Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Из письма Ребе президенту США Рональду Рейгану от 17 мая 1987 года



«Позвольте мне поблагодарить вас еще раз, господин президент, за ваше доброе поздравление по случаю моего недавнего дня рождения.

На меня большое впечатление произвела ваша декларация "День образования США" в связи с совместной резолюцией палат Конгресса Соединенных Штатов, и я искренне оцениваю подписание вами "Международного свитка Чести". Упоминание об "исторической традиции этических ценностей и принципов, бывших основой для общества с самого начала существования цивилизации, когда они были переданы Моисею Б-гом на горе Синай", есть жизненное воззвание ко всему человечеству».

В 1983 году Ребе начал распространять свою деятельность за пределы еврейской общины. Он дал своим хасидам указ вводить универсальное руководство Торы во всеобщую жизнь. В беседах того периода он объяснял, что в дополнение к функциям закона Торы как основы еврейской жизни есть еще и универсальная сторона Торы — так называемые «семь заповедей сынов Ноя», семь принципов, адресованных всем обитателям планеты.

Как Б-г «дал свет народам», так евреи должны сейчас считать своей миссией принести всем людям мира веру в Б-га. В течение многих веков, однако, обстоятельства, связанные с нашим изгнанием, не позволяли выполнять эту миссию. Но сейчас, сказал Ребе, подходящий период для того, чтоб оживить этот долго бездействующий аспект нашей жизни.

Й. Воскресные доллары

На протяжении всех 25 лет деятельности (три раза в неделю Ребе принимал своих приверженцев, мужчин и женщин, на «ехидусе» — частной аудиенции. Эти аудиенции, проводившиеся по воскресеньям, вторникам и четвергам, начинались вскоре после сумерек и продолжались всю ночь. Иногда последние из нескольких сотен визитеров оставались даже после обеденного перерыва. Некоторым из них для общения с Ребе выделялось всего несколько минут, но все уходили с полным ощущением, что все время, проведенное с ним, пусть даже короткое, Ребе принадлежал только им, сосредоточившись на их индивидуальных проблемах.

Число искавших совета и благословения Ребе продолжало расти, так что вскоре даже людям с экстренными случаями, чтобы попасть на ехидус, приходилось ждать по нескольку месяцев. В конце концов это число выросло настолько, что больше не было возможности принять всех. Индивидуальные контакты с Ребе приняли теперь форму переписки: ежедневно в его офис на Восточный бульвар, 770 в Бруклине прибывали целые мешки с почтой, и каждое письмо им было лично вскрыто и прочитано.

В 1986 году Ребе начал проводить еженедельную «гостевую линию». Каждое воскресенье в помещении возле своего офиса он размещал около тысячи мужчин, женщин и детей, желавших увидеть его и получить благословение. Многие использовали эту возможность, чтобы задать волнующий вопрос, получить совет. Каждому из них Ребе давал «долларовый билль» — один доллар для передачи нуждающимся и благословение, отныне определявшие статус получающих их как персональных агентов Ребе, его посланников (шалиахов).

Ребе объяснял этот обычай, цитируя своего тестя и наставника шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхока, который часто говорил: «Когда два человека встречаются, третьему от этого должна быть польза». Ребе желал возвысить каждого из тысяч людей, приходящих к нему, и вовлечь их в нечто большее, нежели встреча двух людей. Он хотел, чтобы каждый получал импульс действовать ради заповеди, особенно заповеди, затрагивающей и другого.

Для приходящих на встречу с ним самый поразительный феномен был в том, что Ребе оставался в рабочей форме в течение восьми часов без перерыва, и каждый чувствовал, что Ребе находится здесь только для него одного. Это было чувство, будто он или она — единственный посетитель за день.

Как-то одна пожилая женщина не выдержала и спросила: «Ребе, как вы это делаете? Как вы не устаете?» Он улыбнулся и ответил: «Каждая душа — это бриллиант. Как можно устать, пересчитывая бриллианты?»

Й. Смерть Ребецн

Из письма Ребе

«Когда близкий уходит в мир иной, повинуясь Б-жьему желанию, те, кто остаются, не могут созерцать его глазами или слышать. Тем не менее, душа в мире Истины видит и слышит, и когда она видит, что ее близкие печалятся больше, чем стоит, о ее физическом отсутствии, душа страдает. И наоборот, если она видит, что после периода траура, предписанного Торой, жизнь родных возвращается в свое обычное русло, и она полна позитивных деяний, душа может отдыхать в умиротворении».

В среду 10 февраля 1988 года (22 Швата 5748 года) после скоротечной болезни скончалась жена Ребе Хая-Мушка Шнеерсон. Не дожив год до 60-летнего юбилея супружеской жизни с Ребе. Накануне ночью она почувствовала недомогание. Когда ее доставили в больницу, она попросила стакан воды и прежде чем выпить ее, по традиции произнесла благословение: «Благословен Ты, Г-сподь... по чьему слову возникло все» — и с этими словами отдала душу своему Создателю.

Мудрая, эрудированная женщина, при всем своем высоком положении ребецн Хая-Мушка была непретенциозна и скромна. До самой кончины о ней мало что было известно кроме того, что она была верной спутницей и сподвижницей своего великого мужа. Но когда она покинула этот мир, знавшие ее сочли своим долгом рассказать о ней, конечно, не нарушая воли покойной, не желавшей афишировать свою частную жизнь и тщательно скрывавшей ее от посторонних взглядов.

На кладбище ее сопровождали около 15 000 человек. Похоронили ее рядом с отцом, шестым Любавичским Ребе Йосефом-Ицхоком Шнеерсоном. В память о жене Ребе основал фонд, который продолжает свою деятельность и поныне, выполняя задачи, связанные с социальными и образовательными нуждами женщин.

После кончины жены Ребе глубоко обсуждал тему смерти: как смерть человека может послужить направлением к позитивному действию, какие уроки можно извлечь из жизни и деяний покойного, чтобы увековечить его или ее память, как сказано: «И живущий возьмет в свое сердце».

Детство, женитьба, работа, религия, болезнь — все это в учении Ребе приобрело новое значение. То же касается концепций смерти и траура.

Ребе отметил: Тора определяет конкретные периоды для траура по ушедшему его близких родственников. Для первого дня обязателен один набор траурных церемоний, другие законы относятся к первым трем, семи дням, месяцу и году. Но по сути не является ли траур в большей степени чувством, нежели действием? Как в таком случае, спрашивали у Ребе, человек может быть «проинструктирован» в трауре?

Или он может уменьшить интенсивность своей скорби?

Смерть, как объясняет Ребе, феномен, столь разрушающий наше самоощущение, что мы не можем поставить ее на один уровень с другими явлениями бытия. Только наша сверхмиссия по отношению к сверхрациональному Б-жьему закону может дать нам силы для того, чтобы сохранить свою скорбь, не подавляя ею всю остальную нашу жизнь.

Согласно вышеуказанной концепции Ребе видит в смерти не конец жизни, но начало ее новой, более высокой стадии. Для души жизнь продолжается. Освобождаясь от физических ограничений, она может выразить свою духовность и чистоту, не отягощенную телом.

Так же, если мы понимаем жизнь не как простое существование, но как поступательный прогресс с его последовательными достижениями, человек может жить, осознавая, что душа и тело разделены, и при этом совершать конструктивные и Б-жественные дела. В этом случае смерть сама по себе становится формой жизни.

В конечном итоге основой еврейской веры является вера в то, что с приходом Мошиаха те, кто умрут, перейдут в вечную жизнь. Эта смерть — лишь временный этап перед обновлением и наступлением новой фазы жизни, это приготовление к великому завтра.

Й. Конец холодной войны


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь