Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Утром в субботу 28 января 1950 года шестой Любавичский Ребе Йосеф-Ицхок Шнеерсон ушел от нас на вечный покой.



Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон был охвачен печалью. И месяцы спустя при каждом упоминании о тесте глаза его наполнялись слезами. Будучи естественным наследником, он все же решительно отказался принять на себя обязанности «Ребе». Прошел целый год, прежде чем он уступил просьбам, звучавшим со всех уголков мира, и официально принял на себя лидерство в Хабаде.

С самого начала было ясно, что он собирается продолжать работу, начатую тестем, чтобы дотянуться до каждого еврея, как бы далеко географически и духовно он ни был, и заключить его в братские объятия.

7 февраля, ровно через десять дней после кончины Ребе Йосефа-Ицхока, Ребе назначил раввина Михоела Липскера своим шалиахом (посланником) к евреям Марокко.

Институт шлихус — посланников, несомненно, наиболее революционный вклад Ребе в жизнь современных евреев. Не будет преувеличением сказать, что во второй половине XX века это нововведение изменило лицо иудаизма.

Этот замысел одновременно и прост, и глубок. Ребе хотел дотянуться до каждого еврея на земле, чтобы внушить ему высокое чувство долга перед иудаизмом и осознание необходимости принести искупление миру. Но дотянуться до каждого еврея — задача для одного человека технически невыполнимая. И вот он созвал целую армию молодых мужчин и женщин и сказал им: «Я наделяю вас полномочиями действовать от моего имени. Когда вы уедете отсюда — в Нью-Джерси или на Аляску, в Бело-Оризонте или в Челябинск — это будет так, как будто я сам туда поехал и сам даю там уроки, обеспечиваю кошерность кухни или веду пасхальный сейдер».

Шлихус — юридическая концепция Торы, в соответствии с которой один человек может поручить другому выполнять что-либо вместо себя. Ребе взял эту идею Торы и сделал ее призванием и образом жизни десятков, а затем сотен и тысяч молодых семей.

Ребе не позволил своим шлухим такой роскоши, как бездумное подчинение его указаниям, наоборот, настоял, чтобы их программы и вся деятельность являлись результатом их собственных усилий и наклонностей, потребностей и условий окружения. Ребе — уникальный тип руководителя, который мог построить свою работу так, чтобы каждый шалиах в полной мере сознавал, что его или ее действия являются расширением личности самого Ребе, и это давало им силы побеждать непреодолимые в других обстоятельствах трудности, встречавшиеся на пути.

Ребе ощущал со шлухим особое родство. Кода в 1988 году не стало ре-бецн, в первую очередь он велел «известить [наших] детей, шлухим». И прежде чем покинуть свой офис в тот мартовский день 1992 года, когда его свалил инсульт, он привел в порядок свой письменный стол, на котором обычно лежали стопки книг и бумаг, оставив на его чистой поверхности только трехтомный альбом с фотографиями своих шлухим.

17 января 1951 года Ребе принял на себя руководство движением Хабад-Любавич и произнес традиционный маамар (речь об учении хасидизма) на собрании, посвященном первой годовщине кончины его тестя. На этом собрании он сказал:

«Здесь, в Америке, людям нравится, когда делают "заявления", желательно провокационные и шокирующие. Я не знаю, хорошо ли это, но, как говорили наши мудрецы, "когда придешь в город, поступай согласно его обычаям".

Три любви — любовь к Б-гу, любовь к Торе и любовь к ближнему — едины. Невозможно отличить одну от другой, ибо сущность их одна. А если в сущности это одно и то же, то каждая из них совмещает в себя все три.

Вот наше "заявление": если ты видишь человека, который любит Б-га, но у него нет любви к Торе и любви к ближнему, ты должен сказать ему о том, что и его любовь к Б-гу неполна. Если ты видишь человека, который любит только своего ближнего, ты должен приложить все силы, чтобы он полюбил Тору и Б-га, его любовь к ближнему не должна выражаться только в том, что он даст хлеба голодному и воды жаждущему — он должен стать ближе к Торе и Б-гу.

Когда эти три любви у нас станут как одна, мы, наконец, достигнем Искупления. Ибо поскольку это последнее изгнание вызвано отсутствием братской любви, окончательное и немедленное искупление будет достигнуто через любовь к ближнему».

На этом собрании Ребе заявил о том, что станет красной нитью его учения и деятельности. На нашем поколении лежит обязанность заставить плодоносить каждую цель творения. Эту обязанность учение хасидизма определяет как «создание жилища для Б-га в физическом мире». Наше поколение, сказал Ребе, должно возвестить миру Эпоху Мошиаха — эру добра и совершенства, которая является конечной целью тысячелетних усилий человека, и привести к свету тот Б-жественный образ, по которому и был создан человек.

Й. Хасидский феминизм


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь