид

В Коране сказано: «…и Ибрахима, который полностью выполнил [всё, что было ему велено]» (53:37). Как указывают толкователи, это значит, что он выполнял все веления Аллаха и обладал верой в полном смысле слова, благодаря чему помнил и о самом важном, и о второстепенном.

Толкуя слова Аллаха «И [вспомни, как] испытывал Ибрахима Господь его [Своими велениями], а тот выполнял их»(2:124), Ибн ‘Аббас сказал: Аллах подверг его испытанию, [возложив на него обязанности, связанные с] очищением. Пять [из них] касались головы, а пять [других] — тела. [Что касается] головы, [то ему было велено] подстригать усы, прополаскивать рот, пользоваться зубочисткой, промывать нос и делать пробор. [Что же касается] тела, [то ему было велено] подстригать ногти, сбривать волосы с лобка, делать обрезание, выщипывать волосы под мышками и подмываться после удовлетворения большой и малой нужды[Тафсир Табари, т. 1, с. 572; аль-Хаким, т. 2, с. 266].

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах),, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Естественными являются пять [вещей]: обрезание, сбривание волос [с лобка], подстригание усов, подстригание ногтей и выщипывание волос под мышками[117][Бухари, № 5889; Муслим, № 257].

Из этого следует, что искренняя вера в Аллаха и великие дела поклонения не мешали ему (мир ему и благословение Аллаха) должным образом следить за своим телом, и всё это имеет отношение к великой хвале, что воздал Ибрахиму Аллах, Который сказал: «…и Ибрахима, который полностью выполнил [всё, что было ему велено]».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь