Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роман «Господа Головлёвы». Эволюция образа Арины Петровны. Поэтика.
Роман является социально-философским. Показана типичная ситуация для дворянской семьи. Особенности существования семьи до отмены крепостного права и после его отмены. В построении романа – одна и та же тема – отцов и детей. Веха – 1861 реформенный год. Воссоздавая историю русского деспотизма, СЩ прибегает к фантастике, гиперболе и гротеску. «ГГ» - художественное исследование одной семьи. В романе не раз встречается пейзаж Головлева: «Все глядело сумрачно, говорило об угнетении». Летом «Жар так и окачивает сверху горячей волной», «даже деревья стоят понурые и неподвижные, словно замученные», весна также неприятна и мрачна. Головлевы: Арина Петровна; муж-алкаш, ненавидящий ее; Степка-балбес; Пашка-тихоня, Порфиша (он же Иудушка); Аннушка (сбежала из дома с каким-то корнетом, рано умерла, оставила дочерей Анниньку и Любиньку). У Порфирия тоже было двое сыновей. Главы: «Семейный суд», «По-родственному», «Семейные итоги», «Племяннушка», «Недозволенные семейные радости». Центральная проблема – проблема семьи. Образ А.П. делится на 2 части: жизнь до реформы и традиции этой семьи. Выясняется, что она оказалась лишь более деятельной, чем ее предшественники. С.Щ. показывает, что вопрос о наследстве превращает это семейство в собрание людей, которых никак не назовешь родными. Внутри семьи – отчуждение. Для А.П. переломным становится 1861 год. Например, Тургенев показывает лучших из дворян, их реакцию на происходящее. Щедрин же изображает провинциальных консервативных дворян, чего они ждали и боялись. Опасения подвигли А.П. на роковой шаг: она решила разделить свою собственность. Вся беда в том, что она (по Щедрину) напугана была общественными опасениЯми. Фактор разорения АП – привычка быть авторитетом в своей семье. Она , рассчитывала, что произведет лишь формальное разделение между детьми, но дети, получив земли, бунтуют против нее. С ней остается лишь муж. АП владеет значительной частью собственностью, а этот капитал и в пореформенной России может принести прибыль. В произведении также рассказывается о том, как АП из властной, своенравной помещицы превращается в провинциалку, показывается ее внутренний мир. Когда у нее было богатство, она была деспотична, почти не питала родственных чувств к детям, любви к супругу. Автор показывает, что эта черта порождается обществом. И лишь когда она утрачивает свой авторитет, то становится человечной, в ней пробуждаются чувства. Она видит свою вину перед детьми, понимает, что жизнь в поместье гибельна для ее внучек и позволяет им покинуть поместье, чтобы они могли найти свое счастье. Тема проклятья также походит через весь роман. Первый раз: когда решалась судьба Степана на семейном совете. Иудушка подговаривает мать, что от Степана нужно потребовать бумагу о том, что он не будет претендовать на наследство. АП спрашивает Иудушку о том, куда же денется Степан. Тот говорит уклончиво, прямого ответа не дает. АП чувствует подвох и формально говорит о лишении родительского благословения. Второй раз: во время похорон Павла. Автор пишет, что в этой сцене перед ней будто бы проливается какой-то свет и с этого момента начинается ее прозрение. Ее внутренний суд над Иудушкой свершился. В маленьком имении АП живет без душевных сил, жизнью скудной и непривычной для нее. Ради общественного авторитета Иудушка пытается наладить отношения с матерью. Он начинает пересылать ей подарки (ничего не значащие безделушки). Мать давно поставила на нем крест, но ей хочется душевного тепла, поэтому она идет на примирение. Временное повествование своеобразно. Целая эпоха занимает несколько строк, а один день (день приезда Петьки) может растянуться на целую главу. Ему грозит суд и нужны деньги, но у АП их нет. Вот тогда она произносит проклятие, но неясно, кому его отсылает. С этого момента компромисса быть не может. СЩ показывает закономерность: чем больше он связан с собственностью, тем меньше он человек ( и наоборот). На протяжении романа АП чувствует бессмысленность своей деятельности. Во имя стяжания сгублены души тех, для кого совершались накопления. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы