Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Из обращения Ребе в 1974 году
«Танк попадал в колдобины и выбоины, но просто пересекал их, чтобы переехать на другую сторону. Сила танка просто сломила железный барьер. Такова задача нашего "танка": если есть духовные колдобины и выбоины или даже барьер, - вещи, которые не ассоциируются в сознании со святостью, в любом случае надо идти и выполнять свою миссию - изгонять дьявола и приносить добро и Б-жественность в мир». В 1974 году на улицах Манхэттена люди с удивлением стали встречать странную повозку, которая привлекала всеобщее внимание даже среди шума и гама толпы. То был странный фургончик вроде варьете. Его задняя дверь вращалась, открывая взору большой деревянный стол, две скамьи и молодых бородатых мужчин в черных шляпах. Из громкоговорителя, укрепленного на крыше, перекрывая грохот Манхэттена, звучал четвертый выпуск попурри из хасидских песен. Большие плакаты на стенках движущегося фургончика провозглашали: «Танк Заповеди», «Тфилин в дороге», «Заповедь на месте для идущих людей»... Ребе разослал свои «танки» на поле битвы за душу американского еврея. Значительная часть американских евреев перестала накладывать тфилин и молиться, и Ребе «понес тфи-лин в массы». Он посылал своих студентов, чтобы они останавливали на городских улицах первого же встречного еврея. «Простите меня, сэр, — должен был сказать посланник, — вы еврей?» Получив утвердительный ответ, он должен был продолжить: «Вы хотели бы надеть сегодня тфилин? Это заповедь». И еврей приглашался в фургончик, где ему помогали надеть на руку и голову тфилин и произнести краткую молитву. Если встречалась женщина, она получала в подарок набор из подсвечника, свечей и брошюры с подробной информацией о зажигании субботних свечей на иврите и английском, где объяснялась важность соблюдения Субботы в еврейском доме. Потом эти люди получали литературу, из которой узнавали о хасидизме, о «мицва-кампаниях». Им содействовали в делах от приобретения мезузы до подбора для их детей одной из еврейских школ. Со временем вагончики были вытеснены разборными домиками, экипированными книжными полками и комфортабельными сиденьями для непродолжительных дискуссий или импровизированных занятий. Концепция при этом оставалась прежней: выходить в мир навстречу евреям и помогать им выполнять заповеди. Слово «мицва» означает «заповедь». Тора содержит 613 мицвойс — священных заповедей для еврея. В этом слове заключено и значение связи: действие, которое человек исполняет перед Б-гом, заповедовавшим ему это действие, связывает их — человека и Б-га. До «Кампании заповеди», проведенной Ребе, понятие «мицва» носило характер частного действия, совершаемого религиозным евреем дома или в синагоге, поэтому акция Ребе вызывала немало удивления. Что за идея исподнять заповеди по пути на ужин в некошерном ресторане?.. Заповеди рассматривались как детали, из которых складывался стиль еврейской жизни, бессмысленные при невыполнении всего остального. Ребе же видел это по-другому — как связь между человеком и Б-гом, как мост между Создателем и его творением. Заповедь — действие космического значения, безграничного проникновения в себя. Цитируя Маймонида, Ребе неустанно повторял: один человек, выполняющий одну мицву, может это делать, задействовав все свои силы, и приносить таким образом спасение целому миру. Й. Болезнь Ночью веселого праздника Шмини Аце-рес в 1977 году, 4 октября, когда Ребе праздновал вместе с тысячами хасидов в своей синагоге, его пронзила сильная сердечная боль. После этого приступа он долгое время не выходил из своего офиса, и только пять недель спустя, в первый день месяца Кислен, наконец возвратился домой. Эта дата была справедливо названа хасидами «Днем празднования и благодарения». Доктора пугали Ребе: если он продолжит столь активный образ жизни, то на 60 процентов вероятно, что приступ повторится... Но Ребе и в этом прогнозе видел лишь положительную сторону: доктора гарантировали 40 процентов, что его здоровье будет в порядке. Двумя годами раньше, летом 1976-го, группа израильских инвалидов — ветеранов войны, прибывшая в Америку по программе, которую спонсировало израильское Министерство обороны, посетила Ребе. 10 больших фургонов транспортировали их инвалидные коляски от нью-йоркской гостиницы до синагоги Ребе на Восточном бульваре Бруклина. В течение нескольких минут Ребе шел среди них, направо и налево пожимая протянутые руки, даря улыбки, беседуя. Он обратился к ним на иврите, извиняясь при этом за свой акцент. «Если человек потерял частично свою дееспособность или какой-то орган тела, само это указывает, что Б-г дал ему специальные силы и полномочия, чтобы преодолеть различные ограничения и превзойти достижения обычных людей. Вы не инвалиды, но особенные и уникальные люди, поскольку обладаете потенциалами, отсутствующими у остальных людей. Поэтому я предлагаю, чтобы впредь вы не называли себя "инвалидами", но назывались "особенными людьми", — этот термин более точно определяет то, что вас отличает». В 1976-м подобный подход еще не был широко распространен, и официальные термины, определявшие состояние таких людей, в частности среди врачей, носили по своей сути скорее негативный характер. Но Ребе задействовал древнее хасидское утверждение: «Думайте о хорошем и будет хорошо». Действительно, лицо Ребе, обращенное к людям, потерявшим здоровье, защищая свой народ, лучилось теплом, весельем и оптимизмом. Многие из них позже говорили, что с момента получения тяжелой травмы или увечья это был первый раз, когда другой человек их встретил такой естественной реакцией и взгляд его не был взглядом жалости, вины или отвращения. Но когда Ребе вернулся в свою комнату, его личный секретарь видел, насколько он был подавлен. Прошла целая неделя, по словам секретаря, пока Ребе оправился от потрясения. Й. Человечество |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы