Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Из выступления Ребе осенью 1989 года



«От природы мужчина наделен большей агрессивностью, чем женщина. Назначение этого качества - обеспечить осуществление главной функции мужчины в жизни как "покорителя" материального мира с целью превращения его в дом Б-га.

Из этого не следует, что женщина не участвует в преобразовании "внешнего" мира. В дополнение к ее основной роли носительницы духа благочестия внутри себя, в своем доме и в обществе ее влияние распространяется далеко за эти пределы. И когда она выходит за эти пределы, она делает это со свойственными ей женственностью, достоинством и благородством».

В 1953 году Ребе основал Lubavitch Women's Organization — Организацию любавичских женщин, открыв революционную главу в истории еврейских женщин вообще и хасидских в частности. Намеренно отходя от устоявшейся тенденции давать еврейское образование только мужчинам и мальчикам, Ребе в равной мере адресовал свое учение обоим полам, добиваясь, чтобы женщины наравне с мужчинами исполняли обязанность изучать Тору, овладевать ее эзотерической «душой» и таким образом познавать Б-га, воспитывать в себе любовь к Б-гу и благоговение перед Ним.

Когда на борьбу с ассимиляцией он отправлял молодые супружеские пары, то знал, что вести эту борьбу жена будет бок о бок с мужем, общаясь с евреями и знакомя их с наследием народа. Когда он посылал студентов ешив Хабада на улицы, чтобы надевать на еврейских мужчин тфилин, молодых женщин он посылал в супермаркеты, школы и больницы раздавать еврейским женщинам субботние свечи. При этом он настаивал, чтобы хасидские женщины соблюдали цниус (скромность) в одежде и поведении, что было отличительной чертой еврейской женщины во все времена.

«Феминизм» в общепринятом смысле этого слова для 1953 года идея не новая, хотя его главные достижения все еще вопрос будущего. Разные версии феминизма традиционно отвергали роль женщины, которая существует в пределах проблем внутри дома, и призывали к борьбе с господством мужчин в «общественной», социальной, экономической и политической областях. Подход Ребе уникален тем, что революционером в таком смысле он не был. Напротив, он был горячим защитником традиционной роли женщины как главной опоры дома, утверждая, что Создатель отвел мужчинам и женщинам разные роли сообразно их специфическим наклонностям и качествам. Ребе говорил, что для женщины отвергать свою природную женственность, стремясь реализоваться в мужской роли, означает лишать себя ценнейшего потенциала и места его реализации.

Ребе осуществлял свою «революцию», возвращая людей к традиции. Ссылаясь на учения Кабалы и хасидизма, он доказывал, что роль женщины важна, как и роль мужчины, иногда и важней. Он аргументированно доказывал: предписываемая Торой роль женщины включает и создает «внешние» причины для развития способностей женщины, которые полностью согласуются с традиционным идеалом: «Величие дочери царя — у нее внутри» (Теилим, 45:14).

Женщина, говорил Ребе, тоже должна стремиться преобразовать мир в «дом Б-жий». Но она должна делать это с характерной для нее женственностью: не как «покорительница», а как воспитательница, не «превращая тьму в свет», а проявляя Б-жественное сияние, скрытое в каждом Б-жьем создании.

Й. Технологии

Из выступлений Ребе зимой 1966 года

«Наши мудрецы говорили: "Все, что Б-г создал, создано во славу Его". Это применимо и к научным открытиям последних лет: их назначение -добавить славы путем использования их для святых дел, для Торы, для заповедей...

Использование радио для изучения Торы создает особые удобства. Если даже человек не очень настроен идти в школу и присутствовать на уроке или он включил радио просто для того, чтоб послушать что-нибудь, слова Торы дойдут до него.

Более того, даже там, где нет людей, которые услышали бы эти слова, и даже нет радиоприемника, слова эти все равно проникнут туда в процессе "распространения родников Б-жественной мудрости по всему миру"».

Вечером в субботу 31 января 1960 года нью-йоркская радиостанция WIVD начала вешание новой еженедельный программы — в эфире зазвучал урок хасид-ской Тании (основополагающий мисти-ко-философский труд хасидизма).

Готовила эту передачу группа учеников Ребе, а ее главным редактором был он сам. Он же был ее страстным слушателем и спонсором. Когда группа представила Ребе первый сценарий программы, он вернул его, снабдив замечаниями и комментариями, присовокупив 100 долларов в качестве платы за эфир.

Слыша критику со стороны тех, кто считал, что радио и телевидение — это зло и святые слова Торы «загрязняются» при передаче их через техническое устройство, Ребе отвечал, цитируя фундаментальный принцип еврейской веры: все было создано Б-гом для того, чтобы служить Его цели творения. Человек, обладающий свободой выбора, мог бы использовать творения Б-га во зло, но его прямое назначение — открывать Б-жественную мудрость и доброту.

Хасиды Ребе не нуждались в дополнительных стимулах. В течение последующих четырех десятилетий они часто находились на переднем крае средств телекоммуникации, прилагая все силы для «распространения родников Б-жественной мудрости по всему миру».

В 1970 году, в 20-ю годовщину руководства Ребе, хасиды Лондона, Израиля и Мельбурна связались по телефону с штаб-квартирой Всемирной организации Хабад-Любавич в Нью-Йорке, чтобы принять участие в фарб-ренгене, который впервые транслировался в живом эфире. К этой передаче по телефону подключались все новые и новые местные организации — крупные центры стали выполнять роль узлов, к которым подключались более мелкие, донося слова Ребе до десятков мест и тысяч слушателей. Современному человеку этот замысел может показаться довольно простым, но технические средства, которые использовались для его осуществления в 1970 году, только что появились, была революционна и сама эта идея.

Дополнительные возможности дальнего вещания фарбренгена появились спустя 10 лет, когда стали доступны спутниковые и кабельные каналы телевидения, доносящие информацию до каждого дома и крупного центра движения Хабад.

В 1988 году, задолго до того как Интернет приобрел свою нынешнюю популярность, любавичский хасид, раввин Йосеф-Ицхок Казен занялся «распространением родников» через Фидонет, дискуссионную онлайновую сеть, несколько тысяч узлов которой раскинулись по всему миру. Ребе поддержал его начинание, и когда раби Казен в 1990 году спросил у него, заложить ли начало присутствия Хабада в Интернете, Ребе безоговорочно поддержал и эту идею.

Й. Бунт


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь